Педсовет «Мотивация и проблемы в обучении и воспитании. Научи себя учиться!» МОУ «Ларинская СОШ» 2011 год «Наилучший способ заставить учащихся поверить,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая характеристика младшего школьного возраста для родителей ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос»
Advertisements

Приемы повышения эффективности учебной деятельности студентов.
Заместитель директора по УВР Сбродова Н.С.. «Наилучший способ заставить учащихся поверить, что стремление к знаниям имеет смысл, заключается в том, чтобы.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
. Создание ситуации успеха на уроке.. Успех- 1. удача в достижении чего- либо; 2. общественное признание; 3. хорошие результаты в работе, учёбе и других.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
:49 · Послание президента Федеральному Собранию 2010 полный текст.
Создание положительной мотивации на уроке как средство повышения качества знаний.
ставить в пример сегодняшних миллионеров; пугать работой дворником и грузчиком; наказывать за плохие оценки; лишать компьютера, прогулок и вкусностей.
Формы обучения: внешние формы организации обучения – лекции, семинары, практикумы; внутренние формы организации обучения – вводное занятие, занятие по.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Мотивация к учёбе В помощь педагогам, родителям, учащимся Руководитель методического объединения классных руководителей 5-8 классов Бакланова О.М.
ПЕДСОВЕТ: «Организация ситуации успеха на уроке».
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников»
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Транксрипт:

Педсовет «Мотивация и проблемы в обучении и воспитании. Научи себя учиться!» МОУ «Ларинская СОШ» 2011 год «Наилучший способ заставить учащихся поверить, что стремление к знаниям имеет смысл, заключается в том, чтобы самому верить в это». М. Ксикзентмихали

Цели и задачи педсовета Познакомиться с теорией вопроса «мотивация » (Силина И.Ю.) На основе анализа итогов 1 полугодия выявить причины проблем, связанных с обучением и воспитанием учащихся школы (Мурзина Т.И. Урвачёва М.А.) Проанализировать результаты диагностики учащихся по мотивации (Силина И.Ю.) Определить основные направления работы педагогического коллектива школы по развитию внутренней мотивации учащихся. Принять соответствующие решения.

Западные психологи изучают мотивацию как верный путь достижения успеха тщательнее других проблем. Д. Карнеги утверждает, что на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать; и он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать. Фрейд говорит, что в основе всех наших поступков лежат 2 мотива: сексуальное влечение и желание стать великим. Американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным».

Мотивация, активность, успех Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, сколько от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем большего успеха в профессиональной или любой другой деятельности достигает индивид.

Слово педагогу-психологу Силиной Ирине Юрьевне

Как объединить внутренние и внешние мотивы ? Творческое развитие Действие вместе с другими и для других Познание нового неизвестного Понимание необходимости учения для жизни Процесс учения как возможность общения Похвала от значимых лиц

Анализ учебной воспитательной работы за 1 полугодие учебного года Выступления Мурзиной Т.И., Урвачёвой М.А.

Мотивы к учебной деятельности: 1.Самореализация. 2.Познавательный интерес. 3.Самоутверждение. 4.Материальные стимулы (денежное вознаграждение). 5.Социальные мотивы(ответственность, стремление принести пользу обществу). 6.Идентификация с кумиром.

Усилить мотивацию своих учеников(подчинённых) можно, работая в следующих трех направлениях: 1.Задействовать(актуализировать) как можно большее число мотивов. 2.Увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов. 3.Актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Учебная мотивация-это педагогическая проблема, в том смысле, что её должен формировать педагог: через выбранную технологию обучения, через личный контакт с ребенком, через работу с семьёй, через привлечение психологических средств воздействия.

Факторы, влияющие на динамичность мотивационной сферы: 1.Беседа со взрослым(педагогом, тренером и т.д.). 2.Прочитанная книга и её обсуждение. 3.Переживание вследствие конфликта с окружающими. 4.Просмотренный фильм и обсуждение его. 5.Разговор с другом. 6.Более привлекательные для детей формы уроков: применение ИТ в учебной деятельности, диспуты, дискуссии, наглядность 7.Похвала даже за незначительные достижения. 8.Внеурочная деятельность педагога(олимпиады, научно- практические конференции, предметные декады) 9.Педагогика взаимопомощи, сотрудничества, взаимопонимания. 10.Умелое сочетание требований государственного стандарта и готовности помочь ребенку.

Интерес - вечный двигатель всех человеческих изысканий, неугасающий огонь пытливой души.

Надо помнить : - чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в учебе; - успехи в учебе являются катализатором учебного процесса; - неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учебу; - чувство радости и интерес облегчают учение; - страх и напряженность затрудняют процесс обучения.

Самое грозное орудие –слово. фразы-убийцы: - Так дело не пойдет! - Об этом нам не нужно говорить вообще! - На это у нас нет времени! - Такого еще не бывало! - Об этом ты не можешь судить! - И до чего мы так дойдем! - Это несерьезно! - Можешь мне поверить! - Как ты до этого додумался?

Приёмы мотивации

1. Эффект любопытства. Особое вниманием учащиеся проявляют к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало новой информации или не содержит её совсем, то быстро достигается "психологическое насыщение». 2.Через один интерес к новому интересу Подобное происходит и в том случае, когда обучаемым не за что "зацепиться" в своём прошлом опыте познания. Л.С. Выготский писал: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультативным». 3. Эффект загадки. Если вам удалось в канву занятия вплести этот эффект, считайте, что вам уже удалось пробудить у ваших учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ним поставили. 4. Подталкивание к поиску объяснений с помощью противоречий. Когда учащиеся сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удается поставить под сомнение доступную учащимся логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречия, тогда вы пробудите в учащихся интерес к познанию истины. 5. Использование «эффекта вызова». Существует естественное стремление у всех людей к постоянному развитию своих способностей. Поэтому люди, как правило, «ищут вызовов». Но, принимая его, они рискуют не справиться с ним (риск провала). Если на ваших занятиях обучаемые сталкиваются с проблемами, представляющими для них реальные препятствия, то у них возникает желание принять вызов и пойти на этот риск. 6.«Эффект риска» Следует использовать осторожно, соизмеряя возможности обучаемых с их желаниями: частое применение сводит этот эффект к нулю. 7. Укрепление уверенности в собственных силах учащихся Все рассмотренные приёмы мотивации срабатывают только тогда, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что достигли нужного уровня требований и ожиданий. Чем больше обучаемым доверяют, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. 8. Использование «самосравнения» или оценки «неиспользованного резерва». Учащиеся должны иметь обратную связь относительно своих успехов в учебе. При этом полезно использование реальных результатов и тех результатов, которые учащиеся могли бы иметь при должном отношении к учебе. 9. Предотвращение потери интереса к изучению, что может быть связано с повышенной направленностью, стрессом, блокирующим познавательную деятельность, с появлением ряда комплексов; не следует доводить ситуацию до критического уровня 10. Создание ситуаций постоянного поиска 11. Создание ситуаций для поддержания общего положительного отношения к учению 12. Планирование целей и задач обучения самими обучаемыми Только тогда, когда учащийся сам ставит индивидуальные цели обучения, у него возникает доверие к себе, что обеспечивает успешность обучения. Возникшее чувство «успешности» усиливает мотивацию.

Педагогическая практика разработала многообразие путей и средств формирования устойчивых познавательных интересов - увлеченное преподавание, - новизна учебного материала, - историзм, - связь знаний с судьбами людей, их открывших, - показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся, - использование новых и нетрадиционных форм обучения, - чередование форм и методов обучения, - проблемное обучение, - эвристическое обучение, - использование интерактивных компьютерных средств, - взаимообучение (в парах, микрогруппах), - тестирование ЗУН, - показ достижений обучаемых, - создание ситуаций успеха, - соревнование, - создание положительного микроклимата в группе, - доверие к обучаемому, - педагогический такт и мастерство педагога, - положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, - гуманизация межличностных отношений и др.

И пусть бывает в жизни нелегко, И не всегда судьба тебе послушна, Живи красиво, вольно, широко, Люби людей – светло и простодушно. Ищи свою дорогу с малых лет, Уверенно вперед иди сквозь годы, Оставь на этой лучшей из планет Свой яркий след, свои живые всходы. С. Островой

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА. Начало урокаХод урокаКонец урока Цель моти ва ции Ученик должен осознать, что ему не хватает каких то знаний для решения данной проблемы и ощутить потребность получить эти знания. Ученик должен осознавать и понимать, что нужно делать и как. Укрепление всех сторон умения школьника учиться. Ученик должен уметь оценить, какие поставленные в начале урока задачи выполнены, а какие – нет, уметь определить причину этого, наметить для себя выводы. Главная задача конца урока,чтобы каждый ученик смог выйти из него с положительным опытом.

Начало урокаХод урокаКонец урока Пр иёмы реа лиза ции цели 1.Актуализировать мотивы предыдущих достижений. 2.Вызвать мотивы относительной неудовлетворённости недостаточностью имеющихся знаний (созданием практической ситуации и столкновением учащихся с затруднениями 3.Усилить мотивы на предстоящую деятельность - мотивы удивления, любознательности Затем учитель организует обсуждение того, что ученики знают, чего не знают, подводит учащихся к осознанию того, чему нужно научиться. 1.Чередование разных видов деятельности (репродуктивных и поисковых; устных и письменных; трудных и лёгких; индивидуальных групповых и фронтальных) 2.Необычная форма преподнесения материала, занимательность изложения 3.Эмоциональность учителя 4.Выбор учителем меры трудности материала 5.Познавательные игры, дискуссии, диалоги. 6.Ситуации выбора, использование контрактов 7.Подключение учащихся к самоконтролю и самооценке 8.Умелое применение поощрения Организация рефлексии проведённого урока. 1.Чему сегодня научился на уроке? 2.Выполнена ли задача, поставленная в начале урока? 3.Активно ли участвовал в уроке и в чём это проявилось? 4.Благодаря чему добился успеха? 5.Чем не удовлетворён? 6.Что мог бы пожелать в конце урока себе, одноклассникам, учителю?

«Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха». Д. Карнеги

Педагогические правила стимулирования учения 1. Опирайтесь на желание. 2. Используйте идентификацию. 3. Учитывайте интересы и склонности. 4. Используйте намерения. 5. Поощряйте желание добиться признания. 6. Показывайте последствия совершаемых поступков. 7. Признавайте достоинства. 8. Одобряйте успехи. 9. Сделайте работу привлекательной. 10. Говорите иногда «надо». 11. Используйте ситуацию (Ловите момент). 12. Дайте обучаемому шанс.

Приемы создания ситуации успеха Неожиданная радость Общая радость Радость познания Не можешь – сумей, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной! Пробуй, Ищи, Совершай, Достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней Л.Татьяничева

Неожиданная радость. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

Приемы «неожиданной радости» Лестница или Встань в строй Даю шанс Исповедь или Когда учитель плачет

Общая радость. Общая радость состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.

Приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость. Следуй за нами Эмоциональный всплеск или Ты так высоко взлетел Обмен ролями или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. («На ошибках учатся») Заражение или Где это видано, где это слыхано

Радость познания. Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и то же. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родится без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

Приемы «Радость познания» Эврика Линия горизонта Ожидание лучших результатов

Задания группам : Изучите внимательно информацию, выданную вам Попробуйте заменить название приема пословицей или придумайте его девиз Попытайтесь объяснить всем участникам педсовета смысл данного приема Придумайте примеры ситуаций, где бы вы могли использовать данный прием (может быть кто-то сможет обыграть)

Стимулировать, но как ? Мнения учащихся, получающих удовольствие от учёбы: а) ощущение полной (умственной и физической) включенности в свою деятельность, в то, что в данный момент делаешь; б) полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле, исключающая из их сознания посторонние мысли и чувства; в) ощущение того, что четко знаешь, что следует делать в тот или иной момент работы, ясное осознание ее целей и задач, полное подчинение требованиям, идущим от самой деятельности; г) четкое осознание того, насколько хорошо, насколько успешно делаешь свое дело, ясная и определенная обратная связь в деятельности; д) отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом; е) ощущение того, что субъективное время как бы сжимается, останавливается, тогда как объективное время, напротив, идет очень быстро, «летит»; ж) утрата обычного чувства четкого осознания себя и своего окружения, как бы «растворение» в своем деле.

У педагога есть много возможностей для стимулирования учащихся. 1. Обращение к самолюбию. 2. Показ достижений. 3. Осторожная поддержка соперничества. 4. Похвальба. 5. Критика в сопереживании. 6. Переход на контракты. 7. Возможность поиска нестандартных решений. 8. Возможность дачи обучаемому шанса спасения своего престижа. 9. Создание хорошей репутации своим питомцам. 10. Создание потребности признания.

Стратегия само мотивации стратегия План на перспективу Партнер ство Ищите партнера Структури рование Режим занятий Приближенное планирование Цели и задачи и мотив Как это мне приго дится в жизни? Постепен ность Этапы, шаги Допол нение Рисунки, Схемы, награда Скажите себе приятные слова Расши рение Работа с дополни тельными источ никами Сбкре жение Повторение -мать учения Как научить учиться ?

Из послания Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию: Воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. В ходе реализации инициативы «Наша новая школа» уже обновлён стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер- министры могут только мечтать», – говорил когда-то Уинстон Черчилль. Сегодня эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребёнка и максимально подготовить его к выбору профессии.

На что, по мнению Президента, необходимо уделить внимание Первое. В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа Второе. Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одарённых детей.

Третье. Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что «никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети». Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах. И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя, – учителя должны в этом разбираться.

Четвёртое. Воспитание детей – это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом. Нам необходимо создать новые качественные фильмы, и они должны быть интересны современным детям. Давайте вспомним, какое влияние на развитие целых поколений оказывала, к примеру, захватывающая научная фантастика (мы все читали её), которая увлекала ребят и звала совершать собственные открытия. Целое поколение выросло на этих книжках.

Пятое. Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодёжи. Необходимо серьёзно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например военно- патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях. Особо отмечу значение деятельности отрядов, устанавливающих имена погибших солдат. В таких экспедициях молодёжь действительно получает навыки истинного патриотизма – не показного, а истинного. Правительству дано поручение активизировать поисковую работу, привести в порядок воинские памятники, мемориалы.

Шестое. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. «Не воспитывая себя, сложно воспитать своих детей», – отмечал ещё Лев Толстой.

Проект решения : 1. Утвердить итоги 1 полугодия учебного года 2. Создать условия для мотивации, самореализации личности каждого учащегося через : разработку системы мероприятий, направленных на дальнейшее развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся; усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение ее к организации учебно- воспитательного процесса в школе; создание системы психолого-педагогической помощи учащимся школы и родителям; повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности, духовности, патриотизма ; расширение возможностей для сохранения и укрепления здоровья учащихся, воспитания стремления к здоровому образу жизни за счет совершенствование и развитие системы внеурочной деятельности ; совершенствование системы дополнительного образования; формирование в школьном коллективе уважительного отношения к правам друг друга; оказание помощи учащимся в жизненном самоопределении, создание условий для трудовой деятельности. 3. Всем педагогам изучить стандарты и проекты стандартов нового поколения. На заседаниях школьных методических объединений провести их обсуждение.

Из обращения настоятеля Казанского Кафедрального собора отца Григория (Коберника) к педагогам на августовском педагогическом совете учебного года: «Терпения, смирения, Любви к детям…»