Областной семинар заместителей директоров базовых школ «Развитие исследовательской позиции и творческих способностей на уроке и во внеурочной деятельности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Самостоятельные исследования школьников». Чем отличается проектирование от проектного метода?
Advertisements

МОУ «Болтовская СОШ» Заместитель директора по воспитательной работе Орехова Е.Н.
Исследовательская деятельность учащихся. Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ.
Исследовательская деятельность учащихся Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 32 Выполнила: Заречнева Ирина Викторовна,
«Самостоятельные исследования школьников» Тренинг преподавателей-методистов (тренеров) программы «Обучение для будущего» Руководители: А.В.Леонтович, к.
Тренинг «Самостоятельные исследования школьников» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи.
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность учащихся. Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ.
Бачкала Галина Владимировна Методист МОУ ЦИМПО Г. Иркутск.
Исследовательская деятельность учащихся Творческая группа учителей информатики.
Методический семинар Исследовательская деятельность как средство формирования ИКТ компетенции Алапаевск 2010г..
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Самообразование» - приобретение знаний путем самостоятельных занятий.
Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары.
Городской семинар для заместителей заведующих МБДОУ Находкинского городского округа г.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
Транксрипт:

Областной семинар заместителей директоров базовых школ «Развитие исследовательской позиции и творческих способностей на уроке и во внеурочной деятельности» 23 – 24 апреля 2009 года Государственное учреждение образования «Витебский областной институт развития образования» «Витебский областной институт развития образования»

План проведения 1.Исследовательская позиция и творческие способности учащихся как цель и средство современного образования 2. Исследовательская деятельность школьников: теоретические подходы и практика педагогического руководства 3.Содержательные и методические аспекты исследовательского обучения 4.Развитие творческих и исследовательских способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности 5.Управление развитием исследовательской компетентности педагогов

Цель Освоение руководителями учреждений образования общей методологии, содержания и организации исследовательской деятельности школьников. Задачи Определение исследовательской позиции, роли и места исследовательской деятельности в организации УВП. Определение теоретической базы и концептуальной основы организации исследовательской деятельности. Организация, освоение содержания и методики проведения исследовательских работ в начальной и средней школе.

«Исследовательская позиция и творческие способности учащихся как цель и средство современного образования» Воднева Г.Д., начальник центра дополнительного образования ГУО «ВО ИРО»

Педагогическая мастерская «Исследовательская деятельность школьников: теоретические подходы и практика педагогического руководства» Виленчик Л.В.. методист ГУО «ВО ИРО»

учитель ученик Субъект- субъектные отношения коллега, наставник коллега, младший товарищ Исследовательская деятельность обучающихся ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Субъект- субъектные отношения коллега, наставник коллега, младший товарищ Эволюция позиций участников исследовательской деятельности

Рабочее определение МИРОВОЗЗРЕНИЯ Определим под исследовательской деятельностью учащихся творческий процесс совместной деятельностью двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Развитие авторской позиции юного исследователя Теоретичес- кие курсы Освоение методики Экспедици- онные исследования Обработка данных Выбор темы и задачи, формулировка гипотезы Анализ результатов и выводы Выбор объекта Создание теоретичес- кой базы Подбор методики под задачу Составление плана работ Подбор методики обработки Представление результатов Составле- ние плана презентации С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я К о н с у л ь т а ц и о н н а я р а б о т а р у к о в о д и т е л я

Педагогическая мастерская Что такое проект? Что такое исследование? Чем отличается проект от исследования? Что такое учебное исследование? Что такое научное исследование? Чем отличается учебно-исследовательская деятельность учащихся от научно - исследовательской деятельности учащихся?

Основные рабочие понятия Проектная деятельность – самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение нового материального или идеального продукта практической значимости. Исследовательская деятельность – решение учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере

Чем отличается проектная деятельность от исследовательской деятельности учащихся ? Чем отличается проектная деятельность от исследовательской деятельности учащихся ?

Соотношение проектного метода и исследования Менеджер - проектировщик Главная цель Главная цель – углубление в теоретическую проблему, свободный научный поиск выяснение истины, максимальный индивидуальный творческий вклад, достижение интеллектуального продукта Главная цель Главная цель – создание собственного нового, материального или идеального продукта практической значимости ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТ Ученый - искатель

Чем отличается учебно-исследовательская деятельность от научно-исследовательской?

Главные отличия учебно-исследовательской от научно-исследовательской деятельности Учебно-исследовательская деятельность учащихся - активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе, развитие способности к исследовательскому типу мышления Научно-исследовательская деятельность – самостоятельное решение исследовательской задачи, приобретение новых знаний, результат которых – шаг вперёд в развитии научного направления.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность ВИДЦЕЛЬСРЕДСТВО Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Научно- исследовательская деятельность Получение объективно нового знания Повышение научного потенциала исследователя Учебно- исследовательская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделирование процесса получения новых знаний

Уровни исследований в школе Учебно-исследовательская деятельность учащихся Обучение алгоритмам исследования Научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов В рамках предметных направлений и частных методик В рамках предметных направлений и частных методик Учебное и социальное проектирование, реализация комплексных, образовательных и социальных проектов Учебное и социальное проектирование, реализация комплексных, образовательных и социальных проектов Обучение алгоритмам проектировочной деятельности Обучение алгоритмам проектировочной деятельности

Классификация основных типов исследовательских работ учащихся Реферативные Сбор и представление информации по избранной теме. Фиксация результата сбора данных Экспериментальные Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях Проектные Достижение и описание заранее спланированного результата Исследовательские Выводы о характере исследуемых явлений на основе собранных и обработанных данных

«Содержание и методические аспекты исследовательского обучения младших школьников» Брись О.В., методист ГУО «ВО ИРО»

Какие знания необходимы руководителю для организации исследовательской деятельности в школе?

Учитель должен знать Учитель должен уметь Технологию проведения исследования Применять исследовательские и интерактивные методы и технологии обучения в урочной и внеурочной деятельности Методы исследования Разрабатывать рабочие учебные программы с полным описанием и анализом результатов апробации Формы и виды исследования Руководить учебно-исследовательской работой учащихся Требования к оформлению итогов исследования Проводить локальные исследования по конкретным школьным проблемам; создавать собственные исследовательские проекты Современные исследования по преподаваемому предмету Планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций Технологию организации инновационной деятельности Работать в проблемно-творческой группе по апробации инноваций Технологию ППО Описывать, обобщать и транслировать собственный опыт. Разрабатывать концепцию своей педагогической деятельности

УЧИТЕЛЬ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕФЛЕКСИВНЫЕ

Основные позиции педагога - исследователя Ученый Учитель- исследователь Руководитель - фасилитатор детского исследования Культурно- профессиональная традиция в сфере науки Исследователь- ские компетенции

Содержание исследовательской деятельности ПЕДАГОГИ сотрудничество с преподавателями других учебных заведений; руководство учебно-исследовательской работой учащихся на уроках и во внеурочной деятельности; участие в проектах различного уровня; Проведение локальных исследований; участие в профессиональных конкурсах; разработка методических материалов, программ спецкурсов, факультативов; апробация инноваций; подготовка материалов для публикаций УЧАЩИЕСЯ Учебные и научные исследования на уроках; проведение исследований по различным аспектам во внеурочной деятельности; участие в образовательных конференциях школьников учебного заведения, района, области, республики и т.д.; участие в учебных и дистанционных проектах различного уровня, в конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Формы представления результатов исследовательской деятельности педагогами АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ; АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ; ОПУБЛИКОВАНИЕ ТЕЗИСОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ; ОПУБЛИКОВАНИЕ ТЕЗИСОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ; ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ; ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ; ИЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ; ИЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ; ПОДГОТОВКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ; ПОДГОТОВКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ; ВЫСТУПЛЕНИЯ С ДОКЛАДОМ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ, ЗАСЕДАНИЯХ МО, СЕМИНАРАХ, КУРСАХ ПК; ВЫСТУПЛЕНИЯ С ДОКЛАДОМ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ, ЗАСЕДАНИЯХ МО, СЕМИНАРАХ, КУРСАХ ПК; РАЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ; РАЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ; ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, в ходе которого реализуются следующие этапы: Изучение теоретического материала Освоение методики исследования Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Сбор собственного экспериментального материала Обработка материала Обобщение, анализ, выводы Представление (защита) исследовательской работы Формулировка рабочей гипотезы

Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?

Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1.Включение элементов исследования в урок 2.Групповые и индивидуальные занятия по выбору 3.Практические занятия (экскурсия, лабораторный практикум) 4.Исследовательская (творческая) экспедиция 5.Научно-практическая конференция (конкурс, фестиваль)

Особенности реализации исследовательской деятельности в зависимости от формы обучения Формы Изучение теорети- ческого матери- ала Постано- вка целей и задач исследо- вания Освоение методики исследо- вания Сбор матери- ала Обрабо- тка мате- риала Обобще- ние, анализ выводы Представ- ление работы Урок Кружок факуль татив Экскур- сия Годо- вой цикл

Структура интегрированной программы общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ Базисный компонент Инвариантный компонент Общие теоретические курсы: «Введение в исследовательскую деятельность», «Информационные технологии», «Основы исследовательской деятельности учащихся» Факультативы Вариативный (специализацион- ный) компонент Предметные теоретические программы Блок дополнительног о образования Практический компонент Практикумы и тренинги, индивидуальные консультации, выполнение курсовых работ Выездные мероприятия, экспедиции Самостоятельный творческий компонент Самостоятельные исследования по индивидуальной тематике

Структура системы развития исследовательской деятельности обучающихся Группа по разработке теории ИДУ Банк методик ИДУ Периодические издания Интернет- ресурсы Курсы повышения квалификации руководителей Районная инновационная площадка Конференции, дистанционные конкурсы, олимпиады НОУ образовательные учреждения массовая образовательная практика Экспедиции, лагерные смены

Благодарю за внимание.