У ЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО ГЕОГРАФИИ Тропосфера – «фабрика погоды» творческое название: «Каждая погода – благодать!» Автор: Колышкина Елена Владимировна г. Новосибирск, 2010г. М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 179
Д ОВОДЫ, ДО КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК ДОДУМЫВАЕТСЯ САМ, УБЕЖДАЮТ ЕГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ В ГОЛОВУ ДРУГИМ. П АСКАЛЬ Аннотация Проектная деятельность используется как один из методов обучения, побуждающий ученика занять активную, субъективную позицию, самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и ее результаты. В учебном проекте охватывается почти весь раздел « Атмосфера», который изучается в 5-6 классах и углубляется в 7-8 классах. Проект позволяет создать учебно-методический комплект на темы, наименее охваченные в учебниках. Основные теоретические положения, изучаемые в теме «Атмосфера»: состав и строение воздушной оболочки, погода и ее элементы, типы погоды, климат и климатообразующие факторы. Предполагаемые приращения : новое содержание и новый взгляд на тему; новые практические приемы; обобщение знаний, умений и навыков, на получение которых нацелен результат проекта; развитие навыков: общеучебных, поисковых, коммуникативных, социальных и презентационных; воспитание толерантности; расширение кругозора.
А ННОТАЦИЯ В основу метода проектов положена идея направленности учебно- познавательной деятельности учащихся на результат: Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ученика, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Участие в учебном проекте позволит школьникам освоить умение находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию, воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие начала и умственные способности. Решение проблемных вопросов способствует развитию интереса к предмету, а работа в группах создает ситуацию успеха. Участие в исследовательской работе будет способствовать лучшему освоению учебной программы по природоведению и физической географии.
О СНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС : У природы нет плохой погоды? Проблемные вопросы: Атмосферные осадки - это благо или беда? Можно ли предсказывать погоду по народным приметам? Влияет ли погода на самочувствие человека? Почему погода бывает разной? Какая связь существует между элементами погоды? Есть ли у времен года свои приметы? Влияют ли крупные города на погоду и климат? Какие грозные явления природы возникают в атмосфере? Учебные предметы: Природоведение Физическая география Участники проекта: Учащиеся 5 – 8 классов
Н Е МЫСЛЯМ НАДОБНО УЧИТЬ, А МЫСЛИТЬ Э.К АНТ Дидактические цели проекта: Формирование предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы, развитие креативных способностей и мышления). Формирование социальной компетентности (навыков работы в команде). Формирование коммуникативной компетентности (умение кратко и понятно излагать свои мысли, грамотно говорить).
М ЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА : Сформировать у учащихся представления о погоде, ее элементах, причинах, влияющих на изменение погоды. Ознакомить с признаками типов погоды, ее предсказанием. Продолжить формирование навыков наблюдения за погодой, давать описание погоды. Сформировать представления о климате и причинах, влияющих на него. Показать практическое значение знаний о погоде и климате. Приобрести навыки проектной деятельности. Научить представлять результаты работы с использованием ИКТ.
С КАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ, П ОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ, Д АЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, И Я НАУЧУСЬ. Д РЕВНЕКИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ Темы исследований учащихся: Дождь – это тоже хорошая погода. Беспокойная атмосфера. Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима… Портрет осени. Копилка народной мудрости. Живые барометры. Явления погоды и их отражение в народных традициях и фольклоре. Времена года на пришкольном участке. Метеозависимые люди.
П ЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА : 1. Разработка учебного проекта («шесть П»): Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта) 2. Выдача задания: Темы Сроки Критерии оценивания всех работ 3. Работа над проектом: Консультации Сроки сдачи этапа 4. Защита проекта: В форме презентации, т.е краткого публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы
Э ТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
К РИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА :
К РИТЕРИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ )
О ПЫТ – ВОТ УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ ВЕЧНЫЙ И.В.Г ЕТЕ Критерии (продолжение):
М АТЕРИАЛЫ УМП: 1. Описание проекта («визитная карточка»)(«визитная карточка») 2. Методические материалы: План проведения проекта Презентация проекта 3. Дидактические материалы: Тест Географическое домино Кроссворд Географическое лото Головоломка 4. Примеры работ учащихся 5. Критерии оценивания проектаКритерии оценивания проекта 6. Список информационных материаловСписок информационных материалов
П ЛОХОЙ УЧИТЕЛЬ ПРЕПОДНОСИТ ИСТИНУ, ХОРОШИЙ УЧИТ ЕЕ НАХОДИТЬ А.Д ИСТЕРВЕГ Результаты исследований учащихся представлены: в презентациях : «Дождь – это тоже хорошая погода» «Стихийные явления в атмосфере» «У природы нет плохой погоды» «Беспокойная атмосфера» в буклетах : « Дождь – это тоже хорошая погода» «Беспокойная атмосфера» «Дождь - это тоже хорошая погода!» веб – сайт: «О дождях» в фильмах: «Краски осени» «Беспокойная атмосфера» «Золотая осень» «Облака» «Облака»
К ОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ : ФИО : Колышкина Елена Владимировна Должность : учитель географии Место работы : МБОУ СОШ 179 (г. Новосибирск) Квалификационная категория : высшая Контактный телефон : (рабочий)