Доклад «О взаимодействии образовательных учреждений и библиотек в развитии исторического просвещения детей и юношества» Докладчик: Грошикова Т.Н., ведущий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система патриотического воспитания в МСКОУ СКОШ 5 VIII вида.
Advertisements

Новой России- достойное поколение гражданско- патриотическое воспитание МОУ «Воздвиженская СОШ» ДООЛ «Солнышко»
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна.
« Реализация личностно - ориентированного подхода в процессе внедрения в практику работы школы элементов народной педагогики ».
ПРОГРАММА мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне гг. «Памяти павших будем достойны» « Всякая благородная личность глубоко.
Название номинации: «2012 год – Год российской истории»
Реализация долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Алтайского края»
Патриотическое воспитание в профессиональных образовательных организациях: трансформация опыта Скобелева Татьяна Михайловна, старший научный сотрудник.
МОУ «СОШ 19 г. Чебоксары» была построена в 1973 г. Количество обучающихся было Педагогических работников -77. В учебном году в школе 619.
СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь.
ПЛАН мероприятий по подготовке и проведению мероприятий, проводимых в Кировской области в 2015 году в рамках Года литературы ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Возрождение патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского.
девиз музея: « Как Вы считаете, важно ли сохранение и распространение культурного исторического наследия своего посёлка, района»?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» г.Бологое, Тверской области Сладкова Н.А Иванова Т.В. ПРОГРАММА.
Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию как одна из форм гуманистического образования по формированию надпредметных компетенций учащихся.
Творческий проект «Мы помним – мы гордимся» для детей старшего дошкольного возраста Выполнила: воспитатель МКДОУ 6 г.Аши Симонова И.Б. Аша, 2015.
Я - гражданин. Я – патриот. Программа для учащихся начальных классов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 1 г.Зернограда Областная экспериментальная площадка по внедрению ИКТ в образователььый процесс (
Краеведческий кружок как средство развития социально-активной и творческой личности.
АВТОРЫ ПРОЕКТА : ЕРЕМИНА О. С. КУЗИНА Г. А. ОСТАНКО Л. П.
Транксрипт:

Доклад «О взаимодействии образовательных учреждений и библиотек в развитии исторического просвещения детей и юношества» Докладчик: Грошикова Т.Н., ведущий специалист отдела специального, дополнительного образования и воспитания

Министерство образования Республики Карелия рассматривает историческое просвещение и патриотическое воспитание обучающихся как одну из главных стратегических задач образования.

Правовые документы Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», -Региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия» на годы Республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Карелия в года».

В Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года 1532-ЗРК, формирование чувства патриотизма и духовного единства на основе общности исторических судеб народов вошло в перечень приоритетных направлений развития Республики Карелия.

«Духовное преображение Русского Севера» «Республика Карелия находится в центре уникального пространства, объединяющего историческую, духовную и культурную традицию Русского Севера, своеобразного символа Единства и Обновления России на основе Традиции. Этот символ являет собой ответ России на вызовы нашего времени и глобального мира» Глава Республики Карелия Нелидов Андрей Витальевич

Основные ожидаемые результаты: освоение духовно-нравственных ценностей и нравственных качеств, постижение истории Отечества, его культуры и науки, понимание значимости традиционного народного уклада и творчества, уважение к достижениям старших поколений и государственной символике, активная гражданская позиция.

Приоритетные направления: обеспечение на основе программного подхода в управлении процессами патриотического воспитания целевого использования имеющихся ресурсов (кадровых, научных, материально- технических, финансовых), привлечение дополнительных источников и их концентрация на проведение наиболее значимых мероприятий;

Приоритетные направления: обеспечение сетевого взаимодействия образовательных учреждений внутри системы образования, а также организация совместной деятельности с библиотеками, учреждениями культуры и молодежной политики, ветеранскими и молодежными общественными организациями; изучение, обобщение и внедрение в повседневную практику педагогической деятельности современного содержания, форм и методов патриотического воспитания обучающихся, в том числе на основе использования информационных технологий.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Это сложная система социально- педагогической деятельности связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной не только любить свою Родину, но и защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа.

Направления работы библиотек ОУ: Военно-патриотическое воспитание Воспитание бережного отношения к историческому наследию Воспитание граждан правового демократического государства, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Сферы деятельности библиотек ОУ изучение и формирование информационных потребностей определенных категорий пользователей; формирование и использование фондов (исторической, художественной, краеведческой и др.) литературы в помощь историческому просвещению и патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

Сферы деятельности библиотек ОУ координация деятельности библиотек образовательных учреждений с другими учреждениями и организациями (музеями, общественными организациями, муниципальными библиотеками и т.д.), заинтересованными в развитии исторического просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения; развитие краеведения как составной части историко-патриотического воспитания.

Роль исторического краеведения Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.

Библиотеки общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Карелия сегодня являются информационными центрами содействия реализации государственной и региональной политики, сохранения и приумножения краеведческого наследия, повышения культурного уровня населения, центрами приобщения его к лучшим образцам русской и мировой художественной литературы.

ГУ «Национальная библиотека Республики Карелия» реализован совместно с ЦИК РК проект «Будущему избирателю».

Регулярно организуются мероприятия, связанные с российскими юбилейными и памятными датами, в т.ч. Выставка и ее открытие-презентация «Калевала – источник вдохновения», презентация «Эпос «Калевала» в музыке, литературе и искусстве».

Деятельность ГУ «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» по воспитанию патриотизма, любви к Родине у обучающихся общеобразовательных учреждений реализуется по следующим направлениям: Популяризация литературы по истории России и Карелии, организация мероприятий к Дням воинской славы России. Распространение знаний о государственной символике России и Республики Карелия.

Мероприятия «Детско-юношеской библиотеки» «Я живу в России» «Музей – хранитель памяти» «Без армии нет Родины» Авторская программа «Я – Гражданин России» Выставки по различным темам

В целях распространения исторических знаний библиотеками образовательных учреждений Республики Карелия в 2011 году проводились следующие мероприятия: 1. более 300 тематических книжных выставок в рамках исторического просвещения и патриотического воспитания по различным темам

2. Праздники, литературно- музыкальные вечера литературная композиция «Победный май», литературно-музыкальный вечер, посвященный женщинам-летчицам ВОВ; праздник «Мы родом не из детства – из войны»; вечер, посвященный 95-летию Константина Симонова «Остаюсь военным поэтом»; литературно-музыкальная композиция «Война 1812 года»; праздник «Дней Александровых – прекрасное начало», в честь празднования 200 – летия открытия Императорского Царскосельского лицея (19 октября 2011 года);

3.Тематические библиотечные часы, беседы посвящённые великим полководцам и дням воинской славы России; Дню славянской культуры и письменности; празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне; памятным датам, связанным с Великой Отечественной Войной; Дню защитника Отечества; Юбилейным датам городов и районов Республики Карелия.

4. Викторины, интеллектуальные марафоны, КВН по истории «История малой Родины» «Край, в котором мы живем» «Великая Отечественная война в Карелии» викторина «Наш край в годы Великой Отечественной войны» Шоу – викторина «Здесь родины моей начало» Историческая игра «О подвиге, о доблести, о славе» (по истории российской Армии) Викторина «Ломоносовский турнир» «Кирилл и Мефодий. Откуда пошла письменность?» «Города-герои и города воинской славы» Конкурс на лучшее знание государственной символики России

5. Исторические конкурсы Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика» Конкурс чтецов на лучшее прочтение стихотворения «Бородино" (посвящено 200- летию Бородинского сражения) Конкурсы рисунков «Ради жизни на Земле», «С малой родины моей начинается Россия» Выставка-конкурс детского рисунка «Мы помним мир спасённый» Конкурсы чтецов: «Меня поэтом сделала война» (о поэтах-фронтовиках), « С чего начинается Родина», «Мы любим свой край» (стихи о Карелии) Конкурс сочинений "История моей семьи в истории России"

6. краеведческие мероприятия в ОУ Кемского района прошли информационно-познавательные часы «Кемь в годы политических репрессий», уроки памяти «Маленькая Кемь в большой войне», виртуальная экскурсия «Кемь историческая», краеведческая игра «Колесо истории». В ОУ Муезерского района в преддверии юбилея со дня основания Муезерского муниципального района библиотекой был проведен цикл классных часов «О доблестях, о подвигах, о славе…», посвященных людям с интересной судьбой, землякам с богатым трудовым и воинским прошлым и т.д.

7. Конференции посвященные Дню Победы, Конференция «Битва за Москву» совместно с организацией «Содружество» и музеями г.Петрозаводска, Конференция «Зимняя война», Конференция по теме «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» (сочинения о родственниках погибших на войне), читательская конференция «Они сражались за Родину» и т.д.

8. Исследовательские работы издан сборник «Война в судьбах моих родных», в который вошли стихотворения членов литературного клуба «Олимп». Исследовательские работы обучающихся Куркиекской средней общеобразовательной школы Лахденпохского района по темам «История п. Куркиёки», Моя Малая Родина, Моя семья в Великой Отечественной Войне». Исследовательская работы обучающихся образовательных учреждений Прионежского района по следующим темам: «Адмиралы в Отечественной войне 1812 г.», «Солдатские письма», «История села Ладва»

Исследовательский проект «Правнуки Победы» (4 кл.), темы работ: «Знамя Победы», «Мой дедушка – ветеран», «Мой славный город», «Памятные места» (средней общеобразовательной школы 7, г. Сегежа) Проект «Мы будем помнить»: обучающихся 3-7 классов Суоярвской средней общеобразовательной школы. Результатом проекта стало издание сборника творческих работ обучающихся.

9. методические семинары библиотекарей «Школьная библиотека в духовно- нравственном воспитании. Историческое наследие Д.С.Лихачёва», МОУ «Средняя школа 9»; «Историко-патриотическая работа школьной библиотеки», МОУ «Средняя школа 29» «Воспитание читателя – воспитание гражданина», МОУ «СОШ 39» «Память России. Библиотека в помощь воспитанию школьников на основе национально-исторического и культурного наследия», МОУ «СОШ 48».

2012 год – год Российской истории!

Справочно-библиографическая работа Составление рекомендательных указателей и тематических списков литературы по российской истории. Составление индивидуальных и групповых планов чтения для обучающихся, интересующихся историей своей страны. Ведение картотеки статей.

Информационная работа проведение обзоров исторической литературы; -подбор документов в помощь проведению общешкольных и классных мероприятий по истории России; -оформление в кабинетах передвижных книжных выставок. -сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся: -подбор исторической литературы в помощь школьной программе (для чтения, написания рефератов, докладов и т. д.) и для самостоятельного чтения; -помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятий по истории России, к региональным и российским олимпиадам и конкурсам по истории; -информирование о важных исторических датах в жизни страны и исторических деятелях путем оформления буклетов и календарей знаменательных дат и событий в российской истории.

Культурно-массовая работа проведение бесед, обзоров, читательских конференций, утренников, викторин, конкурсов, игр, литературно-музыкальных композиций и пр.; организация книжных выставок и стендов, тематических полок, посвященных российской истории выступления библиотекарей на уроках истории и обществознания по различным историческим датам, в форме интеллектуальных игр, уроков памяти; обмен опытом, проводимых внутришкольных мероприятий по исторической тематике.

Заключение Активная деятельность библиотек образовательных учреждений и библиотек Республики Карелия по историческому просвещению и патриотическому воспитанию подрастающего поколения помогает осмыслению читателями минувшего, способствует формированию исторического самосознания - составной части политической культуры современного человека. В свою очередь, историческое самосознание - фундамент, на котором строится патриотизм.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!