«Современный урок как форма организации учебно- воспитательного процесса». 1.Требования к современному уроку 2.Методы обучения. 3.Формы обучения. 4. Характеристика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Advertisements

Модели информационно - образовательной среды начальной школы Шигаева Любовь Михайловна МОУ СОШ 28 г. Ульяновска.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Модели информационно - образовательной среды начальной школы Тупиков Павел Александрович,
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Управление образования и социально - правовой защиты детства Администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода Муниципальное образовательное учреждение.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Система оценки достижений. оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Термин «универсальные учебные действия» означает: способность субъекта к саморазвитию и само- совершенствованию путем сознательного и активного присвоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

«Современный урок как форма организации учебно- воспитательного процесса». 1.Требования к современному уроку 2.Методы обучения. 3.Формы обучения. 4. Характеристика стиля общения учителя и ученика.

Взгляд на учебный процесс Учебный процесс – фокус, в котором «сходятся»: изучаемый учебный материал формируемые учебные действия система оценивания –элемент содержания –средство «учения-обучения-самообразования»

3 Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции

4 В результате образовательной деятельности должны формироваться: В результате образовательной деятельности должны формироваться: осознанное принятие детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; желание и умение учиться, стартовая готовность к образованию в основной школе и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Деятельностный подход: следствие для системы оценки Деятельностный подход: следствие для системы оценки (в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)

Что же дают универсальные учебные действия? Они: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

ВИДЫ УУД 1. Личностные 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 4. Знаково-символические 5. Коммуникативные

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные УУД - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Регулятивные действия - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле-вому усилию - к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД. Общеучебные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Познавательные УУД. Логические УД. - выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - подведение под понятия, распознавание объектов; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; - выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательство.

Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Базовые педагогические технологии технологии УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

19 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

20 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Ведущее место среди новых методов принадлежит методу проектов Направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении проблемы. Проблема Планирование Поиск информации Продукт Презентация Проблема Планирование Поиск информации Продукт Презентация

22 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация

23 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом

На уроке компьютер может представлять: Источник учебной информации Наглядное пособие Индивидуальное информационное пространство Тренажер Средство диагностик

Использование информационных технологий Урок Внеклассная работа Исследовательская работа

26 Образовательная среда: учебное и игровое пространства Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

27 Некоторые образцы учебного оборудования Некоторые образцы учебного оборудования «мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели

Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориен- тацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4.Результаты и материа- лы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности

31 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Изменение представления учителя о современном уроке ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися; Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся

32 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Традиционная дидактика Деятельность учителяДеятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика

33 Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

34 Учитель начальной школы Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Технологическая карта изучения темы «Понятие «длиннее», «короче», одинаковые по длине». Тема: Нумерация чисел от 1 до 10 (28ч) Урок 5. Тема Понятие « длиннее », « короче », одинаковые по длине ». Цель темы -Уточнение и формирование отношений « длиннее », « короче » - Развитие мыслительных операций, творческих способностей, речь учащихся. Планируемый результатУметь сравнивать предметы по длине, употреблять в речи понятия « длиннее », « короче ». Основные понятия Понятие « длиннее », « короче », одинаковые по длине ». Межпредметные связиМатематика, окружающий мир, литературное чтение. Ресурсы: -основные -дополнительные Учебник « Математика » ч.1 тетрадь 1 Методическое пособие, раздаточный материал Организация пространства. Работа фронтальная, в парах.

Технология проведенияОбучающие и развивающие задания каждого этапа Диагностирующие задания каждого этапа I этап Повторение изученного материала. Цель: -Продолжить работу по формированию пространственных представлений. -Проверить умение правильно соотносить цифру с числом предметов. I этап Повторение изученного материала. Задание 1 Игра « Счёт цепочкой » Счёт начинает учитель далее по цепочке считают дети в прямом и обратном порядке называя по 2-3 числа. Познавательные УДД: Общеучебные (поиск и выделение необходимой информации) Коммуникативные УУД

II этап Работа над новый темой. Цель: Уточнение и формирование отношений « длиннее », « короче ». II этап Работа над новый темой. Практическая работа -Посмотрите на доску. Здесь три верёвочки. Которая из верёвочек длиннее? Дети на глаз определяют, которая длиннее. -Как не ошибиться в ответе на данный вопрос? (Нужно приложить одну верёвочку к другой.) Учитель прикладывает верёвочки и подтверждает ответы детей. У каждого ученика имеются на столах разные по длине и цвету полоски бумаги (красная, зелёная, белая и синяя). -Приложите одну полоску к другой. Какая из полосок длиннее остальных? Короче? -Покажите полоску, которая короче красной, но длиннее белой. -Покажите полоски одинаковые по длине Регулятивные УДД- контроль, планирование, коррекция, волевая саморегуляция. - Когда- нибудь приходилось вам проводить измерения? Как вы это делали? Личностные УДД- самоопределение.

III этап Закрепление изученного материала. Цель: Закрепить полученные знания. Задание 1 Работа по учебнику стр Рассмотрите верхний рисунок на левой странице. Что здесь нарисовано? -Прочитайте задание. Дети читают задание и отвечают на вопросы. Регулятивные УДД- целепологание. Познавательные УДД- общеучебные логические (выбор оснований и критериев для сравнения, доказательство.) Задание 2 Сравните ремни. Ответьте на вопросы к рисунку. Регулятивные УДД- контроль Коммуникативные УДД- умение точно выражать свои мысли Познавательные УДД- логические доказательство) Задание 1 -О чём по этому рисунку можно сказать «длиннее», «короче»? Познавательные УДД – логические Коммуникативные УДД- постановка вопросов, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли.

Задание 3 Рассмотрите рисунок на правой странице. Что здесь нарисовано? -Почему удав говорит, что он в попугаях гораздо длиннее? Регулятивные УДД-саморегуляция Познавательные УДД- общеучебные логические (выбор оснований и критериев для сравнения), действия постановки и решения проблемы. Задание 4 -Обратите внимание на и О и 0 (стр.30) Ученик выполнил записи, но перевернул карточки с ответами. Какие карточки перевернуты? Познавательные УДД- общеучебные(моделирование), Логические(синтез, как составление целого из частей восполняя недостающие компоненты). Коммуникативные УДД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные УДД- контроль. Задание 5 -Посмотрите на рисунки и схемы ниже стр.31 -Карточки с какими цифрами перевернуты здесь? Восстанови запись Задание 4 -Назовите числовые выражения с ответом 4,3,2,1 -Назовите числовые выражения с одинаковыми ответами. Познавательное УДД- Постановка и решения проблемы. Регулятивные УДД- целепологание контроль коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

IV этап Итог урока.Цель. Подвести итог проделанной работы. IV этап Итог урока. -Чему научились на уроке? -С какими математическими понятиями познакомились? Коммуникативные УДД- управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли.

Разрабатываются курсы для внеучебной деятельности НаправленияНаименования курсов Спортивно-оздоровительное«Расти здоровым», «Календарь здоровья», «Шахматный всеобуч», «Национальная борьба «Куреш»», «Подвижные игры народов Татарстана»… Духовно-нравственное«Терапия творчества», «Кукольный театр», «В мире музыки», «Традиции моего народа», «Народные сказки» … Научно-познавательноеНачальное техническое творчество, «Я познаю мир», «Памятные места нашей республики», «Природа родного края» … Военно-патриотическое«Отечество – моя малая Родина», «Следопыт родного края», «Музеи моего города», «Семейный архив», «Моя родословная» …

42 21 января – открытие года учителя Сегодня мы утвердили инициативу «Наша новая школа»

Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

Благодарю за внимание!