ГОУ СОШ 111 с углублённым изучением немецкого языка Калининского административного района Учебно-исследовательская деятельность на основе концептов русской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Advertisements

Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Образы пламени в судьбе героев М.Булгакова и Б.Пастернака (по произведениям М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Б.пастернака «Доктор Живаго» героев М.Булгакова.
Научное исследование Урок 2 1. Исследовательская деятельность; 2.Проект.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна.
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Учитель начальных классов МОУ СОШ 11 Чилингарова Светлана Николаевна Учитель.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Развитие творческих способностей учащихся при использовании исследовательской деятельности в условиях надомного обучения. Исследовательская работа Кунаковой.
Организация исследовательской работы на уроках МХК.
« Исследовательская деятельность обучающихся – познать новое, не изученное».
Познавательная потребность – интеллектуально-личностное «ядро» развития одаренности Педагогические чтения Март 2009 МОУ средняя общеобразовательная школа.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Технология исследовательской деятельности в практике обучения слепых и слабовидящих детей по ФГОС второго поколения ГБС(К)ОУ школа-интернат 1 им. К.К.Грота.
Транксрипт:

ГОУ СОШ 111 с углублённым изучением немецкого языка Калининского административного района Учебно-исследовательская деятельность на основе концептов русской культуры (в рамках элективного курса «Образ человека, в Слове явленный…») Учитель: Беляева О.В. Санкт-Петербург, 2009

Главная задача образования на современном этапе – развитие продуктивных технологий.

Основные виды мыследеятельности конструирование проектирование управление исследование (наиболее адекватно соответствует социокультурной миссии образования)

Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Этапы исследования постановка проблемы изучение теории, посвящённой данной проблеме подбор методов исследования и практическое овладение ими сбор собственного материала, его анализ и обобщение собственные выводы

Цель исследования производство новых знаний в общекультурном значении приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. учебное исследование научное исследование

Эволюция функциональных позиций участников в исследовательской деятельности типичная образовательная ситуация: «учитель – ученик» исследовательская деятельность: «коллега – коллега», «наставник – младший товарищ»

Что может служить материалом для исследования? Исследование концептов в рамках элективного курса «Образ человека, в Слове явленный…» - путь к открытиям как в области языковых знаний, так и в художественном тексте.

Модель исследовательской деятельности школьника при изучении концептов что знает язык о концепте (внешний контекст) каким предстаёт концепт в художественной картине мира писателей и поэтов (внутренний контекст) моя интерпретация концепта

Ход работы 1.выбор концепта 2.выбор темы 3.работа с разными видами словарей 4.составление словарного портрета слова 5.работа с художественным текстом 6.оформление работы 7.составление презентации 8.защита

Основные источники моделирования содержания концептов лингвистические словари энциклопедические словари библия мифология, фольклор философская литература современная публицистика русская и зарубежная классика Интернет

Работа с концептами даёт возможность: от расширения знаний о слове идти к расширению знаний о мире; средствами предметов «русский язык» и «литература» помогать усвоению системы нравственных ценностей; воспитывать читательскую культуру, позволяющую постигать эстетику слова; учить ориентироваться в сложной социокультурной ситуации;.

язык культура исследовательская деятельность концепт культурно-языковая личность

Исследовательская работа по литературе «Концепт «пустыня» в русской поэзии 19 – 20 веков» ( на материале лирики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока, И.А.Бродского) Работу выполнила: Ахметшина Айгуль, 11 «Б» класс, ГОУ СОШ 68 Учитель: Беляева Ольга Владимировна Санкт – Петербург, 2008

Обоснование темы В художественном тексте слово может приобретать значения, прямо противоположные тем, что зафиксированы в словарях. Тема работы – концепт «пустыня» в представлении русского языка и культуры. Речь пойдёт о переживании и осмыслении этого концепта в художественных мирах русских поэтов ХIХ – ХХ

1.Образ пустыни в ранней лирике А.С.Пушкина 2.«Пустыня» во внутреннем контексте поэзии М.Ю.Лермонтова 3.«Мировая пустыня» в лирике А.А.Блока 4. Метафизика пустоты в лирике И.А.Бродского Содержание

Образ пустыни используется в соответствии с романтической традицией. Лирический герой лицейских стихов часто назван пустынником. В пейзажных зарисовках как постоянный встречается эпитет «пустынный». Начиная с 1824 года, это слово совершенно уходит из пушкинской лирики. Образ пустыни в ранней лирике А.С. Пушкина

Слово «пустыня», «обрастает» множеством новых смыслов, не известных общесловарному контексту. Поэт создаёт словосочетание «пустынное лобзанье». Это прилагательное обозначает для него не отсутствие каких-то предметов, а утрату души, искренности, способности чувствовать. Пустыней может быть назван и мир людей, бездушный свет. «Пустыня» во внутреннем контексте поэзии М.Ю. Лермонтова

Слова «пустыня» и «пустынный» появляются там, где речь идёт о трагичности существования человека. Внутренняя опустошённость лирического героя созвучна пустоте города и целого мира. Целая вселенная пустынна. Окружающий мир превращается просто в неопределённое пространство, не имеющее никаких конкретных примет и названное пустыней. Блок создаёт небывалое словосочетание «пустынный вопль скрипок», сопровождающий смертный сумрак. «Мировая пустыня » в лирике А.А. Блока

Пространство осмысляется как небытие и как пустота, оставшаяся после ухода тел. Пустыня - безграничное пространство, в котором исчезают не только предметы, но и звук и цвет. Человек - «пространство в пространстве». Он бездомен и опустошён внутренне, и существование его в этом пустом мире совершенно бессмысленно. Пустыня, пустота приобретает космические размеры. Это всемирная пустота, которая находится не только снаружи, но и внутри человека. Метафизика пустоты в лирике И.А. Бродского

Слово в поэтическом тексте «живёт» по совершенно иным законам, чем слово в словарях. Очень большое значение имеет контекст (как контекст отдельного произведения, так и общий контекст творчества). В поэтическом тексте возможно уникальное, сугубо индивидуальное словоупотребление, которое нигде больше не повторится. Таким образом, выражается самобытность и неповторимость мироощущения поэта. Поэт может использовать слово на уровне внешнего контекста, но возможно и переосмысление слова в зависимости от личностного восприятия, судьбы. Заключение

Исследовательская работа по литературе Исследовательская работа по литературе «Концепты «истина» и «правда» в русском языке и повести А.П. Платонова «Котлован»» Работу выполнила: Целикова Евгения, 11 «А» класс, ГОУ СОШ 68 Учитель: Беляева Ольга Владимировна Санкт-Петербург, 2008

Цель исследования представление концепта «истина» в пространстве русского языка (составление лексикографического портрета истины и правды) и в художественной картине мира А.П. Платонова (на материале повести «Котлован»).

Лексическое значение (Словарь С.И.Ожегова) Истина – 1) то, что существует в действительности, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой. Правда – 1) то, что соответствует действительности, истина. 2) порядок, основанный на справедливости. 3) то же, что и правота.

Словообразовательный анализ слова « истина » Истин(а) истин-ный истин-ность Суффикс -ИН- в русском языке имеет значение единичности (горошина, жемчужина).

Словообразовательный анализ выявляет исконные различия в значении слов О Основное значение концепта истина состоит в устранении множественности. Правда же, в свою очередь, не исключает наличие нескольких точек зрения на предмет. Правда не перестает быть правдой из-за того, что по тому же поводу существует другая, третья и т.д. правда.

Понятия истины и смысла жизни в повести А.Платонова « Котлован » « Вощеву дали лопату, он сжал ее руками, точно хотел добыть истину из земного праха » А истина полагается пролетариату? спросил Вощев. Пролетариату полагается движение, произнес активист, а что навстречу попадается, то все его: будь там истина, будь кулацкая награбленная кофта все пойдут в организованный котел, ты ничего не узнаешь.

Заключение В ходе работы найдено подтверждение мысли Н.А.Бердяева о том, что любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру русской интеллигенции парализовала любовь к истине и породила потребность в « правде - справедливости ».

Общероссийская детская общественная организация Малая академия наук «Интеллект будущего»

Спасибо за внимание