LOGO Школьный тренинг Афанасьева Е.А., методист отдела воспитательной работы МБОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического образования (повышение квалификации)
Школьный тренинг это организованная безотметочная форма взаимодействия специалиста (педагога-психолога, учителя) с участниками образовательного процесса (учащимися, учителями, классными руководителями, родителями), способствующая личностному росту участников, гармонизации их состояния и устанавливающая личностные контакты в отношениях «учитель-ученик»; «ученик- классное сообщество», «учитель –психолог», «ученик- психолог», «классное сообщество-психолог», «учащиеся- психолог –родители», «учащиеся – психолог –учитель –родители» с целью самовоспитания, самообучения, саморазвития каждого субъекта.
На тренинге реализуются следующие виды деятельности: Общение Игра Учение Самообучение, Самовоспитание ДеятельностьДеятельность Труд
Цели школьного тренинга Цели: Оказание содействия в Формировании навыков самоанализа, саморегуляции, конструктивного общения, самообучения, самовоспитания, саморазвития Стабилизация и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса Гармонизация чувств, разума, воли личности Усвоение участниками социоэкзистенциальных ролей «Я -ученик», «Я -друг» Отработка поведенческих моделей (благодарения, выбора, выражение просьбы активного отказа и др.) Расширение представлений о социокультурных смыслообразах семье, профессии и др.
Обязательные элементы тренинга фантазирование Мечтание планирование Уточнение нравственного идеала воспоминание Обобщение жизненного опыта
Принципы проведения школьного тренинга ПРИНЦИПЫ Добровольности активности Конфиденциальности Уважения доверия природосообразности Ритуальности Единство времени, места, действия
Дополнительные принципы, актуальные при работе с детьми Относительная (условная) добровольность; Регламент: 1или,1,1/2 урока (40-60 минут); Тематическая целостность («Семья», «Добро или зло», «Я взрослею»…); Содержательная доступность; Максимальная профилактическая направленность, системность организации и систематичность проведения; Глобальный оптимизм (интенсивная поддержка, реализация позиции «Я рядом», открытая похвала, радость за достигнутый успех и т.д.)
Классификация школьных тренингов По цели: Адаптационные, Профилактические Формирующие специальные навыки Коррекционные По составу участников Психолог –учащиеся; Психолог –учащиеся -учитель; Психолог –учащиеся -родителя (учителя) Психолог -учителя (администрация) По объему Общие; частные
Структура школьного тренинга ВводнаяЦентральнаяИтог
Вводная Приветствие; Первичная актуализация темы встречи; Рефлексия содержательная - ориентация в собственных предпочтениях («Моя любимая игра -…, потому что …) Релаксация(психотехнические упражнения, снимающие напряжение)
Центральная часть Рефлексия аффективная – «Что сейчас каждый из вас чувствует?» Лабилизация – глобальная актуализация темы, ее конкретизация, детализация, переживание, самоизменение, интериоризация личностно – коллективного опыта (работа индивидуальная, в парах, в микрогруппах, в коллективе – упражнения, игры, творческие задания)
Заключительная часть Рефлексия личностная («Что полезного было на данном занятии?», «В чем ты изменился?», «Чем обогатился твой жизненный опыт?» Прощание, благодарение, групповое пожелание.
Информационные ресурсы: Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками(практическое руководство для школьного психолога) М., 1999, с.199. Морри ван Ментс Эффективный тренинг с помощью ролевых игр /3-е международное издание/ С-Пб, 2002, с. 207 Ульянова И.В. Внеурочные мероприятия в педагогической концепции «Формирование смысложизненных ориентаций учащихся»// Воспитание школьников 1, 2012 г. с.16 Яндекс картинки %80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3 %80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3