«Введение в медицину» Элективный курс предпрофильной подготовки для девятого класса
Цель курса: формирование у подростков на этапе выбора дальнейшего профильного обучения четкого представления о медицинских специальностях, традиционных и современных требованиях, предъявляемых к медицинским работникам, их профессиональным и личным качествам.
Задачи научить подростков ориентироваться в вопросах медицинских специальностей, найти и правильно оценить информацию, касающуюся медицинского труда, осознанно воспользоваться ею при выборе профессии; помочь школьникам осознать необходимость углубленного изучения предметов естественно- научного профиля; привить навыки научно-исследовательской работы; привить уважительное отношение к истории медицины, традициям общечеловеческой и профессиональной культуры; объяснить важность нравственных черт в портрете медицинского работника, его личные духовные качества, интеллект, профессионализм.
ранняя профориентация; «сначала делать людей, а потом специалистов» (по Н.И. Пирогову); непрерывное обучение и самообразование. Современные принципы медицинского образования или формирования специалиста складываются из цепи:
углубленном предметном обучении естественно-биологическим дисциплинам, создании единого образовательного пространства с организацией научно- исследовательской работы, уважительного отношения к истории медицины, традициям общечеловеческой и профессиональной культуры. Формирование профессионального мировоззрения подростка начинается в средней школе и должно быть основано на:
В результате формируется Способность к принятию самостоятельных решений в профессиональном выборе. умение ориентироваться в вопросах медицинских специальностей, находить и правильно оценивать информацию, касающуюся медицинского труда, осознанно пользоваться ею при выборе профессии. признание важности нравственных черт в портрете медицинского работника, его личных духовных качеств, интеллекта, профессионализма.
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon, deontos – должное, logos – учение) Ещё Гиппократ Косский (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) считал, что врач обязан следить за собой и не говорить ничего лишнего, обязан ухаживать за своей внешностью, быть мягким в обхождении и внушать пациенту уверенность. Настоящий врач не должен думать, богат его пациент или беден, ибо сила, движущая всяким лекарем, – любовь к человеку. Известно много древних деонтологических афоризмов, сохранивших свою актуальность до наших дней. Salus aegroti suprema lex medicorum. Благо больного – высший закон для врачей. Premium noli nocere! Прежде всего, не вреди!
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ Принят З-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949, дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983
АЛЛЕРГОЛОГ - ИММУНОЛОГ Аллергия (от греч. аllos-другой, иной, ergon-действие) – необычно бурная реакция организма на обычные вещества, ежедневно окружающие нас в жизни. Один ученик на уроке валеологии сравнил аллергическую реакцию с ОМОН, который внезапно нападает и бьет всех подряд и своих, и чужих.
АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГ АКУШЕРСТВО – (от французского аccoucher – помогать при родах) вместе с гинекологией составляют единую медицинскую дисциплину. Врач акушер-гинеколог – это женский врач, который помогает пациенткам решить проблемы с беременностью и родами, а также лечит заболевания женских половых органов.
НЕВРОЛОГ Неврология (от греч. neuron-нерв logos-наука) – это медицинская наука о заболеваниях нервной системы (периферической и центральной). Врач невролог занимается диагностикой и лечением заболеваний нервной системы, а так же пограничными, с другими заболеваниями.
ХИРУРГ Chirurgiae effectus inter omnes medicinae partes evidentissimus est. Эффект хирургии среди всех разделов медицины – самый заметный. (Цельс) Хирургия (греч. cheirurgía, от chéir рука и érgon действие, работа) область медицины, изучающая заболевания, которые лечатся оперативным (хирургическим) методом, то есть удалением, иссечением больного органа, перевязкой сосуда и т.д. Н.И.Пирогов производил ампутацию бедра за 3 минуты, мастэктомию (удаление молочной железы) – за 1,5 минуты. Хирург Ларрей в ночь после Бородинского сражения произвел 200 ампутаций (руки он, конечно, между операциями не мыл, это тогда не было принято).
НОУ «Валеология и медицина» Темы – проблематика сохранения физического и психического здоровья Предмет исследования – школьники и дошкольники из школы «Крепыш»
Задачи НОУ Привить детям устойчивый интерес к исследовательской работе Предоставить возможность изучить методики исследовательской и аналитической работы, информационного поиска, статистической обработки данных, оформления результатов и презентации своей работы
В течение 10 лет в школе «Крепыш» реализуется проект «Хронобиологический подход к организации режима образовательной деятельности». В рамках НОУ в ходе детско-взрослой деятельности подросткам даётся возможность: Получить представление о биоритмах природы и человека Получить представление о биоритмах природы и человека О десинхронозе и его повреждающем воздействии на организм О десинхронозе и его повреждающем воздействии на организм Усвоить принципы хронобиологического подхода к организации учебной и внеучебной деятельности Усвоить принципы хронобиологического подхода к организации учебной и внеучебной деятельности
Интерес к теме биоритмов вылился в детские исследовательские проекты, один из которых стал лауреатом XII Всероссийских Чтений им. В.И. Вернадского. Это работа Никиты Фирулева (8«б») на тему: Ритмы интеллектуальной работоспособности и вегетативных функций у школьников лет.
Москва, гимназия на Донской Защита проекта
Пленарное заседание, вручение наград