«Организация работы школы по преемственности: начальная школа-среднее звено» Доклад заместителя директора по УВР МОУ «Пролетарская СОШ» Климовой Елены.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Организация работы школы по преемственности: начальная школа-среднее звено» учитель математики Волкова Н.М. Январь 2011.
Advertisements

Адаптация пятиклассников Подготовил:классный руководитель 5 А класса Костенкова И.Н.
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... Как если бы от этого зависела ваша жизнь. Л.Кьюби Адаптация пятиклассников.
Первый раз - в пятый класс! Служба психолого-педагогического сопровождения Лицей 130.
Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов 2007 – 2008 учебный год.
Как помочь четверокласснику стать успешным пятиклассником.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Приветливо осень стучится в окошко – Сегодня встречаемся не понарошку. У нас собрание нынче мам и пап. Но вы не хмурьте брови: Здесь не прочтут морали.
Родительское собрание Тема: « Особенности адаптационного периода в 5 классе» АВТОР: заместитель директора по УВР Ю.В.Терёшкина.
Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.
Классный руководитель 5 класса «В» МБОУ СОШ 29 Образование: высшее Стаж работы: Учителем математики - 22 года Учителем информатики – 18 лет Ющенко Александра.
Тема. Преемственность в образовании между I и II ступенями обучения. презентацию подготовила заместитель директора по УВР МОУ «Линевская СОШ» Миронова.
Обеспечение успешной адаптации ребенка к обучению в школе Успешность адаптации школьника к обучению зависит от реализации преемственных связей между ДОУ.
уч.г. Педагог-психолог: Яптик Е. Н.. Возрастные особенности младшего подростка потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Транксрипт:

«Организация работы школы по преемственности: начальная школа-среднее звено» Доклад заместителя директора по УВР МОУ «Пролетарская СОШ» Климовой Елены Владимировны Семинар заместителей директоров по УВР школ Серпуховского муниципального района Ноябрь 2009 г.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л. Кьюби

Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о соотношении сил в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению худшего; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе (по мнению учителей) : Снижение успеваемости; Сложность приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения; приемы работы на уроке, отличные от начальной школы; Ухудшение состояния здоровья; Повышение уровня тревожности; Увеличение объема учебной нагрузки.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе (по мнению детей) очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; новые дети в классе (или «я сам в новом классе»); новый классный руководитель; в средней школе «мы снова самые маленькие, а в начальной были самыми большими»; проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе (по мнению родителей) возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Цель работы: создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене

Этапы деятельности: Первый этап - формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации (второе полугодие 4 класса). Второй этап - создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации (первое полугодие 5 класса).

Управленческие условия: 1. В середине года администрация школы должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» выпускные классы начальной школы и поведет их дальше. 2. Должно быть налажено серьезное методическое сотрудничество между педагогами среднего и начального звена. 3. Администрация должна понимать, что данная работа необходима для поддержания жизнеспособности образовательной среды.

Основные направления деятельности: Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами). Педагогическая диагностика. Психологическая диагностика. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями. Коррекционно-развивающая работа. Аналитическая работа.

Организационная работа март - май Заседания методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников. Составление графика проведения контрольных работ, согласование контрольно-измерительных материалов по предметам. Взаимопосещение уроков. август Знакомство с индивидуальными особенностями детей "группы риска. Совещание по организации работы и принятие плана работы по преемственности. «Круглый стол» с участием учителей- предметников, учителей начальных классов, психолога для выработки общих требований к пятиклассникам сентябрь Семинары для учителей: «Особенности протекания периода адаптации к условиям обучения в средней школе». Взаимопосещения уроков. октябрь Классно – обобщающий контроль в 5 классах. Психолого – педагогический консилиум ««Итоги адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ» декабрь Подведение итогов контрольных работ в 5 классах.

Педагогическая диагностика Первый этап - 4 класс (март – май) Цель: определение уровня ЗУНов по основным предметам Второй этап – начало 5 класса (сентябрь – декабрь). Используются те же измерители, что и на конец начальной школы. Цель: прочность усвоение программного материала начальной школы. Результаты сопоставляются, анализируются, делаются выводы.

Психологическая диагностика Первый этап - 4 класс. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно-образного мышления учащихся, их самооценка, уровень школьной мотивации и тревожности. Цель: определение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. Второй этап - начало 5 класса. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, их самооценки и ведущей репрезентативной системы. Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Цель: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями.

Консультативная работа Работа с педагогами Тренинговые и консультативные занятия с учащимися Родительские собрания, консультации, лектории для родителей, оформление стенда

Коррекционно-развивающая работа 1) обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование возможных навыков, умений, знаний; 3) перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.

Аналитическая работа осмысление проводимой системы психолого-педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценка эффективности работы и коррекции рабочих планов.

Инструменты для определения результативности работы: Мониторинг состояния здоровья и физического развития детей Уровень развития их познавательной активности (по тесту ГИТ – групповой интеллектуальный тест) Умственные и нравственные способности учащихся (предметные мониторинги, психологические тесты на определение уровня умственных способностей, определение уровня воспитанности) Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития (тест «Дорисуй фигуры») Развитие коммуникативных умений (социометрия) Определение уровня тревожности (тест Филлипса) Определение уровня учебной мотивации (тест Лускановой) Отношение к учебным предметам

Результаты работы Резкого спада успеваемости и качества знаний в 5 классе не наблюдается; Уровень тревожности находится на допустимом уровне у всех учащихся; Учебная мотивация за последние 3 года выросла на 3,7 % В качестве любимых предметов учащиеся выбирают чаще всего основные предметы (русский язык и математика); Результаты социометрии уже 5 лет не выявляют «отверженных» членов коллектива; Лидирующие позиции занимают учащиеся, которые хорошо учатся и занимают активные позиции в самоуправлении классов.