Модернизация образования приводит к поиску новых, более прогрессивных путей управления развитием личности школьника. На пути реализации современного подхода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет «Компетентный учитель – компетентный ученик г.
Advertisements

«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Основное направление модернизации образования Идеякомпетентностно-ориентированного образования и её применение в практике преподавания.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Использование современных образовательных технологий для формирования ключевых и математических компетенций г. Челябинск 10 декабря 2012 г.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Доклад «Проектная деятельность» Автор: Тарасова Ксения Андреевна учитель истории МОУ «Новогоренская СОШ» Колпашевского района.
Проектная деятельность как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся начальных классов. И.В. Музалевская Учитель начальных классов МОУ «Червовская.
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Роль элективных курсов в повышении качества образовательного процесса по математике.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
Система работы учителя информатики Прокопович Е. В. МОУ «Гимназия 5» г. Брянска.
* Новые технологии, о которых так много говорят сегодня, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Транксрипт:

Модернизация образования приводит к поиску новых, более прогрессивных путей управления развитием личности школьника. На пути реализации современного подхода преподавания географии стоит задача получение качественных знаний, которые невозможны без развития интереса к предмету.

Понятие «компетенция» Реализация компетентностного подхода в географическом образовании - инновационное направление, которое позволяет по- новому осознать и понять значимость школьной географии. По общепринятому определению, слово компетенция означает: совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу. Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция». Также не существует единой, принятой всеми классификации компетенций. Отечественные педагоги под компетенцией понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, приобретенные благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направленные на успешное включение в трудовую деятельность. Определенная мера способности человека включаться в деятельность выступает как совокупность ключевых компетенций.

Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция": знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек. навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность. способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности. стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение. усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Работа с числом КоммуникацииИнформационные технологии Самообучение, саморазвитие Работа в команде Решение проблем Быть человеком Классификация ключевых компетенций (по Г.К.Селевко) Определяют следующие группы компетенций: Ценностно-смысловые компетенции Информационные компетенции. Учебно-познавательные компетенции Коммуникативные компетенции Компетенции личностного самосовершенствования Социально-трудовые компетенции Общекультурные компетенции

Виды работВиды заданий работа с учебником, географической и научно-популярной литературой Организация работы со всеми элементами учебниками, направленная на формирование умений и прикладных знаний у учащихся, предполагает использование всех компонентов- текста и внетекстовых составляющих работа с картой и картосхемами Нанести на контурную карту виды хозяйственной деятельности в Индийском океане работа со статистическим материалом Определение среднегодовой температуры, средней плотности населения и др. работа на местности Составление топографического плана местности пришкольного участка маршрутные съемкиПроведение глазомерной съемки Виды работ и заданий, направленные на усиление практической направленности школьной географии:

наблюдение за окружающей средой Выполнение задач на определение качества окружающей среды, по ее использованию, сохранению и улучшению, по оценке последствий хозяйственной деятельности человека работа с ресурсами ГИС и Интернет Проведение самостоятельного поиска географической информации из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных, космических учебные (практико-ориентированные проекты) Внедрение различных форм презентации проектной деятельности школьников (географические конференции, компьютерные презентации, коллажи, видеоролики)

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача - реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Необходимым условием для реализации компетентностного подхода в обучении географии является усиление внимания к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплен психолого- педагогической основой. Учитель географии современной школы выступает как организатор познавательной деятельности школьников, как помощник и консультант. Именно он создает благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося. Это обстоятельство требует внедрения гибких моделей обучения - активных форм, методов и современных технологий. Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения. Главными характеристиками гибкости ее являются уровневая структура построения процесса обучения, учет индивидуальных умственных способностей и возможность заниматься на определенном уровне трудности, а также построение поисковой работы с учетом индивидуальных способностей. Эффективность реализации данной технологии заключается в положительной диагностике результатов обучения. В постепенном переходе учащихся с более простого на более сложный уровень.

Важная роль в модернизации географического образования принадлежит компьютерным технологиям и мультимедиа (информационно-коммуникативные технологии). Это требование времени. В современном школьном образовании формируются модели обучения, основанные на системе ценностей информационной цивилизации. Школа не может себе позволить отставать от своих учеников, многие из которых свободно ориентируются в компьютерном мире. Разумным представляется соблюдение в преподавании географии определенного баланса между традиционными и компьютерными технологиями. Мультимедиа-учебник – это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ (учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, моделирующие). Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой. Кроме базового учебного материала, в мультимедиа- учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углубленного или межпредметного характера. Другая важная функция мультимедиа-учебника – организация самостоятельной учебной деятельности, в т.ч. и дома. И этот аспект, очевидно, тоже требует внимания.

Метод проектов Смею сказать, что метод проектов учителя географии стали применять одними из первых. Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Учащиеся самостоятельно постигают географические проблемы, имеющие жизненный смысл, овладевают комплексом географических умений, основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания и интегрировать их. Организация учебных исследований – неотъемлемая часть в реализации компетентностного подхода. Примером могут служить такие проекты, выполненные моими учениками, как «Этнографический образ России», имеющий огромное воспитательное значение для гражданина многонационального государства, способствующий воспитанию толерантности, уважения к обычаям других народов, желания понять особенности национальной психологии/ Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Работа над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. Более целенаправленно, с учётом индивидуальности формирование компетентностей осуществляется в рамках элективных курсов.

Приведу примеры заданий практических работ, направленных на реализацию компетентностного подхода на примере темы «Погода» (6 класс) Цель: сформировать умения составлять прогнозы погоды, используя данные календаря наблюдений. Итоговая (программная) практическая работа: попробуйте составить прогноз погоды на завтра по плану: 1.Температура воздуха. 2.Направление ветра. 3.Атмосферное давление. 4.Облачность. 5.Атмосферные осадки. Творческая практическая работа (домашнее задание): из различных источников (книги, Интернет, прогнозы погоды на ТВ, интервью с соседями, родственниками), узнайте, как изменилась погода вашей местности за последние несколько лет, составьте краткую летопись. Организация учебных исследований - неотъемлемая часть в реализации компетентностного подхода. Учебная деятельность школьников исследовательского уровня должна быть с четко заданной целью. Методы организации учебной деятельности этого типа обеспечивают формирование умения самостоятельного приобретения новых знаний правильного их использования в решении жизненных задач. Учащимся можно предложить выполнение практических заданий в форме мини- проектов при изучении главных географических моделей - плана и географической карты. Формирование ключевых компетенций учащихся - это планомерная и систематическая работа, которую необходимо начать с обучения географии в 6 классе. Какие бы технологии мы ни применяли, наши уроки должны формировать готовность школьников к профессиональному самоопределению, адаптации в социуме, готовности жить для Отечества.

Творческая практическая работа (домашнее задание): из различных источников (книги, Интернет, прогнозы погоды на ТВ, интервью с соседями, родственниками), узнайте, как изменилась погода вашей местности за последние несколько лет, составьте краткую летопись. Организация учебных исследований - неотъемлемая часть в реализации компетентностного подхода. Учебная деятельность школьников исследовательского уровня должна быть с четко заданной целью. Методы организации учебной деятельности этого типа обеспечивают формирование умения самостоятельного приобретения новых знаний правильного их использования в решении жизненных задач. Учащимся можно предложить выполнение практических заданий в форме мини- проектов при изучении главных географических моделей - плана и географической карты. Формирование ключевых компетенций учащихся - это планомерная и систематическая работа, которую необходимо начать с обучения географии в 6 классе. Какие бы технологии мы ни применяли, наши уроки должны формировать готовность школьников к профессиональному самоопределению, адаптации в социуме, готовности жить для Отечества.

Составители: учителя географии МБОУ «СОШ 59» г.Чебоксары Краснова В.Н. Мадюкова Г.И.