Демократическая гражданственность Дмитрий Бочаров (bocharov@gmail.com) Семинар «Образование в сфере демократической гражданственности и прав человека в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Активизация позиции органов самоуправления как необходимый фактор развития гимназии.
Advertisements

ДЕНЬ МОЛОДОГО ИЗБИРАТЕЛЯ. Тест На вопросы отвечайте : « да », « нет », « не уверен ». 1. Хорошо ли вы знаете руководителей государства ( их фамилии, занимаемые.
Презентация модели гражданского образования МОУ «СОШ 11».
Социальное проектирование как эффективное средство формирования ключевых компетентностей школьников Областное государственное учреждение «Региональный.
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ МОУ ГИМНАЗИЯ 5 г. СОЧИ: РУБЛЁВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
ЗА МОЛОДЁЖЬЮ ТЕРРИТОРИИ. Почему мы выбираем Ульяновск? В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов: В Ульяновской области реализуется.
Конкурсная - игровая программа по избирательному праву.
Избирательная комиссия Республики Коми Взаимодействие с государственными органами власти Презентация.
Рекомендации комитета Министров Совета Европы N R (2005) 5 (Государствам членам о правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях)
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Презентация подготовлена старшей вожатой ГОУ СОШ 496 Лищук Ангелиной Алексеевной.
Молодежное Правительство – как одно из направлений привлечения молодежи во власть.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
Гражданское общество и государство. Бочкарёва Т.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
Урок 1 Человеческое измерение политики. Цели урока: Сформировать у учащихся представление о важнейшей сфере общественной жизни – политики; Сформировать.
Правовая культура, проблемы правовой безграмотности молодёжи, пути их решения. Работу выполнила Углева Екатерина.
Транксрипт:

Демократическая гражданственность Дмитрий Бочаров Семинар «Образование в сфере демократической гражданственности и прав человека в молодежной работе и школьной программе» Рига, 04/03/2011

Ознакомить участников с концепцией демократической гражданственности (ДГ) Ввести систему отсчёта для дальнейшей работы Цель презентации

ДГ - это совокупность нужных каждому навыков. - Теоретическая часть этих навыков – понимание роли государства, знание о структурах управления в государстве, и того, как можно воздействовать на процессы в нём. - Практическая и важная в повседневной жизни часть - формирование активной гражданской позиции. (Цитата из документов Совета Европы «Демократическая гражданственность помогает решить споры дружественным и справедливым способом, договориться и найти точки соприкосновения в конфликтных ситуациях, и добиться соблюдения своих прав. Демократический гражданин знает об основных правилах общества, и своих личные обязанностях перед ним, и правах других людей, которые он должны уважать») Демократическая гражданственность

Т.к. демократическая гражданственность – совокупность навыков, то, как и всякие другие навыки, она может быть освоена. изучены. В большинстве школ в рамках обществоведени изучается устройство государства и структуры власти, но мало внимание уделяется вопросам участия, например почему важна позиция каждого человека, и каждый голос. многие люди лишены или отказываются от своих гражданских прав. Они не доверяют политическим деятелям, они сомневаются в политических партиях, и они скептически относятся к важности голосования. Явка на выборах даже в новых членах ЕС Т.е.: СЕ беспокоит безразличие жителей к политическим процессам Почему выделяют средства на обучение по теме?

Цитаты из документов СЕ «Образование должно давать людям знания, понимание, и навыки, которые помогут эффективно действовать на местном, национальном или международном уровне, быть информированным об их правах, обязанностях и о том, как они могут влиять на ситуацию. Демократическая гражданственность не просто учит голосовать. Оно учится разбираться в семейных проблемах, не прибегая к насилию. Оно учит решать споры на детской площадке справедливым способом. Оно помогает объединиться соседям, чтобы содержать район, где они живут, в чистоте и безопасности ». Чему обучать?

Дети и молодые люди слишком молоды, чтобы голосовать на выборах, но у них есть те же самые права и обязанности, как и у взрослых. У них есть право высказать своё мнение. Задача обучения – привить им те навыки, в которых они нуждаются для школы и семейной жизни, и давая им знания на будущее. ДГ и молодёжь

Многие взрослых потеряли интерес к тому, что они называют "политикой". Они злы на политические партии, и чувствуют, что власть изолировалась от них. Но многие люди всё же интересуются миром вокруг них – проводя, например, митинг в поддержку местной больницы, помогая бездомным животным или участвуя в акции по поддержке детских домов. С точки зрения ДГ нужно дать понять людям, что их точка зрения - правильна, и показать им, как они могут влиять на общество в решении важных для них проблем. Есть и другие препятствия для активного участи. Например, невозможность высказать своё мнение тем женщинам, которые живут в странах, где мужчины доминируют. Установить контакт с властью трудно пенсионерам и пожилым людям. Задача ДГ - вселить в них веру, и способствовать тому, чтобы остальное общество услышало их. ДГ и взрослые

Демократическая гражданственность не ограничена правовым статусом гражданина и правом голоса, которое даёт этот статус. Она охватывает все аспекты жизни в демократическом обществе: Гармоничное развитие общества, экономику участие инвалидов в обществественной жизни, равенство полов, проблемы меньшинств (разных), предотвращение терроризма и многое многое многое другое. Многоаспектность

Аспект 1: Пресса

Демократическая гражданственность по отношению к прессе заключается в том, чтобы: - она правдива отображала существующую ситуацию - не нарушала этических норм (порнография, религиозные оскорбления, разжигание ненависти) - не искажала картину действительности и не передавала усечённое рассмотрение проблем вследствие своей подконтрольности государственным или финансовым интересам По отношение к людям – способствовать всестороннему изучению источников, чтобы помочь критическому мышлению. По отношению к интернету – сделать его мощным и современным средством, оставшись при этом в рамках терпимости и этических правил. Аспект 1: Пресса

Аспект 2: Терроризм

Терроризм стал массовым. Демократический ответ на эту угрозу тоже должен стать другим: массовому убийству должно противостоять массовое предотвращение. Подход – обучение общечеловеческим ценностям, как прививка против терроризма. Рассказ о демократии и правах человека, с подчёркиванием важности основной ценности демократического общеста – человеческой жизни. Межкультурный и межконфессиональный диалог, понимание других культур для предотвращения конфликтных ситуаций. Совет Европы отмечает в документах борьбу с терроризмом по двум направлениям - сотрудничество по мерам безопасности и в разработке законодательств (предотвращение фактических действий) - поощрение. межкультурного и межконфессионального диалога с инициативами в области прав человека и гражданственности (предотвращение причин) Аспект 2: Терроризм

Аспект 3: Люди с инвалидностью

Право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общество. Доступность среды. Создание необходимой инфраструктуры транспорта, законодательные изменения в вопросах строительства, возможности досуга, спорта, туризма. Право на работу и предотвращение дискриминации в найме. Поощрять работодателей нанимать людей с ограниченными возможностями. 1) Работа с обществом, социальная интеграция 2) Инфраструктурная интеграция 3) создание образовательны и трудовых возможностей Аспект 3: Люди с инвалидностью

Аспект 4: Гендерное равенство.

Равенство в гражданских правах и участии в общественной жизни Равенство между мужчинами и женщинами, признанными де-юре во всех европейских странах, к сожалению, еще не стало действительностью на практике: (предвзятое отношение в некоторых профессиях или величине заработной платы).

Аспект 5: Участие иностранцев в общественной жизни.

Граждане государств-членов Европейского союза могут голосовать на муниципальных выборах страны Союза, в которой они проживают. Хоть Европейский парламент проголосовал 14 февраля 1989 за Резолюцию с требованием, чтобы государства-члены предоставили право голоса на выборах в местные органы власти всем иностранцам, живущим и работающим на их территории, только некоторые, среди которых Нидерланды, Ирландия, Дания и Швеция, позволяет неевропейским подданным Союза голосовать на выборах в местные органы власти. В случае европейских стран, не входящих в ЕС, только Норвегия предоставила это право. Право для иностранцев голосовать на выборах в местные органы власти важно по для преодолению их изолированности от общественной и политической жизни, и способствует социальному сплочению. Расширение права на преемственность и права голосовать, особенно на локальном уровне, можно рассмотреть как демократическое следствие глобализации.

Аспект 6: Демократия в школах

Чтобы сделать школу демократичной, важно взаимодействие между учениками, учителями, родителями и представителями локальных органов власти. Важно, чтобы учителей в школах рассматривали не только, как «поставщиков знаний». Для школьников важно, чтобы обучаясь, они осваивали не только конкретные знания, но и учились жить в социуме. Школы должны стать демократической средой для обучения. Это подразумевает участие школьников в планировании и реализации школьных программ, поддержка школьной и студенческой прессы. Это включает участие студентов в управлении коллективными областями, планированием и реализацией школьных проектов (соединения, внешкольные действия, причастность к общественным действиям), и поддержка студенческим каналам связи (студенческая газета и радио).

Аспект 7: Роль НГО

Демократия намного больше чем только политическая система. Фактически, это прежде всего способ жить с другими, который формируется на уровне гражданского общества. Неправительственные организации способствуют формированию ДГ двумя главными способами: Во-первых, они сотрудничают с властями и влияют на принимаемые решения (например, подготавливая законодательные предложения, или входя в консультативные советы Во-вторых они проводят обучение молодёжи и взрослых демократии.

Аспект 8: Экологические вопросы

Демократия подразумевает сбалансированное развитие в области технологий и влияния на окружающую среду. В этот блок входят проблемы выбросов, энергосбережение и сбережение водных ресурсов, загрязнение среды, мусор. Демократическая гражданственность подразумевает обсуждение этих вопросов, и предоставление каждому выбора – какую лампочку выбрать, и проводить ли, например, реновацию дома для экономии тепла.

Аспект 9: Этичный туризм

Путешествия стали доступны многим, и важно, чтобы люди осознавали такие проблемы, с этим связанные, как преобразование природы (дамбы и отели вместо девственных пляжей), вмешательноство в местные традиции и обычаи. Три кита этичного туризма: 1) оптимальное использование экологических ресурсов и минимальное изменение окружающей природы 2) Уважение к социокультурным особенностям коренных жителей 3) честное распределение благ, возникающих вследствие туризма (чтобы не было «а вот теперь мы поедем смотреть на умирающих от голода африканских детей»)

Аспект 10: Ответственное потребление, Осознанные инвестиции

Когда мы покупаем одежду, она может быть, например, произведена детьми в бесчеловечных условиях. Большинство продуктов, произведенных в условиях жестокой эксплуатации – дешевли, а производящие их, страдают за эту более низкую цену. Добросовестный гражданин делает выбор, который не только основан на личной выгоде, но и на рассмотрении дополнительных факторов: Пригоден ли продукт для повторного использования? Не излишняя ли упаковка? Не мучали ли животных про производстве еды? Мы должны знать, как наши деньги используются банками, вместо того, чтобы смотреть только на прибыль. В идеале деньги должны идти не только на игре на фондовых рынках, но и на развитие государства: поддержку малого бизнеса, развитие страны итд