Тема проекта: Сущность понятий: ЖИЗНЬ, КРИТЕРИИ ЖИЗНИ, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. Авторы: учитель Ондрина Г.А., учащиеся: Наумов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О каком методе исследования идет речь (выберите из списка): О каком методе исследования идет речь (выберите из списка): Моделирование, сравнительный, описательный,
Advertisements

1. Собирание и описание фактов - 2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления-
Презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме: Презентация к уроку "Вирусы и бактериофаги"
Цели: Познакомиться с разнообразием вирусов. Узнать о строении и особенностях жизненного цикла вирусов. Изучить значение вирусов.
Понятие о вирусах Размеры вирусов История изучения вирусов Строение вируса Свойства вирусов Классификация вирусов Значение вирусов.
Учитель биологии МОУ Рощинской СОШ «ОЦ» Амбарян Г. М уч. год 10 класс.
Тема: Вирусы – неклеточная форма жизни» учитель: Байжанова А. К.
Досадное исключение из клеточной теории Вирусы. Вирусы Вирусы – неклеточные формы жизни, способные проникать в живые клетки и размножаться внутри них,
Досадное исключение из клеточной теории Вирусы. Вирусы – неклеточные формы жизни, способные проникать в живые клетки и размножаться внутри них, используя.
Общая биология Тема урока: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
Хворостухина Олеся МОУ «Лицей 10», г. Пермь. Сущность жизни Жизнь СубстратСовокупность (белок) специфических физико - химических процессов, характерных.
Понятие о вирусах Размеры вирусов История изучения вирусов Строение вируса Свойства вирусов Классификация вирусов Значение вирусов В презентации Вы узнаете.
Царство Вирусы. История открытия 1892 г. русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский при исследовании мозаичной болезни листьев табака, получил инфекционный.
Министерство образования и науки РФ Республика Татарстан Зеленодольский муниципальный район Нижнеураспугинская средняя общеобразовательная школа.
Уровни организации жизни. Жизнь – охватывает совокупность всех живых организмов на Земле и условия их существования. Сущность жизни заключается в том,
Мерзликина Г. В.МОУ Тамбовская СОШ Вирусы. МОУ Тамбовская СОШ Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися вирусами», это название использовалось.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО. ЖИЗНЬ … «... способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей.
МБОУ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ 11 ВИРУСЫ ВСЕГДА НЕ ДАЮТ СПОКОЙНО ЖИТЬ… Учитель биологии: Учитель биологии: Медведева Медведева Екатерина Александровна Екатерина.
Разработала: учитель биологии высшей категории МОУ СОШ 1 Жабина М.В.
Вирусы –это неклеточная форма жизни. Они являются облигатными паразитами, т.е. они могут функционировать только внутри одно- и многоклеточного организма.
Транксрипт:

Тема проекта: Сущность понятий: ЖИЗНЬ, КРИТЕРИИ ЖИЗНИ, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. Авторы: учитель Ондрина Г.А., учащиеся: Наумов Д.Н.,Соколов Д.Н.,Зорин М.А.

Проект можно применять при изучении следующих тем: * Клетка-структурная и функциональная единица жизни. * Процессы жизнедеятельности живых организмов на примере Простейших. * Надцарство Прокариоты. * Надцарство Эукариоты. * Царства живой природы. * Тип Простейшие. * Вирусы. * Уровни организации жизни.

Основополагающий вопрос: ЧтоЧто живое делает живым?

Проблемный вопрос: Почему понятие «ЖИЗНЬ» Почему понятие «ЖИЗНЬ» является трудноопределяемым является трудноопределяемым в науке?

Дидактические цели проекта: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,умение увидеть проблемную область и найти пути её разрешения,развивать возможности информационных технологий,умение работать в команде для достижения общих целей. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,умение увидеть проблемную область и найти пути её разрешения,развивать возможности информационных технологий,умение работать в команде для достижения общих целей.

Методические задачи : * Освоить понятия: * Освоить понятия: - Жизнь. - Жизнь. - Клетка – структурная и функциональная - Клетка – структурная и функциональная единица жизни. единица жизни. - Критерии жизни. - Критерии жизни. - Уровни организации жизни. - Уровни организации жизни. * Научить выявлять признаки живых систем на примере Протистов. * Научить выявлять признаки живых систем на примере Протистов. * Освоить понятия: - Жизнь. - Клетка Клетка –структурная и функциональная единица жизни. - Критерии жизни. - Уровни организации жизни. *Научить выявлять признаки живых систем на примере Протистов.

Темы исследовательских работ: *Выявление *Выявление сущности понятия «ЖИЗНЬ», критериев жизни, уровней организации жизни. (Выполнил Чуйков А.) *Исследование *Исследование особенностей эукариотической клетки. (Лабораторная работа). особенностей прокариотической клетки. (Лабораторная работа). *Клетка- *Клетка- ячейка жизни. жизни. (Выполнил (Выполнил Соколов Д. Д. Д. Д. Н.) *Исследование *Исследование движения в пространстве живых организмов. (Лабораторная работа). процесса движения веществ в клетке. (Лабораторная работа). процесса раздражимости. (Лабораторная работа). *Вирусы *Вирусы – неклеточная форма жизни (Выполнил (Выполнил Наумов Д.Н.)

Что такое жизнь? Ф.Энгельс:Жизнь Ф.Энгельс:Жизнь есть способ существования белковых тел, тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. В это определение вошли два важных положения: 1)Жизнь 1)Жизнь тесно связана с белками. 2)Непременное 2)Непременное условие жизни – постоянный обмен веществ,c прекращением которого прекращается и жизнь. М.В.Волькенштейн М.В.Волькенштейн определяет это понятие так: так: ЖивыеЖивые тела, существующие на Земле,представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Критерии жизни: Обмен веществ Обмен веществ Cамовоспроизводство Cамовоспроизводство Рост и развитие Рост и развитие Саморегуляция Саморегуляция Раздражимость Раздражимость Движение Движение Наследственность, изменчивость. Наследственность, изменчивость. Приспосабливаемость Приспосабливаемость

Уровни организации жизни: Биосферный Биосферный Биогеоценотический Биогеоценотический Популяционно – видовой Популяционно – видовой Организменный Организменный Ткано – органный Ткано – органный Клеточный Клеточный Молекулярный Молекулярный

Исследование особенностей эукариотической клетки. 1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток растительной, животной ткани, клеток грибов. 1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток растительной, животной ткани, клеток грибов. 2. Обратите внимание на главный признак эукариот – наличие ядра в цитоплазме каждой клетки. 2. Обратите внимание на главный признак эукариот – наличие ядра в цитоплазме каждой клетки. 3. Рассмотрите под микроскопом клеточные оболочки клеток растений, животных и грибов. 3. Рассмотрите под микроскопом клеточные оболочки клеток растений, животных и грибов. 4. Сравните строение клеток растений, животных, грибов и сделайте выводы о характерных признаках строения клеток эукариот, а также отметьте строение и функции клеточной оболочки. 4. Сравните строение клеток растений, животных, грибов и сделайте выводы о характерных признаках строения клеток эукариот, а также отметьте строение и функции клеточной оболочки. 5. Зарисуйте рассматриваемые клетки и запишите в тетради выводы из наблюдений. 5. Зарисуйте рассматриваемые клетки и запишите в тетради выводы из наблюдений.

Исследование особенностей прокариотической клетки. 1. Рассмотрите цианобактерии в пробирках и обратите внимание на характерную сине – зеленую окраску. 2. Поместите кусочек тины на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом увеличении. 2. Поместите кусочек тины на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом увеличении. 3. Обратите внимание на нити, состоящие из длинного ряда узких сине – зеленых клеток. Зарисуйте нити. 3. Обратите внимание на нити, состоящие из длинного ряда узких сине – зеленых клеток. Зарисуйте нити. 4. Присмотритесь к медленным колебательным движениям цианобактерии. Она получила название осциллятории вследствие ее свойства совершать колебательное движение(осциллляции). 4. Присмотритесь к медленным колебательным движениям цианобактерии. Она получила название осциллятории вследствие ее свойства совершать колебательное движение(осциллляции). 5. Рассмотрите осцилляторию при большом увеличении микроскопа и обратите внимание на то, что в клетках нет ядра, нет хлоропластов. 5. Рассмотрите осцилляторию при большом увеличении микроскопа и обратите внимание на то, что в клетках нет ядра, нет хлоропластов. 6. Продумайте выводы о чертах примитивной организации цианобактерий. 6. Продумайте выводы о чертах примитивной организации цианобактерий.

Клетка-ячейка жизни. Прокариоты Прокариоты Не обладают четко оформленным ядром и типичным хромосомным аппаратом. (архебактерии, цианобактери, настоящие бактерии) Эукариоты Эукариоты Имеют четко оформленное ядро: 1)Грибы 2)Растения3)Животные

Исследование движения в пространстве живых организмов. 1. Рассмотрим под микроскопом движение инфузории – туфельки. Чтобы лучше рассмотреть движение ресничек, задержите движение инфузорий. 1. Рассмотрим под микроскопом движение инфузории – туфельки. Чтобы лучше рассмотреть движение ресничек, задержите движение инфузорий. 2. Для более детального рассмотрения органоидов движения на предметное стекло положите несколько нитей тины или волокна ваты. 2. Для более детального рассмотрения органоидов движения на предметное стекло положите несколько нитей тины или волокна ваты. 3. При остановке живых инфузорий – туфелек рассмотрите движение ресничек покрывающих края ротовой впадины. Отметьте значение ресничек в жизни инфузории – туфельки. 3. При остановке живых инфузорий – туфелек рассмотрите движение ресничек покрывающих края ротовой впадины. Отметьте значение ресничек в жизни инфузории – туфельки.

Исследование процесса движения веществ в клетке. 1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом. 1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом. 2. Нанесите каплю подогретого спирта на микропрепарат. 2. Нанесите каплю подогретого спирта на микропрепарат. 3. Наблюдайте увеличение скорости движения цитоплазмы. 3. Наблюдайте увеличение скорости движения цитоплазмы.

Исследование процесса раздражимости. 1. Рассмотрите под микроскопом препарат сувойки, для приготовления которого соскребите скальпелем с листа водного растения белый налет. 1. Рассмотрите под микроскопом препарат сувойки, для приготовления которого соскребите скальпелем с листа водного растения белый налет. 2. Зарисуйте внешний вид сувойки, состоящей из чашечки и стебелька, представляющих собой одну клетку. 2. Зарисуйте внешний вид сувойки, состоящей из чашечки и стебелька, представляющих собой одну клетку. 3. Обратите внимание прикрепленный к предмету стебелек сувойки. 3. Обратите внимание прикрепленный к предмету стебелек сувойки. 4. Проведите опыт: стукните легонько карандашом по столику микроскопа: стебелек сокращается, свертываясь в виде спирали. Стебелек – это сократительная фибрилла. 4. Проведите опыт: стукните легонько карандашом по столику микроскопа: стебелек сокращается, свертываясь в виде спирали. Стебелек – это сократительная фибрилла.

Все ли живые организмы имеют клеточную структуру? Для всех ли живых организмов характерны рассмотренные критерии жизни? Исследуем вирусы…

Строение вирусов. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес). Капсид и дополнительная оболочка защищает нуклеиновую кислоту и способствуют проникновению вируса в клетку. Полностью сформированный вирус называется вирионом. Схематичное изображение расположения капсомеров в капсиде вирусов. Спиральный тип симметрии имеет вирус гриппа – 1, Кубический тип симметрии у вирусов: герпеса - 2, аденовируса – 3, полиомиелита – 4..

Внедрение ДНК в тело бактерии вирусом вирусом Bacteriofag T4 Схематичное строение Т-фага кишечной палочки со смешанным типом симметрии. 1 - кубоидальная капсидная головка, 2 - двухнитчатая ДНК, 3 - стержень, 3 - стержень, 4 - спиралеобразный сокращающийся капсид (чехол), капсид (чехол), 5- базальная пластинка, 6 - хвостовые фибриллы. 6 - хвостовые фибриллы.

Вирусы

Исследования показали, что особенности вирусов противоречат некоторым критериям живой материи. На вопрос Что такое жизнь?Что такое жизнь? не найден однозначный ответ. Обсудите в группах и предложите варианты новых исследований, которые пополнят знания о многообразии жизни и ее проявлениях.