29.01.2008 Формирование базовых компетенций выпускника (Смена парадигм) Помощник ректора по качеству Профессор М.Я.Ледяев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. М. Новиков СМЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ От индустриального к постиндустриальному обществу ПО КНИГЕ: ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ. М.: Эгвес, с.
Advertisements

Проектирование образовательного процесса. Смена парадигм учения переход от индустриального общества к постиндустриальному; снижение численности промышленных.
Проектное обучение в педагогике постиндустриального общества Пахомова Н.Ю. зав.лаб. МИОО к.п.н., доцент.
27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
К вопросу о компетентности современного учителя Забашта М. А., методист по английскому языку ГОУ лицей 533 март, 2010 г.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
РАН Проблемы отечественного ИТ- консалтинга Калянов Георгий Николаевич д.т.н., проф., зав. лаб. ИПУ РАН, зав. каф. МФТИ
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Семинар на тему:. содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения.
Профессиональное становление педагога Современные образовательные тенденции. Современные концепции педагогического образования: структура и уровни.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Портрет будущего выпускника – гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий.
Инновационные педагогические технологии как инструмент реализации деятельностного подхода в освоении стандартов второго поколения Паневина Г.Н., к.п.н.,
Транксрипт:

Формирование базовых компетенций выпускника (Смена парадигм) Помощник ректора по качеству Профессор М.Я.Ледяев

Компетенции выпускника Компетентностный формат ГОС ВПО предполагает оценивать качество профессионального образования через компетенции выпускника, под которыми понимается интегральный результат освоения образовательной программы Компетенции выпускника должны позволить ему успешно работать в избранной профессиональной сфере, приобрести социально-личностные и общекультурные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда

Универсальные компетенции Знания и понимание Моделирование Требования Критическая оценка и тестирование Профессиональная ответственность Практические навыки (профессиональные компетенции)

Дополнительные качества Общение Командная работа Способность к количественному мышлению Самоуправление Профессиональное развитие

Паради́гма от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»)греч. Смена парадигм представляет собой научную революцию и эволюционный переход Смена парадигм По определению Томаса Куна, под парадигмами подразумеваются признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу

Кун предложил оптическую иллюзию «заяцутка» в качестве примера того, как смена парадигмы может вынудить рассматривать одну и ту же информацию совершенно иным образом

Термин «смена парадигм», или «сдвиг парадигм» (paradigm shift), иногда используется в других контекстах при описании большого сдвига в определённом паттерне мышления радикальном изменении убеждений, комплексных систем или организаций

Смена парадигм в образовании Группа ученых еще в 1978 г. в докладе Римскому клубу обратила внимание на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества. Это означает отказ от понимания образования как получения готового знания. На смену приходит новое понимание образования как достояния личности. «Конкретного специалиста» подготовить сегодня в вузе нельзя в принципе – специалистом выпускник становится через практику и апробацию экспертного сообщества, тогда как вуз должен оснастить выпускника соответствующими стремлениями, навыками и компетенциями»

Смена парадигм в образовании Компоненты парадигм БылоСтало ЦЕЛИ обучение для общественного производства; направленность учения на получение и передачу знаний обучение для самореализации и личной карьеры; направленность учения на овладение основами культуры и профессиональными навыками

Смена парадигм в образовании Компоненты парадигм БылоСтало ЦЕННОСТИ получение специальности на всю жизнь образованность становится подлинным капиталом и главным ресурсом в неопределенном будущем

Смена парадигм в образовании Компоненты парадигм БылоСтало СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ Стабильная структура учебных программ; традиционные методы обучения динамичная структура учебных программ (модули); инновационные методы обучения

Смена парадигм в образовании Компоненты парадигм БылоСтало УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ответственность за обучение несет педагог, педагог передает знания, педагог над обучающимися; учение для обучающихся как обязанность, для педагога – исполнение профессионального долга обучающийся разделяет с педагогом ответственность за свое обучение, педагог создает условия для самостоятельного учения, взаимное партнерство обучающих и обучаемых; - заинтересованность обучающихся в результатах обучения, а педагогов – в развитии обучающихся

Смена парадигм в образовании Компоненты парадигм БылоСтало УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ иерархический и авторитарный стиль организации учебного процесса; акцент на аудиторные занятия под руководством педагога демократический и эгалитарный стиль организации учебного процесса; акцент на самостоятельную работу и индивидуальную траекторию обучения

Смена парадигм в образовании Компоненты парадигм БылоСтало ОБЕСПЕЧЕНИЕ основное средство обучения – учебник учебные книги заменяются информационно- телекоммуникаци- онными ресурсами

Смена парадигм в образовании Компоненты парадигм БылоСтало КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА производится педагогом и педагогическим коллективом; основные критерии: набор знаний, усердие и дисциплина смещение акцента на самоконтроль и самооценку; основные критерии: общая эрудиция + набор профессиональных компетенций

Смена парадигм в образовании Компоненты парадигм БылоСтало ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИО- НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ трудоустройство строго по специальности трудоустройство по уровню развития способностей и профессиональных компетенций

Таким образом, можно сделать вывод, что с позиции новой парадигмы образования, профессиональная компетентность – это прежде всего новое качество личности, способной к самоопределению, самопознанию, саморазвитию и самодисциплине, т.е. еще одна социальная новация, реализуемая в образовательном пространстве

Для формирования такой модели выпускника в системе управления вузом необходимо соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов: гуманизации и демократизации фундаментализации деятельностной направленности образования инновационности доступности