Иванова Ирина Васильевна учитель начальных классов МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» 2012 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ ЯКШУР-БОДЬИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ Информационно- просветительская работа при внедрении курса ОРКСЭ Подготовила зам директора по НМР Веселкова Т.С.
Advertisements

« Основы религиозных культур и светской этики » Цель курса – формирование у младших школьников мотиваций к ОСОЗНАННОМУ НРАВСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ, основанному.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации в 4 классах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»:
Чудина Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ Дмитриевщинской ООШ 2010г. Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ А.Я. Данилюк А.М. Кондаков В.А. Тишков.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи.
Транксрипт:

Иванова Ирина Васильевна учитель начальных классов МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» 2012 год

Цель данной работы: выявить возможности курса «Основы православной культуры», как средства воспитания направленного на формирование духовно-нравственного развития личности.

Задачи работы: изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования; анализ программы с точки зрения сложности излагаемого материала; раскрыть теоретические аспекты проблемы введения данного курса в российские школы; выявить эффективные формы и методы преподавания «Основ православной культуры». диагностика эффективности введения курса «Основы православной культуры» в школе.

Актуальность темы исследования : существует проблема воспитания учащихся в сложных условиях социума: - это дефицит социального оптимизма, - высокий уровень социального неравенства, - возрастающее количество тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, совершенных подростками, - мировое лидерство России по детской проституции, наркомании, бродяжничеству, социальному сиротству; ослабление педагогического потенциала средств массовой информации, книжной продукции для детей.

Объект исследования: Процесс организации изучения курса «Основы православной культуры».

Предмет исследования: Эффективные формы и методы работы на занятиях «Основ православной культуры» в начальной школе.

гипотеза нашего исследования : Целенаправленное применение разнообразных форм и методов проведения занятий «Основ православной культуры» с использованием информационно-коммуникационных ресурсов, современных образовательных технологий, позволяет процесс воспитания сделать более естественным и эффективным. Благодаря этому получить следующие результаты: повысить уровень духовного и нравственного развития школьников; обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию личности ребёнка; повысить познавательный интерес.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; проведение диагностики с целью определения начального уровня знаний по нравственным вопросам учащихся на констатирующем этапе исследования; проведение контрольной диагностики с целью определения изменения уровня знаний учащихся на промежуточном и конечном этапе исследования.

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Плюсская средняя общеобразовательная школа».

Национальный воспитательный идеал В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа.

Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В XVIII в. Россия стала империей воспитательный идеал «человек государственный, слуга царю и Отечеству».

Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. советская эпоха сформировала высокий педагогический идеал воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

Национальный воспитательный идеал в постсоветский период В 90е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

К чему пришли?

Что перед глазами подрастающего поколения? Пример материального преуспеяния людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести. Воздействие массовой и контр-культуры, пропагандирующей культ потребления. Следствие этого: молодежь предстает сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов.

Национальный воспитательный идеал начало 21 века Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

первая глава «Духовно-нравственное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций на занятиях «Основы православной культуры.» вывод о том, что начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире, обращения к народной педагогике: сказки, былины, скороговорки. Это воспитывает уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков.

Вторая глава: анализ программы с точки зрения сложности излагаемого материала; курс «ОПК» предназначен для преподавания в школах с 1-го по 11 класс. рассчитан на 35 часов в течение каждого учебного года. Формы обучения могут быть различными: - предмет в сетке часов; - факультативные занятия; - занятия в рамках дополнительного образования.

Концепция курса: Курс имеет историко- культурологическую концепцию, что предполагает в своей основе материал, раскрывающий историю формирования культуры России. Критерии распределения материала - доступность и степень сложности - формирующие интерес и мотивацию к учению

Программа начальной школы: «Роль религиозной культуры в жизни человека» 1 класс «Мы и наша культура» - формирование начальных и наиболее общих представлений о культуре России 2 класс «Мир вокруг и внутри нас» - знакомство с Евангелием, представление о духовной культуре православного мира

Программа начальной школы : «Роль религиозной культуры в жизни человека» 3 класс «О чем рассказывает икона и Библия» - преемственность Нового и Ветхого Завета 4 класс «Православие – культурообразующая религия России» - показать роль православия в отечественной культуре, его проявления в церковной и светской культуре.

Проблемы : Как заинтересовать и увлечь Непросвещённость родителей о курсе опк Обеспечение каждого ребёнка рабочей тетрадью. Краткое пособие для учителя, не учитывается возраст младшего школьника, отсутствуют методические разработки. Материал в уроках 2 класса имеет энциклопедическую направленность. Необходимо повышать знания по основам преподавания православия.

Эффективные формы и методы преподавания. Использование ИКТ Метод проектов Экскурсии Мастерские

Содержание курса (1 класс) Раздел: «Мы и наша культура» - 30 часов Тема 1. «Красота в нашем мире»-3ч. рукотворная и нерукотворная красота.ppt рукотворная и нерукотворная красота.ppt Мастерская.ppt Мастерская.ppt Тема 2. «Хранилища культуры»-5ч. Хранилища культуры.ppt Хранилища культуры.ppt Тема 3. «Всегда живое»-6ч. Храм.ppt Храм.ppt Игра_Иконостас.ppt Игра_Иконостас.ppt

Тема 4. «Наша Родина»-10ч. Тема 5. «Спаситель»-3ч. Тема 6. «Семья»-3ч.

Содержание курса (2 класс) Тема 1. Духовное в реальном мире 4ч. Тема 2. Земная жизнь Иисуса Христа и православные праздники. 28 ч.

Методические приемы при работе на уроке с интерактивной доской : Словесные: 1) Небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, например: «Как сохранить красивый Божий мир?» рассмотреть с ребятами иллюстрации И. И. Шишкина «Пейзаж с озером».. Затем дети сами рисуют рисунки.

Методические приемы при работе на уроке с интерактивной доской: 2 ) Беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя. После изучения учащимися заповедей Блаженства, им может быть предложена работа в группах. Класс делится на группы, учитель заранее готовит карточки, на которых написаны заповеди. Группам даётся задание: соединить начало заповеди и концовку, «Объясните, почему необходимо соблюдать эти заповеди. Что может случиться с человеком, который будет нарушать их»?

Методические приемы при работе на уроке с интерактивной доской: Нравственный диалог. Например, учитель: «Ребята, вспомните, какие искушения были у Иисуса Христа в пустыне»? Как вы думаете, что было бы если Иисус согласился хоть на одно? Обсуждение проблемы нравственного выбора. Обсуждение примеров из Библии решение проблемных вопросов. Работа в группах. Задание: «Ребята, Иисус Христос, ради людей, добровольно претерпел смерть на кресте. Подумайте, чем вы могли бы пожертвовать ради близких людей (материальными ценностями, временем, потрудиться)».

Наглядные. Используются компьютерные приложения, экранные средства, Интернет-ресурсы. Данные ресурсы содержат доступный, интересный иллюстративный материал Демонстрация иллюстраций.Преображение Господне.pptПреображение Господне.ppt Работа с картами, схемами, таблицами Работа с презентациями.Мир внешний и мир внутренний.pptМир внешний и мир внутренний.ppt Подготовка доклада с использованием Интернет-ресурса. Работа с электронным словарем.

. Практические Данный приём позволяет учащимся познакомиться с учебным материалом, изложенном на диске и выполнение по этому материалу учебных заданий, анализ предложенного материала. «Православный кинозал». Урок проходит с компьютерной поддержкой Урок, интегрированный с информатикой (3- 4 классы) составление кроссвордов,таблиц, учить выполнять проектные работы и т.д.

Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. Пасха Господня (2).ppt Пасха Господня (2).ppt Что станет с народом, если он забудет.ppt

Экскурсии Пословица: ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ

как учащиеся понимают предъявленные им слова: «добро», «Зло», «мудрость», «мужество», «умеренность», «справедливость», «счастье», «дружба», «милосердие», «долг» вина

первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость», «умеренность».

Результаты опроса второклассников «Счастье» все реже связывается с подарками и праздниками и чаще – только с радостным, веселым настроением; «Милосердие» большинство ответивших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «человеком, который всех жалеет». Прослеживается переход от внешних описаний проявления дружбы («это когда два человека ходят вместе») к внутреннему содержанию отношений («когда делятся впечатлениями», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»).

Опытно-экспериментальное доказательство эффективности изучения основ православной культуры по программе А.В. Бородиной с целью духовно нравственного развития учащихся и повышение их культуры понятияОбъяснили не объяснили девочкимальчикидевочкимальчики Кол-во Счастье 6813 Свобода 4752 Мудрость 5634 Мужество 5535 Умеренность 6363 Справедливость 7911 Дружба Добро Зло 6922 Милосердие 3276 Долг 2268 Вина 31140

Таблица 2. Статистика ответов второклассников понятияОбъяснили не объяснили Дмдм Счастье Свобода 5328 Мудрость 5544 Мужество Умеренность 4932 Справедливость Дружба Добро Зло Милосердие Долг 7605 Вина 6516

Заключение Задачи работы выполнены: раскрыты теоретические аспекты и методика преподавания ознакомления с основами православной культуры в начальной школе; изучена соответствующая литература; раскрыта сущность экспериментального исследования. В курсе А.В. Бородиной больше внимания надо оказать разработке методической стороны, учитывать особенности младшего школьного возраста. Россия Родина моя2.ppt

Источники информации: content/uploads/2011/09/deti21-250x250.jpg l.jpg 9-l.jpg mb/6/62/Standard_of_the_President_of_the_Russian _Federation.svg/600px- Standard_of_the_President_of_the_Russian_Federatio n.svg.png mb/6/62/Standard_of_the_President_of_the_Russian _Federation.svg/600px- Standard_of_the_President_of_the_Russian_Federatio n.svg.png

Полезные сайты методическая крпилка детские электронные презентации