И н с т и т у т с т р а т е г и ч е с к и х и с с л е д о в а н и й Р о с с и й с к о й а к а д е м и и о б р а з о в а н и я Организация образовательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная.
Advertisements

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 средняя общеобразовательная школа 3 Проектирование образовательного.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Черепанова Семинар для учителей начальной школы « Применение образовательных.
Готовность учителя начальных классов к реализации стандартов нового поколения кафедра МНО ПГПУ, 2011 год.
И н с т и т у т с т р а т е г и ч е с к и х и с с л е д о в а н и й Р о с с и й с к о й а к а д е м и и о б р а з о в а н и я Проектирование учебного процесса.
Подготовка учителя к реализации Федеральных государственных стандартов.
Ключевые особенности ФГОС. ФГОС Совокупность трех систем требований к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Технологическая карта учебный год. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая.
Образовательные технологии: обучение на основе учебных ситуаций Учитель МОУ Безменовская СОШ Фет Ольга Владимировна.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Реализация новых образовательных стандартов как путь инновационного развития образовательного учреждения.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Формирование УУД средствами ИЯ лаборатория учителей ИЯ.
Транксрипт:

И н с т и т у т с т р а т е г и ч е с к и х и с с л е д о в а н и й Р о с с и й с к о й а к а д е м и и о б р а з о в а н и я Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Модель эффективности школы по В.Г.Вершловскому Школа эффективна в той мере, в какой она формирует личность, способную жить в ситуации социальной неопределённости, ставящей перед ней вопросы и требующей от неё самостоятельных ответов. Школа эффективна в той степени, в какой она готовит учащихся к позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной и общественно-политической. Школа эффективна в той степени, в какой она удовлетворяет запросы конкретных социопрофессиональных групп (родителей) и социокультурной сферы.

Повлиять на ситуацию можно за счет: Трансформации «обучающего» процесса в «образовательный»; Замены существующих критериев оценки образовательных результатов на новые; Поиске «новых ролей» учителя и ученика в образовательном процессе.

«Обучение» и «образование»: современный взгляд (по книге Ивана Иллича «Освобождение от школ») Обучение – инструмент, дающий человеку возможность накопить «фонд знаний», подобно тому, как бизнес позволяет ему аккумулировать капитальные фонды…. Образование – процесс свободного определения каждым учащимся своего собственного места в жизни и обучении, то есть того места, которое знание должно занять в его жизни…. ИТАК: В современной школе, должна быть ярко выражена образовательная «доминанта» образовательная «доминанта»

Как должно измениться понятие «содержание образования», позиции учителя и ученика? Информационно «нищее» общество Коменский УЧИТЕЛЬ - ОРАКУЛ Индустриальный взгляд: эмпирически сложившаяся совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учеником Информационно «бедное» общество УЧИТЕЛЬ - ТРЕНЕРПрогрессивный традиционный взгляд: традиционный взгляд: совокупность педагогически адаптированных основ наук адаптированных основ наук Информационно «насыщенное» общество Сотрудничество УЧИТЕЛЬ - ПОМОЩНИ К Современный, «информационный» взгляд: Педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (разумеется, не по объему) (разумеется, не по объему) человеческой культуре, взятой в данном аспекте, во всей его структурной полноте.

6 Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ «КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС

7 Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Портрет выпускника Ведущие целевые установки ООП или требования к результатам ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СИСТЕМА ОЦЕНКИ достижения планируемых результатов Учащиеся ОУ, педагоги Система образования В том числе - инфраструктура ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ

8 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний В чем проявляется достижение планируемых результатов? В чем проявляется достижение планируемых результатов?

самоценность каждого возраста субъект-субъектные отношения ( взаимное признание прав и ответственности; уважение и доброжелательность) вариативность системно-деятельностный подход Идеология стандарта: общая критериальная основа образовательного процесса

10 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая цель ФГОС

формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции Требования Стандарта: основные результаты начального образования

Базовые образовательные технологии Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие Базовые образовательные технологии

Учебная ситуация Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые компетентности. Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания. Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания. Знания - цель Знания-средство

Условия, провоцирующие детское действие Эти условия могут задаваться и описываться с помощью: образцов деятельности, различных методических или дидактических средств (подбора «правильных заданий»….), последовательности выполняемых действий, особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

Создание условий, провоцирующих детское действие с помощью особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход (этап) урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная Осуществл яемые действия Формируе мые способы деятельно сти Осуществл яемые действия Формируе мые способы деятельно сти Осуществл яемые действия Формируе мые способы деятельно сти

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУДЭтап урока урока Деятельность учителя Деятельность учащегося ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1. Постановка цели и задачи урока Загадывает загадку о цирке; 1.2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока 1.3. Организует беседу, выявляющую представления детей о цирке 1.4. Подводит итог беседы 1.5. Ставит цель заслушивания текста 1.6. Формирует группу экспертов, для оценки выразительности чтения (по ранее разработанному алгоритму) - Отгадывают загадку; - Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока; - Слушают вопросы учителя; - Отвечают на вопросы учителя - Выделять существенную информацию из текста загадки; Выдвигать гипотезу и обосновывать её; - Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Взаимодействую т с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме - Слушать собеседника; - Строить понятные для собеседника высказывания. Контролиру ют правильност ь ответов учащихся - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - Принимать и сохранять учебную цель и задачу; - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленног о задания

Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач Примеры учебной деятельности: Математика

Примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

Создание условий, провоцирующих детское действие с помощью подбора «правильного задания»

характеристика задания мотивационная часть Содержание: Условие Условие (информационная часть) Вопрос Вопрос (командная часть) Инструкция по выполнению Инструкция по выполнению (ответная часть) образец / описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания Компоненты учебного задания

(мотивационная часть) Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет. (мотивационная часть) (информационная часть) Предложи свои варианты такого обращения. Запиши их. Обменяйтесь своими вариантами с соседом по парте. Прочитай предложенные варианты обращений. (информационная часть) (командная часть) Укажи знаком правильно ли построено обращение – допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет. Устно исправь допущенные ошибки. (командная часть) Русский язык. Развитие речи. Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых (характеристика задания) ТЕКСТ ЗАДАНИЯ

25 Наличие или отсутствие ценностно- смысловых установок в учебном процес-се проявляется, главным образом, в ценностно-эмоциональном компоненте: в наличии позитивного или негативного отношения к существующим и известным ребенку нормам; в принятии или неприятии этих норм Когнитивный компонент (знание ребенком норм) и поведенческий компонент (его поведение) имеют важное, но не определяющее значение Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий

26 «Правильное» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания

27 Задание. В библиотеке проводился опрос «Чтение в твоей жизни». Рядом приведены некоторые высказывания детей. Чью точку зрения ты разделяешь? Отметь одно или несколько высказываний, которые ты разделяешь. Объясни устно, почему ты выбрал именно это (эти) высказывания. Если среди приведенных высказываний нет ни одного, с которым ты согласен, выскажи своё мнение. Ценностно-смысловые установки: формат задания (выбор ответа +аргументация) Хорошо читать очень важно, это пригодится мне в будущем. Поэтому я стараюсь, но иногда мне трудно – дочитать книгу до конца. СВЕТА Я читаю только для того, чтобы получить нужную мне информацию, мои самые любимые книги – энциклопедические словари МИША

28 «Правильное» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. т.е. задание должно быть многошаговым, рассчитанным на длительное время выполнения; включать критерии оценки или четкие требования к выполнению. Самоорганизация и саморегуляция: модели и формат заданий Самоорганизация и саморегуляция: модели и формат заданий

29 Пример правильного задания Прими участие в конкурсе на лучшую сказку. (Критерии оценки прилагаются.) Для участия в конкурсе тебе необходимо не только представить к нужному сроку написанную тобой самостоятельно или в соавторстве с друзьями сказку, но и заранее подготовить план работ по ее созданию. Ты можешь воспользоваться советами «Сочини сказку». Самоорганизация и саморегуляция: примеры заданий Самоорганизация и саморегуляция: примеры заданий

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализуемость » 6. Выполнение 7. Презентация Базовые образовательные технологии

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней Базовые образовательные технологии

Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п. Образовательная среда

«мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели Образовательная среда

Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать ? Учитель

Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность Учитель

Объект системы оценки Требования стандарта, конкретизированные в планируемых результатах освоения ООП ООО

Объект итоговой оценки подготовки учащихся (в соответствии со структурой ПР) Планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ

Объект оценки результатов деятельности общеобразовательных учреждений и работников образования (в соответствии со структурой ПР) Планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых программ

Объект оценки предметных результатов Оценивается: Оценивается: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе – метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Несплошной текст (с иллюстрациями и таблицами) Система заданий по: чтению математике русскому языку окружающему миру __________________ Основная часть Дополнительная часть Критерии и нормы оценивания Новые модели оценочной деятельности: итоговая комплексная работа

Контакты Копотева Галина Леонидовна Телефон: (499) Спасибо за внимание! ФГНУ ИСИО РАО