Результаты социологического исследования общественного мнения относительно промежуточного результата апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анкетирование по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по г.Новосибирску и НСО Министерство образования, науки и инновационной.
Advertisements

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 р. п. Переяславка.
Итоги мониторинга первого этапа апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Калининградской.
О промежуточных результатах апробации курса ОРКиСЭ в 2010 г.
Обеспечение условий по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на территории Еврейской автономной области.
Подведены итоги анкетирования обучаюшихся 5-х классов и их родителей. Цели анкетирования: определить отношение учащихся к изучению курса ОРКСЭ; выделить.
Ладейщикова Галина Владимировна, преподаватель ОРКиСЭ МОУ СОШ 2 Купинского района (с) Купинский район.
ВЕБИНАР «Создание банка эффективных практик курса «Основы религиозных культур и светской этики» Елена Григорьевна Пригодич, руководитель Центра воспитания.
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Результаты выполнения программы регионального эксперимента на тему «Организация изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных.
Январь, 2011 МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры Буйского муниципального района Костромской области О введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской.
Диагностика, контроль. Источник: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" РАБОЧАЯ.
Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» C. Л. Т ЕТЕРИНА, заместитель директора Департамента общего образования.
1 Поручение Президента РФ 2 августа 2009 г. Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010г. в 19 субъектах.
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ШКОЛЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (по итогам социологического опроса, проведенного в ноябре.
Ладейщикова Галина Владимировна, преподаватель ОРКиСЭ МБОУ Лицей 2 Купинского района.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
Основные направления введения ОРКСЭ Стрельская Н.И., проректор по НМР ГОУ ДПО «МОИПКРОиК»
Основы светской этики. Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Транксрипт:

Результаты социологического исследования общественного мнения относительно промежуточного результата апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.В.Мельников гл.специалист отдела мониторинга и статистики ГОУ ТОИУУ

Оценка отношения респондентов к введению в учебный процесс школ нового курса

В чем положительное значение введения курса ОРКиСЭ - Духовное и культурное развитие детей – 66,7% - Расширение кругозора детей – 61,7% - Повышение нравственности детей – 58,4% - Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям – 49,4% - Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России - 47,4% - Формирование уважительного отношения к старшим – 44,8% - Приобщение молодежи к вере – 50% (представители религиозных организаций)

Риски, связанные с введением курса ОРКиСЭ - Дополнительная нагрузка на школьника – 45,6% - Обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности – 22,8% - Формирование формального отношения к религии, вере – 20,9% - Принудительное навязывание веры, религии – 12,8%

Какие мероприятия, связанные с организацией и внедрением учебного курса ОРКиСЭ проводились в школах?

В какой форме должен преподаваться учебный курс ОРКиСЭ? Родители

Учителя В какой форме должен преподаваться учебный курс ОРКиСЭ?

Руководители школ В какой форме должен преподаваться учебный курс ОРКиСЭ?

С какого класса следует преподавать курс ОРКиСЭ?

Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации:

Результаты опроса учеников По мнению учащихся, тексты учебного пособия:

Учащиеся считают, что уроки ОРКиСЭ:

Ответы% Изучение праздников и традиций 62,0 Беседы о хороших и плохих поступках людей 67,8 Беседы о нравственных качествах человека (доброта, ответственность и т.д.) 54,7 Игры и театральные инсценировки19,5 Работа на компьютере 49,2 Знакомство с памятниками культуры (картины, священные книги, здания и т.д.) 24,7 Другое1,4 На вопрос «Что тебе понравилось на уроках ?» получены:

Учащиеся определили причины, по которым им было неинтересно на уроках: не понятно, много незнакомых слов – 22,9 %; на уроках было скучно – 3%; я многое уже знал (а) – 13,2%; не хочу учиться по этому курсу – 1,1%

Слушаем рассказы учителя78,9% Учитель беседует с нами87,6% Смотрим фильмы, слайды65,0% Читаем учебник62,2% Посещаем музеи, святые места15,3% Встречаемся с интересными людьми9,5% Отмечаем праздники, знакомимся с традициями29,8% Учеников просили отметить, как обычно проходят уроки в их классе по курсу ОРКиСЭ?

- о любви к Родине, Отечеству - 77,0% - о родном крае, городе, селе - 48,6% - о великих достижениях нашей страны - 20,3% - о героических подвигах нашего народа - 19,1% - о символах нашей страны (флаге, гербе, гимне, Красной площади) - 38,8% - о духовном мире человека (добре и зле, милосердии и жестокости и т.д.) - 37,5 % - о дружбе народов России - 34,4% - о традициях, обычаях народов России - 37,5% - другое - 0,2% О чем говорилось на первом уроке по курсу и что больше всего запомнилось:

Изученные на уроках темы ты обсуждаешь дома с родителями, бабушками, дедушками?

Результаты анкетирования родителей Анкетирование родителей, показало, что 76% не испытывали трудностей с выбором модуля для обучения ребенка. Для 22,8% респондентов трудности выбора модуля были связаны: - с различным мировоззрением членов семьи – 4,4%; - с настороженностью к новому курсу, недоверием к нововведением – 24,6%; - с недостаточностью информации о содержании модулей курса – 16,5%; - с нежеланием участвовать в апробации курса – 2,2%; - затруднились ответить – 17,6%.

Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса 37,8 Мнение классного руководителя или других педагогов 27,1 Рекомендации родителей школьников 7,9 Пожелание руководства школы 7,8 Разъяснительные беседы представителей религиозных организаций 2,0 Уклад жизни семьи, семейные традиции 40,8 Затрудняюсь ответить8,4 Что повлияло на выбор родителей модуля курса, который изучал их ребенок ?

Оценка родителями пособия «Книга для родителей»

По мнению родителей, их детям:

Система оценивания достижений ребенка по данному курсу должна быть

Результаты анкетирования учителей Восприятие учащимися материала, изложенного в учебных пособиях

«Книга для учителя» полезна в преподавательской деятельности:

Перечень мер, предпринимаемых муниципальными органами управления образованием, для преодоления рисков в ходе апробации учебного курса: контроль за соблюдением светского характера образования -77,3% обеспечение права свободного выбора отдельных модулей курса учащимися и их родителями (законными представителями) – 72,7% обеспечение работы школьных и межшкольных советов при организации выбора курса – 13,6% организация методического сопровождения преподавания курса – 45,4% создание и обеспечение деятельности координационного органа – 13,6% разъяснительная работа в средствах массовой информации – 40,9% другое: - 2% (участие в обсуждении через конференции, курсы, семинары, мониторинг, анкетирование, круглый стол, встречи с детьми). Результаты анкетирования представителей органов исполнительной власти

Категории участников состава рабочих групп в муниципалитетах:

Основные вопросы, обсуждаемые на заседании рабочих групп: - цели и задачи учебного курса ОРКиСЭ - работа с родителями по ведению курса - место курса в «ОРКиСЭ» в учебном плане - контроль за организацией преподавания курса - первые итоги преподавания курса ОРКиСЭ - семинар для школьных библиотекарей: «Об обеспеченности учебной литературой образовательных учреждений по курсу ОРКиСЭ» - степень удовлетворенности и востребованности курса. Результаты анкетирования на муниципальном уровне - анализ выбора модулей школьниками данного предмета.

Оценка респондентов освещения курсов ОРКиСЭ в СМИ:

Представители органов исполнительной власти отметили следующие факторы, вызывающие затруднения в преподавании курса ОРКСЭ: малые сроки подготовки апробации курса – 50,0%; параллельное изучение самостоятельного предмета ОПК – 2%. У остальных респондентов в муниципалитетах затруднений не возникало.

Результаты анкетирования представителей религиозных организаций Большинство (83,3%) респондентов знают, что в их регионе созданы рабочие органы (координационный совет, рабочие группы) по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Принимают участие в деятельности рабочих органов 33,3% анкетируемых. По поводу апробации курса 50% представителей различных религиозных организаций не сотрудничают между собой. Налаживание сотрудничества между представителями различных религиозных организаций по вопросам апробации курса в большинстве муниципальных образованиях невозможно в связи с отсутствием других религиозных организаций.

Для улучшения качества преподавания курса ОРКиСЭ на взгляд представителей религиозных организаций: необходима качественная подготовка преподавательского состава; преподавать должны лица, исповедующие данную религию; должен быть соответствующий уровень образования педагогов (теологическое образование).

Оценка представителей религиозных организаций методических пособий, по следующим критериям (в %): КритерииДоступность для детского восприятия ПоложительноОтрицательно Учебник по модулю (ОПК, ислам, иудеи, буддизм) 50,08,3 Учебник по мировым религиям 16,60,0 Учебник по светской этике 33,38,3

Учебное пособие по основам мировых религиозных культур (в %): КритерииКачество изложения ПоложительноОтрицательно Учебник по модулю (ОПК, ислам, иудеи, буддизм) 41,70,0 Учебник по мировым религиям 25,00,0 Учебник по светской этике 33,38,3

Учебное пособие по основам светской этики (в %): КритерииУровень воспитательного воздействия ПоложительноОтрицательно Учебник по модулю (ОПК, ислам, иудеи, буддизм) 41,68,3 Учебник по мировым религиям 25,00,0 Учебник по светской этике 16,60,0

Оценка представителями религиозных организаций деятельности органов управления образованием (в %): учитывали предложения представителей разных религиозных организаций – 8,3 внимательно относились к мнению представителей религиозных организаций - 41,7 содействовали взаимному уважению людей разного мировоззрения – 58,3 затрудняюсь ответить - 16,7

Готовность представителей религиозных организаций активно участвовать в решении вопросов хода апробации курса:

На вопрос: «Имеют ли, на Ваш взгляд, представители разных религиозных организаций равную возможность высказывать свою точку зрения по вопросам апробации курса» респонденты ответили: да -75% нет – 8,3% затрудняюсь ответить – 16,7% Большинство (83,3%) представителей религиозных организаций для совершенствования курса готовы оказывать консультативную помощь, одна треть из них - принимать участие в обсуждении учебных пособий и методических материалов по курсу. Все анкетированные исповедуют православие.

Проблемы, выявленные в результате анкетирования Тексты учебников не совсем понятны для 19% учащихся Преподаватели (29%) считают, что тексты трудны для восприятия учащихся Часть семей (12%) не принимают участие в обсуждении с ребенком материала, изученного на уроках Выбор родителями модуля был затруднен в 16% недостаточностью информации о курсе Параллельное изучение самостоятельного предмета ОПК в регионе (в классах, где был выбран модуль ОПК у учащихся было в неделю 3 часа ОПК) Интерес в регионе к апробации курса ОРКСЭ проявили только представители Русской Православной Церкви

Положительные аспекты анкетирования Большинство респондентов положительно относятся к ведению в учебный процесс школ нового курса; Уроки ОРК и СЭ очень интересны для 82% учащихся; Учебное пособие «Книга для родителей» признана очень полезной среди 77% опрошенных; По мнению 86 % родителей изучаемый модуль курса очень нравится их детям Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации подтвердили 76 % респондентов Представители религиозных организаций (83%) выразили готовность активно участвовать в решении вопросов хода апробации курса Большинство (83,3%) представителей религиозных организаций для совершенствования курса готовы оказывать консультативную помощь, одна треть из них - принимать участие в обсуждении учебных пособий и методических материалов по курсу.

Спасибо за внимание!