Особенности педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся Тимченко Нина Михайловна, зам. директора по НМР учитель истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Advertisements

Научно- исследовательская деятельность учащихся и педагогов Метод проектов как условие развития исследовательских компетенций учащихся в условиях модернизации.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна.
Бачкала Галина Владимировна Методист МОУ ЦИМПО Г. Иркутск.
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
Ванеев Александр, председатель ШНО «Интеграл, обучающийся 10 А класса МБОУ «Гимназия 8» г. Шумерля.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Организация исследовательской деятельности в школе Подготовил учитель математики МАОУ «СОШ 55» Васюта А.Г.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Научное исследование Урок 2 1. Исследовательская деятельность; 2.Проект.
Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Жизнь…система творчества. Каждая наша мысль…является стремлением к созданию новой действительности… Л. С. Выготский.
Транксрипт:

Особенности педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся Тимченко Нина Михайловна, зам. директора по НМР учитель истории

Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает. Леонардо да Винчи

Образовательная система содержание образования ученикучитель

Традиционная школа Черты: преобладание репродуктивной деятельности школьников над продуктивной; детская пассивность. Учитель на уроке все делалсам: сам ставил цель, сам задавал вопросы, сам на них отвечал или ждал от детей «правильного» ответа (того, который он имел в виду).

Модели процесса обучения Предметно-нормативная Авторитарная Личностно ориентированная

Факторы, вызывающие негативное отношение к учению монотонность; стереотипность; шаблонность; зависимость; недостаток актуальности; ограничения самостоятельности; и т.п.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой

Классификации методов по источникам получения знаний: –словесные; –наглядные; –практические. по уровню активности учащихся –пассивные - ученики только слушают и смотрят; –активные, организующие самостоятельную работу учащихся.

Новые подходы в образовании субъекта обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Сравнение традиционного и инновационного подходов Тип Школа памяти Школа развития Лозунг «Делай как я!» «Не навреди!» ПринципПродавливаниеВыращивание Характер отношенийСубъект-объектный Субъект- субъектный Позиция учителя Носитель информации Носитель информации Хранитель норм и традиций Хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества Организатор сотрудничества Консультант Консультант Управляющий Управляющий Позиция ученикаПассивностьАктивность

навыки самостоятельной работы, самоорганизации самоконтроля В соответствии с основными направлениями развития современного образования необходимо больше внимания уделять педагогическим методам и технологиям, развивающим у детей навыки самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Исследования учащихся педагоги-руководители могут стать ключевой формой работы в этом направлении, поэтому так важно, чтобы педагоги-руководители были подготовлены к ней.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Кин Хаббард

История Предпрофильное и профильное обучение. Углубленным изучением отдельных предметов. Научные общества школьников.

Исследования в школе вопросов Исследования учащихся более полувека широко распространены в учреждениях дополнительного образования и в школах. За это время не только накоплен огромный опыт, но и определился круг вопросов, требующих решения. Например, в педагогической практике недостаточно дифференцируются различные виды деятельности: проектной, творческой, учебной и исследовательской, что затрудняет квалифицированную работу руководителей.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной

деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с сс с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая н нн наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Исследовательская деятельность обучающихся

Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является н нн наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и р рр реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая постановку целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является о оо организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование Если в вв в науке главной целью является производство новых знаний, то в вв в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Смысл исследовательской деятельности учащихся В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, термин «исследовательская деятельность учащихся» приобретает иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Типы творческих работ, представляемых на НПК под названием исследовательских: подлинно исследовательскиеподлинно исследовательские – выполнены методологически корректно, авторы самостоятельно собирают экспериментальный материал, анализируют его и излагают выводы о характере исследуемого явления; для этих работ характерны невозможность заранее планировать результат и максимальная открытость процесса; иллюстративно-экспериментальныеиллюстративно-экспериментальные – повторяют с некоторыми модификациями уже описанный и имеющий известный результат научный опыт, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий; проблемно-реферативныепроблемно-реферативные – подготовлены на основе анализа нескольких литературных источников, наиболее интересные могут предлагать собственную трактовку поставленной проблемы и/или авторские гипотезы; натуралистические и описательныенатуралистические и описательные – подразумевают наблюдение и качественное описание какого-либо явления; могут иметь элемент научной новизны, часто отличаются отсутствие корректной методики исследования.

Экологические работы Среди последних широко распространились работы социально-экологической направленности (подразумевающие под термином «экология» общественное движение против антропогенного загрязнения окружающей среды), для которых присуще замещение научного подхода социальным. Это привело к тому, что на конкурсах и конференциях все чаще от участников требуют подтверждения практической значимости и применимости результатов исследования, а также предлагают описать достигнутый эффект (социальный, природоохранный и пр.). Подобная деятельность ставит иные (не менее значимые) цели: социализацию и обретение общественно-значимой практики, но именно поэтому не является исследовательской не является исследовательской.

Задачи исследования Задачи практикумаЗадачи практикума предназначены для иллюстрации какого- либо явления. Например, при изменении одного параметра (температуры) исследуется связанное с этим изменение другого параметра (объема). Полученный результат стабилен и не подлежит анализу. Собственно исследовательские задачиСобственно исследовательские задачи применимы в образовательных учреждениях, поскольку в них исследуемая величина обусловлена рядом несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы предприятия и метеоусловий). В подобных случаях учащиеся вполне способны проанализировать влияние факторов на исследуемую величину. Научные задачиНаучные задачи включают множество факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ подобных задач подразумевает наличие широкого научного кругозора и интуиции, поэтому они неприменимы в образовательном процессе.

Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность ЭтапыДеятельностьРезультат 1Подготовительный работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации. Устный доклад на уроке 2Написание реферата работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами. Представление реферата 3Собственно исследовательский знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования. Публикация или участие в конференции

Главным результатом интеллектуальный продукт исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Хорошую информацию трудно добыть. Сделать с ней что-нибудь – еще труднее. Роберт Асприн

Юные исследователи должны: осознавать важность стадии представления результатов исследовательской работы; научиться выбирать адекватную форму представления собственного исследования; грамотно использовать возможности, предоставляемые различными типами вычислительной техники (компьютерами и периферическим оборудованием).

Руководители исследования должны: объяснить своим ученикам необходимость стадии представления результатов исследовательской работы; наглядно показать особенности различных форм представления работ; обучить основным приемам подготовки презентации различных типов.

ТИПОЛОГИЯ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ вербальные (устные и письменные представления); наглядные; комбинированные.

вербального блока Примеры представлений вербального блока устный доклад, собеседование, написание статьи или реферата, обсуждение темы во время круглого стола и т.п.

Статья формулировка целей 5-10% краткий литературный обзор по теме работы 10-20% описание использованных методов10-20% полученные результаты30-50% объяснение результатов10-20% выводы 5-10% научное публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете

Общая схема реферата введение 10-20% –обоснование выбора темы; –постановка цели; –формулировка гипотезы; основная часть работы 50-70% –оценка современного состояния исследуемой темы (возможно, история вопроса); –обзор литературы, представляющий несколько точек зрения на исследуемую тему, с фактами, толкованием и анализом; –результаты самостоятельной работы; –личное объяснение данных, отражающее позицию автора по теме работы; заключение:20-30% –краткое резюме о проделанной работе; –возможности практического применения полученных данных; –перспективы работы над данной темой. приложения: без ограничения объема –таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. п.; –иллюстрации (рисунки, фотографии); список использованной литературы не менее 10 источников

Составление реферата предполагает: самостоятельный выбор темы исследования; личную постановку исследовательской цели; предложение и формулировку рабочей гипотезы; широкое знакомство с литературой по изучаемому вопросу; углубленное осмысление информации, включающее анализ и сравнение данных, полученных из различных источников; обобщение результатов, соотнесение их с предложенной гипотезой и формулировку выводов; корректное изложение материалов в письменной форме в работе достаточного объема.

Правильное оформление ссылок указание источника в скобках непосредственно после цитаты; присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки внизу страницы; присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки в конце текста.

К наглядному блоку относятся: изготовленные авторами действующие модели, макеты, географические карты, плакаты, альбомы рисунков, фотографии, коллекции и т.п.

комбинированных Примеры комбинированных форм представления результатов исследования буклеты, видеофильмы, стенды (постеры), портфолио комбинированная презентация с использованием компьютеров и периферических устройств к ним (принтеров сканеров, цифровых фото- и кинокамер, мультимедийных проекторов и т.д.)

Уча других – мы учимся сами. Сенека

Спасибо за внимание Желаю творческих успехов!