Красноярск, 2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Advertisements

Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.

Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАКЕТА ПРОГРАММ «STEP+» Численное исследование автономных систем обыкновенных дифференциальных уравнений и нелинейных уравнений общего вида.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Развивающая викторина для детей "Самый-самый " Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 ст. Беломечётской.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Типовые расчёты Растворы
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
Напряжения и деформации в сварных швах ТЕМА УРОКА 1.
ЕГЭ по математике – 2013 год Методические рекомендации.
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику Посвящается…
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
3 Законы Кирхгофа справедливы для линейных и нелинейных цепей при постоянных и переменных напряжениях и токах.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Транксрипт:

Красноярск, 2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет

Моделирование процессов и объектов в металлургии Красноярск, 2008

УДК669: ББК М74 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Моделирование процессов и объектов в металлургии» подготовлен в рамках инновационной образовательной программы «Многоуровневая подготовка специалистов и инновационное обеспечение горно- металлургических предприятий по сертификации, управлению качеством, технологической и экономической оценке минерального, вторичного и техногенного сырья», реализованной в ФГОУ ВПО СФУ в 2007 г. Рецензенты: Красноярский краевой фонд науки; Экспертная комиссия СФУ по подготовке учебно-методических комплексов дисциплин М74Моделирование процессов и объектов в металлургии. Презентационные материалы. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : наглядное пособие / Б. М. Горенский, Л. А. Лапина, А. Ш. Любанова, Р. А. Шигапов. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, – (Моделирование процессов и объектов в металлургии : УМКД / рук. творч. коллектива А. Ш. Любанова). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования : Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 3 Мб свободного дискового пространства ; привод DVD ; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Microsoft PowerPoint 2003 или выше. ISBN (комплекса) ISBN (пособия) Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» от г. (комплекса) Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» от г. (пособия) Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Моделирование процессов и объектов в металлургии», включающего учебную программу, конспект лекций, лабораторный практикум, методические указания по самостоятельной работе, методические указания по выполнению курсовой работы, контрольно-измерительные материалы «Моделирование процессов и объектов в металлургии. Банк тестовых заданий». Представлена презентация (в виде слайдов) теоретического курса «Моделирование процессов и объектов в металлургии». Предназначено для студентов направления подготовки магистров «Металлургия» укрупненной группы «Материаловедение, металлургия и машиностроение». © Сибирский федеральный университет, 2008 Рекомендовано к изданию Инновационно-методическим управлением СФУ Разработка и оформление электронного образовательного ресурса: Центр технологий электронного обучения информационно-аналитического департамента СФУ; лаборатория по разработке мультимедийных электронных образовательных ресурсов при КрЦНИТ Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного продукта запрещается. Встречающиеся названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрированными товарными знаками тех или иных фирм. Подп. к использованию Объем 3 Мб Красноярск: СФУ, , Красноярск, пр. Свободный, 79

Оглавление Лекция 1. Общие сведения о математическом моделировании Лекция 2. Моделирование детерминированных процессов Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Лекция 5. Идентификация математических моделей Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов 4

Общие сведения о математическом моделировании Лекция 1.Общие сведения о математическом моделировании 5

Лекция 1. Общие сведения о математическом моделировании Аналогия – суждение о каком-либо сходстве объектов на основе их сравнения. Пример: Волны. АкустикаСвет 6

Лекция 1. Общие сведения о математическом моделировании Цели моделирования Изучение свойств Изучение свойств моделируемого объекта. Прогнозирование Прогнозирование поведения моделируемого объекта. Обучение и тренаж Обучение и тренаж специалистов. 7

Лекция 1. Общие сведения о математическом моделировании Моделирование Мысленное Наглядное Символическое Математическое 8

Лекция 1. Общие сведения о математическом моделировании Процесс математического моделирования Содержательная модель Формулирование законов, связывающих объекты модели 9

Лекция 1. Общие сведения о математическом моделировании Исследование математических задач, к которым приводит модель Проверка адекватности модели Модернизация модели в связи с накоплением новых знаний 10

Моделирование детерминированных процессов Лекция 2. Моделирование детерминированных процессов 11

Лекция 2. Моделирование детерминированных процессов Нормальный закон распределения случайной величины x F(x)F(x) 12

Лекция 2. Моделирование детерминированных процессов Функция распределения случайной величины: Плотность распределения вероятностей f(x): 13

Лекция 2. Моделирование детерминированных процессов Математическое ожидание непрерывной случайной величины: Дисперсия и среднее квадратическое отклонение: 14

Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов 15

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов f(x) = sin(15 x) 16

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Многочлен Лагранжа 17

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Формула Ньютона 18 L10(t) t

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Метод наименьших квадратов 19 Y(t) t

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов f(x) = sinx – 0,3x 20

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Метод половинного деления корней для f(x)=0 21 y a a1a1 b1b1 bx y=f(x) ζ f(a 1 ) f(b 1 )

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов z(x, y) = x 2 – y 2 22

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Метод дихотомии a b x*x* (a+b)/2 x1x1 x2x2 1-й шаг 23

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Метод дихотомии 2-й шаг a b x*x* x 1 x 3 (x 1 +b) x

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Мономодальная функция 25

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Мультимодальная функция 26 0,5 – 0,5 0,5

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Методы спуска 27

Лекция 3. Применение численных методов для анализа и расчета технических процессов Общая схема методов спуска: где – направление убывания; – шаг. 28

Управление техническими процессами в динамике Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике 29

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Каноническая задача ЛП: 30

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике 0 31

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике f(x)f(x) 0 32

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике 33

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике, k = 1, 2, …, m, = 0, если s j. 34

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Симплекс-метод 35

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Линейная независимость: 36

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Первая итерация 37

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике f 1 (x) – приведенное выражение для f(x). x (0) = (0, 0, 1, 2, 1) – начальная опорная точка. x 3, x 4, x 5 – базисные переменные. 38

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Вторая итерация Вводим x 2. Выводим x 4. Новые базисные переменные – x 2, x 3, x 5. Разрешающее уравнение: 39

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Новая опорная точка: x (0) = (0, 1, 2, 0, 2). 40

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Приведенное выражение для Приведенное выражение для f(x): 41 f 2 (x) = – ,5 x 1 + 2,5x 4. Ответ: x * = (0, 1, 2, 0, 2), f min = –17.

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Теория двойственности 42

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике Теоремы двойственности 1. Для любых точек справедливо неравенство: 43

Лекция 4. Управление техническими процессами в динамике 2. Точки x*, X, u, u*, U являются решениями задач (1) и (2) соответственно тогда и только тогда, когда справедливо соотношение двойственности: 44

Лекция 5. Идентификация математических моделей 45

Лекция 5. Идентификация математических моделей Структурная схема процесса идентификации 46 X(t)X(t) Y0(t)Y0(t) Ym(t)Ym(t) FmFm F0F0 q

Лекция 5. Идентификация математических моделей Критерий идентичности модели где q – минимум ошибки модели. 47

Лекция 5. Идентификация математических моделей Идентификация Структурная Параметрическая 48

Лекция 5. Идентификация математических моделей Критерии параметрической идентификации – модульный; – квадратичный; – показательный; 49

Лекция 5. Идентификация математических моделей Критерии параметрической идентификации – минимаксный; – взвешенный, где– заданные веса. 50

Примеры моделирования технических процессов Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов 51

Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов Процесс обжига молибденового концентрата Схема обжига в печи кипящего слоя 52

Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов Математическая модель Уравнения материального баланса: 53

Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов Уравнение теплового баланса где V – объем реакционного пространства печи; ρ – насыпная масса шихты и огарка; ε – порозность слоя; а 20 – коэффициент согласования MoS 2 и О 2, вступивших в реакцию; Cp 1 – массовая теплоемкость кипящего слоя. 54

Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов Процесс обжига катодов алюминиевого электролизера Пламенный обжиг мазутными форсунками/газовыми горелками 55

Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов Математическая модель 0 < x < L, 0 < t

Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов Т – среднеобъемная температура, С Т 0 – начальная температура конструкционных элементов, С; Т yx – температура уходящих газов, °С; В(t) – количество подаваемого топлива, кг/ч; t – время, ч; А 1, А 2, А 3, А 4, – теплофизические коэффициенты, зависящие от конструкции электролизера; λ – теплопроводность, Вт/(м°С); 57

Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов а = (с ) – коэффициент температуропроводности углеродистого материала; с – теплоемкость, Дж/(кг °С); ρ – плотность, кг/м; α – коэффициент теплоотдачи от нижней поверхности подового блока Вт/(м °С); T внутр – распределение температуры по толщине подового блока, °С; Т пов температура на поверхности подины, °С. 58

Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов Компьютерный тренажер 59

Лекция 6. Примеры моделирования технических процессов Процесс рудно-термической плавки Компьютерный тренажер 60