Метод обучения русскому языку – это педагогическая категория, которая регулирует характер взаимообусловленной мыслительной деятельности учителя и учеников,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Advertisements

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методы и средства обучения.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Учебное занятие © Иванова И.А. Фастовский И., А 2004.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Уроки русского языка в форме лабораторной работы Табунникова Е. Е., учитель русского языка и литературы.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Проблемное обучение - одна из составляющих ЛОП в активизации развивающего потенциала обучения.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Транксрипт:

Метод обучения русскому языку – это педагогическая категория, которая регулирует характер взаимообусловленной мыслительной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в процессе обучения и направленной на достижение запланированного конкретного результата.

– цель обучения ; – формы передачи / получения знаний ( формы познавательного общения, речевые жанры педагогической коммуникации ); – способы деятельности учителя и ученика ; – методические приемы ; – средства обучения ; – результат обучения ; – познавательные и воспитательные функции метода обучения.

сообщение ( слово ) учителя ; лекция ; беседа ; консультация ; предписание - инструктаж ; комментарий ; оценочное высказывание, в том числе отзыв или рецензия ( И. В. Таяновская ).

– предъявление новых знаний учителем в « готовом » виде как результата лингвистической науки ; – выявление новых знаний с опорой на известное учащимся ; – сочетание знаний, представленных в « готовом » виде, со знаниями, полученными в результате направляемой поисковой деятельности учащихся ; – получение новых знаний в процессе выхода из проблемной ситуации или решения поставленной проблемной задачи ; – получение новых знаний в результате самостоятельной поисковой деятельности учащихся ; – применение усвоенных знаний ; – закрепление полученных знаний ; – обобщение и систематизация полученных знаний ; – совершенствование умений и навыков ; – контроль усвоения полученных знаний, умений и навыков.

объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично - поисковый ( эвристический ), исследовательский ( И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин ), преобразовательный, контрольный ( В. А. Онищук ).

признаки метода, определение метода, основные функции метода, правила использования метода, применение метода, отличие от других методов ( план и схема анализа заимствованы у О. С. Гребенюка и Т. Б. Гребенюк ).

вербальное изложение в устной или в письменной форме теоретических сведений о языковых явлениях, формулировок орфографических и пунктуационных правил ; восприятие, осознание, произвольное запоминание и применение их учащимися.

объяснительно - иллюстративный метод – это вербальное монологическое объяснение учителем готовых положений лингвистической науки ( либо изложенных в учебнике ) для усвоения учащимися, при этом привлекаются различные способы мышления ( индуктивное, дедуктивное, индуктивно - дедуктивное и дедуктивно - индуктивное ), иллюстративный языковой материал и средства наглядности.

введение новых теоретических сведений по русскому языку, организация восприятия, первичного осмысления, запоминания, воспроизведения и применения полученных знаний о языковых явлениях, их повторения, закрепления, углубления ; развитие словесно - логической памяти и словесно - логического мышления учащихся.

1) вести объяснение нового материала по русскому языку, опираясь на языковые явления, факты ; 2) использовать приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся ( составление плана, запись основного в объяснении, подбор и анализ примеров, опору на таблицы, схемы ); 3) показывать образцы применения лингвистической теории и сформулированных правил в процессе решения языковых и правописных задач ; 4) осуществлять контроль усвоения языкового материала с учетом качества его воспроизведения.

реализуется в таких организационных формах передачи / получения знаний, как слово ( рассказ ) учителя, лекция, самостоятельное чтение теоретических сведений по учебнику, при объяснении нового материала на уроке первичного усвоения новых знаний ; предполагается «… деятельность учащихся копирующего характера : наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами …», средства обучения – учебные пособия, учебники, наглядные пособия, раздаточный материал, словари.

характеризуется интеллектуальной пассивностью учащихся, получающих на уроках русского языка продуманную учителем или авторами учебника готовую систему знаний ; они усваиваются учащимися на уровне осознанного восприятия, нередко не в полном объеме и не становятся элементом их долговременной памяти, если не будет включен механизм мотивационного обеспечения усвоения новых знаний по русскому языку.

изложение нового материала по русскому языку с опорой на репродуктивные вопросы, цель которых – воспроизведение учащимися ранее усвоенного материала для выявления нового знания о языковых явлениях, при этом могут привлекаться проблемные вопросы, сущность которых раскрывается и объясняется самим учителем.

репродуктивный метод – это сконструированная учителем система заданий для воспроизведения полученных ранее учащимися знаний и сформированных способов действий с языковым материалом по образцу ; вербальное изложение нового материала по русскому языку в диалогической форме с целью накопления и усвоения нового знания в процессе воспроизведения уже изученных сведений о языковых явлениях.

актуализация опорных знаний, неоднократное воспроизведение новых знаний и способов действий по образцу с целью произвольного и непроизвольного запоминание учебного материала в процессе учебного диалога, построенного с привлечением известной учащимся лингвистической теории.

1) тщательно отбирать иллюстративный материал для выявления известного учащимся о фактах языка в процессе сообщающей беседы ; 2) следить за формулировкой наводящих и прямых аналитических вопросов, чтобы они были полными, недвусмысленными, предполагали развернутый ответ ; 3) опираться на известное учащимся о языковых явлениях при изложении нового материала по русскому языку ; 4) обучать школьников умению применять полученные знания при выполнении действий с языковыми фактами, идентичными тем, которые анализировались учителем.

осуществляется в такой форме передачи / получения знаний, как сообщающая беседа, когда ответы на репродуктивные вопросы становятся опорой усвоения новых знаний по русскому языку или способствуют их повторению и закреплению ; для отработки способов действий с языковым материалом привлекаются образцы рассуждений, алгоритмы, образцы моделирования языковых явлений ; используется на уроках повторения, закрепления знаний и развития умений и навыков, на уроках обобщения и систематизации знаний и совершенствования умений и навыков.

характеризуется активизацией мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка, тренировкой у них способности воспроизводить изученный материал для выявления на его основе нового знания, созданием условий для обратной связи, позволяющей устанавливать степень готовности учащихся к восприятию нового материала и его понимания с целью отработки способов действий по образцу.

логика введения нового материала по русскому языку отражает логику решения лингвистической проблемы, требующей привлечения аргументов, формулирования выводов, выявляющих сущность языкового явления ; знания, добытые в ходе активного поиска, более прочны.

метод проблемного изложения материала по русскому языку – это активизирующее познавательную деятельность учащихся предъявление новых знаний учителем, который по мере объяснения материала создает проблемные ситуации, ставит проблемные вопросы и демонстрирует образец решения лингвистической проблемы.

ознакомление учащихся с последовательностью научного поиска ( постановка проблемы, выдвижение гипотезы, привлечение корпуса аргументов, формулирование вывода ), что активизирует познавательную деятельность учащихся ; обеспечение оптимального сочетания регулируемой учителем поисковой деятельности учащихся с овладением общепризнанными результатами научного поиска лингвистов.

1) для обеспечения внутренней мотивации привлекать лингвистические проблемы, призванные вызвать интерес к изучению русского языка ; 2) создавать в процессе объяснения материала по русскому языку познавательные трудности, соответствующие уровню интеллектуального развития учащихся, когда обеспечивается рациональное соотношение известного и неизвестного и достигается посильность работы ; 3) на начальном этапе использования метода давать образец постановки проблемы, формулирования гипотезы, отбора аргументов, приводящих к искомому выводу ;

4) актуализировать опорные знания учащихся, необходимые для решения поставленной грамматической или правописной проблемы ; 5) опираться на ранее сформированные у учащихся операционные умения, необходимые для решения поставленной проблемы ; 6) при контроле знаний, умений и навыков поощрять самостоятельность и оригинальность суждений, предположений, высказываемых учащимися при рассмотрении смешиваемых явлений.

реализуется в такой форме передачи / получения знаний, как поисковая беседа, когда учащиеся предлагают разные варианты ответа на один и тот же вопрос, не удовлетворяясь ролью пассивных слушателей, а стремясь к активному участию в решении поставленной проблемы ; используется на уроках усвоения новых знаний при объяснении учебного материала, на факультативных занятиях, при чтении лекций и курсов по выбору.

активизирует внутреннюю мотивацию учения и мыслительную деятельность обучающихся благодаря созданию проблемных ситуаций и постановке проблемных вопросов, обеспечивающих формирование умений логично, последовательно доказывать или опровергать достоверность высказанных суждений.

изложение учителем нового материала по русскому языку сочетается с поисковой деятельностью учащихся, которые под руководством учителя ищут правильное решение поставленных перед ними языковых или правописных задач.

частично - поисковый ( эвристический ) метод – это сочетание объяснения учителем нового материала по русскому языку с постановкой им проблемных заданий поискового типа, которые требуют от учащихся умения видеть лингвистическую проблему в представленном материале, приводить аргументы в пользу высказанной точки зрения, делать выводы на основании проведенного анализа языковых фактов.

подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению языковых и правописных задач, которые в процессе применения эвристического метода ставятся и решаются под руководством учителя.

1) формулировать систему вопросов для эвристической беседы таким образом, чтобы каждый ответ приближал учащихся к решению лингвистической проблемы или правописной задачи ; 2) обеспечивать активность учащихся при анализе языкового материала, создавая проблемные ситуации, ставя проблемные вопросы, подводя обучающихся к необходимым выводам ; 3) контролировать качество усвоенных знаний с учетом умения выполнять задания поискового типа ( анализировать языковые явления, выдвигать гипотезу и доказывать ее ).

метод используется в такой форме передачи / получения знаний, как эвристическая ( поисковая ) беседа, в ходе которой учащиеся, отвечая на логически взаимосвязанные вопросы учителя, получают возможность решить новую для них грамматическую или правописную проблему или ее часть, что особенно эффективно при рассмотрении смешиваемых языковых явлений ; используется на уроках новых знаний, на уроках их обобщения и систематизации.

подготавливает учащихся к самостоятельной постановке и решению лингвистических проблем с привлечением системы аргументов для обнаружения путей ее решения.

познавательная активность учащихся в процессе их самостоятельной работы, связанной с отбором языкового материала, постановкой проблемы, определением путей ее решения для получения новых для учащихся знаний и овладения учащимися новыми способами действий с языковым материалом.

исследовательский метод – это получение новых знаний по русскому языку, их усвоение учащимися и овладение новыми способами учебных действий в процессе самостоятельной работы с языковыми явлениями для решения поставленных учителем проблемных задач и выполнения проблемных заданий с целью целенаправленного развития интеллектуальной сферы обучающихся.

овладение школьниками методами научного познания ( наблюдение над фактами языка, выявление проблемы, определение пути ее решения, выдвижение гипотезы, установление причинно обусловленных связей и отношений между языковыми явлениями, подведение итогов исследования, в результате которого получено новое знание ), умением осмысленно, оперативно и корректно творчески применять новое знание в нестандартной ситуации ; накопление опыта исследовательской деятельности в процессе творческого поиска.

1) постепенно формировать у школьников учебно - познавательные действия, которые необходимы для выполнения исследовательских заданий ( сбор языкового материала по избранному или указанному источнику ; его анализ с привлечением словарей, справочников, учебных пособий, научно - популярных изданий ; постановка учебной проблемы и формулирование варианта ее решения ; проверка его правильности ; показ варианта применения полученного знания на практике ); 2) предварительно готовить учащихся к выполнению заданий творческого характера ( ознакомление с указанным материалом учебника, изучение дополнительной литературы, рекомендованной учителем );

3) использовать заданий разной степени сложности, которые требуют от учащихся разной степени интенсивности мыслительной деятельности ; 4) объем исследовательских заданий не регламентируется : они могут быть сориентированы на рассмотрение одного или нескольких вопросов, материала части или целого урока, определенной темы или целого раздела школьного курса русского языка ; 5) при отборе языкового материала необходимо руководствоваться соображением полезности выполнения учащимися различных способов умственной деятельности ; 6) контроль знаний, умений и навыков осуществляется при выполнении учащимися работ творческого характера.

лежит в основе методики обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанной Г. А. Бакулиной ; применяется на уроках русского языка при изучении материала, требующего наблюдения над большим количеством языковых фактов, при обобщении и систематизации знаний, совершенствовании умений и навыков ; используется на факультативных занятиях, при организации содержания элективных курсов, при подготовке докладов, рефератов, аннотаций ; реализуется в таких организационных формах передачи / получения знаний, как лекция, атака мыслей ( мозговой штурм ), дидактическая игра, мастерская, самостоятельная работа.

формирует опыт творческого мышления учащихся, развивает их творческие способности, связанные с поисковой деятельностью при решении новых для них языковых проблем ; обеспечивает формирование внутренних мотивов творческой деятельности обучающихся, способствует интенсивному развитию внимания, памяти.

управление процессом применения знаний на основе использования образца действия с языковым явлением, алгоритма, создание условий для учебной деятельности с привлечением правил и предписаний.

преобразовательный метод – это усвоение новых знаний по русскому языку и способов действия с языковым материалом благодаря использованию системы предписаний, образцов рассуждения и применению теории на практике, алгоритмов.

формирование у учащихся умения применять теоретические сведения о языковых явлениях при их узнавании, квалификации, объяснении и использовании в речи ; обучение школьников умению применять орфографические и пунктуационные правила в письменной речи ; формирование у учащихся умения самостоятельно составлять алгоритмы и предписания, регулирующие познавательную деятельность.

1) знакомить учащихся с образцом рассуждения сразу после осмысления и запоминания теоретических сведений ; 2) предлагать учащимся образец применения орфографического или пунктуационного правила с опорой на условия, регламентирующие действие определенной нормы ; 3) учить школьников самостоятельно разрабатывать образцы рассуждений при анализе языковых явлений, алгоритмы для решения правописных задач.

используется на уроках усвоения новых знаний в процессе первоначального формирования умения применять полученные знания на практике ; на уроках обобщения и систематизации знаний в процессе совершенствования умений и навыков, связанных с применением обобщенных правил, при рассмотрении смешиваемых языковых явлений.

действия по образцам и алгоритмам, с опорой на инструкцию способствуют пониманию учащимися целей выполнения работы, ее содержания и механизма достижения необходимого результата, что облегчает учащимися самостоятельное планирование и осуществление собственной познавательной деятельности.

диагностирование результата обучения русскому языку ( контроль, проверка, оценивание учебных достижений школьников, анализ результатов с установлением наметившихся тенденций, прогнозирование дальнейших способов деятельности по совершенствованию учебного процесса ).

контрольный метод – это определение уровня владения учащимися знаниями по русскому языку и сформированности у них учебно - языковых и речевых умений и навыков ; получение информации о качестве организации процесса обучения русскому языку и результативности взаимодействия его участников.

контроль выполняет функцию обратной связи ( внешний контроль : учитель – ученик ; взаимный контроль : ученик – ученик ; самоконтроль : ученик – ключи к тестам, ответы к заданиям ) и учета результатов контроля ; обучающую функцию ( готовясь к контролю, учащиеся повторяют изученный материал, обобщают его и систематизируют ); диагностическую функцию ( анализ допущенных ошибок и пробелов в знаниях учащихся является основанием для корректировки используемой методики : эффективности использованных организационных форм уроков ( традиционных и нестандартных ) и форм передачи / получения знаний, методов, приемов работы, средств обучения );

прогностическую функцию ( полученные в ходе проверки результаты позволяют установить готовность учащихся к усвоению следующей дозы дидактического материала ); развивающую функцию ( контроль стимулирует познавательную активность учащихся, благотворно влияя на их внимание, память, логическое мышление ); воспитательную функцию ( подготовка к контролю и сам контроль требуют от учащихся концентрации волевых усилий, сосредоточенности, ответственного отношения к учебе, трудолюбия ).

1) необходимо обеспечивать объективность контроля знаний и умений учащихся по русскому языку ; 2) регулярно проверять содержание, подлежащее усвоению ; 3) проводить открытый контроль обучаемых, руководствуясь одними и теми же критериями ; 4) объявлять результаты контроля, обсуждать и анализировать их с обучающимися.

предварительный контроль ( осуществляется для определения общего уровня подготовки учащихся по русскому языку как ориентира для последующей организации обучения предмету ); текущий контроль ( проводится на каждом уроке русского языка для получения объективных данных об учебных достижениях школьников ); тематический ( периодический ) контроль ( проверяется усвоение материала изученной темы );

рубежный контроль ( проверяется знание школьниками части материала – базы для усвоения следующей его части ); итоговый контроль ( проводится в конце учебного года и позволяет установить уровень успешности обучения каждого ученика и его готовности к дальнейшему усвоению предусмотренного программой материала ); заключительный контроль ( выпускные экзамены в общеобразовательном учреждении ).

традиционный и нетрадиционный ( по способу проведения ); машинный и безмашинный ( с использованием ТСО и без него ); устный и письменный ( по форме проведения ); индивидуальный, фронтальный, групповой, парный ( по количеству учащихся ); с дидактическим материалом ( тесты, билеты, контролирующие и компьютерные программы, тексты ) и без него ( сочинение, устный опрос ).

Выясняется сформированность всех типов компетенций : языковой ( устанавливается уровень знаний учащихся о системе русского языка, учебно - языковых умений оперировать фактами языка : опознавать, группировать, классифицировать, анализировать их ); речевой ( проверяется знание норм всех уровней русского литературного языка и владение ими ); коммуникативной ( выявляется уровень владения речеведческими понятиями, сформированности умений во всех видах речевой деятельности, а также при создании текстов разной жанрово - стилистической принадлежности ).

индивидуальный устный опрос у доски ; устное сообщение на лингвистическую тему ; устный зачет по теме, разделу ; письменные ответы на вопросы ; тесты : альтернативный ( выбирается один из двух вариантов ответа на теоретический вопрос : « да » или « нет »), избирательный ( учащимся необходимо указать правильный и полный ответ на теоретический вопрос из числа данных ), подстановочный ( учащимся необходимо дополнить определение понятия или формулировку правила ) и конструктивный ( учащимся необходимо дать точный и полный ответ на теоретический вопрос ).

контрольная работа ; все виды тестов ( выбор, подстановка и конструирование осуществляется на уровне лексико - грамматических разрядов слов, грамматических категорий и значений, морфологических форм и синтаксических конструкций ), все виды устного и письменного языкового разбора ( лексического, фонетического, словообразовательного, по составу слова, морфологического, синтаксического, стилистического ), а также грамматические задания к контрольным диктантам.

все виды тестов ( выбор, подстановка и конструирование осуществляется с учетом произносительных, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических, орфографических и пунктуационных норм ), контрольные диктанты.

содержательный, логико - композиционный и языковой анализ текста, написание учащимися контрольных изложений, сочинений, создание в устной и письменной форме текстов разной жанрово - стилистической принадлежности.

контроль обеспечивает обратную связь, что позволяет сделать вывод об эффективности обучения русскому языку и характера взаимодействия участников учебного процесса.