в контексте профильного обучения в старших классах Авторы программы: Романовская М.Б., Симонова М.Н. С С Академия повышения квалификации и переподготовки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения 7.
Advertisements

Содержание предметной области « Технология» Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов Современное производство и профессиональное образование.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
Совершенствование модели профильного обучения в гимназии Рыбинская Т.В. Учитель химии г.
Школьная площадка МБОУ Марининской СОШ 16 «Преемственность между предпрофильной подготовкой и профильным обучением»
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
Профильное обучение по математике Боровикова Е.И. учитель МОУ «СОШ1»
Профильное обучение в условиях модернизации образования.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Цели и задачи предпрофильной подготовки и профильного обучения © Кафедра управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» 2009.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Транксрипт:

в контексте профильного обучения в старших классах Авторы программы: Романовская М.Б., Симонова М.Н. С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ

Новая философия технологического образования Образование через всю жизнь В условиях быстрого роста информации, ведущего к уменьшению возможности ее познания, единственным выходом из положения является усвоение структуры знания Смена образовательной парадигмы Технологические достижения Образование на всю жизнь 2

Какими качествами должен обладать человек вступающий в мир труда и профессий? высокий уровень образования профессиональная квалификация стремление к самореализации инициативность и гибкость способность к рефлексии самостоятельность суждений уверенность в себе Ключевой вопрос трудовой и профессиональной подготовки Какую личность мы хотим получить в конечном итоге? Отвечая на этот вопрос многие скажут: Новая философия технологического образования 3

Новый технологический этап Приоритет способа деятельности вариант Решение методы принятия решения Ценностные суждения + - 4

Идея гуманистической философии, психологии, педагогики Идея гуманистической философии, психологии, педагогики В педагогике наметилась тенденция - направленность на личностно-ориентированное обучение с идеологией «развития» 5

Что сегодня следует понимать под технологией? Греческое TECHNE- мастерство, умение. Необходимостью обеспечения технологической подготовки учащихся Средствами ее реализации 6

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения 7

Основные методологические подходы, заложенные в концепции, призваны способствовать решению существующих сегодня противоречий системы общего среднего образования. Какие это противоречия? 8

Противоречия системы общего среднего образования Между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в школе Между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в школе Между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта Между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта Между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции Между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции Между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования Между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования 9

Одним из приоритетных направлений решения этих противоречий является введение профильного обучения на старшей ступени школы. Профильное обучение обусловлено личностно- ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи. 10

Признание права старшего школьника на выбор собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения содержания образования. Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника Организация профильной подготовки путем включения в учебный план обязательных занятий по выбору и профессиональных проб, дающих (старшеклассникам)детям осознать свои возможности, интересы, предпочтения и освоить посильные элементы профессиональной деятельности Осознание необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения 11

Профильное обучение - это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Речь не идет о подготовке к конкретной профессии или специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области. Выбор учащимися профиля является основой построения профильной школы. 12

Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней: Общеобразовательный уровеньПрофильный уровень обеспечивает формирование общей функциональной грамотности и культуры учащихся, их социализацию, однако каждому старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся 13

Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются Следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника. Примерное соотношение объемов базовых, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией: 50 : 30 : 20 Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности 14

Обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, Обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, Установление преемственности между общим и профессиональным образованием (Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования, ИОСО РАО) 15

Выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости переориентация с одного профиля на другой Обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантии трудоустройства в избранной сфере деятельности 16

Развитие творческой самостоятельности Формирование системы представлений, ценностных ориентаций Исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества 17

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. 18

Все этапы предпрофильного обучения сопровождает диагностика, выполняющая следующие функции: Диагностика интересов, склонностей, способностей, других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащегося. Прогнозирование успешности овладения учащимися учебным материалом, предусмотренным соответствующими программами образовательных областей. Диагностика готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности. 19

Реализация диагностических процедур, обеспечивает определение готовности школьников к самостоятельному выбору профиля обучения по следующим признакам: Способных либо неспособных к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению; связывающих либо не связывающих дальнейшую образовательную и профессиональную деятельность с профильным обучением; обладающих либо не обладающих необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера 20

Методы нестандартизованного интервью или эвристического сочинения на тему «Чего я жду от старшей школы?» Наблюдение за учащимся при презентации ему возможностей профильного обучения, как в школе, где он обучался ранее, так и в других школах Анализ выполнения учащимися серии заданий открытого типа на соотнесение сценариев предстоящего профильного обучения с вариантами дальнейшей образовательной, предпрофессиональной и профессиональной деятельности, а также с реалиями рынка труда и образовательных услуг в данном регионе Для реализации диагностики могут использоваться: 21

Анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для формулирования учащимися суждений о своих основных затруднениях в учебной и внеучебной деятельности Для реализации диагностики могут использоваться: Анализ уровня овладения учащимся алгоритмом поиска и систематизации информации, устного и письменного резюмирования, использования словарей, формулирования вопросов, аргументации и доказательного подтверждения собственной позиции, способности к участию в дискуссии, самостоятельного создания нового текста и т.д. 22

Оценка готовности школьников к самостоятельному выбору обучения может осуществляться с помощью следующих критериев Характеристика ценностей, связанных с выбором направлений профильного обучения Общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения Информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного и профессионального становления Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения Наличие опыта социального взаимодействия, востребованного в профильном обучении 23

Организационно-содержательное моделирование профильного обучения целесообразно руководствоваться признаками, к которым можно отнести Направление образования (гуманитарное….) Профили:филологический, художественный географический и т.д. Аналогично выстраиваются профили естественно- математического и технологического направлений. Образовательную область (филология, технология, обществознание и т.д.). Профили: гуманитарный, естественно-научный, технико-технологический, физико-математический. Предмет труда (техника, знак, природа, человек, художественный образ) Профили: технический, художественный, сервисный, социально-гуманитарный, эстетический и т.д. 24

Образовательная область Технология в классах Образовательная область Технология в классах 1. Завершает формирование основных технико- технологических понятий и представлений о способах деятельности, связанных с производством материальных и духовных ценностей, использованием при этом энергии и информации. 25

Образовательная область Технология в классах Образовательная область Технология в классах 3. Содержание обучения носит вариативный и непрерывный характер и организуется по традиционным направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственные виды труда) или по конкретной области трудовой деятельности - профилю. 4. В зависимости от состояния учебно-материальной базы, кадрового потенциала школы, желания учащихся и родителей, профильная подготовка может переходить в профессиональную Обеспечивает( на основе самоопределения) подготовку, необходимую выпускникам для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

27

Общий технологический компонент - является обязательным. направлением технологической подготовки или областями трудовой деятельности. учебно-материальной базы наличием кадров интересов и образовательных потребностей учащихся. Содержание общего технологического компонента интегрируется с одним из двух вариантов специального технологического компонента Выбор направления или области трудовой деятельности осуществляется общеобразовательным учреждением с учетом: 28

Основные технологические понятия (ОТП),как унифицированная составляющая включает: основные технологические понятия и виды деятельности основы преобразовательной и проектной деятельности основы технологической и потребительской культуры основы профессиональной ориентации 29

Основные технологические понятия являются системообразующим ядром содержания технологической подготовки в классах, и. интегрируется с содержанием основных разделов: обработка конструкционных материалов (по выбору) обработка ткани и пищевых продуктов и других… либо с содержанием одного из профильных блоков 30

В зависимости от направления технологической подготовки в содержание основных разделов дополнительно включаются вопросы: Выполнение практических заданий ( проектов) Изучение истории развития техники и технологий Современных энергоcберегающих и материалосберегающих,безотходных и других перспективных технологий Художественное конструирование Дизайн изделий и моделей 31

Акцентируется внимание на: принципах устройства и технических основах различных конструкций, критериях выбора, средств контроля качества и выполнения различных технологических операций. Акцентируется внимание на: принципах устройства и технических основах различных конструкций, критериях выбора, средств контроля качества и выполнения различных технологических операций. Решаются задачи на: развитие способностей самостоятельно ориентироваться в ситуациях, исследование проблем и их решение в соответствии с реальными условиями, возможностями и потребностями. Решаются задачи на: развитие способностей самостоятельно ориентироваться в ситуациях, исследование проблем и их решение в соответствии с реальными условиями, возможностями и потребностями. В зависимости от направления технологической подготовки : 32

Области трудовой деятельности (профильные блоки) подразделяются по отраслевому принципу Например: Металлообработка Деревообработка Электротехника Радиоэлектроника Промышленность Торговля и общественное питание Технический сервис Технологический сервис Информационный сервис Сфера обслуживания 33

Содержание профилей, методы и формы обучения, должны отвечать общей задаче развития личности. Содержание общей технологической составляющей. Детализация содержания специальной технологической части. Необходимые технико-технологические сведения. Упражнения по овладению знаниями и умениями. Лабораторно-практические работы. Творческие проекты. 34 Практические задания различного уровня сложности. Творческие проекты.

Практические работы в образовательном процессе занимают 60-70% от предусматриваемого учебного времени. 35 Творческие проекты Обязательный содержательный компонент технологической подготовки Индивидуальную заинтересованность обучающихся в их реализации Социальную значимость Возможности достижения результатов подготовки по овладению умственными и практическими действиями Образовательные потребности и запросы обучающихся Тенденции социально-производственного развития региона При разработке проекта необходимо учесть Творческие проекты.

36 Выбор профессии. Техника и технологии в современном обществе, тенденции их развития. Преобразовательная деятельность человека. Социальные и экологические последствия применения технологий. Народные ремесла и промыслы в России. Технологическая культура, ее компоненты, культура труда. Потребности общества в товарах и услугах.

Технологии сельскохозяйственного производства. 37 направления технологической подготовки Технологии обработки ткани и пищевых продуктов. Культура дома. Технологии ручной и машинной обработки конструкционных материалов, художественная обработка материалов.

38 Промышленность. Строительство. Транспорт Вычислительная техника и информационные технологии. Промышленность. Строительство. Транспорт Вычислительная техника и информационные технологии. Экономика Образование Медицина... Делопроизводство. Сфера обслуживания Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы. Растениеводство. Животноводство. Растениеводство. Животноводство.

1. Сформулируйте цели профильного обучения. 2. Объясните, почему Вами выбрана та или иная модель реализации профильного обучения. 3. Обоснуйте предложенный Вами выбор элективных курсов. 4. Каково соотношение базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов в предложенном вами варианте учебного плана? 5. Какие риски существуют при реализации Вашей модели содержания профильного обучения и каковы компенсационные меры для их предупреждения? 1. Сформулируйте цели профильного обучения. 2. Объясните, почему Вами выбрана та или иная модель реализации профильного обучения. 3. Обоснуйте предложенный Вами выбор элективных курсов. 4. Каково соотношение базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов в предложенном вами варианте учебного плана? 5. Какие риски существуют при реализации Вашей модели содержания профильного обучения и каковы компенсационные меры для их предупреждения? 39

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования ( Приказ МО РФ от ) 2. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Часть1, часть 2.Под ред. П.Р. Атутова. - М. ИОСО РАО, Ю.И.Дик, С.Н. Чистякова, И.А.Сасова и др. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования// От профильной подготовки к профессиональному образованию. Сборник материалов научно-практической конференции работников образования.: М Муравьев Е.М. Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: изд-во Брянского государственного педагогического университета им.И.Г.Петровского, НМЦ "Технология", Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования ( Приказ МО РФ от ) 2. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Часть1, часть 2.Под ред. П.Р. Атутова. - М. ИОСО РАО, Ю.И.Дик, С.Н. Чистякова, И.А.Сасова и др. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования// От профильной подготовки к профессиональному образованию. Сборник материалов научно-практической конференции работников образования.: М Муравьев Е.М. Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: изд-во Брянского государственного педагогического университета им.И.Г.Петровского, НМЦ "Технология",

5. Е.С.Полат и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед вузов и системы повышения квалификации пед. кадров...- М.: Издательский центр "Академия", Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии.. - М.: Дрофа, М.Б Павлова., Д. Питт Образовательная область "Технология": Теоретические подходы и методические рекомендации. - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, М.Б. Романовская. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы (Образовательная областьТехнология"). Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования.-М.: АПКиПРО, Е.С.Полат и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед вузов и системы повышения квалификации пед. кадров...- М.: Издательский центр "Академия", Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии.. - М.: Дрофа, М.Б Павлова., Д. Питт Образовательная область "Технология": Теоретические подходы и методические рекомендации. - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, М.Б. Романовская. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы (Образовательная областьТехнология"). Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования.-М.: АПКиПРО,

9. Современная школа на пороге XXI века: опыт, проблемы, перспективы. Образовательная область "Технология".Вып.1. - М.: АПКиПРО В.Д., Симоненко М.В Ретивых., Н.В. Матяш Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты. Под.ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: изд-во Брянского государственного педагогического университета им.И.Г.Петровского, 11. В.Д. Симоненко НМЦ "Технология", 1999 Основы технологической культуры.- М.: Вентана граф, С.Н. Чистякова, П.С. Лернер и др. Профильное обучение и новые условия подготовки// Школьные технологии Современная школа на пороге XXI века: опыт, проблемы, перспективы. Образовательная область "Технология".Вып.1. - М.: АПКиПРО В.Д., Симоненко М.В Ретивых., Н.В. Матяш Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты. Под.ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: изд-во Брянского государственного педагогического университета им.И.Г.Петровского, 11. В.Д. Симоненко НМЦ "Технология", 1999 Основы технологической культуры.- М.: Вентана граф, С.Н. Чистякова, П.С. Лернер и др. Профильное обучение и новые условия подготовки// Школьные технологии

43