Программа поддержки и развития чтения в школе. Искусство чтения никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа поддержки и развития чтения в школе. Искусство чтения никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало.
Advertisements

Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна Основы информационной культуры учащихся.
Развитие интереса к английскому языку через раннее обучение.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
Общешкольный экспериментальный проект «ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА»
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
Формирование информационной культуры личности через развитие у учащихся умения учиться, т.е. продуктивно осуществлять познавательную деятельность и успешно.
НАПРАВЛЕНИЕ (проекты классных руководителей) НОМИНАЦИЯ (Партнерство семьи и школы) НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА «Растим читателя» Классный руководитель: Чиркова.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕРЕБРЯНЫЕ НОТКИ» Ольга Леонидовна Петухова, учитель музыки.
Информационная культура как способ вхождения в информационное общество.
СЕМИНАР «Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе» Лотова Т.П. Зав. кафедрой НШ МОУ гимназии 23.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Актуальность проблемы: На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

Программа поддержки и развития чтения в школе

Искусство чтения никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью… Ф.М.Достоевский Повысить качество восприятия классики – повысить нравственное здоровье людей. Д.Лихачёв Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К.Ушинский

Почему дети не читают и не хотят читать? Почему они читают плохо? Почему читают только то, что необходимо и к тому же непродуктивно? Как приохотить их к чтению? Как научить читать эффективно? Как сделать чтение радостным и любимым занятием? Как изменить круг чтения художественной литературы, уменьшив «чтиво» в пользу классической литературы?

Программа нацелена на совместную деятельность библиотекаря, учителя, ребенка, родителя по приобщению к чтению лучших образцов художественной и научно – познавательной литературы и реализуемой в начальной школе

Автор программы: Творческая группа учителей «Культура чтения». Руководитель Захарова Надежда Борисовна, библиотекарь 1 категории Сроки реализации программы: Подготовительный этап: годы Практический этап: годы - Апробация и корректировка программы Аналитико-обобщающий этап: годы - Обобщение полученных результатов. Приведение программы в окончательный вид

Программа «Чтение в радость» Цель : Задачи : Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды Продвижение лучших образцов литературы в широкие слои читателей Формирование представлений о ценности и значимости чтения Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотеки Вовлечение в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих детей. Повышение культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей, педагогов школы.

Направления деятельности по программе Читательское развитие школьников Формирование информационной грамотности как основы читательского развития Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей Расширение «зоны читательского общения» Развивающие уроки чтения в начальной школе «Сказка по четвергам» Программа поддержки и развития чтения в школе «Чтение в радость» Уроки информационной грамотности Участие школьников в городских школьных конкурсах по чтению. Работа литературной гостиной. Культура чтения в семье Программа летних чтений «100 любимых книг»

Формы и методы работы Занятия по развитию творческого, вдумчивого чтения Чтение в кругу друзей Творческие проекты и презентации Читательское Портфолио Родительские собрания и лектории по проблемам чтения Участие в городских и региональных конкурсах

Повышение культурной компетентности Повышение читательской компетентности Изменение отношения к чтению Рост читательской активности Развитие мотивации к чтению Воспитание уважения к книге

Составляющие понятия «Общая культура человека» Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. (Н.И.Гендина) Информационная грамотность – умение формулировать информационные потребности. Запрашивать, искать. Отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она не была представлена. Компьютерная грамотность – знания, умения, навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. (Н.И.Гендина) Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющий собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, системность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приёмы чтения, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати. (Н.И.Гендина)

Составляющие понятия «Читательского развития» Читательское развитие – это и психическое, и языковое, и культурологическое развитие на основе механизмов речевой деятельности. Читательское развитие происходит в трех сферах: Читательское сознание познаёт, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя собственное читательское «Я» Читательская деятельность – психологическая суть ее состоит в ценностно-ориентированном, познавательно- коммуникативном и эмоционально-эстетическом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного мира, описанного в печатном или рукописном тексте. Читательское общение – это процесс возникновения, установления, развития контактов между читателями. В ходе взаимодействия у читателей проявляются и формируются ценностные, креативные, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, эстетические и регулятивно-волевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому жизнедеятельному факту.

Школьная неделя чтения Открытый урок чтения Неделя чтения «Театр книги» «Сезон читательских открытий» Школьная неделя детской книги «Сказочное путешествие вокруг света» «Мы в гости к Пушкину спешим..» Развивающие уроки чтения в начальной школе «Сказка по четвергам» Программа летних чтений «Сто любимых книг»

Цели и задачи программы Воспитание потребностей в чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний Воспитание эмоционально-образного восприятия содержания произведений фольклора, стихов, литературных сказок Воспитание культуры чтения; развитие интереса к чтению, к художественной литературе, к книге; формирование у детей представлений о жанрах литературы Развитие фантазии, речи Создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения Формирование опыта социальных навыков поведения средствами литературных произведений

Основные направления программы Чтение, нацеленное на приобщение к книге Чтение художественной литературы разных жанров: фольклора, сказок, литературных сказок Формирование литературного вкуса Формирование читательских интересов Формирование через книгу и чтение отношение к себе и миру вокруг

Информационно-поисковые системы библиотеки Информационно- справочные издания Презентация результатов учебной деятельности Оформление титульного листа, оглавления и списка литературы

1 этап: Диагностика и определение основ читательского развития личности в дошкольный период и на начальной ступени образования 2 этап: Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, через повышение читательской активности на начальной ступени образования

Портфолио читательского развития «Я- читатель» Родительское собрание «От качества чтения к качеству образования» Рекомендательный список «Книга в семейном круге. Подсказки для родителей»

Расширение «зоны читательского общения» Проект «Мы все из Бюллербю», принявший участие во Всероссийском конкурсе «Астрид Линдгрен и права ребёнка» Участие в школьной и городской научно-практической конференции младших школьников с проектом «Астрид, сказки и мы. Читая сказки, мы узнаём мир» – 1 место. Разработаны положения по проведению Школьной недели чтения и Недели детской книги, которые стали в нашей школе традиционными Рождественские встречи с Каменскими поэтами Городской конкурс «Читай. Мечтай. Взрослей» 2009 г. -1,2,3 место Городской конкурс «Маленькие политики» 2009 г. - 2 место

Мониторинг читательского развития Диагностический этап Уровень начитанности Люби- мый писа-тель Люби- мая книга Люби- мый журнал Литера- турный жанр Посеща емость библио- тек Причи-ны нежела- ния читать Как привлечь к чтению 1 класс 4 класс 1 класс 4 класс Обязательный курс Свободное чтение

Диагностический этап Техника чтения Мониторинг читательского развития Скорость чтения Правиль- ность Осознан- ность Выразитель ность 1 класс 4 класс Основные параметры

Мониторинг читательского развития Проектирование и реализация Развитие интереса к книге и чтению Класс Книги Отсутствие интереса Внешняя заинтересо- ванность Рассматрива нияеиллюстра ций Погружение в книгу Критическоеп оценивание Уровень заинтересованности

Мониторинг читательского развития Проектирование и реализация Уровень интереса к книгам определённой группы Книги информационно- справочной группы Книги эмоционально- нравственной группы 2 класс 3 класс 4 класс

Мониторинг читательского развития Проектирование и реализация Определение причин трудностей Трудности в учебе Методика для определения причины Причины трудностей: недостаточное развитие Развивающие упражнения, рекомендации Отсутствие желания читать Низкая скорость чтения Читает невыразительно

Проектирование и реализация Определение причин трудностей Трудности в учебе Методика для определения причины Причины трудностей: недостаточное развитие Развивающие упражнения, рекомендации Отсутствие желания читать Наблюдение Определение способа чтения Индивидуальные особенности, определение темпа деятельности Отсутствие мотиваций Техники чтения Работоспособ- ности Развитие желания читать Упражнения по расширению поля зрения, внимания, памяти Учет индивидуальных способностей детей, рекомендации для таких детей

Оценка перспектив проведение целенаправленной и систематической работы по активизации различных видов читательской деятельности на уроках литературного и внеклассного чтения на основе деятельностного подхода; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей, с использованием различных форм и методов внеурочной работы, межпредметных связей и дифференцированных творческих заданий сформированность у руководителей детского чтения (учителей, классных руководителей, воспитателей, библиотекарей) умений и навыков организации творческой читательской деятельности детей на уроках, во внеурочной и внеклассной работе с учетом их возрастных и читательских интересов проведение целенаправленной психолого-педагогической работы для решения проблемы совместной деятельности в условиях семьи по активизации читательского потенциала детей.