Роль Уполномоченного по правам ребенка в реализации права ребенка жить и воспитываться в семье Алексеева Т.Н. советник Уполномоченного по правам ребенка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
Advertisements

О реализации мероприятий по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия и развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Семинар «Становление института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия: итоги выборов уполномоченных по правам ребенка в образовательных.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Павел Владимирович Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ НАСИЛИЯ, ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ…
Совещание Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса г. о. Электросталь 12 октября 2011 года.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Об основных направлениях деятельности департамента по делам инвалидов Заместитель министра – руководитель департамента социальной защиты населения Низовцева.
1 Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ.
Концепция реформы законодательства об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних Галина Фёдоровна Григорьева Начальник отдела МО и по ДМ РК.
О работе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по реализации программ поддержки детей в регионах Российской Федерации Любимова.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Основные задачи деятельности МБОУ «Детский дом 5» в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
Министр социальной политики Свердловской области А.В. Злоказов Екатеринбург Формирование системы раннего выявления детского и семейного неблагополучия.
«О мерах по реализации государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Эрмиш.
Организация выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи в связи с жестоким обращением, нарушением их прав и законных интересов,
«Пока не будет должной заботы о детях, не разрешится ни одна из насущных проблем, над которыми бьется человечество» Детский фонд ООН.
Усыновление (или удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей и допускается в отношении несовершеннолетних.
Транксрипт:

Роль Уполномоченного по правам ребенка в реализации права ребенка жить и воспитываться в семье Алексеева Т.Н. советник Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве ;

Роль Уполномоченного по правам ребенка в реализации права ребенка жить и воспитываться в семье С 1998 г. в регионах РФ реализуется проект по учреждению института уполномоченного по правам ребенка С 1998 г. в регионах РФ реализуется проект по учреждению института уполномоченного по правам ребенка Первые уполномоченные по правам ребенка в регионах Российской Федерации начинали свою работу в отсутствие отечественного опыта системной, комплексной деятельности по защите прав детей. Первые уполномоченные по правам ребенка в регионах Российской Федерации начинали свою работу в отсутствие отечественного опыта системной, комплексной деятельности по защите прав детей.

Основными направлениями работы Уполномоченных по правам ребенка являются: защита прав конкретного ребенка, помощь в восстановлении его нарушенных прав; защита прав конкретного ребенка, помощь в восстановлении его нарушенных прав; проведение независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами; проведение независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами; экспертиза правовых актов, участие в законотворческом процессе, внесение предложений в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей; экспертиза правовых актов, участие в законотворческом процессе, внесение предложений в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей; правовое просвещение детей, их родителей, специалистов. правовое просвещение детей, их родителей, специалистов. приоритетным направлением деятельности УПР является защита прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. приоритетным направлением деятельности УПР является защита прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Общепризнанные стандарты политики деинституциализации Состоят из 5 задач: Эффективность профилактики детского и семейного неблагополучия Эффективность профилактики детского и семейного неблагополучия Максимальная передача детей-сирот на семейные формы устройства Максимальная передача детей-сирот на семейные формы устройства Улучшение качества жизни детей в учреждениях Улучшение качества жизни детей в учреждениях Перепрофилирование сиротских учреждений Перепрофилирование сиротских учреждений Поддержка выпускников детских домов Поддержка выпускников детских домов

1-я задача - эффективность профилактики детского и семейного неблагополучия 1-я задача - эффективность профилактики детского и семейного неблагополучия Благодаря характеру своей деятельности, именно уполномоченные по правам ребенка располагают значительными моральными правами и возможностями по привлечению уже на ранних стадиях детского неблагополучия широкого круга заинтересованных специалистов, социально активных граждан и институтов гражданского общества к партнерским действиям по налаживанию широкого, активного сотрудничества с семьей и ребенком Благодаря характеру своей деятельности, именно уполномоченные по правам ребенка располагают значительными моральными правами и возможностями по привлечению уже на ранних стадиях детского неблагополучия широкого круга заинтересованных специалистов, социально активных граждан и институтов гражданского общества к партнерским действиям по налаживанию широкого, активного сотрудничества с семьей и ребенком

Эффективность профилактики детского и семейного неблагополучия Институт УПР обеспечивает возможность облегченной процедуры самостоятельного обращения ребенка за помощью; Эта процедура осуществляется без посредничества взрослых, либо предварительного подтверждения судебными инстанциями фактов нарушения его прав; Институт УПР обеспечивает возможность облегченной процедуры самостоятельного обращения ребенка за помощью; Эта процедура осуществляется без посредничества взрослых, либо предварительного подтверждения судебными инстанциями фактов нарушения его прав; Характер деятельности института УПР обеспечивает: Характер деятельности института УПР обеспечивает: - оперативность реагирования на ставшие известными нарушения прав ребенка; - оперативность реагирования на ставшие известными нарушения прав ребенка; - защиту прав ребенка не только во взаимоотношениях с семейным окружением, но и со всеми социальными институтами и организациями; УПР содействует уменьшению ведомственной разобщенности в вопросе раннего выявления неблагополучных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - защиту прав ребенка не только во взаимоотношениях с семейным окружением, но и со всеми социальными институтами и организациями; УПР содействует уменьшению ведомственной разобщенности в вопросе раннего выявления неблагополучных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - личное участие уполномоченного в решении проблем. - личное участие уполномоченного в решении проблем.

Эффективность профилактики детского и семейного неблагополучия В целом, институт уполномоченного по правам ребенка может стать одним из главных инициаторов формирования в регионах и в целом по стране комплексной системы профилактической, экстренной и реабилитационной деятельности, направленной на обеспечение социально- правового сопровождения и социально- технологического насыщения работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и их семьями. В целом, институт уполномоченного по правам ребенка может стать одним из главных инициаторов формирования в регионах и в целом по стране комплексной системы профилактической, экстренной и реабилитационной деятельности, направленной на обеспечение социально- правового сопровождения и социально- технологического насыщения работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и их семьями.

2-я задача - максимальная передача детей-сирот на семейные формы устройства Уполномоченные по правам ребенка проводят экспертизы правовых актов, участвуют в законотворческом процессе, вносят предложения в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченные по правам ребенка проводят экспертизы правовых актов, участвуют в законотворческом процессе, вносят предложения в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей. УПР способствуют формированию общественного мнения о приоритетности права детей жить и воспитываться в семье; УПР способствуют формированию общественного мнения о приоритетности права детей жить и воспитываться в семье; Региональные УПР развернули масштабную просветительскую работу в области реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться семье; Региональные УПР развернули масштабную просветительскую работу в области реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться семье;

Максимальная передача детей-сирот на семейные формы устройства Эффективность работы уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации обусловлена тем, что в соответствии со смыслом института уполномоченного, он лично участвует в содействии восстановлению прав, как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка. Эффективность работы уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации обусловлена тем, что в соответствии со смыслом института уполномоченного, он лично участвует в содействии восстановлению прав, как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка.

Максимальная передача детей-сирот на семейные формы устройства УПР рассматривают множество конкретных ситуаций нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и содействуют их благополучному и справедливому разрешению в рамках действующего законодательства; УПР рассматривают множество конкретных ситуаций нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и содействуют их благополучному и справедливому разрешению в рамках действующего законодательства; УПР принимают участие в подготовке и принятии законов и социальных программ в поддержку как всего детского населения, так и отдельных категорий детей, нуждающихся в социально-правовой помощи. УПР принимают участие в подготовке и принятии законов и социальных программ в поддержку как всего детского населения, так и отдельных категорий детей, нуждающихся в социально-правовой помощи. УПР отмечают в своих докладах, что все еще не налажено взаимодействие и обмен информацией о детях, переданных на воспитание в семьи, между ведомствами. УПР отмечают в своих докладах, что все еще не налажено взаимодействие и обмен информацией о детях, переданных на воспитание в семьи, между ведомствами.

3-я задача - улучшение качества жизни детей в учреждениях Комитет по правам ребенка ООН в Заключительных замечаниях к третьему периодическому докладу Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка выражает обеспокоенность в связи с неадекватностью периодической оценки положения детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские учреждения. Отмечается, что в данных детских учреждениях по- прежнему нет механизмов независимой инспекции, организованной в сотрудничестве с гражданским обществом. Комитет по правам ребенка ООН в Заключительных замечаниях к третьему периодическому докладу Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка выражает обеспокоенность в связи с неадекватностью периодической оценки положения детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские учреждения. Отмечается, что в данных детских учреждениях по- прежнему нет механизмов независимой инспекции, организованной в сотрудничестве с гражданским обществом.

3-я задача - улучшение качества жизни детей в учреждениях УПР, в рамках своей компетенции проводят независимые проверки условий жизни детей, содержащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. УПР, в рамках своей компетенции проводят независимые проверки условий жизни детей, содержащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатом проверок УПР в регионах, выявляют факты о том, что достаточно часто: в личных делах отсутствуют данные о регистрации родителей и детей по месту жительства, документы о смерти родителей, их осуждении, нахождении на лечении, в розыске, сведения о наличии у ребенка жилья, собственности, не оформление пенсии, не взыскание алиментов на содержание детей. По результатом проверок УПР в регионах, выявляют факты о том, что достаточно часто: в личных делах отсутствуют данные о регистрации родителей и детей по месту жительства, документы о смерти родителей, их осуждении, нахождении на лечении, в розыске, сведения о наличии у ребенка жилья, собственности, не оформление пенсии, не взыскание алиментов на содержание детей. Выявляются случаи по не проведению работы по оформлению паспортов детям, по достижении ими 14 лет, отсутствию паспортов у детей, достигших 14 лет. Выявляются случаи по не проведению работы по оформлению паспортов детям, по достижении ими 14 лет, отсутствию паспортов у детей, достигших 14 лет.

Улучшение качества жизни детей в учреждениях В ходе проверок УПР в домах ребенка устанавливаются многочисленные факты несвоевременного перевода детей старше четырех лет в учреждения образования и социальной защиты населения; В ходе проверок УПР в домах ребенка устанавливаются многочисленные факты несвоевременного перевода детей старше четырех лет в учреждения образования и социальной защиты населения; УПР выявляют факты насилия и жестокого обращения с детьми в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, принимая меры по защите прав ребенка; УПР выявляют факты насилия и жестокого обращения с детьми в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, принимая меры по защите прав ребенка; УПР способствует обеспечению легкого доступа к механизмам защиты своих прав самими детьми; УПР способствует обеспечению легкого доступа к механизмам защиты своих прав самими детьми; Институт УПР – это тот механизм, через который ребенок, в том числе тот, что находится в учреждении, может подавать жалобы на нарушение своих прав. Институт УПР – это тот механизм, через который ребенок, в том числе тот, что находится в учреждении, может подавать жалобы на нарушение своих прав.

4-я задача - перепрофилирование сиротских учреждений УПР обращают внимание на : необходимость разработки и продвижения в РФ политики деинституциализации, постановки общей цели, задач, определения перечня мероприятий, направленных на достижение намеченных целей и задач. необходимость разработки и продвижения в РФ политики деинституциализации, постановки общей цели, задач, определения перечня мероприятий, направленных на достижение намеченных целей и задач. необходимость определения показателей (индикаторов) для объективного измерения успешности реализации программы Правительства РФ по деинституциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. необходимость определения показателей (индикаторов) для объективного измерения успешности реализации программы Правительства РФ по деинституциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. важность осуществления единого для всей страны нормативного регулирования процессов деинституциализации. важность осуществления единого для всей страны нормативного регулирования процессов деинституциализации.

Перепрофилирование сиротских учреждений УПР отмечают важность того, что учреждение для детей-сирот не должно быть закрыто, а должно начать выполнять новую для себя функцию по защите прав детей, переданных в замещающие семьи. УПР отмечают важность того, что учреждение для детей-сирот не должно быть закрыто, а должно начать выполнять новую для себя функцию по защите прав детей, переданных в замещающие семьи. УПР одной считают что одной из функций «новых» учреждений должна быть функция по координации межведомственной помощи, предоставляемой замещаемой семье и ребенку. УПР одной считают что одной из функций «новых» учреждений должна быть функция по координации межведомственной помощи, предоставляемой замещаемой семье и ребенку.

5-я задача - поддержка выпускников детских домов УПР в регионах РФ, держат на особом контроле вопросы жизнеустройства бывших воспитанников детских домов, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования - обеспечение их жильём и трудоустройство. УПР в регионах РФ, держат на особом контроле вопросы жизнеустройства бывших воспитанников детских домов, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования - обеспечение их жильём и трудоустройство. Особое внимание уделяется жилищным вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по окончании пребывания их в коррекционных образовательных учреждениях, стационарных учреждениях социального обслуживания, специализированных учреждениях для несовершеннолетних. Особое внимание уделяется жилищным вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по окончании пребывания их в коррекционных образовательных учреждениях, стационарных учреждениях социального обслуживания, специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

Поддержка выпускников детских домов Принципиальным отличием деятельности уполномоченного по правам ребенка от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый уполномоченный активно осуществляет правовое просвещение, детей, прежде всего детей, будущих выпускников детских сиротских учреждений. Принципиальным отличием деятельности уполномоченного по правам ребенка от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый уполномоченный активно осуществляет правовое просвещение, детей, прежде всего детей, будущих выпускников детских сиротских учреждений. УПР налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения. УПР налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения. УПР информирует детей –сирот в учреждениях и выпускников детских домов, о механизмах обращения за помощью в конкретных обстоятельствах. УПР информирует детей –сирот в учреждениях и выпускников детских домов, о механизмах обращения за помощью в конкретных обстоятельствах.

Уникальность института Уполномоченного по правам ребенка УПР имеет возможность получения информации непосредственно от самих детей и предоставления им необходимой помощи и защиты. УПР имеет возможность получения информации непосредственно от самих детей и предоставления им необходимой помощи и защиты. - В регионах наработаны процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к уполномоченному самого ребенка.

Акценты на международных механизмах и программах зашиты прав и законных интересов детей Конвенция о правах ребенка (в 2009 году – 20 – летие принятия). Замечания общего порядка к Конвенции о правах ребенка (10 Замечаний). Конвенция о правах ребенка (в 2009 году – 20 – летие принятия). Замечания общего порядка к Конвенции о правах ребенка (10 Замечаний). Заключительные замечания к периодическим докладам РФ о выполнении Конвенции о правах ребенка. Заключительные замечания к периодическим докладам РФ о выполнении Конвенции о правах ребенка. Декларация тысячелетия ООН (8 сентября 2000 г.). Декларация тысячелетия ООН (8 сентября 2000 г.). Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (Спец. Сессия ООН, 10 мая 2002 г.). Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (Спец. Сессия ООН, 10 мая 2002 г.). Программа ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям» - Программа ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям» -

Новости Комитета по правам ребенка Комитет по правам ребенка ООН приступил к разработке Руководящих принципов по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей; Комитет по правам ребенка ООН приступил к разработке Руководящих принципов по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей; Комитет по правам ребенка планирует принятие Комитет по правам ребенка планирует принятие - Замечаний общего порядка 11 «Права и участие» - Замечаний общего порядка 11 «Права и участие» - Замечаний общего порядка «Права детей, принадлежащих к меньшинствам». - Планируются к принятию Замечания общего порядка по Ст. 19 Конвенции о правах ребенка «Защита от злоупотреблений и небрежного обращения». Комитет приветствует проведение дискуссий в государствах-участниках Конвенции по разработке механизма подачи персональных жалоб детьми. Комитет приветствует проведение дискуссий в государствах-участниках Конвенции по разработке механизма подачи персональных жалоб детьми.

На федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

К 20-летию Конвенции о правах ребенка Предлагаем каждому региону создать «Книгу детских прав», в которой каждый ребенок, находящийся в учреждении, сможет высказать свое мнение, рассказать о своей мечте, передать свою просьбу. Эта книга должна быть передана в подарок губернатору региона. Предлагаем каждому региону создать «Книгу детских прав», в которой каждый ребенок, находящийся в учреждении, сможет высказать свое мнение, рассказать о своей мечте, передать свою просьбу. Эта книга должна быть передана в подарок губернатору региона. Мы должны услышать голоса тех детей, которые так редко слышны…. Мы должны услышать голоса тех детей, которые так редко слышны….

«Все дети должны иметь одинаковый доступ к правам человека, ребенок должен стать более заметным для мира взрослых» «Все дети должны иметь одинаковый доступ к правам человека, ребенок должен стать более заметным для мира взрослых» Янгхи Ли председатель Комитета ООН по правам ребенка Янгхи Ли председатель Комитета ООН по правам ребенка