Научно-исследовательский семинар Навыки исследовательской работы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическое проектирование. Важно обсудить следующие вопросы: Какая у нас общая проблема? Каковы её значимые последствия? Какие факторы делают эту.
Advertisements

Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Ориентация учащихся на выбор физико- математического профиля. Выполнила работу: Александрович Е.П. Научный руководитель доктор пед. наук, профессор Румбешта.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
1 НИРС – научно-исследовательская работа студентов Требования для студентов, обучающихся на кафедре «Прикладная математика» Составил: И.Штурц.
Стандарты нового поколения и новое качество образования.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Заседание комиссии АВРЭМ по прикладной экономике 14 ноября 2012 г.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ӘЛ ФАРАБИ ИДЕЯЛАРЫ : ЗЕРТТЕУ АРҚЫЛЫ ОҚЫТУ НЕМЕСЕ ТАНЫМ ПРОЦЕСІНДЕГІ ӘРЕКЕТТІ ЗЕРТТЕУ Идеи Аль Фараби : обучение через исследование или исследование действий.
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ УЧЕНИК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Транксрипт:

Научно-исследовательский семинар Навыки исследовательской работы

zz Цель лекций (и НИС) Одно из самых важных качеств, которое ценит работодатель, это умение идентифицировать проблему, исследовать ее и предложить решение Исследовательские навыки – это transferable skills Как и другие навыки, их необходимо развивать

zz Цель лекций (и НИС) Комиссии по отбору кандидатов на Research Master или Ph.D. программы помимо разных сертификатов, аттестатов и рекомендательных писем смотрят на т.н. Research Proposal – Студент, который успешно прошел учебные курсы необязательно является перспективным исследователем – Почему? Возможно, его просто не учили, как проводить исследования

zz Цель лекций (и НИС) Заявки на гранты по академическим или прикладным исследованиям часто отклоняются – Эксперты сомневаются в квалификации авторов? – Или авторы не смогли убедить экспертов… Вы написали интересную, как вам кажется, работу – Но редактор журнала отказывается ее печатать

zz Содержание лекций Исследовательский процесс носит характер back and forth – Так же будут построены «лекции» Что такое исследование? Как его начать? – Выбор темы – Формулирование вопросов – Оценка их значимости

zz Содержание лекций Как работать с источниками информации? – Поиск научной литературы – Работа со статистическими базами Как писать текст? Как презентовать свое исследование?

zz Литература Booth W.C., Colomb G.G., Williams J.M. (2008) The Craft of Research. 3d ed. The University of Chicago Press. Thomson W. (2001) A Guide for the Young Economist. Writing and Speaking Effectively about Economics. The MIT Press. McCloskey D.N. (2000) Economical Writing. Waveland Press.

zz Введение Что такое «исследование»? Зачем нужна «письменная работа»? – Не забыть – Понять – Проверить – Процесс написания – это также процесс мышления (+ диалог с читателями!)

zz Введение Задумайтесь, для кого вы проводите исследование? – Для себя? (Например, собираетесь сделать ремонт в квартире…) – Если нет (академические исследования не могут быть «для себя»), то задумайтесь: Кто ваш читатель? Что он от вас ожидает?

zz Введение Зачем следовать правилам и традициям (письменной работы и презентации)? – Не место проявлять свою индивидуальность – Соответствовать спросу (ожиданиям) Выше вероятность успеха Возможность лучше понять свое исследование, ожидая определенные критические вопросы Формы складывались годами / десятилетиями: членам сообщества так проще понять друг друга

zz Исследователь и его читатель Школярская ошибка: «Профессор, вы знаете больше, чем я. Поэтому я просто собрал и скомпилировал много разной информации. Оцените мои усилия…» «Допустим, отлично. Только эта работа не нужна ни мне, ни вам…»

zz Исследователь и его читатель Если исследование – это диалог, то нужно заранее (перед написанием первого черновика) знать свою роль, и роль читателя Роль исследователя: – Нашел новую интересную информацию – Нашел решение важной практической проблемы – Нашел ответ на важный (фундаментальный) вопрос

zz Исследователь и его читатель Роль читателя: – Просто любопытный читатель (интересен данный вопрос, неважно почему) – Читатель, ищущий ответ на практический вопрос – Читатель, который хочет понять глубже определенную фундаментальную проблему Разные типы читателя предъявляют разные требования!

zz Исследователь и его читатель Просто любопытному читателю нужна интересная (развлекающая) информация и способ ее подачи Читателю-практику важно удостовериться, что исследование опирается на данные и методы, релевантные для решения специфической проблемы Читателя-академика нужно убедить, что исследование позволяет узнать что-то новое, без чего предшествующее представление о проблеме носит неполный характер. (Важно избежать вопроса «So what?» и реакции «I dont care!»)

zz Пример: накопление стабилизационного фонда Информация для любопытного читателя: – Правительство РФ создало СФ в 2003г., в то время как в Венесуэле…, объем СФ в России (на … 2011г.) составил Х млрд.руб., а в Норвегии… Ответ на практический вопрос: – В случае снижения цены нефти до 30 долл. за баррель и …, текущего объема СФ хватит на Х лет поддержания расходов государственного бюджета на текущем уровне Решение фундаментальной проблемы: – Анализ модели экспортоориентированной экономики показал, что, помимо снижения бюджетных рисков, СФ играет важную роль по сдерживанию инфляции (допустим, над этим никто не задумывался…)

zz Исследователь журнал читатель В академической среде промежуточное звено между исследователем и читателем – это научный журнал – Почему журнал, а не монография? – Почему peer-reviewed journal? – Почему на английском языке? Редактор журнала не примет статью к публикации, если он не уверен, интересна ли она его читателям

zz Перед тем, как приступить к исследованию Кто ваш читатель? – Читатель, который не знаком с данной темой – Хорошо осведомленный в вопросе читатель – Профессионал, требующий соблюдения (академических) традиций Что от меня ожидают? – Новых фактов – Решения конкретной практической проблемы – Чего-то, позволяющего понять что-то

zz Перед тем, как приступить к исследованию Что уже знает читатель? – Что знает читатель в данной области (теме)? – Осознает ли читатель, что такая проблема существует? – Проблема интересует не только меня? – Надо ли убеждать читателя, что проблема – важная? Как отреагирует читатель на предложенное решение проблемы? – Будет ли решение противоречить тому, что уже известно? В чем? – Какие стандартные аргументы могут быть выдвинуты против моего решения? – Интересуют ли читателя то, как я пришел к решению проблемы?

zz Как выбрать направление исследования? Если вы студент 2го курса бакалавриата, то… Но вы уже сделали выбор в пользу макроэкономики (даже если вы мало о ней знаете…) Тогда вам лучше ориентироваться на интересы научных руководителей Но стоит ли сразу соглашаться на предложенную вам тему? – Скорее всего, руководитель предложит тему, в которой он уверен (в математике и физике так обычно и происходит) – Но вы должны быть уверены, что «потянете» тему (зависит от вашей базовой подготовки + нужны дополнительные курсы) – Вы сами должны пройти все последующие стадии (см. ниже, тема вопросы постановка проблемы …)

zz Как найти проблему (тему) исследования? Выберите тему (не слишком широкую) – Слишком широкая: «Взаимодействие фискальной и монетарной политики» – Нормальная: «Взаимодействие фискальной и монетарной политики и оптимальная степень консервативности центрального банка в экспортоориентированной экономике» Сформулируйте разумное количество вопросов в рамках выбранной темы (см. ниже)

zz Как найти проблему (тему) исследования? Определите методы исследования и способ представления результатов, зная кто ваш читатель Убедитесь, что вы сможете добыть данные (статистику, релевантную информацию,…) для ответа на поставленные вопросы

zz Стоит ли выбирать тему, связанную с Россией? Плюсы: – Вам это особенно интересно – Вы больше знаете о своей стране, чем иностранные исследователи – В России мало качественных исследований во всех областях экономики – Если вы в будущем займетесь практическими вопросами Минусы: – С данной темой сложно выйти на международный академический рынок (и продолжить на PhD) – В России мало качественных исследований (и исследователей!) изоляция – Проблема со статистикой Компромисс: – Покажите, что выбранная проблема относится не только к России – Выборка стран, включающая Россию

zz Вы не один кто пишет курсовую/ВКР/магистерскую диссертацию в ВШЭ/Москве/… Если вы общаетесь только с руководителем – вы столкнетесь с отсутствием у него времени – будете знакомы только с его идеями и получите только его оценку (до защиты) – если вы к нему не приходите, он о вас не вспоминает – руководитель не любит (и не должен!) тратить время на сырой текст Обсуждайте свое исследование на всех стадиях с вашими одногруппниками, студентами старших курсов,… Создайте свою академическую среду!

zz От темы к вопросам Если в исследовании не ставятся вопросы, на которые автор ищет и находит ответы, то это НЕ исследование! (So What?) – В академической среде часто говорят про выдвинутые гипотезы (не обязательно эмпирические) и их проверку Типичная ошибка: сразу после выбора темы начать подбирать библиографию, собирать данные,… не сформулировав для себя конкретные вопросы. Вы утонете в море информации! – Знать шире, чем ваша тема, и быть более эрудированным – безусловно полезно. Стремитесь к этому. Но не забывайте, что как и любой проект, исследование требует time management! Собирайте информацию, которая поможет вам ответить на ВАШИ вопросы

zz От темы к вопросам Пример: «Взаимодействие Ф и М политики и оптимальная степень консервативности ЦБ в экспортоориентированной экономике» Вопросы по истории проблемы – Где место моей проблемы в более общей теме? Какие еще существуют проблемы построения макроэкономической политики? Как они связаны с моей? – Какова внутренняя история развития моей темы? Когда и почему возник вопрос взаимодействия политик? Вопрос консервативности ЦБ? Какие аспекты взаимодействия рассматривались? Как развивалась методология исследования ВФМП?

zz От темы к вопросам Пример: «Взаимодействие Ф и М политики и оптимальная степень консервативности ЦБ в экспортоориентированной экономике» Вопросы по структуре – Что представляет собой структура, внутри которой может рассматриваться моя проблема? Как работает вся система? Рассматриваются ли проблемы ВФМП и консервативности ЦБ изолированно (самостоятельно) или в контексте общего экономического равновесия? Если в контексте ОЭР, то как данный блок модели связан с остальными?

zz От темы к вопросам Пример: «Взаимодействие Ф и М политики и оптимальная степень консервативности ЦБ в экспортоориентированной экономике» Вопросы по категориям – Как тема может быть разбита на типы (подтемы)? Какие бывают виды взаимодействия политик? В каких экономических системах это рассматривается? – Как ваша тема соотносится с похожими? Как проблема консервативности ЦБ связана с проблемой динамической несогласованности? Как связан анализ ВФМП с проблемой построения оптимальной макроэкономической политики?

zz От темы к вопросам Пример: «Взаимодействие Ф и М политики и оптимальная степень консервативности ЦБ в экспортоориентированной экономике» Переформулируйте утверждение в отрицание – Важна ли степень консервативности ЦБ в определении наилучшего типа взаимодействия фискальной и монетарной политики? – Важна ли степень консервативности ЦБ в выборе режима монетарной политики в экспортоориентированной экономике?

zz От темы к вопросам Пример: «Взаимодействие Ф и М политики и оптимальная степень консервативности ЦБ в экспортоориентированной экономике» Что если? и другие спекулятивные вопросы – Что изменилось бы, если ваш вопрос не существовал? Какие проблемы возникают, если мы анализируем монетарную политику изолированно от фискальной? – Как изменится ваш вопрос если изменить его контекст? А как бы проводился анализ и что мы ожидали бы получить, если бы рассматривали не экспортоориентированную экономику?

zz От темы к вопросам Вопросы, которые вы можете найти в источниках – Автор сформулировал и доказал утверждение Подумайте как его развить, обобщить,… Будет ли обобщенное утверждение или утверждение в другом контексте справедливо? Можно ли привести альтернативные и не менее важные аргументы в пользу (против) данного утверждения? – Читайте заключения! Авторы часто предлагают направления дальнейших исследований

zz От темы к вопросам Вы сформулировали ряд вопросов – Не беритесь сразу за все! Одна статья – один вопрос (2, 3, но не 10) – Исключите вопросы если возможные ответы на них это просто факты носят сугубо спекулятивный характер ставят в тупик (иногда это нетривиально)

zz От вопроса к его значимости Вопросы, на которые вы хотите ответить, могут не интересовать никого кроме вас – Или остальные просто не осознают их важность – Тогда их нужно в этом убедить! Перед тем как искать решение проблемы, убедитесь, что она важна не только для вас, и (или) вы знаете как убедить других в ее значимости

zz От вопроса к его значимости Вопрос не является «значимым», если вы не первый, кто его задает, и ваш ответ уже кем-то предложен – «Значимость» определяется тем, позволяет ли ваш ответ другим понять что-то лучше, узнать то, что они не знали (и что важно для них!) Как это выяснить? – Изучая литературу, советуясь с руководителем (и не только) – Процесс исследования всегда происходит по принципу back and forth

zz От вопроса к его значимости Все фундаментальные макроэкономические проблемы связаны в итоге с благосостоянием общества. Значимость очевидна? – А если вы разрабатываете методы макроэкономического анализа? – И даже если ваша тема «фундаментальна» (например, «Инерция инфляции в России») Все равно вы должны аргументировать значимость вашего исследования!

zz От вопроса к его значимости Аргумент «до меня никто этой проблемой не занимался» – важен. Но не достаточен! Тонкая грань: не всегда нужно «танцевать от печки» и объяснять значимость на тривиальном уровне. Профессионалы сочтут вас дилетантом! – Если тема -«Инерция инфляции в России», то обосновывать следует не значимость проблемы инфляции, а значимость ее инерции (+ в чем отличие от природы и последствий инерции инфляции в России от других стран, и т.д.)

zz От вопроса к его значимости Не нужно мыслить «глобальными категориями» – Я изучаю такой-то механизм экономического роста, потому что полученные новые знания позволят в долгосрочной перспективе людям жить лучше (когда они умрут ) Скорее всего ваше исследование будет просто восполнять определенный (и важный!) пробел в знаниях Обоснование значимости должно быть конкретным, а не общим, и понятным профессионалам

zz От вопроса к его значимости «Простые» советы: – В названии темы (публикации) нужно найти баланс между лаконичностью и сигналом читателю о значимости проблемы – Сформулируйте для себя (и для читателя) косвенные вопросы («Я хочу ответить на вопрос…, потому что ответ важен для понимания проблемы…») – Постройте цепочки косвенных вопросов, которые сформируют целостную мотивацию исследования

zz Чем вообще я здесь занимаюсь? Наивный вопрос? Вы ведь уже пришли учиться и возможно даже собираетесь продолжить академическую карьеру… Но очень часто студенты оканчивают ВУЗ с ощущением непонятно зачем потраченного времени, а аспиранты бросают академическую карьеру – Не по финансовым причинам, а потому что разуверились в академической профессии Лучше сразу осознать, чем обыватели отличаются от профессионалов-практиков, а последние от академических исследователей

zz Что мы понимаем под «проблемой»? Проблема – это ситуация или условия, которые приводят к нежелательным последствиям или издержкам Проблемы бывают – Практические (practical, tangible) – Исследовательские (research, conceptual) Прикладные (applied) Фундаментальные (pure, theoretical)

zz Практическая проблема Ситуация (условие): я проспал Последствия (издержки): студенты будут недовольны Решение: завести второй будильник, раньше лечь спать,… Практическая проблема – Не всегда требует обоснования ее значимости – Не всегда требует проведения исследования

zz Исследовательская проблема Ситуация (условие): незнание или непонимание Последствия (издержки): мы не знаем (не понимаем) Y, потому что мы не понимаем X. Причем незнание Y связано с большими издержками, чем незнание X – Пример: Мы не знаем как бороться с инфляцией в России, потому что мы не понимаем природу ее инерционного характера Исследовательская проблема всегда требует обоснования значимости (в глазах других) – А что если мы не будем знать (понимать) X? Тогда…

zz Фундаментальное или прикладное исследование? Большинство фундаментальных исследований имеют или могут иметь прикладное значение (если мы этого хотим) Многих «теоретиков» устраивает их работа каменщика в постройке дома знаний Наивно считать, полугодовое исследование, результатом которого будет стр. качественного текста, решит «вселенскую проблему» – Достаточно уже того, что ваше исследование приблизит сообщество к решению «вселенской проблемы» Но если вы чувствуете, что вам важен прикладной аспект вашего исследования, задумайтесь об этом заранее

zz Фундаментальное или прикладное исследование? Тема: Источники инфляционной инерции в российской экономике – Концептуальный вопрос: Какие факторы определяют инерцию инфляции в России? Значимость: Знание факторов инфляционной инерции позволяет оценить издержки дезинфляции в России – Потенциальное практическое применение: разработка различных этапов программы дезинфляции в России Открытый вопрос: Я уверен, что мое исследование имеет практическое применение. Что дальше?

zz Трудности, с которыми сталкиваются (начинающие) исследователи Неопределенность, обеспокоенность и сомнения в успешности проекта – естественное и неизбежное состояние – Это не говорит о некомпетентности, а скорее о неопытности – Свойственно даже опытным исследователям – Сомневаетесь – обсудите с руководителем и с одногруппниками. Избегайте изоляции

zz Трудности, с которыми сталкиваются (начинающие) исследователи Контролируйте свою работу – Недостаточно просто распечатывать статьи и копировать главы из книг – Бесполезно накапливать больше информации, чем вы можете переработать – Когда читаете, делайте пометки. Записывайте мысли. Старайтесь отметить не только то, что не поняли, но и с чем не согласны – Сформируйте реалистичный план действий

zz Трудности, с которыми сталкиваются (начинающие) исследователи Что бы не получилось на выходе, главное – это накопление опыта исследовательской работы Выбрали не ту проблему или сформулировали не те вопросы? Не считайте, что совершенно впустую потратили время. Процесс исследования почти всегда идет back and forth

zz Источники информации Первичные Вторичные Третичные – Классификация является общепринятой, но границы размыты и зависят от специфики вашего исследования

zz Первичные источники информации Вы отталкиваетесь непосредственно от них – приводите контраргументы, если не согласны – развиваете выдвинутые аргументы – обобщаете, рассматриваете расширения,… – это статистика, нормативные документы,… – Нет первоисточников? Что-то не так… Даже если вы строите совершенно новую модель, у вас должны быть первоисточники (например, чем вас не устраивают имеющиеся модели?)

zz Первичные источники информации Первоисточники – это не обязательно первые работы в вашей области – Если вы оцениваете мультипликаторы фискальной политики в DSGE, это еще не означает, что без упоминания Кейнса не обойтись – Центральное место в вашей модели играет MV=PY. Это еще не означает необходимость ссылок на работы Фишера и Фридмена (хотя о чем они писали вы должны знать)

zz Вторичные источники информации Очерчивают границы вашего исследования Необходимы для понимания фронта науки В процессе работы над проблемой вторичные источники могут стать первичными – Но не следует подменять первичные источники вторичными: вы рискуете исказить первоисточник Если вы вступаете в диспут с Х. Мински относительно его трактовки идей Дж.М. Кейнса, то первоисточниками являются оба автора

zz Третичные источники информации Обзор и синтез информации из вторичных источников – Учебники, handbooks – Энциклопедии, справочники – Обзорные статьи (например из Journal of Economic Literature,…) Полезны на первоначально стадии работы Не используются для поддержки аргументов

zz Поиск источников информации Обзор (специальная лекция последует) – Периодические издания (JSTOR, ScienceDirect,…) – Электронные книги (Elsevier, Oxford, Springer,…) – Энциклопедии и словари (New Palgrave, Oxford,…) – Реферативные базы/индексы цитирования (Scopus, Web of Knowledge) – Ресурсы/статистика мировых организаций (OECD, IMF, World Bank) – …

zz Релевантность источника Статья в журнале (working paper, draft) – < 10 лет? – Внимательно прочитайте abstract – Просмотрите Introduction, Conclusions – Просмотрите заголовки разделов и прочитайте в них первые и последние параграфы – Просмотрите библиографию Если работу писал профессионал, этого скорее всего будет достаточно – Если не профессионал, то вряд ли стоит читать…

zz Релевантность источника Книга (монография, сборник статей) – Просмотрите оглавление – Просмотрите глоссарий на предмет нужных ключевых слов – Просмотрите вводную главу (введение редактора сборника) – Прочитайте отзывы о книге – Прочитайте первые/последние параграфы избранных глав – Просмотрите библиографию

zz Надежность источника Издатель – Известный западный университет – Коммерческий издатель (Elsevier, McGraw-Hill, Springer, Norton, Palgrave, MacMillan, John Wiley & Sons,…) Peer-Reviewed (статья в журнале, книга)? Working papers (NBER, IMF, OECD, CEPR, департаменты известных университетов/научных центров,…) – Подпишитесь на рассылки, чтобы быть первыми – Лучше ориентироваться и ссылаться на статьи в журналах

zz Надежность источника Автор – Составьте список топ- авторов по теме (спросите у руководителя) Цитируемость источника (Scopus) – Новейшие публикации могут иметь низкий уровень цитируемости Цитируемость/индексирование журнала (Impact Factor,…/ Scopus, Web of Knowledge,…) – IF (Journal of Development Economics) < IF (AER), но если вы исследуете развивающиеся страны…

zz Релевантность и надежность русскоязычных источников Крайне низкая и требует повышенной осторожности (это мое персональное мнение) Большинство изданий являются нереферируемыми или «формально реферируемыми» Тогда зачем вообще ссылаться на отечественных авторов? – Студентам младших курсов может быть сложно читать качественную литературу на английском языке – Если вы собираетесь защищать кандидатскую диссертацию в России, без этого (пока) не обойтись