Российское учительство: состояние и перспективы
Учитель глазами общества (Фонд общественное мнение, 2008, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов) 50% россиян считает, что профессия педагога не пользуется уважением, авторитет педагогической профессии не признают 65% наших сограждан, 46% респондентов высказали предположение, что педагогам их профессия нравится, по мнению 69% опрошенных, педагоги в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян, большинство респондентов (86%) заявляют, что педагоги, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, мировоззрение, отношение детей к жизни
Макросоциальные вызовы, тенденции и современный педагог снижение качества образования, рост доли слабых преподавателей; структурные диспропорции предложения образовательных услуг, их объема и качества, и потребностей развития экономики и общества; сдвиги в российском социуме: информационное общество, Болонский процесс, требование оценки качества, ЕГЭ, вариативность программ, детерминация настоящего будущим, стандартизация
В мире 60 млн.учителей 65% 35%
Исследование ИПО РАО: общие сведения Период исследований годы, отдельные социологические исследования с 1998 года. Методы - экспериментальных исследований являлись экспертный, наблюдение (прямое и косвенное), анкетирование, проблемно- прогностический метод. База и география эксперимента : ООУ (30% от общего количества учебных заведений), учебные заведения НПО и СПО (60% от общего количества учебных заведений), структуры дополнительного образования, ИРО и ИПК; следующие регионы РФ: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Великий Новгород, Нижний Новгород, Петрозаводск, Сыктывкар, Ульяновск, Калужская область г. Обнинск, Тюмень, Омск и другие; всего участвовали в эксперименте 2383 педагога, из них учителей общеобразовательных школ 60% и преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональной школе 40%. В отдельных исследованиях участвовало еще 3000 педагогов.
Гендерные характеристики женщин – учителей 94%, мужчин – 6%; средний возраст учителей общеобразовательных школ 47 лет; больший процент среди женщин – учителей общеобразовательных школ составляют 40-летние, среди мужчин – 49 -летние; средний возраст преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров производственного обучения 50 лет
Образование и стаж работы 72% учителей и преподавателей профессиональных учебных заведений имеют высшее педагогическое образование; процент имеющих высшее не педагогическое образование более высокий в профессиональной школе (18%), чем в ООУ ; только 12% мастеров производственного обучения в ПУ, лицеях и колледжах имеют педагогическое образование; педагогический стаж менее 10 лет имеют около 30% педагогов; педагогический стаж от 10 до 19 лет имеют около 27% педагогов педагогический стаж от 20 до 29 лет имеют около 24% педагогов, высшую квалификационную категорию имеют около 50% учителей, 1 квалификационную категорию имеют около 30% учителей
Соматическое здоровье Здоровый образ жизни у педагогов Санкт- Петербурга не характерное явление: около 15 % регулярно употребляют алкоголь, 20% - курят, а 6% - в анонимном анкетировании отметили факты употребления наркотических средств. Педагоги редко соблюдают режим труда и отдыха, мало спят, много времени тратят на подготовку к урокам, проверку тетрадей, что приводит к снижению социальной активности в видах деятельности, не имеющих отношения к профессии
Соматическое здоровье Низкий уровень функционального состояния наблюдается: при оценке самочувствия - у 58%, при оценке активности – у 66%, плохое настроение – у 68% педагогов. Профессия педагога предполагает широкий спектр профессиональных рисков, которые не видны на первый взгляд, но приводят к профессиональным деформациям
Отклонения по состоянию дыхательной и сердечнососудистой системы учеников, их работоспособность и утомляемость практически не связаны с технологиями обучения. Имеется корреляция с личностью педагога, причем возникновение проблем в личной жизни педагога, проявляется в снижении эффективности учебной деятельности. NB!
Современный образ педагога: векторы развития (в скобках указан рост за период 1998–2006 г.г., Санкт-Петербург) любовь педагога к своей профессии (215%) ; уважение педагогом личности учащихся (170%); доброта педагога в отношении к учащимся (166%); наличие у него чувства юмора и его профессионализм (158%); честность и открытость педагога; коммуникабельность педагога (143%); его строгость и требовательность к учащимся (139%); оригинальность личности педагога
3 значимые группы взаимодействий педагога с учащимися Педагоги тяготеют к коммуникативно-ролевому взаимодействию с обучающимися. Базовыми компонентами личности выступают коммуникабельность, требовательность и определенная отстраненность в отношениях. Педагогов отличают следующие качества: юмор и доброта в отношениях с обучающимся, открытость и требовательность, но на основе уважения личности обучающихся. Педагоги интересны, прежде всего, тем, что у них доминируют «личностно-ценностные» взаимодействия с учащимися: уважение, открытость и доброта в отношениях с ними
Учитель, окончивший педагогический институт, обладает малым социальным опытом. Психологические знания сегодняшнего учителя явно недостаточны. Если в работе с детьми их еще хватает, то работать с родителями большинство учителей не умеет. Молодой учитель оказывается чаще всего брошен на произвол судьбы. У большинства директоров и завучей не хватает времени на работу с ним, даже на посещение уроков и их анализ. Это еще большая трудность, чем низкая зарплата. Сегодня большинство учителей не знает и не читает профессиональные журналы и газеты. У них нет возможности следить за литературой, ходить в театры и музеи. Это обусловлено уровнем зарплаты и нагрузкой Проблемы школы, волнующие учителей
Проблемы школы, волнующие учителей (цитаты) до того, как создал собственную семью, работал лучше, больше времени и сил уделял детям. учителя находятся в состоянии постоянного страха, потому что знают, что органы управления образованием не встанут на их защиту. надо не только защищать права детей, но и говорить об их обязанностях. Не только говорить об обязанностях учителей, но и защищать их права. учитель находится в постоянном состоянии изобретения велосипеда. Никто не видел ни одной полной разработки применения какой-нибудь технологии, адаптированной для применения на предметном уроке, только отдельные примеры. если бы была нагрузка часов на нормальную зарплату, о профессиональном выгорании мы бы не говорили. такое впечатление, что учебная программа никого не интересует. Огромное количество уроков пропадает из-за различных мероприятий
Ведущие факторы привлекательности профессии «возможность творческой самореализации»; «возможность учить и воспитывать детей»
Факторы, препятствующие продуктивной профессиональной деятельности педагогов Отсутствие надлежащего технического обеспечения Низкая заработная плата Постоянное ухудшение контингента учащихся Большая учебная нагрузка
Ценностно-смысловые доминанты в работе учителя Выживание - все усилия преподавателя направлены на материальное обеспечение; сфера, выражающая уровень социального статуса учителя; «рутина», не позволяющая раскрыться духовным потребностям и способностям учителей и учащихся; «товар», который приносит удовлетворение третьим лицам, но только не самому учителю; деятельность, которая причастна к развитию общества и молодежи; сфера, где учителя могут наиболее полно выразить свою личность, помочь молодежи встать на путь духовного развития; «искусство» – деятельность, от которой можно получать удовольствие
91% опрошенных отмечают, что выполняемые ими функции усложнились и расширились по сравнению с недавним прошлым, но при малых затратах времени могут добиваться высоких результатов только 51% педагогов, т.е. поддержание высокого уровня профессионализма идет за счет уменьшения времени на отдых, деятельность по сохранению и укреплению здоровья NB!
Степень сложности освоения ИКТ педагогами различных категорий степень сложности в процентах от возрастной группы возраст наивысшая степень (1-2) средняя степень (3-4-5) наименьшая степень (6-7) лет0%100%0% лет 19%54%23% лет 14%81%5% лет20%66%14% свыше 55 лет48%52%0% всего24% от всех66% от всех10% от всех
Проблемы организации педагогического сетевого взаимодействия 41% опрошенных педагогов имеют в Интернет свою страничку на каком-либо ресурсе (например, страничка на портале Vkontakt.ru), сайт, блог или представление на сайте ОУ. Однако, только 56% из имеющих страницу в Интернет и 23% от всех опрашиваемых готовы осуществлять работу по психолого- педагогическому сопровождению своих обучающихся
Отношение педагогов к ЕГЭ Первоначально - сто процентное его отторжение. Причины: традиционные стереотипы, сложность принятия контроля со стороны потребителя, внешнего контроля, недоверие к организации, недовольство содержанием КИМ, нежелание отдавать в другие руки роль «контролера» и т.д. В настоящее время ситуация меняется, происходит постепенное привыкание, принятие ЕГЭ. Процент педагогов, положительно относящихся к ЕГЭ, увеличился до 61% в 2008 году
Отношение к инновациям
Адаптивная – приспособление ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при смене ведущего вида деятельности. Новая социальная среда, новая социальная общность предъявляют к ребенку новые требования, к принятию которых он должен быть приспособлен Развивающая – развитие физических, познавательных, нравственных способностей и качеств учащихся путем использования их потенциальных возможностей в процессе деятельности. 2 ведущие функции педагогической деятельности
Зрелость Интеллектуальная Интеллектуальная (развитый познавательный интерес, потребность в непрерывном образовании) Эмоциональная (сформированное чувство сопереживания, сочувствия) Личностная Личностная (сформированные качества: ответственность, толерантность, высокая коммуникативная культура)
возрастающая роль дистанционного обучения новые возможности обучения и контроль знаний вне школы (обеднение привычной роли учителя как обладателя истинных знаний) возрастающая роль экстерната Социально- профессио- нальный фактор
мифы и стереотипы профессионального сознания позиция учащихся (снижение духовных потребностей, утилитарная мотивация) непонимание мотивов поведения учащихся рассогласование между представлениями учащихся об «идеальном» и реальном учителей Социально- психологи- ческий фактор
относительная стабильность учебных программ повторяемость высказываний и оценок монологичность коммуникативная перегрузка недостаточность самокритичной оценки общая загруженность гипертрофия «Я» Особенности профессии
Возможные типы профессионального поведения Тип первый – «ТРАНСЛЯТОР» Тип второй – «специалист, предоставляющий образовательные услуги» Тип третий – «ВОСПИТАТЕЛЬ» (требуется личность!)