СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ Профессиональная деятельность, ее направления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кто такой социальный педагог? Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений.)
Advertisements

Профессиональные функции социального педагога в образовательной системе МОУ СОШ 16 педагогический проект Якимовой Ирины Николаевны.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная.
Работа социального педагога Омарова А.О., МОУ СОШ 83.
МБОУ СНОШ им. В. Г. Павлова Работа социально - психологической службы.
Кунгурский район п.Голдыревский Вологодской Любови Анатольевны Работа социального педагога В МБОУ «Голдыревская средняя общеобразовательная школа»
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Социально-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении.
Социально-педагогическая деятельность и воспитание школьников. «Каждый человек – это книга, надо только суметь прочитать её». «Не для школы, а для жизни.
Кунгурский район п.Голдыревский Вологодской Любови Анатольевны Работа социального педагога В МБОУ «Голдыревская средняя общеобразовательная школа»
Сущность и основные направления деятельности социального педагога.
« Нет плохих детей, есть неприемлемое поведение… »
Муниципальное образовательное учреждение «Центр психолого-медико- социального сопровождения «Поиск»
ТЕМА: Социально-психологическая поддержка детей «группы риска».
Из опыта работы социального педагога ЖИГАРЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ МИХАЙЛОВНЫ МОУ СОШ2.
Функциональные обязанности и основные направления работы социального педагога.
Функционирование Социально-психологической службы в МОУ «Староалейская СОШ 2»
Транксрипт:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ Профессиональная деятельность, ее направления

Кто такой социальный педагог? Социальный работник – единая профессия, представленная многогранным веером разновидностей и специализаций. Было бы ошибочным считать социального педагога одной из разновидностей социального работника, или сводить его функции к деятельности в рамках общеобразовательной школы или какого- либо другого учреждения. Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений.) При этом приоритетной является сфера отношений ребенка в семье и его ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно- соседским окружением, и цель его деятельности – организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Социальный педагог по своему профессиональному предназначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, в их общении и таким образом, оздоровить окружающую социальную микросреду. Социальный педагог всегда отстаивает права своего клиента, выступает в качестве эксперта в постановке «социального диагноза», определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы. В своей работе социальный педагог обязан опираться на различные нормативно-правовые акты и документы: закон «Об образовании», Конвенцию ООН по правам ребенка, методические письма и др.

Деятельность социального педагога трудна. Трудные дети, трудные семьи, трудные времена в конце концов и абсолютно новая для школы деятельность. С чего начать? Как и какие документы разработать? Что станет критерием эффективности работы? Как правильно выстроить отношения со всеми педагогами в школе? Куда идти за помощью: для себя – за нормативно – правовой и методической, для детей чаще за материальной? И как помочь обделенному жизнью и материнской любовью ребенку? Никакая книжка не расскажет, как сделать последнее, это делается сердцем, добрым и умным сердцем настоящего педагога. Никакая книжка не расскажет, как сделать последнее, это делается сердцем, добрым и умным сердцем настоящего педагога.

Профессиональные качества социального педагога Какими же качествами должен обладать социальный педагог, от чего зависит его профессионализм? Социальному педагогу необходимо обладать такими качествами как: - естественность- способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; - Доброжелательность – способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к поддержке; - Эмпатия – умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди, с целью решения проблемы4 - Открытость – умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передавая их собеседнику; - Деликатность – мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми; - Конкретность – умение четко отвечать на поставленный вопрос или излагать собственное суждение.

Роли социального педагога Социальный педагог Общественный деятель адвокат советчик психотерапевт друг посредник помощник эксперт

Цель деятельности социального педагога - - Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); - - Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; - - Защита ребенка в его жизненном пространстве.

Функции :. Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции: 1. Аналитико - диагностическая Коррекционная функция 3. Функция социально-педагогической поддержки и помощи учащимся. 3. Функция социально-педагогической поддержки и помощи учащимся. 4. Право-защитная. 4. Право-защитная. 5. Психотерапевтическая функция. 5. Психотерапевтическая функция. 6. Социально-профилактическая функция 6. Социально-профилактическая функция

Аналитико- диагностическая функция: изучение и оценка социальной микросреды ОУ, ее влияния на учащихся; изучение и оценка социальной микросреды ОУ, ее влияния на учащихся; выявление личностных особенностей учащегося, его «проблемного поля»; выявление личностных особенностей учащегося, его «проблемного поля»; выявление причин неадекватного поведения детей, подростков выявление причин неадекватного поведения детей, подростков Методы: Социометрическое исследование ученических коллективов, Социометрическое исследование ученических коллективов,Социометрическое исследование ученических коллективовСоциометрическое исследование ученических коллективов диагностика «Акцентуация характера», диагностика «Акцентуация характера», рисуночная диагностика. рисуночная диагностика.

Коррекционная функция: противостояние негативному влиянию социальной среды, противостояние негативному влиянию социальной среды, коррекция самооценки школьников, коррекция самооценки школьников, помощь в избавлении от вредных привычек. помощь в избавлении от вредных привычек. Методы: диагностика самооценки учащихся, тренинг «Достижение цели», программа здравосберегательных мотиваций «Дорога к доброму здоровью»

Функция социально- педагогической поддержки и помощи учащимся Оказание помощи учащимся в Оказание помощи учащимся в - саморазвитии, - самопознании, - самоутверждении, - самореализации, - самоорганизации; Установление доверительных отношений. Установление доверительных отношений. Методы: СРИ «Жизненный экзамен», элективный курс «Узнай свои возможности», элективный курс «Узнай свои возможности», тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими», программа «Социальное взросление и здоровье школьников». программа «Социальное взросление и здоровье школьников».

Право-защитная функция: Использование всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов ребенка, Использование всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов ребенка, Взаимодействие с правовыми органами, органами социальной защиты и помощи, Взаимодействие с правовыми органами, органами социальной защиты и помощи, Правовое просвещение детей и их родителей. Правовое просвещение детей и их родителей. Методы: программа совместных мероприятий с ПДН при ОВД, работа с категорией «группы риска», методом социального патронажа

Психотерапевтическая функция: Забота об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников, Забота об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников, Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуациях, снятие депрессивного состояние, агрессии, Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуациях, снятие депрессивного состояние, агрессии, Содействие в создании ситуаций успехов школьников. Содействие в создании ситуаций успехов школьников. Методы: Программа индивидуальных занятий «Удивляюсь, злюсь, радуюсь, боюсь», Программа индивидуальных занятий на формирование психологического здоровья «Тропинка к своему Я», Тренинговое занятие на снятие агрессии.

Социально- профилактическая функция: Организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного поведения детей и подростков, Организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного поведения детей и подростков, Формирование нравственно-правовой устойчивости, Формирование нравственно-правовой устойчивости, Организация системы мер социального оздоровления детей из семей «группы риска» Организация системы мер социального оздоровления детей из семей «группы риска» Методы: профилактика распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа: «Маршрут безопасности», «Шкала риска»; Программа «Первичная профилактика различных видов зависимостей»; Индивидуальная работа с детьми «группы риска»

Социальный паспорт школы Обязательно каждый учебный год обновляется банк данных социального паспорта школы через совместную работу с классными руководителями: -многодетные семьи, -малообеспеченные семьи, -дети-инвалиды, -дети на опеке, -приемные семьи, -патронатные семьи, -семейные воспитательные группы, -семьи «группы риска», -учащиеся, нуждающиеся в оформлении под опеку или попечительство. Данная информация помогает в создании благоприятной среды в школе.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Социальная помощь Профилактика Работа с семьей Работа в социуме Каждое из этих направлений не существует отдельно, а постоянно пересекается друг с другом.

Социальная помощь Решая проблемы малообеспеченных семей, работаем со специалистами отдела по социальной защите. Нередко дети из семей, где доход родителей состоит из временных заработков, по заявлению помещаются в летний лагерь. Родителям рекомендуется найти постоянное место работы. При посещении таких семей составляется акт жилищно – бытовых условий, с содержанием которого знакомят родителей.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможного асоциального поведения подростков. Большое внимание в своей работе социальный педагог должен уделять профилактической деятельности. Это, прежде всего, профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения. Особое внимание здесь нужно уделить учащимся, так называемой «группы риска».

К учащимся «группы риска» относятся дети, пропускающие занятия без уважительных причин, замеченных в бродяжничестве и попрошайничестве. Профилактическая работа ведется через индивидуальные беседы, работу специалистов (психологов, работников милиции и здравоохранения), клубную деятельность, сеть дополнительного образования в школе, тренинги, профильные лагеря. Получив информацию о школьниках, совершивших правонарушения, из ИПДН и КДН социальный педагог ведет работу по разработанному алгоритму. Работа ведется и с семьей несовершеннолетнего правонарушителя.

РАБОТА С СЕМЬЕЙ (опека, патронат, приемная) В настоящее время актуальна проблема определения детей из семей, где существует угроза их жизни, на проживание в другие семьи. Решением стали: - - опека (юридическое оформление о разрешении проживания детей в семье); - - приемная семья (юридическое оформление приемных родителей); - - патронат (временное проживание детей в семье также на основании юридически оформленных документов). Обязательно составляется банк данных таких семей. Два раза в год обязательно проводится контроль проживания детей в семьях. По итогам посещения составляются акты контрольного посещения. В семьях обязательно проверяются условия проживания, контроль расходования денежных средств.

СОТРУДНИЧЕСТВО СПС СПС Отдел образования Лечебные учреждения Администрации сельсоветов РОВД Социально – психологическая служба ОУ района, ДОУ

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Социальный педагог ведет совместную работу со специалистами разных ведомств. Но основная работа ведется с психологом школы и медицинским работником. Отсюда и появление социально – психологической службы в школе.

ЧТО ОЖИДАЕМ? Выполнение всех требований позволяет вести учебно – воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких – либо учеников или группы той или иной оценкой. В совокупности оказываемая подросткам помощь позволяет обеспечить равномерное гармоничное развитие личности школьника, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

АВТОР Социальный педагог Васильева Елена Владимировна