Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО СФЕРОЙ ТРУДА Профессиональное образование Сфера труда ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка основных профессиональных образовательных программ в рамках внедрения ФГОС доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич
Advertisements

Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Разработка и экспертиза основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО БЛИНОВ Владимир Игоревич
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Выполнение требований ФГОС и запросов работодателей при формировании планов СПО.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения.
Методические основы и принципы разработки основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО нового поколения.
Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
Распределение вариатива Зачесова Елена Васильевна.
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ.
Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание.
Функциональный анализ трудовой деятельности как основа разработки ФГОС нового поколения и примерных основных профессиональных образовательных программ(ПОПОП)
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Распределение вариатива Зачесова Елена Васильевна.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 2 этап: Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП.
Зачесова Е.В. Комплекты оценочных средств (ОС) для оценки качества индивидуальных достижений учащихся в системе НПО и СПО.
Транксрипт:

Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО СФЕРОЙ ТРУДА Профессиональное образование Сфера труда ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ

ФГОСФГОС Требования к результатам освоения ОПОП Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП и оценке результатов ее освоения ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г.

Система требований в ФГОС НПО / СПО К результату освоения ОПОП К структуре ОПОП К условиям реализации ОПОП Характеристики ПД: Область, объект, Виды ПД; ОК и ПК Соотношение обязательной и вариативной части; Циклы дисциплин; Профессиональные модули; Практика, аттестации Кадры Финансы Материально- техническая база Методическое сопровождение

Задачи ФГОС Требования работодателя Требования государства Потребности и возможности личности Компетенции по видам проф. деятельности Уровень квалификации по образованию Возможность построения ИОТ ( вариативная составляющая)

ФГОС требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы требования к структуре основной профессиона льной образователь ной программы комплекс требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы, связанный с необходимыми материальными условиями, с описанием процедур государственной итоговой аттестации и т.д. вариативная часть учитывает региональные или корпоративные потребности в подготовке кадров зафиксированные образовательные результаты могут достигаться за счет использования авторских образовательных программам ИНВАРИАНТНАЯ (обязательная) ЧАСТЬ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ 20% НПО 30% СПО От нормирования содержательных единиц, выявления объема и качества усвоенных знаний – к компетентностному подходу

Национальная рамка квалификаций РФ Уровень 6 Наукоемкость деятельности (характер знаний) Деятельность, требующая синтеза профессиональных знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Самообразование Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. Сложность деятельности (характер умений) Самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Уровень квалификации НШ ОШСШНПОМСПО БАС

Общие требования уровня квалификации Общие компетенции Профессиональные компетенции по видам профессиональной деятельности Компетенции сфокусированы на способности выполнять работу и ее результатах Применение умений Применение знаний Общие отраслевые требования ++ + Частные требования специальности ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМЕРЫ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПК 1.1. Проводить производственное исследование алмазного сырья, предназначенного к обработке ПК 2.4. Проводить распиливание алмазов на лазерном оборудовании ПК 3.1. Организовывать деятельность трудового коллектива участка по выполнению производственных заданий

Требования к профессиональным компетенциям Интегративность Объединяют знания, умения, навыки, готовность мобилизовать их в конкретных ситуацияхДиагностичность Факт и степень их сформированности могут быть диагностированы на основе определенных дескрипторовСоответствиесоциальномуобразовательномузаказу Ориентированы на потребности рынка труда

ЛОГИКА РАЗРАБОТКИ МИНИМУМА РЕЗУЛЬТАТА Профессиональная деятельность Виды ПД ВПД 1ВПД 2ВПД 3… ВПД n ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПД КОМПЕТЕНЦИИ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПК ПК ПК … ПК n.1- n.3

Виды деятельности учителя Учебно-методическая (СПО) Научно-методическая (ВПО) Учебно- воспитательная Социально- педагогическая Организационно- управленческая Культурно- просветительская Методическое обеспечение образовательного процесса Преподавание Классное руководство Организация внеурочной деятельности по предмету(-ам) ГОС-II ФГОС-III

Основные виды ПД Логика разработки структуры ОПОП СПО ВПД 1 ВПД 2 ВПД 3 ВПД n ПМ 1 ПМ 2 ПМ 3 ПМ n МДК 1.1, МДК 1.2МДК 2.1МДК 3.1 МДК n.1 Профессиональный цикл Дисциплины ОП ОГСЭ цикл (вкл. ФК) ЕН цикл Дисциплины

Профессиональная деятельность III поколение ОПД: А, В, С, D… ОГСЭ, ЕН УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (ЦЕЛОСТНАЯ ПД) Профессиональное образование (СПО) ПРОФ. МОДУЛЬ 1: междисциплинарный курс 1 ПРОФ. МОДУЛЬ 2: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ n: междисциплинарный курс n ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn

Основные образовательные программы ОУ (ООП ОУ), имеющих государственную аккредитацию, разрабатываются на основе примерных ОПОП (ПОПОП) Разработка ПОПОП обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом Разработка Пр.ООП осуществляется на основе ФГОС Разработка программ профессиональной подготовки Законом РФ «Об образовании» не регламентируется ФЗ «Об образовании»

Примерные основные профессиональные образовательные программы (ПОПОП) БУП + Программы инвариантных дисциплин Программы дисциплин Программы профессиональных модулей (включая практику) + +

Соотношения обязательной и вариативной частей по уровням образования

Варианты включения вариативной части в ОПОП ОУ Дополнение обязательной части ОПОП новыми «региональными ПМ» (если обнаружится новый ВПД). Дополнение МДК и УД обязательной части профессионального цикла новыми фрагментами содержания образования, имеющими региональную значимость и не отраженными в обязательной части. Увеличение времени на учебную и производственную практику с задачами овладения дополнительными компетенциями или имеющимися, но на уровне «навыка».

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА учебный план рабочие программы учебных дисциплин и модулей др. материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся программы учебной и производственной практик календарный учебный график методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии совокупность учебно-методической документации

Принцип раздельного функционирования ФГОС и ОПОП ФГОС описывает деятельностные результаты образования, ОПОП - содержание образования. ОПОП ОУ разрабатывается и утверждается в образовательном учреждении на основе соответствующего ФГОС и Примерной ОПОП (возможно, в нескольких вариантах) и не требует согласования на федеральном уровне при введении в действие и внесении изменений.

4.3. Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием готовится к следующим видам деятельности: Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья Взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, и сотрудниками образовательного учреждения Методическое обеспечение образовательного процесса. ( ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности Специальное дошкольное образование )

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности Прикладная информатика (по отраслям) 4.3. Техник-программист готовится к следующим видам деятельности: Обработка отраслевой информации Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности Обеспечение проектной деятельности.

Стратегии управления образованием региона предоставить право формировать вариативную (региональную) составляющую ОПОП НПО/СПО самим ОУ (как и указано во ФГОС) установить централизованные (единые для всех учреждений НПО/СПО) регламенты формирования региональной составляющей ФГОС НПО/СПО

ОГСЭ - дисциплины Программа ОГСЭ 1 Программа ОГСЭ 2 Программа ОГСЭ 3 … ЕН- дисциплины ОП- дисциплины УчебныйпланУчебныйплан Программа ЕН 1 Программа ЕН 2 … Программа ОП 1 Программа ОП 2 Программа ОП 3 … Профессиональные модули Программа ПМ 1 Программа ПМ 2 Программа ПМ 3 … Программа преддипломной практики В т. ч. учебная и производст- венная практика КалендарныйграфикКалендарныйграфик ВАРИАНТ НАБОРА

Профессиональные модули ПМ 01. Ведение технологического процесса обработки алмазов и полуфабрикатов в бриллианты МДК Принципы организации и планирование производства бриллиантов МДК Эксплуатация оборудования и технологического оснащения для обработки алмазов и полуфабрикатов ПМ 02. Обработка алмазов и полуфабрикатов на высокотехнологичном оборудовании МДК Компьютерные технологии в обработке алмазов МДК Лазерные технологии в обработке алмазов ПМ 03. Организация работ структурного подразделения (участка) по производству бриллиантов ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК Управление работой структурного подразделения (участка) по производству бриллиантов Практика МДК Теоретическая подготовка по профессии/ям (огранщик, обдирщик, распиловщик, разметчик алмазов)

Наполнение МДК Наименование дисциплины (из ГОС 2-го поколения) Темы в составе дисциплины Темы, переходящие в состав МДК модуля Технология огранки алмазов Производственное исследование алмазного сырья В МДК Производственное исследование алмазного сырья Учет сырья и готовой продукции в производстве бриллиантов В МДК Учет алмазного сырья, полуфабрикатов и бриллиантов по операциям Формы и виды огранки В МДК Формы и виды огранки

ОГСЭ. 00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.01Основы философии ОГСЭ.02История ОГСЭ.03Иностранный язык ОГСЭ.04Физическая культура ЕН.00Математический и общий естественнонаучный цикл ЕН.01Математика ОП.00Общепрофессиональные дисциплины ОП.01Основы инженерной графики ОП.02Техническая механика ОП.03Основы кристаллографии и минералогии ОП.04Основы геммологии ОП.05Учет сырья и готовой продукции в производстве бриллиантов ОП.06Информационные технологии в профессиональной деятельности ОП.07Метрология, стандартизация и подтверждение качества ОП.08Основы экономики, менеджмента и маркетинга ОП.09Правовые основы профессиональной деятельности ОП.10Охрана труда ОП.11Безопасность жизнедеятельности Дисциплины в ОПОП СПО

Профессиональныемодулиидисциплины УП.00 Учебная практика ПП.00 Производственная практика (практика по профилю специальности) ПА.00 Промежуточная аттестация ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация ПДП.00 Производственная практика (преддипломная практика) Практики и аттестации в ОПОП СПО

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП Внедрение практико ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. Создание образовательной среды для освоения модульных программ Подготовка кадров к разработке и ведению междисциплинарных курсов Мероприятия по переходу к новым ФГОС материально- техническое кадровое финансовое информационно- методическое организационное Обеспечение

Государственная (итоговая) аттестация Условие допуска подтверждение освоения компетенций по видам профессиональной деятельности Формы обязательно - защита дипломной работы по желанию ОУ - экзамены Состав комиссии представители образовательного и профессионального сообщества

Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

О введении ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (ФЗ 309-Ф3 от ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете" (ФЗ 260 от )

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЧЕСТВОРЕЗУЛЬТАТА КАЧЕСТВОУСЛОВИЙ КАЧЕСТВОПРОЦЕССА Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. КАЧЕСТВО ЦЕЛЕЙ, СТАНДАРТОВ И НОРМ В ОБРАЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Управленческое обеспечение введения ФГОС Создать нормативно-правовое обеспечение (приказы, распоряжения, локальные акты и т.д.) Создать организационное обеспечение (регламенты и графики деятельности, новые функциональные обязанности, мотивацию сотрудников и т.д.) Сформировать учебно-методические ресурсы (ОПОП ОУ и др.) Подготовить кадры

Примерная последовательность действий по разработке ОПОП (1) Шаг 1. Шаг 1. Выявить наличие/отсутствие федеральной Примерной ОПОП по профессии, специальности. Специальная страница Сайта ФИРО: catalog.html (сегодня - только БУП!) catalog.html Электронный раздаточный материал: перечни ОПОП НПО/СПО и БУП с электронными ссылками.

Утвержденные ФГОС и проекты ФГОС НПО/СПО Выставлены на сайте МОиН РФ: Введены в действие с г. Прием на базе ФГОС НПО/СПО – с г.

Формат отдельного ОУ Каждое ОУ самостоятельно разрабатывает ОПОП ОУ на основе соответствующего ФГОС НПО/СПО, а по мере появления федеральных Примерных ОПОП вносятся изменения (ежегодное обновление ОПОП!). По тем профессиям и специальностям, для которых федеральные Примерные ОПОП готовы уже сейчас (около 2% перечней профессий НПО и специальностей СПО), работа ведется на их основе.

Спасибо за внимание! за внимание!