Опыт реализации требований ФГОС НОО в ГОУ СОШ 1251 Решение проектных задач
Проектно – исследовательская деятельность через системно – деятельностный подход как средство достижения личностного и познавательного развития младших школьников Педагогический проект учителей начальных классов ГБОУ СОШ с углублённым изучением французского языка 1251 им.генерала Шарля де Голля
АКТУАЛЬНОСТЬ В связи с переходом на новый государственный стандарт второго поколения происходит переориентация оценки результата образования. Важное место занимает формирование у школьников универсальных учебных действий - совокупности способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком смысле - это умение учиться.
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Выявление условий, способствующих достижению планируемых результатов начального общего образования, поиск новых моделей образования, которые бы способствовали формированию личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий в условиях информационно перенасыщенного и гипердинамического современного общества.
ПРОТИВОРЕЧИЯ между необходимостью построения индивидуальных образовательных траекторий и классно – урочной системой обучения; между существующей системой оценки качества начального образования и компетентностным подходом в обучении; между требованиями к высокому уровню формирования метапредметных умений и навыков, и ключевых компетенций обучающихся и способов организации образовательной деятельности.
НОВИЗНА ПРОЕКТА Новизна проекта заключается в использовании инновационных технологий, форм, методов работы: проектная мастерская «Проектная деятельность» в рамках ГЭП программы развития школы «Одаренные дети»; традиционный курс по предметам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, технология) дополняется системой уроков с применением ИКТ, интерактивной доски; система внеурочной деятельности с использованием интернет ресурсов.
Объект исследования: личностного и познавательного развития обучающихся. Объект исследования: Системно – деятельностный подход как способ достижения социально – желаемого (уровня) результата личностного и познавательного развития обучающихся. Предмет исследования: Проектно – исследовательская деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС второго поколения.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Потребности в развитии качеств личности, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащении форм учебного сотрудничества могут быть удовлетворены при условии организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников.
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне и я научусь.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создание педагогических условий для самореализации личности обучающегося через проектно- исследовательскую деятельность.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Осуществить переход к системно-деятельностному подходу в обучении и признать решающей роли проектно-исследовательской деятельности обучающихся в достижении целей личностного, социального и познавательного развития. Апробировать комплекс приёмов и методик обучения обучающихся проектно-исследовательской деятельности. Формировать и развивать исследовательское поведение обучающихся. Расширить и интегрировать знания обучающихся. Вовлекать обучающихся в активную проектно- исследовательскую деятельность с применением ИКТ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Появится интерес к работе с ИКТ средствами Высокий уровень занятости детей во внеурочной деятельности Возрастёт мотивация и результативность учебного процесса Повысится эффективность коммуникативной деятельности Повысится уровень аналитических и поисковых умений Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах школьного, окружного, городского и Всероссийского уровня.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА этапы проектаплан деятельностипланируемый результат Подготовительный (сентябрь- декабрь) изучение теоретической базы; знакомство с опытом других педагогов; отбор методических приемов определение уровня подготовки обучающихся; анкетирование родителей создание теоретической базы для реализации проекта. Практический (январь – май). использование активных форм и навыков работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности; разработка уроков с использованием ИКТ; разработка уроков, стимулирующих познавательную активность каждого обучающегося: уроков-практикумов, уроков-конкурсов, деловых игр, интегрированных уроков; внедрение проектной мастерской «Проектная деятельность» в рамках ГЭП программы развития школы «Одаренные дети»; промежуточная диагностика развитие активной мыслительной деятельности формирование ключевой компетенции - личностного самосовершенствования формирование умений и навыков проектно – исследовательской деятельности Контрольно - аналитический (май). мониторинг результативности учебной деятельности ; сравнительная диаграмма анкетирования родителей; подведение итогов реализации проекта. выявление эффективности применения технологии деятельностного подхода, использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности
Проведение учебных занятий с применением тренинговых упражнений по развитию поисковых и аналитических умений Введение самостоятельн ых исследований. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Педагогическое просвещение и психологическая подготовка родителей (родительские собрания, индивидуальные беседы) Проведение уроков и внеурочной деятельности с использованием ИКТ Представление результатов исследований обучающихся, презентации учебных проектов, публичные выступления, участие в различных конкурсах
Внедрение проектной мастерской «Проектная деятельность» в рамках ГЭП программы развития школы
1-ый год обучения(2 класс) Планировать работу по заданному результату; Планировать работу по заданному результату; Составлять план и фиксировать его выполнение; Составлять план и фиксировать его выполнение; Выполнять работу в соответствии с планом; Выполнять работу в соответствии с планом; Предъявлять и представлять ход работы; Предъявлять и представлять ход работы;
2-ой год обучение(3 класс) Составлять план по действиям и операциям Составлять план по действиям и операциям Распределять работу в соответствии с планом Распределять работу в соответствии с планом Составлять план работы с учетом времени Составлять план работы с учетом времени Формулировать проблему и цель Формулировать проблему и цель Определять задачи Определять задачи Формулировать ожидаемый результат; Формулировать ожидаемый результат;
3-ий год обучения (4 класс) составлять план по операциям с учетом времени составлять план по операциям с учетом времени составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации рефлексивному анализу работы по плану рефлексивному анализу работы по плану ставить и проводить исследование ставить и проводить исследование полному циклу проектирования - от замысла до продукта или результата проектирования полному циклу проектирования - от замысла до продукта или результата проектирования рефлексивному анализу своей работы и самооцениванию рефлексивному анализу своей работы и самооцениванию
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ 1. Разделяют мнение о развитии творческих способностей обучающихся. 2. Придерживаются мнения «мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети». 3. Воздержались от анкетирования.
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Форма работыАвторФорма отчетности Урок технологии «Ремонтируем книги» с использованием ИКТ Гусейнова ЮстинаПрезентация «Закладки» Урок математики с использованием мультимедийной программы- тренажер «Учим таблицу умножения» Карпинская ЯсминаДидактический материал (карточки для самоконтроля и взаимоконтроля) Интегрированный урок ИЗО и окружающего мира «На заре человечества» Серебряный АлексейПрезентация «Происхождение человека и его труд» Урок русского языка с использованием интерактивной доски «Местоимение» Супонин ДмитрийБуклет «Местоимение» Урок литературного чтения с использованием ИКТ «И. Крылов «Слон и Моська», «Квартет». Митрофанова ОксанаПрезентация «Жизнь и творчество И.А. Крылова»
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Форма работыАвторФорма отчетности Участие в городском туре « Открытие» Козлов АлександрI место Диплом 13 проектов в Международном конкурсе Леонардо Учащиеся 1-4 классовДипломы 1,2,3 степеней 15 проектов участвовало в « Горизонтах открытий» Учащиеся 1-4 классовДипломы 1,2,3 степеней Юные таланты Московии Проект « Лук от семи недуг» Кузнецова ЮлияI место Диплом «Северные созвездия» Попок Вероника III место Диплом
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Венецианские маски Тайны изготовления и секреты долголетия Проектно-исследовательская работа Автор – Серая Юлия, 3 «А» класс школы 1251 Научный руководитель – Ошарова Наталия Алексеевна Консультант – Серая Елизавета Анатольевна
Вторичное использование пластиковой одноразовой посуды «… когда б Вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» А.Ахматова Проектно-исследовательская работа на тему экологии Кульжик Степан 2 «Б» 2011 год
Дом, который построил человек. Автор: Шведов Д. Руководитель: Иванова Е.М.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МИНЕРАЛЫ ВОКРУГ НАС Руководитель: Грязнова Надежда Викторовна (руководитель проектно-исследовательской работы) Выполнил: Поединков Эрик, 2 «Б» класс Консультант: Поединкова Анна Владимировна Средняя общеобразовательная школа 1251 с углубленным изучением французского языка г. Москвы
Но разве о войне мечтают дети? Подвиги детей во время Великой Отечественно й войны Департамент образования города Москвы Северный административный округ ГОУ СОШ 1251 им. Шарля де Голля Автор: ученики 2- «А» класса Руководитель: Иванова Е.М.
Спортивная гимнастика – путь к здоровью и успеху Митрофанова Оксана Станиславовна
ВЫВОДЫ : Деятельность по проекту представляется мне успешной, так как поставленная цель достигнута Организация проектно-исследовательской деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя У обучающихся начальной школы сформированы первоначальные навыки и умения проектно- исследовательской деятельности Проектно-исследовательская деятельность позитивно отразилась на развитии коммуникативных способностей обучающихся У обучающихся возрос интерес к работе с ИКТ средствами Деятельность по проекту представляется мне успешной, так как поставленная цель достигнута
ВЫВОДЫ : Гипотеза нашла свое подтверждение Технология системно – деятельностного обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании. Данная технология является: здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки обучающихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие УУД
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1.Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005; 2. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. – Исследовательская работа в школе. – ; 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полот. – М.: Издательский центр «Академия», 2003; 4. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника. Учебно-методическое пособие (вып. 1-5). – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ - Детские электронные книги и презентации Детский портал «Солнышко» Начальная школа детям, родителям, учителям Образовательная система Школа 2100Начальная школа плюс До и после Детская социальная сеть «Бибигон» Федеральный образовательный портал Российский общеобразовательный портал. - Российский общеобразовательный портал. Единый каталог образовательных интернет- ресурсов. UROKI.NET. Учительский портал.