«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе» (Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ п. Усть-Уда Иркутской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Advertisements

«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников» (Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Жуковская ООШ» Волковой Раисы Александровны)
Рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ УЧЕНИК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в.
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный.
ОКРУЖНОЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ « ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ : АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД » Цель : - обсуждение вопросов адаптации учащихся в школе; - обмен опытом и.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
« Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь» Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Солнцевская.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Ларина О.Н. – учитель начальных классов, председатель МО начальных классов.
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Преподаватель Лучко Ирина Валентиновна. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую.
Транксрипт:

«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе» (Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ п. Усть-Уда Иркутской области Покрасенко Елены Николаевны) МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

АКТУАЛЬНОСТЬ Российское образование развивается « Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики»

Государственные стандарты общего образования нового поколения ставят новые цели и задачи образования: формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ведущую роль должны играть деятельные технологии обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная деятельность.

Портрет выпускника дошкольник - начальная школа Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой. Пифагор

Создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ

ГИПОТЕЗА Метод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment (« естественную среду », т. е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным ) для формирования компетентностей учащихся если : - модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации ( диагностический, проектировочный, организационно - деятельностный, итоговый );

ЦЕЛЬ исследования : Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Интеллектуально тренированные учащиеся ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач

Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям Содействовать успешной адаптации учащихся в 5- ом классе Формировать класс как учебное сообщество Развивать учебно - познавательную мотивацию Развивать индивидуальность каждого Привлечь внимание родителей Реализовать право ребенка на творчество ЗАДАЧИ

Проект как метод обучения Учебный проект – совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала « тоски » по интеллектуальной загрузке.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» – Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «Почему?». С. Я. Маршак

Что мне интересно больше всего ? Чем я хочу заниматься в первую очередь ? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время ? О чём хотелось бы узнать как можно больше ? Чем я мог бы гордиться ?

Тема может быть : фантастической ( ребенок выдвигает какую - то фантастическую гипотезу ); экспериментальной ; изобретательской ; теоретической.

План работы Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование ? Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы ? Цель. Что я хочу исследовать ? Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование ? Задачи исследования. Дата и место проведения моего исследования. Методика работы. Каким образом я проводил исследование ? Описание работы. Мои результаты исследования. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал ? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. Использованная литература. Приложение, презентация

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики ; 1/3 времени затрачивается на сбор материала ; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от « взрослой » конференции, здесь необходимо создать « ситуацию успеха » для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Для ученика проект - это Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала ; Деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы

Для учителя проект - это Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета. Форма организации учебного процесса. Философия образования : цели и деятельности, результатов и достижений. Педагогическая Технология : комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся. Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь

По результатам опроса ЧЕМУ УДАЛОСЬ НАУЧИТЬСЯ ? - РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ ; - АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ; - ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА ; - ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА ; - ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ - РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Тема Тайны электричества Тип проекта: исследовательский Предмет: физика Автор: Щукин Даниил Учебный год: 2011/2012 Выяснить, что такое электричество, электрический ток, электрическое напряжение, когда оно возникает, как образуется электричество, где оно живет и как попадает к нам в дом ? Цель исследования : Описание работы: Работа посвящена экспериментально- исследовательскому изучению тайн электричества. Описаны опыты с наэлектризованными телами, объясняющие существование, взаимодействие и движение электрических зарядов. Автор проводит опыты с электрической цепью, объясняющие, как и где живёт электричество, почему горит электрическая лампочка. Экспериментально доказал, что вода-проводник электричества. Презентация наглядно знакомит учеников 3-7 классов с этим физическим явлением

ОПЫТ 1. «электрическим спрутом». ОПЫТ ОПЫТ 3.«Трусишка». Электрическая цепь Вода – проводник электричества Электричество – «волшебник».

Тема МОЯ РОДОСЛОВНАЯ Тип проекта: исследовательский Предмет: история Автор: Пимченко Анастасия Учебный год: 2008/2009 Цель исследования : Описание работы: Выступила на VIII Региональные интеллектуальные соревнования юных исследователей « Шаг в будущее, Юниор » « Шаг в будущее, Юниор » как можно полнее восстановить и изучить семейную родословную Задачи: исследовать историю возникновения фамилии Пимченко и составить своё «Древо жизни». В данной работе даётся подробный отчёт своего исследования. Была проделана большая поисковая работа о своих дедушках и бабушках, о тех, кто жил раньше: расспросы родственников о предках по линии папы записаны подробно в тетради; были собраны документы, фотографии из семейных архивов. Была изучена специальная литература по истории русских фамилий и по технологии валяния валенок в небольших семейных артелях. Итогами исследовательской деятельности стали практические результаты: 1.Представлены два вероятных способа образования фамилии Пимченко. 2.Подготовка и защита исследовательской работы на научно-практической конференции «Шаг в будущее». 3.Создание презентации на электронном носителе. 4. Создание генеалогического дерева «Древо жизни».

Пимченко < Пима, ум.-ласк. от Пимен Пимы. Так в Сибири народ называл валенки. Валенки – валенная войлочная обувь из овечьей шерсти. Валенцы, валенухи, валежки, валены, валенки, катанки, пимы, коты, полусапожки, сапоги.

Тема Как птице перезимовать? Тип проекта: исследовательский Предмет: биология Автор: Распутин Роман Учебный год: 2008/2009 Цель исследования : Познакомиться с жизнью птиц зимой, чтобы помочь им пережить трудное время. Описание работы: Трудно приходится птицам зимой, толстым снежным покрывалом укрыты леса и поля, суровые морозы сковывают землю. Как птицы зимуют? Где находят приют зимой птицы? Чем страшна зима птицам? Чем мы можем помочь птицам в трудный час? На эти и другие вопросы отвечает наша работа. Мы считаем, что надо по-доброму, и по- взрослому относиться к птицам и своё доброе отношение воплощать в хорошие, правильные поступки. Выступил на VIII Региональные интеллектуальные соревнования юных исследователей « Шаг в будущее, Юниор », 2008 « Шаг в будущее, Юниор », 2008

1. Кормить регулярно, в одно и то же время. 1. Кормить регулярно, в одно и то же время. 2. Чистить кормушку от снега регулярно. 2. Чистить кормушку от снега регулярно. 3. Не делать ее большой. 3. Не делать ее большой. 4. Повесить на дереве в нелюдном месте. 4. Повесить на дереве в нелюдном месте. 5. Соблюдать рекомендации по подбору корма. 5. Соблюдать рекомендации по подбору корма. Правила подкормки птиц на кормушке

Тема Как правильно питаться для сохранения здоровья на долгие годы Тип проекта: исследовательский Предмет: биология Автор: Садыкова Софья Учебный год: 2007/2008 Выяснить, что надо для долголетия, для чего мы едим, в домашних условиях в ходе эксперимента в какие продукты входит 3 основных компонента питания : крахмал, белок и жиры Цель исследования : Описание работы: Почему: одни люди живут долго, а другие рано умирают. Одни счастливы, бодры, полны сил в глубокой старости, а другие уже в молодости часто болеют? Оказывается, человек может жить до 180 лет. В ходе исследования я совершила увлекательное путешествие по страницам книги Георгия Юдина «Главное чудо света». Проведены опыты и на практике в домашних условиях доказаны наличие трёх основных компонента питания - белков, жиров и углеводов в продуктах питания. По плану исследования в школьной столовой были изучены особенности приема пищи среди учащихся школы. Велись наблюдения за скоростью потребления пищи школьниками, последовательностью поедания блюд, поведением за столом(разговоры, нарушение дисциплины), использование столовых приборов.

Питание должно быть рациональным: 1.Есть мало, но часто. 2.Пища должна быть разнообразна. 3.Тщательно пережевывать пищу. 4.Правильно сочетать вещества: белки, жиры и углеводы. 5.Соблюдать режим питания. 6.Соблюдать правила личной гигиены. 7.Есть нужно с аппетитом.

Тема «Фразеологизмы и крылатые слова как средства выразительности речи» « Тип проекта: информационный Предмет: русский язык Автор: группа 3 класса Учебный год: 2007/2008 Описание работы Язык Тургенева, Толстого, Горького, Пушкина …- велик и могуч. Каждый гражданин России должен научиться великому русскому языку. Речь современных младших школьников бедна устойчивыми оборотами, они не понимают подчас значения оборотов, встречающихся в текстах для чтения. Проект помог узнать больше о фразеологизмах: их лексическое значение, основные функции в речи, происхождение. Были перечитаны и проанализированы художественная литература и узнали, откуда крылатые слова пришли в наш язык (из фольклора, из художественной литературы). Разбили фразеологизмы на группы, составили их картотеку, проиллюстрировали.

Русская история дала жизнь многим фразеологизмам Краткие цитаты, образные выражения, вошедшие в нашу жизнь из литературных произведений, изречения исторических деятелей, имена мифологических и литературных героев, сделавшиеся нарицательными.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !