Хранители народной культуры Исследовательская работа учащихся 5 класса МОУ «Ярабайкасинская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности чувашских народных инструментов народных инструментов Автор: Маркова Мария 6 А класс Автор: Маркова Мария 6 А класс Руководитель: Афанасьева.
Advertisements

Работу выполнила Ученица 6 «Б» класса Шайдуллина Динара Руководитель: Антонова Г.В.- библиотекарь школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 11 им. И.
Выполнила : Сафонова Маргарита. Цель: Создать декоративную картину в технике вышивка. Создать декоративную картину в технике вышивка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 г.Ядрина с углубленным изучением отдельных предметов» г.Ядрин.
Учитель ИЗО искусства, черчения, технологии Смирнов Г.В. Изучение культурного наследия чувашского народа в разделе « Художественная обработка древесины.
Посуда у тебя дома Урок 3 Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Неменского Б.М.
Мой самый лучший друг - дедушка Всероссийский конкурс презентаций «Мой кумир" Автор: Корьёвкин Дмитрий Максимович-ученик 5 класса Руководитель: Крюкова.
Декоративно - прикладное искусство, народные промысла.
«Ручная вышивка как один из видов декоративно- прикладного искусства»
Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.
Художественная обработка древесины Учитель МБОУ СОШ 69 Октябрьского р-на г. Ростова-на-Дону Нагорный В.И. Только внутренняя, духовная жизнетворная сила.
Технология 8 класс Байкалова Татьяна Леонидовна, учитель технологии МОУ СОШ с.Софийское.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Декоративно - прикладное искусство, народные промыслы Центральной России. Выполнила : Алексеева Дарья.
ВЫПОЛНИЛ: ЦЕРЦЕИЛ АННА, Ученица 3 «Г» класса, МБОУ «СОШ 28»
МОУ «СОШ 11 им. И. А. Кабалина» Выполнила: Хасянова Зиля Учитель: Михайлова Галина Николаевна Руководитель: Заведующая библиотекой средней школы 11 им.
Украшение одежды Краеведение 2 класс. Коми-пермяцкая одежда Какие детали одежды украшались орнаментом?
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
УРОК ИРК 8 класс. Каждому человеку известен термин «декоративное искусство». Все прекрасно понимают, что декоративное означает красивое, а именно то,
Транксрипт:

Хранители народной культуры Исследовательская работа учащихся 5 класса МОУ «Ярабайкасинская СОШ»

Цель: изучить проблемы сохранности культуры чувашского народа в микрорайоне школы МОУ «Ярабайкасинская СОШ» на современном этапе Задачи: 1) получить общее представление о том, что такое культура 2) изучить материал о чувашской народной культуре; 3) ознакомиться с мастерами, исследовать труды самодеятельных мастеров нашего микрорайона; 4) учиться бережливому, уважительному отношению к самодеятельным мастерам и их творчеству

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП Творческие задания для учащихся. Вид деятельности учащихся 1.Узнать о современных мастерах, живущих в нашем микрорайоне. (Сбор информации). 2..Ознакомиться с работами самодеятельных мастеров. (Работа вместе с родителями). 3.. Узнать о традиционной культуре чувашского народа. (Сбор информации в библиотеке). 4.. Каждому ученику класса подготовить сочинение о деятельности мастера. (Сочинение или мини-интервью) 5..Подготовить материал для выставки, фотовыставки. (Организация выставки). 6. Приготовить салфетки по мотивам чувашской вышивки. (Работа с учителем технологии). 7.7.Выступление перед учащимися школы. (Презентация проектной работы)

Культура - это то, что создается человеческим умом и трудом в материальном и духовном мире. Культура включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека. Орудия труда и средства транспорта, научные открытия и технические изобретения, язык и письменность, произведения искусства и нормы морали, философские учения и системы политической власти, правовые кодексы и религиозные верования, методы образования и воспитания, здравоохранение и спорт, традиции и ритуалы, праздники и обряды – все это есть проявление творческой инициативы и деятельности человека.

Народное (самодеятельное) и профессиональное искусство. В культуре существует понятия «народное» (самодеятельное) и «профессиональное». Современный профессиональный работник для своего дела специально учится в каком-нибудь заведении – институте, университете, техникуме или училище. У него есть документ об окончании этого заведения – диплом, и всегда за свою работу он получает зарплату. Слово «самодеятельный» произошло от двух слов – «сам» и «делает». Самодеятельный работник для своего дела не обучался в каком- нибудь учебном заведении, а приобретает знания и умения сам или, например, у родственников или друга. Часто самодеятельный мастер работает для своего удовольствия, не всегда за деньги. В древности детей обучали родители, бабушки-дедушки, родственники. Поэтому старинные мастера все самодеятельные, обычно они выходцы из простого народа, и их древнее искусство так и называют – народное искусство. И сейчас различают профессиональное и самодеятельное искусство. Однако не следует думать, что самодеятельные работы всегда хуже, чем профессиональные. Очень многие профессиональные виды искусства выросли из самодеятельного народного искусства. Например. На основе народных европейских танцев в 16 веке возникло балетное искусство. До сих пор старинная чувашская вышивка считается непревзойденным произведением искусства. Изобразительное искусство окружало чувашей с самого раннего детства. Вся одежда обязательно украшалось вышивкой, тесьмой, бисером, металлическими нашивками; на деревянной посуде, инструментах, наличниках окон, воротах, мебели вырезали узоры.

Мы учимся в 5 классе МОУ «Ярабайкасинская СОШ». И в один из прекрасных дней декабря отправились на встречу с народными мастерами. На фото: КрасновАлександр Емельянова Наталья Андреева Ксения Петрова Екатерина

Вышивка. Ткачество. Народная чувашская вышивка известна всему миру. До сих пор старинные вышитые узоры восхищают своей красотой и тонкостью, даже не верится, что вся эта красота сделана руками простых крестьян. Чувашских девочек учили вышивать, начиная с 6-7-летнего возраста. К годам девочки начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры. Один ученый еще 200 лет назад собрал более 500 чувашских к ск - нагрудных вышивок, и среди них не было ни одного одинакового узора. Чувашская вышивка отличается от всех видов других вышивок своей сложностью, миниатюрностью, особым колоритом. Узоры из ниток сочетались с полосками цветных тканей, бисером, а в древности и с золотыми, серебряными, бронзовыми узорами, драгоценными камнями. Узоры на ткани можно было не только вышивать, но и ткать. Одновременно, когда на ткацком станке изготавливали ткань, мастерицы из цветных ниток ткали узоры. Так, например, украшали концы полотенец. Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Чувашская вышивка – это вышивка по счету ниток. Например, чтобы изобразить ровный треугольник, считали одинаковое количество ниток на каждую его сторону – и так со всеми узорами. Это трудная и кропотливая работа, поэтому когда среди чувашей появилась более простая вышивка «крестом», ее стали называть «вышивка ленивого человека». Используя, разные швы, чувашские мастерицы вышивали узоры, среди которых часто изображали всякие знаки: людей, животных, корабли, деревья и т.д. Некоторые чувашские узоры изображали устройство всего мира по представлениям древних чувашей.

И в наше время чувашские девушки и женщины любят вышивать. Мы ознакомились с работами мастеров. Их много. Это Филиппова Клавдия Дмитриевна, Яковлева Венера Валериановна, Смелова Зинаида Ивановна, Паргеева Фея Фадеевна, Филиппова Венера Витальевна и многие другие. Петрова Любовь Александровна каждую свободную минуту берет иголку с ниткой и занимается вышиванием. Мы с ребятами своего класса побывали у нее дома и ознакомились с работами. А теперь с ними хочу ознакомить вас.

Вышивки Петровой Любови Александровны

Изделия из древесины В древности многие предметы, которые сейчас изготавливают из пластмассы, делали из древесины, тем более что тогда лесов было очень много. Для посуды чаще использовали липу, березу, ветлу и другую древесину. Их украшали резьбой, на изделиях из коры узоры выдавливали специальными штампами. Еще в древности предки чувашей использовали простейший токарный станок. Гордостью каждой чувашской семьи были резные ковши: большие алтãры и малые курка. Навершие ковшов украшалось изображением светил, священных животных и птиц. У чувашских ковшей была своя особая форма, отличающая их от ковшей других народов. Деревянной резьбой украшались детали транспорта и постройки. Особо красивые узоры вырезали на наличниках окон и столбах ворот.

Рассказывает Краснов Александр «Мой дедушка, Краснов Владимир Александрович, живет в деревне Ярабайкасы. Он мастер на все руки. Многие дома в окрестных деревнях построены его руками. Я горжусь своим дедом».

Вот некоторые строения, построенные по проекту Краснова Владимира Александровича

Мой дед, Емельянов Никита Петрович,всю свою жизнь жил и живет в деревне Ярабайкасы. Он мастер на все руки. Мы живем в доме, который построил он сам. Жители окрестных деревень моему деду заказывают оконные рамы, двери, санки.

Работы моего деда, Емельянова Никиты Петровича

«Мой дед, Федоров Евсей Ефимович, вырос полусиротой. У него не было отца. Жили очень бедно. В трудные послевоенные годы порою не было дома и куска хлеба. Но он вырос работящим и стал настоящим хозяином. Долгие годы работал в колхозе «Дружба» комбайнером, механизатором. С его помощью в дом пришел и достаток. Построил хороший дом, вырастил четверых сыновей и одну дочь. Сейчас он пенсионер, но без дела не сидит. Три сына построили дома в той же деревне, где живет он. Дед помогает каждому. Он мастерит оконные рамы, двери, вырезает наличники для окон. Он мастер самоучка. Ему не пришлось учиться, но он учился всю жизнь. Учился у старших, учился у мастеров, учился на своем опыте. Он – хранитель традиций моего народа, хранитель культуры моего народа». Из сочинения Федорова Станислава

Работы Евсея Ефимовича

Чувашские народные инструменты В 19 веке музыкальные инструменты чувашских мастеров продавали в магазинах Москвы и Санкт- Петербурга наряду с изделиями знаменитых зарубежных фирм. Для изготовления музыкальных инструментов мастера использовали древесину, кору, металл, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. Струны делали из конского хвоста (так как это самые длинные волосы животных), а также из бараньих кишков, сухожилий. Кишки мыли, разрезали вдоль, вычищали и нарезали на тонкие полоски, которые скручивали и высушивали. Многие ученые отмечали, что среди народов Поволжья чуваши выделялись большим количеством народных музыкальных инструментов(их более 50). Очень часто чуваши исполняли музыку, составляя оркестр сразу из нескольких инструментов.

Музыкальные инструменты, изготовленные нашим учителем музыки Романовым Виталием Анатольевичем

Все предметы вокруг себя древние чуваши старались сделать такими же красивыми, какой была вокруг них сама природа. В чувашском языке более 20 слов, которые переводятся как «красота», и каждое из них обозначает особую красоту. Например. Когда хотят сказать о красоте всего мира, применяют само по себе очень красивое слово – илем: красота мира - т нче илем ; о красиво одетой девочке говорят чечен: чечен х р ача – красивая, чисто, аккуратно одетая девочка. В древности большинство нужных в хозяйстве вещей люди изготавливали своими руками. Каждый предмет старались сделать так, чтобы им удобно было пользоваться, и эти предметы обычно были всегда красивой формы. Удобство, польза по-другому называется утилитарность, а красота – эстетичность. В народном искусстве соблюдалось единство эстетического и утилитарного, то есть красота всегда приносила пользу. Например, лезвие серпа имеет очень красивую «летящую» форму, и эта форма идеально подходит для срезания колосьев; изумительны по красоте линии ткацкого челнока – они напоминают силуэты древних кораблей, и эта красота помогает плыть им по волнам нитей ткацкого станка.

В семье Скворцовых любят красивые вещи. Они большие мастера. Глава семейства - Скворцов Олег Владимирович – мастер на все руки. Он построил дом. А как красиво он делает кладку кирпича. Не стена, а картинка.

Столы и стулья в доме тоже сделаны руками Олега Владимировича

Хозяйка дома, Скворцова Александра Александровна, любит делать аппликации из соломы. Выставки ее работ часто можно увидеть на различных конкурсах.

Украшения. В национальном женском уборе незаменима роль вышивальных узоров и всевозможных капарч к (украшений) из камня, бисера, каури (раковин), металла, зерни, монет. Возникли они по-разному, претерпели множество изменений, приносили практическую пользу и эстетическую красоту, обозначали специфику повседневной деятельности, возрастные особенности и социальную принадлежность их носителей. Чувашский традиционный национальный праздничный наряд продолжает свое существование и развитие. Он служит сценической, ритуальной, свадебной одеждой, костюмом для торжественных случаев. На базе древних образцов ныне многие мастера готовят прекрасные современные одеяния.

Украшения из бисера, изготовленные учащимися школы

Родной край – частица нашей огромной России. У каждого свой дом, улица, город, район, входящие в общий край, называемой Родиной. Родина начинается с дома, улицы, города, района, где мы имели счастье родиться, жить, учиться и трудиться. Чувашская Республика является частицей великой России. Государство чувашского народа – Чувашская Республика, она носит имя народа, издавна жившего здесь, и является материнской родиной для всех чуваш мира. Самобытная культура чувашей, имеющая древнейшие корни развития, обогащает общероссийскую и мировую культуру.

Вывод: Самобытная культура чувашей, имеющая древнейшие корни развития, сохранилась до наших дней. И не только сохранилась, но и обогащается новыми видами деятельности. Можно с уверенностью сказать, что наш трудолюбивый народ успешно приспосабливается к новым условиям жизни, успешно учится, творит, мечтает о хорошем будущем.