Методологические принципы организации научного исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Advertisements

Оформление результатов исследования. Формы обнародования: -публичные выступления -выставки -показы -смотры -дискуссии -литературное оформление.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
«Подготовка и составление научного аппарата исследования. Характеристика методов исследования при подготовке курсовых и дипломных работ»
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Что такое наука? это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, соответствующее критерию истинности.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Транксрипт:

Методологические принципы организации научного исследования

Методология область научной деятельности, в ходе которой изучаются и применяются общие и частные методы научных исследований, а также принципы подхода к определению предмета, объекта и методов исследования действительности и к решению разных классов научных задач.

объект изучения, т.е. определенное состояние ребенка или/и взрослого в процессах развития, воспитания, обучения, функционирования; предмет научного анализа, т.е. аспект, сторону, момент психического развития, функционирования; методы, адекватные предмету и объекту исследования и/или воздействия; задачи, поставленные в исследовании; этапы деятельности исследователя в процессе решения научных задач и достижения цели исследования

Методологическая мыслительная работа может быть организована по следующим принципам: Суть методологической работы не столько в познании, сколько в создании методик и проектов. Основная функция методологической работы заключается в обслуживании человеческой деятельности проектами и предписаниями, которые проверяются не на истинность, а на реализуемость. В психологии особую ценность представляют те знания, которые помогают людям лучше работать, отдыхать, общаться, жить, наконец, а не те, в которых выстраивается непротиворечивое логическое описание психических явлений без опоры на психологические факты. Методология соединяет проектирование, критику и нормирование с исследованием и познанием. Исследование в методологии всегда подчинено требованиям проектирования и нормирования. Еще до начала исследования имеет смысл определить возможную область приложения его результатов. Актуальность исследования определяется не только не разработанностью какого-то вопроса в литературе, а, прежде всего, потребностями практической деятельности людей. Здесь уместен девиз: найди потребность людей и организуй ее практическое удовлетворение. Методология не отвергает научного подхода, но, наоборот, продолжает и расширяет его на такие области, где раньше он был невозможен.

Методы Наблюдение Эксперимент Беседа Интервью Анкета Тестирование Анализ продуктов деятельности Метод экспертных оценок Социометрическая методика Контент-анализ

Виды курсовых работ: Экспериментальная Теоретическая Методическая

Экспериментальная - обозначить актуальность исследования выбранной темы, - составить литературный обзор по историческим и современным аспектам проблемы, - обосновать и сформулировать гипотезу исследования, - описать предмет, объект и методы и материалы исследования, - представить основные результаты и обсудить их в контексте теоретических и прикладных задач юридической психологии в рамках выбранной темы, - обобщить результаты исследования - представить возможные перспективы внедрения результатов исследования.

Теоретическая - обосновать актуальность данной темы для психологии (каких-либо ее направлений), - обобщить основные взгляды на проблему, - представить ее в историческом контексте (рассмотреть традиционные и современные подходы к проблеме, - критически проанализировать взгляды на проблему в отечественной и зарубежной психологии, - раскрыть прикладные аспекты анализируемой проблемы, - обобщить результаты проведенного анализа, - указать перспективы развития данной темы.

Методическая - представить предлагаемый метод в контексте существующих психодиагностических подходов, - указать предпосылки возникновения метода, его преемственность с определенными подходами в психодиагностике, - рассмотреть спектр задач, которые решаются с применением данного метода, - представить процедуру стандартизации, валидизации и т.д. данного метода (если речь идет об апробации), - представить процедуру разработки метода (если речь идет о новой методике), - оценить степень надежности и валидности представляемой методики, - указать контингент, на котором возможно применение данной методики, - представить необходимые протоколы и материалы, отражающие практическое владение методикой, - указать перспективы применения данного метода.

Планирование психологического исследования Изучение состояния проблемы, литературный обзор. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции. Выдвижение гипотез. Разработка программы исследования: определение целей и задач. Выбор методов и методик. Сбор данных. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. Обработка данных. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ Первый этап от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы Первый этап Второй исследовательский этап работы Второй Заключительный этап исследования. Включает апробацию, оформление работы и внедрение результатов в практику. Заключительный этап

проблема тема объект предмет научные факты исходная концепция ведущая идея и замысел гипотеза задачи исследования

отбор методов проверка гипотезы конструирование предварительных выводов их опробование и уточнение построение заключительного вывода

включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.

Решаемые задачи Актуальность исследованияАктуальность исследования Работа с литературой Программа исследованияПрограмма исследования Цели и задачи исследованияЦели и задачи исследования Выдвижение гипотез Определение выборки Выбор методов и методик

Актуальность исследования Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Потребность в новых фактах, которые позволят расширять теорию и сферу ее применения. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, адаптации и тому подобное. Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций.

Работа с литературой публикации по исследуемой теме, время публикаций, интерес к данной проблеме

Программа исследования Формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования; Определение цели и постановка задач исследования; Уточнение и интерпретация основных понятий; Формулирование рабочих гипотез; Планирование исследовательских процедур (описание основных этапов).

Объект то, на что направлен процесс познания. Объект может быть описан как в терминах явления, процесса (социальная перцепция, конфликт, взаимодействие, отношения), так и в терминах носителей этого изучаемого явления (подростки, студенты, руководители).

Предмет наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению

Цель исследования желаемый конечный результат, он может быть теоретико- познавательным, практическим или прикладным

Определение задач выбор путей и средств достижения цели исследования

Основные виды целей психологического исследования: – определение характеристик явления; – выявление взаимосвязи психических явлений; – изучение возрастной динамики явления; – описание нового феномена, эффекта; – открытие новой природы явления; – обобщение (выведение более общих закономерностей, чем описано в литературе к настоящему времени); – создание классификаций, типологий; – создание методики; – адаптация психодиагностической методики.

Гипотезы обоснованные предположения о структуре исследуемых объектов, характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению проблем

Требования к гипотезам Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема. Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Она должна быть простой (меньше возможных допущений). Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне знаний. В формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий.

Две части работы Теоретическая обзор литературы по теме исследования Экспериментальная собственные исследования и полученные результаты с их анализом, выводами

Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования Эмпирические задачи решаются практическими методами исследования путем сбора и накопления фактов.

1. Установление, уточнение, классификация фактов, относящихся к изучаемой предметной области, их качественных и количественных характеристик и эмпирически наблюдаемых зависимостей. 2. Изучение конкретных условий и сферы действия зависимостей, сформулированных в виде закона или принципа, а также теорий, в которых эти законы и принципы получают объяснения. 3. Разработка и использование точных способов (методов) нахождения и описания фактов, зависимостей. 4. Экспериментальная проверка законов, теорий, гипотез, моделей. 5. Установление реальности тех или иных предполагаемых явлений.

Гипотеза - предположение ответ исследователя на основной вопрос научного исследования. Поскольку гипотеза - это всего лишь предположение, то оно нуждается в проверке (доказательстве или опровержении).

Пилотажное исследование апробация, испытание методики. Все проводится так, как в настоящем исследовании, но акцент внимания исследователя смещен с результатов на процедуру: исследователь проверяет ее на соответствие поставленной цели и решаемой задачи

Предварительные условия для проведения статистического теста В большинстве случаев перед применением статистического теста ставится вопрос: каков характер заданных условий? В частности, необходимо выяснить следующие моменты: К какой статистической шкале относится данная переменная? Если речь идёт о переменных с интервальной шкалой, то подчиняются ли они закону нормального распределения? Являются ли сравниваемые выборки зависимыми или независимыми?

Типы статистических шкал Статистическая шкала Номинальная Порядковая Интервальная Шкала отношений Эмпирическая значимость Нет Порядок чисел Разность чисел Отношение чисел

Нормальное распределение также называемое распределением Гаусса, распределение вероятностей, которое играет важнейшую роль во многих областях знаний, особенно в физике. Физическая величина подчиняется нормальному распределению, когда она подвержена влиянию огромного числа случайных помех. Ясно, что такая ситуация крайне распространена, поэтому можно сказать, что из всех распределений в природе чаще всего встречается именно нормальное распределение отсюда и произошло одно из его названий. Нормальное распределение зависит от двух параметров смещения и масштаба, то есть является с математической точки зрения не одним распределением, а целым их семейством. Значения параметров соответствуют значениям среднего (математического ожидания) и разброса (стандартного отклонения).

Зависимость и независимость выборок Две выборки зависят друг от друга, если каждому значению одной выборки можно закономерным и однозначным способом поставить в соответствие ровно одно значение другой выборки. Аналогично определяется зависимость нескольких выборок.

Переменные, относящиеся к интервальной шкале и подчиняющиеся нормальному распределению Количество сравниваемых выборок 1 >2 Зависимость Независимые Зависимые Независимые Зависимые Тест t-тест Стьюдента t-тест для зависимых выборок Простой дисперсионный анализ Простой дисперсионный анализ с повторными измерениями

Переменные, относящиеся к порядковой шкале или переменные, относящиеся к интервальной шкале, но не подчиняющиеся нормальному распределению Количество сравниваемых выборок 1 2 >2 Зависимость Независимые Зависимые Независимые Зависимые Тест U-тест Манна и Уитни тест Уилкоксона Н-тест Крускала и Уоллиса тест Фридмана

Вероятность ошибки р Вероятность ошибки р > 0.05 р

Непараметрические тесты Непараметрические (не основанные на каком-либо распределении вероятности) тесты применяются там, где выборки из переменных, принадлежащих к интервальной шкале, не подчиняются нормальному распределению. Так как в этих тестах обрабатывается не само измеренное значение, а его ранг (положение внутри выборки), то эти тесты нечувствительны к выбросам. Непараметрические тесты применяются также в тех случаях, когда переменные относятся к порядковой, а не к интервальной шкале.

Корреляции связи (корреляции) между двумя переменными. Расчёты подобных двумерных критериев взаимосвязи основываются на формировании парных значений, которые образовываются из рассматриваемых зависимых выборок.

Коэффициент корреляции Значение до 0,2 до 0,5 до 0,7 до 0,9 свыше 0,9 Интерпретация Очень слабая корреляция Слабая корреляция Средняя корреляция Высокая корреляция Очень высокая корреляция

Дискриминантный анализ С помощью дискриминантного анализа на основании некоторых признаков (независимых переменных) индивидуум может быть причислен к одной из двух (или к одной из нескольких) заданных заранее групп.

Факторный анализ это процедура, с помощью которой большое число переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям сводит к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемых факторами. При этом в один фактор объединяются переменные, сильно коррелирующие между собой. Переменные из разных факторов слабо коррелируют между собой. Таким образом, целью факторного анализа является нахождение таких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между переменными, имеющимися в наличии.

Ознакомление с проблемой по литературным источникам

1) сначала знакомятся с названием; 2) потом читают аннотацию; 3) знакомство с оглавлением книги; 4) если книга снабжена научным аппаратом (предметный, именной указатель), то можно воспользоваться им для выборочного чтения; 5) наконец, знакомство с текстом разделов и параграфов - чтение как сплошное, так и выборочное в зависимости от источника.

Способы библиографических разысканий хронологический, обратно- хронологический, сравнительно- хронологический.

Хронологический применяется для выяснения того, как развивалось изучение какого-либо явления, когда появились первые исследования по теме, как они изменились со временем, что накоплено на сегодняшний день, что осталось неизвестным и т.п.

Обратно-хронологический способ, при котором исходят из новейших исследований, чтобы потом под этим углом зрения обратиться к более ранним публикациям.

Сравнительно-хронологический дает возможность проследить развитие нескольких точек зрения, концепций, теорий, касающихся одного и того же явления.

Формы записей аннотация, план, выписки, конспектирование.

ИСТОЛКОВАНИЕ, АПРОБАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования или его так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, раскрывающих тему).

Интерпретация связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы

Апробация Лат. – "одобрение, утверждение, установление качеств" Установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ

Научный отчет Официальная форма подведения результатов научной работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Стиль изложения деловой, строгий.

Содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы и проблемы; задачи исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование работы; методика исследования, ее основные этапы и их содержание; характеристика полученных результатов; выводы и рекомендации; библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; приложения.

Доклад или сообщение Оформленное письменно, но предназначенное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов. Отсюда живой разговорный стиль изложения. Как правило, доклады и сообщения не публикуются. Публикуются только тезисы краткое изложение основных идей доклада или сообщения.

Статья Обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы и предложения.

Рецензия критическое рассмотрение одного или нескольких произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Брошюра и монография более или менее подробное и последовательное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие ее значения, истории развития, изложение результатов работы, выводы и рекомендации.

Методические рекомендации Очень краткое изложение современных научных данных и более развернутое практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее своим назначением прежде всего помощь в практическом использовании определенных методик и технологий.

Диссертация (от лат. dissertatio рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей: введение, теоретическое обоснование, описание опытно- экспериментальной работы и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и библиографию. Нередко справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников.

Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы

Ошибки литература включает в себя только учебники; работа выстроена на научно- популярной литературе; работа делается в одной области (психология), а опирается преимущественно на первоисточники из другой области (философии, педагогики и др.); в работе не представлены современные взгляды на проблему, то есть большая часть использованных первоисточников устарела (например, относится к периоду 60-х–70-х годов), исключая работы, посвященные историко-психологической тематике.

Порядок подготовки работы Выбор темы. Сбор материала, поиск литературы по теме, перевод иноязычных источников, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана. Разработка концепции и планирование исследования. Подбор методов и методик исследования. Сбор эмпирических данных. Обработка эмпирических данных. Письменное изложение исследования. Сдача подготовительного текста научному руководителю. Доработка текста по замечаниям научного руководителя. Получение отзыва и оценки работы от научного руководителя или рецензента. Защита.

Процедура защиты работы Выступление – 7-10 мин. Презентация