Т.В. Борисевич учитель биологии, МОУ «Гауфская средняя общеобразовательная школа» Азовского района Тема (базовая программа): «Строение и многообразие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Корень учения горек, а плод сладок.. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мирненская средняя общеобразовательная школа» Автор: учитель биологии.
Advertisements

Выполнила учитель биологии высшей категории МОУ СОШ с. Лопатина Кобзева О.Ю. с. Лопатино 2011г. МОУ СОШ с. Лопатина.
Биологический диктант 1 черта – цветоножка; 2 черта – пыльник; 3 черта – тычиночная нить; 4 черта – рыльце; 5 черта – столбик; 6 черта – завязь; 7 черта.
L/O/G/O Подготовила учитель МБОУ Глазуновская СОШ Анохина О.А. Урок биологии в 6 классе.
Плоды СТРОЕНИЕ ПЛОДА Семена Семена Околоплодник Околоплодник.
Плоды Плоды. Задачи урока: 1.Сформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения. 2.Познакомить с разнообразием плодов и семян.
Плоды Учитель МОУ «Гимназия 34» г. Орла Поляков Алексей Георгиевич.
Плоды Учитель МОУ «Гимназия 3» г. Брянска Воробьева Оксана Вячеславовна.
ТЕМА УРОКА: Плоды. Распространение плодов и семян. ТЕМА УРОКА: Плоды. Распространение плодов и семян. Учитель биологии высшей категории А.В. Киреева, МОУ.
Тема: Плод. Биологическое значение и распространение плодов. Подготовила: Бондаренко Светлана студентка 4 курса, 1 группы экологического факультета заочного.
МОУ «Средняя общебразовательная школа 6» г.Киров Калужской области Презентация урока по теме «Плоды» Учителя биологии Менделеевой Е.А
Плоды Плоды Сухие. Сочные. ПЛОДЫ Односемянные. Многосемянные.
Плоды Образование плодов. Закончите схему. Плод = околоплодник +…. Семязачаток Стенки завязи разросшиеся и видоизменившиеся Околоплодник может быть образован.
Плод. Его значение и многообразие форм.. 2 Ответим на вопросы: 1. Дайте определение следующим терминам: а) цветение; б) опыление; в) оплодотворение. 2.
« Не позволяй душе лениться!» Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Николай Заболоцкий.
Тема урока: Плод. Цель урока: Сформировать знания о плодах и особенностях их строения.
Плоды Создатель презентации ученик 7 класса средней школы 85 Октябрьского района города Караганды Бобуёк Сергей.
Тема урока: «Распространение плодов и семян.» г.
( Урок -исследование ). Задачи урока: Сформировать понятие о плоде, его функциях; Сформировать понятие о плоде, его функциях; Познакомить с разнообразием.
Транксрипт:

Т.В. Борисевич учитель биологии, МОУ «Гауфская средняя общеобразовательная школа» Азовского района Тема (базовая программа): «Строение и многообразие покрытосеменных растений». (16 часов) Краеведческий компонент: Лабораторная работа «Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области» в рамках парацентрической технологии в теме «Плоды» (2 часа). Содержание модуля «Краеведение» к программе «Биология» под редакцией В.В. Пасечника.

1.Пояснительная записка. 2. Цель работы (З.; У.; ОУУН,). Технологическая карта урока по теме «Плоды» в рамках парацентрической технологии. Используемые символы. 5. Что нужно вспомнить. 6. Оборудование. 7. Методика проведения урока по теме «Плоды» для учителя. 8. Информационный лист для учащихся со средствами обучения. 9. Материал для итогового контроля. 10. Используемая литература.

Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность, изменяется роль и функция учителя и ученика на уроке. На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает определить цель деятельности, пути и способы ее достижения, дает задания, консультирует. Главное на таком уроке – самостоятельная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем, построенных на содержании учебного материала.

Именно поэтому, разрабатывая методику проведения лабораторной работы «Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области», предлагается одним из вариантов изучения темы в рамках парацентрической технологии обучения с элементами корректировки, так как на тему «Плоды» отводится 2 часа, а парацентрическая технология требует большего количества времени. На первом уроке учитель кратко излагает весь материал по теме «Плоды», используя словесный метод обучения: рассказ и беседу, а также предлагает учащимся выбрать любые три средства обучения среди которых обязательным является лабораторная работа. На втором уроке – после выполнения учащимися и проверки учителем всех трех средств обучения учащиеся выходят на итоговый контроль.

Примечание: Парацентрическая технология предусматривает оценивание знаний и умений учащихся только в конце изучения темы т.е.( итоговый контроль), что снижает интерес в ходе изучения и освоения каждого средства обучения, а также не отражает реальной картины пробелов в знаниях учащихся. С этой целью в технологию вносятся коррективы: оценивание учащихся по каждому средству обучения. Таким образом за два урока каждый учащийся получает четыре оценки: три оценки за выполнение работ по средствам обучения и одну оценки за итоговую работу.

«Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы» М. Монтень 1.Обеспечить формирование знаний у учащихся о сухих и сочных плодах на примере растений Омской области, используя как метод обучения – лабораторную работу. 2.Формировать умение классифицировать плоды по признакам.

1.Понятия: околоплодник; плоды простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные; названия плодов (ягода, костянка, многокостянка, орех, зерновка, семянка, боб, стручок, тыквина, коробочка); соплодие. 2.Строение, классификацию и способы распространения плодов. 3.Типы плодов на примере некоторых растений Омской области. 1.Применять и использовать в речи изученные понятия. 2. Объяснять строение, классификацию и способы распространения плодов. 3. Определять типы плодов на примере растений Омской области.

1.Умение применять ранее полученные знания при изучении нового материала. 2.Умение работать с понятиями и рисунками учебника при изучении нового материала и итоговом закреплении. 3.Умение работать с лабораторным оборудованием и лабораторными объектами.

Тема урока Дидактич. цели ОУУНОУУН Тип и методы урока Обратная связь Средства обучения знатьуметь 1, 2 Плоды1-3 Рассказ-беседа Изучения и совершенствования ЗУНИ Отвечают на вопросы Выбор информационн ого листа со С.О., работа со С.О. С.О.1 (обязательное) Лабораторная работа «Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области» С.О.2 Кроссворд «Способы распространения плодов и семян» С.О.3 Загадки о плодах. С.О.4 Лишняя картинка С.О.5 Таблица «Способы распространения плодов» 2Плоды1-3 И.К., обобщение и систематизация, контроль и коррекция Выполняют проверочную работу или тест Проверочная работа, тест

З. – знать У. – уметь ОУУН – общеучебные умения и навыки С.О. – средства обучения М.И. – методические инструкции О.В. – организационный ввод И.К. – итоговый контроль

1.Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. 2.Главные части цветка – пестик и тычинка. 3.Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник располагается на тычиночной нити. 4.Пестик имеет рыльце, столбик и завязь. 5.В завязи находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена. 6.Строение семени: Семя КожураЗародышЭндосперм КорешокСтебелекПочечка1-2 семядоли

1.Гербарии, сухие плоды растений (пастушья сумка, горох огородный, пшеница, подсолнечник); 2.Мороженые плоды вишни и томата; 3.Соленые огурцы; 4.Натуральные плоды – яблоко; 5.Чашки Петри.

I. Мотивация. Большинство с/х растений человек выращивает ради их плодов или семян, которые употребляются в пищу: яблоки, груши, малина, земляника, огурцы и помидоры. Все плоды разные, и чтобы облегчить изучение плодов, человек придумал их классификацию. Сегодня мы и займемся изучением классификации, ведь знание о плодах помогут нам в дальнейшем более подробно познакомиться с систематикой растений. II. Актуализация знаний учащихся. 1.Из какой части цветка образуется плод? 2.Для чего нужны плоды растениям? 3.Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

III. Объяснение нового материала. 1.Изучение строения плодов с использованием таблицы «Плоды». Плод ОколоплодникСемена Околоплодник – разросшиеся стенки завязи, но часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка (основания тычинок, лепестки, чашелистики, цветоложе). Вопрос: - - Из чего образуются семена? Ответ: - Семена развиваются из семязачатков, находящихся в завязи пестика.

В строении плодов выделяются три слоя: 1.Наружный слой плода может быть кожистый (апельсин) или деревянистый (огурец). 2.Средний - сочный (у сочных плодов). 3.Внутренний – семена.

2. Изучение классификации плодов с использованием рисунков учебника 105, 107, 108, 110, 110; гербарных экземпляров растений Омской области, мороженных томатов и вишни, с последующим составлением схемы и записью ее в тетрадь. (примеры в схеме могут быть дополнены учащимися) Околоплодник может быть сочным (можно выжать сок) и сухим (демонстрация семени подсолнечника и плода томата). Внутри плода может быть одно семя – односемянные плоды (демонстрация плодов вишни) и много семян – многосемянные плоды (демонстрация плодов томата).

Сочные ПЛОДЫ Сухие Односемянные Косточка (вишня) Многосемянные 1. Ягода (томат) 2.Яблоко (яблоко) 3. Тыквина (огурец) Односемянные 1. Семянка (подсолнечник) 2. Зерновка (пшеница) 3. Орех (грецкий орех) Многосемянные 1. Боб (горох, фасоль) 2. Стручок (пастушья сумка) 3. Коробочка (белена)

Костянка

Ягода Тыквина Яблоко

Семянка Зерновка Орех

Боб Коробочка Стручок

У плода боба семена лежат на створках У плода стручка семена лежат на перегородке плода

Результат срастания нескольких плодов и превращение в единое целое

3. Изучение плодов по способам распространения. Составление схемы по рисункам учебника с последующей записью в тетрадь. Способы распространения плодов Животными и человеком (рябина, вишня) Водой (кокосовая пальма, ива) Ветром (одуванчик, клен) Саморазбра- сыванием, самораспро- странением (бешеный огурец)

У сухих многосемянных плодов, когда семена созреют, околоплодник должен вскрыться, чтобы дать возможность семенам рассеяться. У семян этих плодов хорошо развита семенная кожура, которая защищает их после высевания из плода.

У сухих односемянных рассеиваются сами плоды вместе с семенами. Их плоды не вскрываются. Околоплодники их раскрываются лишь при прорастании семян.

Семена сочных односемянных и многосемянных плодов распространяют животные, поедающие эти плоды. Такие семена сохраняют способность к распространению, пройдя через пищеварительный тракт, у них хорошо развита семенная кожура.

С.О. Вид средства обучения (С.О.) Содержание средств обучения (С.О.) и методических инструкций (М.И.) С.О.1 С.О.2 Лабораторная работа «Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области» Кроссворд «Способы распространения плодов и семян» Выучи схему в тетради «Типы плодов». Прочти §30 учебника «Биология», 6 кл. Пасечник В.В. Рассмотри рисунки 107, 108, 110, 111 §30 учебника «Биология», 6 кл., Пасечник В.В. Заполни таблицу «Типы плодов». Выучи схему в тетради «Способы распространения плодов». Прочти §31 учебника «Биология», 6 кл., Пасечник В.В. и рассмотри рисунки Выпиши в кроссворд слова, обозначающие способы распространения плодов и семян, чтобы буква «О» у них была общая

С.О.3 С.О.4 С.О.5 Загадки о плодах Лишняя картинка Таблица «Способы распространения плодов» Выучи схему в тетради «Типы плодов». Прочти §30 учебника «Биология», 6 кл., Пасечник В.В. Отгадай загадки, указав тип плода. Выучи схему в тетради «Типы плодов». Прочти §30 учебника «Биология», 6 кл., Пасечник В.В. Найди лишнюю картинку из 4 предложенных. Почему она лишняя? Выучи схему в тетради «Способы распространения плодов». Прочти §31 учебника «Биология», 6 кл., Пасечник В.В. Заполни 1и 3 столбики таблицы.

«Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области» Цель : обеспечить формирование знаний и умений учащихся о сухих и сочных плодах односемянных и многосемянных на примере растений Омской области. Ход работы 1.Рассмотрите гербарные экземпляры (фасоль, пшеница, пастушья сумка), замороженные плоды томата и вишни, соленые плоды огурцов. 2.Разделите плоды на две группы (сочные и сухие). 3.Рассмотрите строение плодов. Сколько у них семян? Пользуясь схемой «Типы плодов» и рисунками учебника 107, 108, 110, 111 §30, найдите названия плодов. Ответ запишите в таблицу.

Названия растенийПлод сухой или сочный Количество семян Тип плода 1.Фасоль 2.Пшеница 3.Томат 4.Пастушья сумка 5.Огурец 6.Яблоня 7.Вишня Типы плодов

1.Огурцы лучше брать крупные (хорошо видны семена) и соленые (лучше сохраняют форму). Томаты же лучше брать мороженые. 2.Яблоки брать от яблонь зимних сортов. Очень хорошо сохраняются в прохладном месте, обернутые в бумажные салфетки и присыпанные древесной стружкой плоды «Пепина шафранного». 3.Плоды вишни можно использовать как мороженные, так и из компота.

«Способы распространения плодов и семян»

Дом без окон и дверей, как зеленый сундучок, В нем шесть кругленьких детей, называется… (Стручок) Одноусый дед в соломину одет. (Зерновка овса) Стоит дуб, полон круп, пятачком прикрыт. (Коробочка мака) Доброе ядро заключено в слабую скорлупу. (Орех лещины) Берега зеленые, вода красная, рыбки черные. (Арбуз, плод ягода)

Найдите лишнюю картинку из четырех. Почему она лишняя?

Заполни первый и третий столбик таблицы. Способ распространения плодов и семян Название растения Приспособления к распространению 1. Одуванчик 2. Лопух 3. Вишня 4. Клен 5. Ольха

Проверочная работа по теме «Плоды. Распространение плодов и семян в природе». 1. Допишите предложение. Часть плода, внутри которого находятся семена, называют__________, который бывает_______или______. 2. Рассмотрите рисунок и напишите названия плодов.

3. Напишите, как называются плоды перечисленных растений Омской области, а также укажите сочные они или сухие, односемянные или многосемянные. 1)Рябина - _________________. 2)Кабачок - ________________. 3)Смородина - ______________. 4)Кукуруза -________________. 5)Горох - __________________. 4. Допишите предложение: Семена в плодах капусты располагаются на ____________, а семена в плодах гороха на _____________. У плода томата наружный слой кожистый, а внутренний, в котором находятся семена ____________.

5. Рассмотрите рисунок и напишите названия растений и способы распространения их плодов:

«Плоды и семена, их распространение» 1.Среди перечисленных плодов выбери плод-ягоду: А) Вишня; Б) Слива; В) Крыжовник. 2. У какого из перечисленных растений плод – костянка: А) Томат; Б) Черемуха; В) Смородина. 3. У какого из растений семена расположены на перегородке плода: А) У фасоли; Б) У гороха; В) У капусты.

4. Плоды какого из растений распространяются ветром: А) Клена; Б) Фасоли; В) Лопуха. 5. Какое из растений распространяется животными: А) Томат; Б) Рябина; В) Клен. Ответы:

1.В.И. Кузнецова «Уроки ботаники» (пособие для учителя) – М.; «Просвещение», 1985г. 2.П. Рейвн, Р.Эверт, С. Айххорн «Современная ботаника» - М.; «Мир», 1990г. 3.Г.И. Лернер «Ботаника 6-7 кл.» (тесты, задания, контрольные работы) –М.; Аквариум, 1998г. 4.В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. «Занимательная ботаника» - М.; «АСТ – ПРЕСС», 1999г. 5.В.В. Пасечник, Т.А. Снисоренко «Рабочая тетрадь» (к учебнику Пасечника В.В. «Биология 6 кл.») - М.; Дрофа, 2000г. 6.Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Тематическое и поурочное планирование» (к учебнику Пасечника В.В. «Биология 6 кл.») - М.; Дрофа, 2000г. 7.В.В. Пасечник «Биология 6 кл.» (учебник) – М.; «Дрофа», 2000г. 8.И.В. Душинина; В.Б. Пятунин; Методика и технология обучения географии в школе (учебное пособие) – М.; АСТ «Астрель», 2002г. 9.Э.Ф. Илларионов «Поурочные разработки по биологии 6 (7) кл.» - М.; «ВАКО», 2003г. 10.Н.И. Сонин «Биология 6 кл.» (пособие для учителя, лучшие нестандартные уроки) –М.; АЙРИС ПРЕСС, 2004г. 11.А.И. Никишов, «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» (к учебнику Пасечника В.В. «Биология 6 кл.») – М.; Дрофа, 2005г. 12.Н.Ф. Дик «Как стать лучшим учителем» - Ростов-на-Дону, Феникс,2006г. 13.Интернет-сайт: и 50htme.