Система формирования школьных традиций как важнейший аспект воспитательной работы в начальной школе. Выполнили учителя МОУ СОШ 51 г. Твери 51 г. Твери.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новой России- достойное поколение гражданско- патриотическое воспитание МОУ «Воздвиженская СОШ» ДООЛ «Солнышко»
Advertisements

Воспитательная система 1-4 класс Саврукова М.А. МОУ СОШ16 Г. Еманжелинск.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
Анализ воспитательной работы в 3 классе за учебный год Классный руководитель Меньшикова Галина Ивановна.
Актуальность Программы Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении.
Нравственное воспитание школьников Борисова Галина Владимировна.
Духовно-нравственное воспитание учащихся учитель МБОУ СОШ 7 Капленко Ирина Сергеевна.
«Край родной и любимый» Проект программы воспитательной работы учащихся 7 класса Проект программы воспитательной работы учащихся 7 класса Выполнила Хромова.
Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому, И я научусь!
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». В.Г.Белинский.
Планирование воспитательной работы МОУ Плёсская сош. в учебном году.
Программа воспитательной работы с классом «Твой выбор» Составила: Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия г. Советский.
Формирование духовно – нравственной культуры личности учащихся : первый опыт и находки МОУ СОШ 1 гор. Гвардейска г.
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла в условиях перехода на ФГОС О. М. Лукина,
Система патриотического воспитания в МСКОУ СКОШ 5 VIII вида.
Классный руководитель 7б класса МОУ «Шыгырданская СОШ 1 Егорова Валентина Валериановна.
Программа воспитательной деятельности «Солнечный город» Исакова Ирина Павловна, учитель начальных классов МБОУ Увельской СОШ 2, классный руководитель 3б.
* Цель: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленных на формирование активной жизненной.
Анализ внеклассной и внеурочной деятельности начальных классов за учебный год Заместитель директора по УВР Королёва О.Ю.
Тимофеева Н.С., МОУ «Советская СОШ». Цель программы: Создать условия для жизнедеятельности классного коллектива с едиными задачами и общими направлениями.
Транксрипт:

Система формирования школьных традиций как важнейший аспект воспитательной работы в начальной школе. Выполнили учителя МОУ СОШ 51 г. Твери 51 г. Твери Алексеева И.В., Бондаренко Л.А. 2010г.

Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам РодиныПатриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решенииУважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизниКреативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результатаУважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственностьОсознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

«Традиции» «Здоровье» «Россиянин» «Семьянин» Программавоспитательной работы «Мы и Отечество»

Актуальность формирования традиций в детском коллективе: Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации. Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации. Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Принципы формирования традиций Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.Беспристрастность в оценке поступков учащихся. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия. Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия. Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Проект «ТРАДИЦИЯ». Базовые ценности: 1. Традиционные праздники на Руси. 2. Школьные традиции (традиционные мероприятия). 3. Традиционное поведение.

Цели проекта: 1. Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа. 2. На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества 3. Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов

Задачи проекта. 1. Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно- нравственных ценностей, накопленных поколениями. 1. Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно- нравственных ценностей, накопленных поколениями. 2. Социализация учащихся, подготовка их к жизни. 2. Социализация учащихся, подготовка их к жизни. 3. Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности. 3. Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности. 4. Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству. 4. Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству. 5. Формирование социально-нормативных навыков поведения. 5. Формирование социально-нормативных навыков поведения. 6. Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни. 6. Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни. 7. Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно- бытовой деятельности. 7. Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно- бытовой деятельности.

Деятельность по реализации проекта: -Система «Тематические классные часы». -Учебная деятельность через предметы. - Работа школьных кружков, секций и факультативов. - Концерты и народные праздники (игры, посиделки). - Конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы. - Система мероприятий через школьную библиотеку. -Традиционные школьные мероприятия. -Тематические недели начальной школы. -Выставки творческих работ. -Видеолекторий.-Экскурсии. -Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.) -Участие в городских мероприятиях.

Ожидаемый результат: В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения: 1. В школе как в образовательной системе: - разработка системы традиционных общешкольных мероприятий; - разработка системы традиционных общешкольных мероприятий; - приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению; - приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению; -вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности. -вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2.В образе ученика: -способность к самореализации; -способность к самореализации; -формирование созидательной нравственной позиции. -формирование созидательной нравственной позиции.

Система классных часов. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов.

Формы проведения классных часов Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий. Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий. В начальной школе можно использовать следующие формы классных часов: В начальной школе можно использовать следующие формы классных часов: - беседа (этическая, нравственная); - дискуссия (в 4 классе); - инсценированный час; - литературный час (по творчеству писателя, поэта); - музыкальный час; - литературно – музыкальный час; - игровой час (экономическая игра, интерактивная игра);

Формы проведения классных часов. - музыкально – спортивный час; - театрализованный классный час; - час развлечения на прогулке; - встречи с интересными людьми; - викторины по различным областям знаний; - КВНы; - час – тренинг; - читательские конференции; - устный журнал; - час вопросов и ответов; - час – сказка; - час – путешествие; - час – практикум.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ Классные часы. Классные часы. Классные часы. Классные часы.

Система мероприятий через школьную библиотеку. Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир». Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир». Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам. Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам. Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этическо – нравственного направления. Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этическо – нравственного направления. Встречи с писателями Твери и тверской области. Встречи с писателями Твери и тверской области. Привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе. Привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе. Литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам Литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам

Тематические недели начальной школы. Уже много лет тематические недели являются традиционными. Уже много лет тематические недели являются традиционными. В 2006 – 2007 году проходили тематические недели, посвящённые осени: В 2006 – 2007 году проходили тематические недели, посвящённые осени: «Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка». В рамках недели проводились: В рамках недели проводились: конкурс чтецов по параллелям; конкурс чтецов по параллелям; конкурс сочинений на тему: «Прекрасная пора, очей очарованье»; конкурс сочинений на тему: «Прекрасная пора, очей очарованье»; выставка творческих работ учащихся из природного материала; выставка творческих работ учащихся из природного материала; открытые мероприятия (утренники, праздники, осенины) открытые мероприятия (утренники, праздники, осенины) конкурс газет на осеннюю тему; конкурс газет на осеннюю тему; заключительный отчётный концерт начальной школы, подведение итогов всех конкурсов. заключительный отчётный концерт начальной школы, подведение итогов всех конкурсов.

В феврале 2010 года проходила неделя начальной школы, посвящённая русскому народному празднику Масленице. Программа праздника: - 8 февраля – понедельник - 8 февраля – понедельник Открытие недели. Открытие недели. Ученики 1-4 классов знакомились с истоками культурных традиций русского народа и пополняли свои знания в области русского фольклора, обрядов старины. Ученики 1-4 классов знакомились с истоками культурных традиций русского народа и пополняли свои знания в области русского фольклора, обрядов старины. -9 февраля – вторник -9 февраля – вторник Мастер – класс Мастер – класс Ребята принимали участие в изготовлении поделок, посвящённых народному творчеству. Ребята принимали участие в изготовлении поделок, посвящённых народному творчеству. -10 февраля – среда -10 февраля – среда Мероприятия по параллелям: Мероприятия по параллелям:

Ученики 4-х классов выезжали в музей-усадьбу Домотканово на праздник «Широкая Масленица». Ученики 4-х классов выезжали в музей-усадьбу Домотканово на праздник «Широкая Масленица». Ученики 1-х классов участвовали в конкурсе частушек, загадок, пословиц. Ученики 1-х классов участвовали в конкурсе частушек, загадок, пословиц. Ученики 2-х и 3-х классов провожали зиму весёлыми играми и забавами. Ученики 2-х и 3-х классов провожали зиму весёлыми играми и забавами февраля – четверг - 11 февраля – четверг Инсценирование русских народных сказок февраля – пятница - 12 февраля – пятница Заключительный концерт, посвящённый Масленице. Весёлые игры на улице, сжигание масленицы. Весёлые игры на улице, сжигание масленицы. Закрытие « Недели начальной школы». Закрытие « Недели начальной школы». Во время проведения «Недели» ученики начальных классов участвовали в конкурсе рисунков к масленице и по мотивам русских народных сказок. Во время проведения «Недели» ученики начальных классов участвовали в конкурсе рисунков к масленице и по мотивам русских народных сказок.

Экскурсии по Твери. Тверь. Тверские музеи. «Обзорная экскурсия по Твери». Краеведческий музей. «История древнего города». Картинная галерея. «Сады и парки Твери». Музей Тверского быта. «Тверской Кремль». Фабрика игрушек. «Князь Михаил Тверской». Музей связи. «Князь Михаил Тверской». Музей связи. «Тверь православная» Музей Калининского фронта «Калинин в годы ВОВ». Ботанический сад. «Пушкин и Крылов». Медицинский музей. «А. С. Пушкин в Твери». «Современная Тверь» (с посещением объектов индустрии) «Тверь литературная»

Экскурсии по Тверской земле и другим городам. Древний Торжок: Древний Торжок: Музей вертолётов. Музей вертолётов. Музей золотого шитья. Музей золотого шитья. Музей деревянного зодчества: «Василёво». Музей деревянного зодчества: «Василёво». Музей им. А. С. Пушкина. Музей им. А. С. Пушкина. Фабрика «Торжокские золотошвеи». Фабрика «Торжокские золотошвеи». Осташков – Нилова Пустынь – Исток Волги Осташков – Нилова Пустынь – Исток Волги Медное: Мемориальный комлекс жертвам репрессий. Медное: Мемориальный комлекс жертвам репрессий. Фермерское хозяйство. Фермерское хозяйство. Клин: фабрика ёлочных игрушек, музей Д. Менделеева, музей А. Гайдара, музей П. И. Чайковского. Клин: фабрика ёлочных игрушек, музей Д. Менделеева, музей А. Гайдара, музей П. И. Чайковского. Музеи Москвы. Музеи Москвы. Домотканово: усадьба В. Серова. Домотканово: усадьба В. Серова. Экскурсии в Москве. Экскурсии в Москве. Ржев: музей ВОВ, мемориал Воинской Славы. Ржев: музей ВОВ, мемориал Воинской Славы.

Формирование традиций в школе 51 реализуется по 4-м направлениям: 1. Культурно-исторические традиции 2. Традиции школы 3. Традиции преемственности 4. Спортивно- оздоровительные традиции

1. Культурно-исторические традиции. Цель: формирование духовно-нравственных ценностей. Цель: формирование духовно-нравственных ценностей. 1. Этнокультурные традиции: Рождество Христово, Святки, Масленица. 1. Этнокультурные традиции: Рождество Христово, Святки, Масленица. 2. Историко-патриотические традиции: встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами- интернационалистами, 2. Историко-патриотические традиции: встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами- интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), концерты и музыкально – литературные композиции к Дню освобождения Твери ( декабрь) и ко Дню Защитника Отечества» (февраль), концерты и музыкально – литературные композиции к Дню освобождения Твери ( декабрь) и ко Дню Защитника Отечества» (февраль), конкурс военной песни, конкурс военной песни,

конкурс «А ну – ка парни», «Салют, Победа!» (май), конкурс «А ну – ка парни», «Салют, Победа!» (май), экскурсии по боевым и памятным местам Твери, области, Москвы. экскурсии по боевым и памятным местам Твери, области, Москвы. 3. Семейные традиции: 3. Семейные традиции: круг семейного чтения, круг семейного чтения, деревенские посиделки, деревенские посиделки, участие родителей в классных и школьных мероприятиях. участие родителей в классных и школьных мероприятиях.

2. Школьные традиции Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей. День Знаний, День Знаний, посвящение в первоклассники, посвящение в первоклассники, осенний праздник, осенний праздник, тематические недели начальной школы, тематические недели начальной школы, прощание с Азбукой, прощание с Азбукой, интеллектуальные марафоны, интеллектуальные марафоны, конкурсы и игры, конкурсы и игры, конкурс «Класс года», конкурс «Класс года», библиотечные часы, библиотечные часы, участие в школьных и городских олимпиадах, участие в школьных и городских олимпиадах, бал «Прощание с начальной школой», бал «Прощание с начальной школой», познавательные, краеведческие, исторические экскурсии. познавательные, краеведческие, исторические экскурсии. новогодние представления новогодние представления

Традиции класса. В классе учитель вместе с родителями может формировать самые различные традиции. Например, В классе учитель вместе с родителями может формировать самые различные традиции. Например, - традиция работы с дневниками учащихся; - традиция работы с дневниками учащихся; - презентация книги классных достижений; - презентация книги классных достижений; - поддержка ребят, которые часто болеют; - поддержка ребят, которые часто болеют; - традиция «тёплых писем»; - традиция «тёплых писем»; - традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе; - традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе; - сменная выставка лучших творческих работ учащихся. - сменная выставка лучших творческих работ учащихся. Традиционными могут быть различные мероприятия: Традиционными могут быть различные мероприятия: - Праздник рождения класса; - Праздник рождения класса; - День именинника и т. д. - День именинника и т. д. Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

3. Традиции преемственности (детский сад – начальная школа – выпускники школы). Цель: построение модели непрерывного образования. знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают. знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают. - разъяснение правил поведения в различных ситуациях. - разъяснение правил поведения в различных ситуациях. - совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например, - совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например, 1) Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление. 2) Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека. 3) Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение. 4) Человек должен учиться дружить и иметь друзей. 5) Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи. 6) Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Подготовка и проведение мероприятий учениками начальной и средней школы: 1) концерты, посвящённые «Дню Учителя», «Международному женскому дню», 2) новогодние утренники в классах 3) участие в летнем оздоровительном школьном лагере.

4. Спортивно- оздоровительные традиции. Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивной игре «Зарничка», участие в военно – спортивной игре «Зарничка», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы», походы, походы, летний оздоровительный лагерь. летний оздоровительный лагерь.

Результаты диагностики уровня воспитанности выпускников 1 ступени обучения за 3 года. Диагностика ежегодно проводится зам. директора по воспитательной работе и школьным психологом следующими методами: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с учащимися, родителями, анализ результатов деятельности, методика «недописанного тезиса» и социометрические методы. Диагностика ежегодно проводится зам. директора по воспитательной работе и школьным психологом следующими методами: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с учащимися, родителями, анализ результатов деятельности, методика «недописанного тезиса» и социометрические методы.

п/п КРИТЕРИЙ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ Количество позитивных проявлений 2007/082008/092009/10 1 Отношение к себе 78%79%82% 2 Отношение к учёбе 68%66%70% 3 Отношение к окружающим людям, к друзьям 72%71%74% 4 Отношение к природе 53%54%56%

Заключение. Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе. Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе. Проходят годы, но и спустя время наши ученики вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем и друг с другом, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса. Проходят годы, но и спустя время наши ученики вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем и друг с другом, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Спасибо за внимание!