МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти Развитие коммуникативных навыков учащихся на занятиях т/о « Школа журналистики »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Advertisements

Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Страноведение. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся классов КУРС РАССЧИТАН НА 34 ЧАСА Составитель: Ольга Александровна.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Тренинги по теме коммуникаций: Краткий анализ. Виды тренингов: Тренинг делового общения вид социально-психологического тренинга, направленный на коррекцию.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббард.
Тула Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра… (Джон Дьюи) "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Организация г рупповой работы н а у роках г еографии Пилюшина Людмила Дмитриевна - учитель I квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Г.Киров Калужской области.
ИНОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ. Интерактивное обучение – диалоговое обучение Учитель – ученик Учитель – группа Ученик – ученик Ученик - группа.
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
Транксрипт:

МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти Развитие коммуникативных навыков учащихся на занятиях т/о « Школа журналистики » автор: Сукманова Лилия Александровна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года учреждения общего и дополнительного образования должны формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». Определенные таким образом цели образования, ориентируют педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

Творческое объединение «Школа журналистики» Во Дворце творчества детей и молодежи с января 2005г. Во Дворце творчества детей и молодежи с января 2005г. Руководит т/о педагог I квалификационной категории Сукманова Лилия Александровна Руководит т/о педагог I квалификационной категории Сукманова Лилия Александровна За это время обучающиеся этого объединения становились неоднократными победителями городских, областных, Всероссийских конкурсов. За это время обучающиеся этого объединения становились неоднократными победителями городских, областных, Всероссийских конкурсов. Выпускники школы стали студентами ведущих вузов нашего города, поступили на факультеты журналистики, некоторые из них успешно сотрудничают с городскими СМИ. Выпускники школы стали студентами ведущих вузов нашего города, поступили на факультеты журналистики, некоторые из них успешно сотрудничают с городскими СМИ. Лауреаты Всероссийского конкурса юных журналистов 2006г. «Волга-ЮНПРЕСС» с президентом Лиги юных журналистов, продюсером ОАО «Первый канал» Александром Яковлевичем Школьником – фото на память.

Авторская дополнительная образовательная программа «Школа журналистики» (автор: Сукманова Л.А.) Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт при создании газет, журналов, радио- и телепередач своей школы, объединения, в котором они занимаются, разместить свои издания в Интернете, участвовать в федеральных и международных конкурсах, сотрудничать с городскими СМИ. Программа рассчитана на 2 года обучения каждой возрастной группы: младшая (10-13 лет), старшая (14-18 лет) – 252 часа в год, занятия 6 часов в неделю. Цель: Воспитание разносторонне развитой личности, реализация творческих интересов и способностей обучающихся. Одна из основных задач программы: Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Развитие коммуникативных навыков учащихся Эта одна из важнейших задач современного образования. Эта одна из важнейших задач современного образования. Коммуникативные навыки проявляются: Коммуникативные навыки проявляются: · Во владении средствами коммуникации; · Во владении средствами коммуникации; · В использовании средств коммуникации в деятельности, в · В использовании средств коммуникации в деятельности, в построении процесса общения; построении процесса общения; · В анализе своей деятельности и выделении новых средств · В анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации. эффективной коммуникации. Способность к эффективному решению коммуникативных задач, иначе говоря, коммуникативную компетентность, определяют индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к эффективному решению коммуникативных задач, иначе говоря, коммуникативную компетентность, определяют индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Написание текстов различного рода Написание текстов различного рода Чтение и получение информации Выступления и презентации Выступления и презентации Обсуждение и дискуссия устная письменная Структура коммуникативной компетентности: Коммуникативная компетентность:

Уровни развития коммуникативной компетентности на занятиях т/о «Школа журналистики» I уровень : Умение обучающихся получать информацию из текста или устной дискуссии относительно простых предметов (узнают об источниках и способах сбора информации); Умение понимать собеседника и выражаться адекватно ситуации (учатся брать интервью, вести беседу, репортаж). Этот уровень характерен для обучающихся первого года обучения (младшая и старшая группа).

II уровень: II уровень: Умение обучающихся не только поддерживать дискуссию относительно простых предметов адекватно ее целям и ситуации, но и подготовить речь (выступления на конференциях, слетах, участие в фестивалях, конкурсах); Умение обучающихся не только поддерживать дискуссию относительно простых предметов адекватно ее целям и ситуации, но и подготовить речь (выступления на конференциях, слетах, участие в фестивалях, конкурсах); Умение обобщать прочитанный материал и создавать собственные тексты, используя разные стили (создание журналистских произведений в аналитических и художественно-публицистических жанрах). Умение обобщать прочитанный материал и создавать собственные тексты, используя разные стили (создание журналистских произведений в аналитических и художественно-публицистических жанрах). Этот уровень характерен для обучающихся второго года обучения (младшая и старшая группа) Этот уровень характерен для обучающихся второго года обучения (младшая и старшая группа) Уровни развития коммуникативной компетентности на занятиях т/о «Школа журналистики»

Уровни развития коммуникативной компетентности на занятиях т/о «Школа журналистики» III уровень : III уровень : Понимание и активное участие обучающегося в обсуждении сложных предметов, владение грамотной выразительной речью, использование различных техник привлечения внимания аудитории ( презентации, дискуссии в СМИ, участие в различных программах на радио и телевидении). Понимание и активное участие обучающегося в обсуждении сложных предметов, владение грамотной выразительной речью, использование различных техник привлечения внимания аудитории ( презентации, дискуссии в СМИ, участие в различных программах на радио и телевидении). Этот уровень характерен для обучающихся второго года обучения (старшая группа). Этот уровень характерен для обучающихся второго года обучения (старшая группа).

Методы выявления коммуникативной компетентности 1. Тесты на применение. 1. Тесты на применение. 2. Рейтинговая модель. 2. Рейтинговая модель. 3. Мониторинговая модель. 3. Мониторинговая модель. 4. Самооценка 4. Самооценка

Используются при определении межпредметных компетентностей. Исследуются умения использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. По этому принципу построены многие олимпиадные задания. Используются при определении межпредметных компетентностей. Исследуются умения использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. По этому принципу построены многие олимпиадные задания. Этот метод используется на занятиях в т/о «Школа журналистики» на итоговых занятиях по изучению очередного раздела программы, а также на выпускных экзаменах. Этот метод используется на занятиях в т/о «Школа журналистики» на итоговых занятиях по изучению очередного раздела программы, а также на выпускных экзаменах. Тесты на применение

Рейтинговая модель Основное отличие рейтинговой оценки от традиционной заключается в отсутствии негативной составляющей, все баллы считаются положительными. Любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения ученика по «лестнице успеха». Основное отличие рейтинговой оценки от традиционной заключается в отсутствии негативной составляющей, все баллы считаются положительными. Любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения ученика по «лестнице успеха». Этот метод также используется в т/о, как стимул для участия в престижных фестивалях и конкурсах: обучающиеся получают баллы за посещение занятий, публикацию своих материалов в нашем периодическом издании газете «Бумеранг» и, конечно же, публикацию материалов в городских СМИ, а также за участие в заочных конкурсах различного уровня. Этот метод также используется в т/о, как стимул для участия в престижных фестивалях и конкурсах: обучающиеся получают баллы за посещение занятий, публикацию своих материалов в нашем периодическом издании газете «Бумеранг» и, конечно же, публикацию материалов в городских СМИ, а также за участие в заочных конкурсах различного уровня. Городской конкурс школьных изданий -2006г.

Мониторинговая модель По смыслу похожа на рейтинговую, но более структурирована. В ней фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались. Эта модель скорее похожа на психологическую карту личностного развития, только адаптированную под образовательный процесс. Разновидностью мониторинговой модели оценивания может служить создание портфолио. По смыслу похожа на рейтинговую, но более структурирована. В ней фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались. Эта модель скорее похожа на психологическую карту личностного развития, только адаптированную под образовательный процесс. Разновидностью мониторинговой модели оценивания может служить создание портфолио. Каждый обучающийся в т/о за годы учебы создает свое портфолио, которое особенно необходимо для поступления на факультеты журналистики. Каждый обучающийся в т/о за годы учебы создает свое портфолио, которое особенно необходимо для поступления на факультеты журналистики. Всероссийский фестиваль журналистских работ «Колокола памяти» -2005г.

Самооценка использование опросников для исследования самооценки обучающегося своих коммуникативных знаний, умений и навыков. использование опросников для исследования самооценки обучающегося своих коммуникативных знаний, умений и навыков. Этот метод также используется в образовательном процессе т/о «Школа журналистики» Этот метод также используется в образовательном процессе т/о «Школа журналистики»

Использование инновационных педагогических технологий Исследовательский метод Исследовательский метод Дискуссии Дискуссии Мозговой штурм Мозговой штурм Технология критического мышления Технология критического мышления Групповые формы и методы Групповые формы и методы Коллективный способ обучения (КСО) Коллективный способ обучения (КСО) Тренинги Тренинги Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат обучающихся отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить коммуникативные задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в использовании этих технологий – обучающиеся свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат обучающихся отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить коммуникативные задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в использовании этих технологий – обучающиеся свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

Притча «Однажды учитель сделал вид, будто узнал ответ на вопрос у своего ученика. - Зачем ты спросил его? Разве ты сам не мог ответить? – упрекнули учителя люди. - Пока я знаю ответ лучше, чем мой ученик. Но, спросив его ответа, я дал ему почувствовать вкус того, как человек делится своим знанием. Это поощрит его учиться лучше, чем что-либо другое.» - Эта притча наглядно демонстрирует важность нестандартных (инновационных) технологий, к числу которых и принадлежит тренинг.

Тренинг В психологии термин «тренинг» означает совокупность методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, например, общением. В психологии термин «тренинг» означает совокупность методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, например, общением. * Данная технология помогает решить одну из главных задач - развитие коммуникативных навыков учащихся. * Данная технология помогает решить одну из главных задач - развитие коммуникативных навыков учащихся. * Применение различных тренингов на занятиях повышает интерес обучающихся, усиливается мотивация, занятия проходят в комфортных условиях. * Применение различных тренингов на занятиях повышает интерес обучающихся, усиливается мотивация, занятия проходят в комфортных условиях. * Тренинги, которые проводятся на занятиях в т/о «Школа журналистики» адаптированы, не требуют специальной подготовки педагога. * Тренинги, которые проводятся на занятиях в т/о «Школа журналистики» адаптированы, не требуют специальной подготовки педагога. * Особое предпочтение отдается коммуникативным тренингам, т.к. они в большей степени помогают обучающимся осваивать многие разделы образовательной программы. * Особое предпочтение отдается коммуникативным тренингам, т.к. они в большей степени помогают обучающимся осваивать многие разделы образовательной программы.

Цели коммуникативных тренингов: научиться общаться с людьми ; научиться правильно и грамотно строить нить разговора; преодоление комплексов и страхов, возникающих в процессе общения; научиться общаться так, чтобы к вам прислушивались и принимали во внимание все, о чем вы говорите; развитие чувствования собеседника; развитие навыков эффективного вербального и невербального взаимодействия; перестать смущаться, научиться выгодно подавать себя; научиться без потерь или с минимальными потерями выйти из конфликта; и многое другое.

Для организации коммуникативного тренинга необходимо: высокий уровень доброжелательности, доверие друг к другу; высокий уровень доброжелательности, доверие друг к другу; открытость по отношению к руководителю; открытость по отношению к руководителю; оценивание при выполнении заданий не личности участников, а их деятельности. оценивание при выполнении заданий не личности участников, а их деятельности. Тренинг «Дружественная ладошка»

Тренинги, используемые на занятиях т/о «Школа журналистики» При изучении на занятии темы: «Информационные жанры журналистики. Интервью», после того, как обучающиеся прослушали и записали теорию, я предлагаю им попрактиковаться и провожу коммуникативный тренинг «Интервью». При изучении на занятии темы: «Информационные жанры журналистики. Интервью», после того, как обучающиеся прослушали и записали теорию, я предлагаю им попрактиковаться и провожу коммуникативный тренинг «Интервью». Ход: Участники разбиваются на 2 группы: первая – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кем он будет, чью роль возьмет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.д.) и в этой роли будет отвечать на вопросы журналиста в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают следующее: Легко ли общаться, исходя из определенной роли? Легко ли общаться, исходя из определенной роли? Какие переживания и мысли возникли во время выполнения упражнения? Какие переживания и мысли возникли во время выполнения упражнения? Что это упражнение помогло понять? Что это упражнение помогло понять?

Тренинги на разрешение конфликтов Тренинг «Варианты общения» Тренинг «Варианты общения» Участники разбиваются на пары. «Синхронный разговор» – оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 сек. Можно предложить тему разговора, например: «Какую книгу я прочитал недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается. «Синхронный разговор» – оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 сек. Можно предложить тему разговора, например: «Какую книгу я прочитал недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается. «Игнорирование» – в течение 30 сек. Один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями. «Игнорирование» – в течение 30 сек. Один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями. «Спина к спине» – во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями. «Спина к спине» – во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями. «Активное слушание» – в течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении. Затем они меняются ролями. «Активное слушание» – в течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении. Затем они меняются ролями.Обсуждение: Как вы ощущали себя во время проведенных 3-х упражнений? Как вы ощущали себя во время проведенных 3-х упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушали с усилием, что это не так просто? Не казалось ли вам, что вы слушали с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении? Что помогает вам в общении?

Тренинги на разрешение конфликтов Тренинг «Похвали себя» Участникам предлагается подумать и рассказать о тех своих качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными. Тренинг «Дружественная ладошка» На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившееся качество это человека, пожелания ему). Тренинг «Дружественная ладошка»

Коммуникативные тренинги Тренинг «Сообщение» Тренинг «Сообщение» Участники разбиваются на пары, каждый должен без слов, жестами сообщить что-то своему напарнику, а тот должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения. Затем партнеры меняются ролями. Участники разбиваются на пары, каждый должен без слов, жестами сообщить что-то своему напарнику, а тот должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения. Затем партнеры меняются ролями. Тренинг «Передай информацию» Тренинг «Передай информацию» Все встают в шеренгу, в затылок др. другу, первый поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое –либо чувство(радость, гнев, печаль и т.д.), второй передает следующему эти же чувства и т.д. У последнего игрока спрашиваем какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале и как каждый участник понимал, полученное им чувство. Все встают в шеренгу, в затылок др. другу, первый поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое –либо чувство(радость, гнев, печаль и т.д.), второй передает следующему эти же чувства и т.д. У последнего игрока спрашиваем какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале и как каждый участник понимал, полученное им чувство. Тренинг «Передай информацию»

Вывод: Опрос, который проводился среди обучающихся т/о «Школа журналистики» показал, что ста процентам новая технология (тренинги) нравится и помогает развить коммуникабельность, а также легко и непринужденно общаться, вызывать доверие собеседника, грамотно управлять своими эмоциями и эмоциями своих собеседников - качества, которые необходимы в повседневной жизни. Опрос, который проводился среди обучающихся т/о «Школа журналистики» показал, что ста процентам новая технология (тренинги) нравится и помогает развить коммуникабельность, а также легко и непринужденно общаться, вызывать доверие собеседника, грамотно управлять своими эмоциями и эмоциями своих собеседников - качества, которые необходимы в повседневной жизни.

Вывод: Возвращаясь к теме: «Развитие коммуникативных навыков учащихся на занятиях т/о «Школа журналистики», хотелось еще раз подчеркнуть, что овладение коммуникативной компетентностью вооружает обучающихся языковым инструментарием, который поможет им быть успешными и социально адаптированными членами социума. В целом это - одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Возвращаясь к теме: «Развитие коммуникативных навыков учащихся на занятиях т/о «Школа журналистики», хотелось еще раз подчеркнуть, что овладение коммуникативной компетентностью вооружает обучающихся языковым инструментарием, который поможет им быть успешными и социально адаптированными членами социума. В целом это - одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Благодарим за внимание! Подробную информацию вы можете получить по адресу: г.Тольятти, МОУДОД Дворец творчества детей и молодежи ул. Комсомольская 78, кабинет 23, Сукманова Л.А. тел ,