Российское учительство: состояние и перспективы. Учитель глазами общества (Фонд общественное мнение, 2008, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов) 50% россиян.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приложение 1. Приложение 2 «Применение ИКТ в работе» Приложение 3 ИКТ Урок 19 чел. (61%) Плани- рование 28 чел. (90,3%) Поиск в интернете 22 чел. (71%)
Advertisements

Что мы знаем о российском учителе?. Основная «движущая сила» всех преобразований в общем образовании – школьный учитель.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Презентация подготовлена методистом по информатике и ИКТ Соболевой Лидией Алексеевной (НМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга)
Особенности программы ОЭР «Школа социального партнерства в условиях информационного общества» Л.Б. Куценко-Барскова, доцент, к.п.н, научный руководитель.
«Изучение мотивов обучения в различные возрастные периоды» Автор: учащаяся 10 б класса Цымбалова Анастасия Научный руководитель Прилепа О.В. Муниципальное.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
1 О кадровых ресурсах в системе общего образования области (состояние и перспективы развития) Начальник отдела кадрового обеспечения образования Ю.И. Горелова.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Воспитание культуры здоровья Познавательный аспект Творческий аспект Поведенческий аспект.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
«Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Транксрипт:

Российское учительство: состояние и перспективы

Учитель глазами общества (Фонд общественное мнение, 2008, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов) 50% россиян считает, что профессия педагога не пользуется уважением, авторитет педагогической профессии не признают 65% наших сограждан, 46% респондентов высказали предположение, что педагогам их профессия нравится, по мнению 69% опрошенных, педагоги в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян, большинство респондентов (86%) заявляют, что педагоги, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, мировоззрение, отношение детей к жизни

Макросоциальные вызовы, тенденции и современный педагог снижение качества образования, рост доли слабых преподавателей; структурные диспропорции предложения образовательных услуг, их объема и качества, и потребностей развития экономики и общества; сдвиги в российском социуме: информационное общество, Болонский процесс, требование оценки качества, ЕГЭ, вариативность программ, детерминация настоящего будущим, стандартизация

В мире 60 млн.учителей 65% 35%

Исследование ИПО РАО: общие сведения Период исследований годы, отдельные социологические исследования с 1998 года. Методы - экспериментальных исследований являлись экспертный, наблюдение (прямое и косвенное), анкетирование, проблемно- прогностический метод. База и география эксперимента : ООУ (30% от общего количества учебных заведений), учебные заведения НПО и СПО (60% от общего количества учебных заведений), структуры дополнительного образования, ИРО и ИПК; следующие регионы РФ: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Великий Новгород, Нижний Новгород, Петрозаводск, Сыктывкар, Ульяновск, Калужская область г. Обнинск, Тюмень, Омск и другие; всего участвовали в эксперименте 2383 педагога, из них учителей общеобразовательных школ 60% и преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональной школе 40%. В отдельных исследованиях участвовало еще 3000 педагогов.

Гендерные характеристики женщин – учителей 94%, мужчин – 6%; средний возраст учителей общеобразовательных школ 47 лет; больший процент среди женщин – учителей общеобразовательных школ составляют 40-летние, среди мужчин – 49 -летние; средний возраст преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров производственного обучения 50 лет

Образование и стаж работы 72% учителей и преподавателей профессиональных учебных заведений имеют высшее педагогическое образование; процент имеющих высшее не педагогическое образование более высокий в профессиональной школе (18%), чем в ООУ ; только 12% мастеров производственного обучения в ПУ, лицеях и колледжах имеют педагогическое образование; педагогический стаж менее 10 лет имеют около 30% педагогов; педагогический стаж от 10 до 19 лет имеют около 27% педагогов педагогический стаж от 20 до 29 лет имеют около 24% педагогов, высшую квалификационную категорию имеют около 50% учителей, 1 квалификационную категорию имеют около 30% учителей

Соматическое здоровье Здоровый образ жизни у педагогов Санкт- Петербурга не характерное явление: около 15 % регулярно употребляют алкоголь, 20% - курят, а 6% - в анонимном анкетировании отметили факты употребления наркотических средств. Педагоги редко соблюдают режим труда и отдыха, мало спят, много времени тратят на подготовку к урокам, проверку тетрадей, что приводит к снижению социальной активности в видах деятельности, не имеющих отношения к профессии

Соматическое здоровье Низкий уровень функционального состояния наблюдается: при оценке самочувствия - у 58%, при оценке активности – у 66%, плохое настроение – у 68% педагогов. Профессия педагога предполагает широкий спектр профессиональных рисков, которые не видны на первый взгляд, но приводят к профессиональным деформациям

Отклонения по состоянию дыхательной и сердечнососудистой системы учеников, их работоспособность и утомляемость практически не связаны с технологиями обучения. Имеется корреляция с личностью педагога, причем возникновение проблем в личной жизни педагога, проявляется в снижении эффективности учебной деятельности. NB!

Современный образ педагога: векторы развития (в скобках указан рост за период 1998–2006 г.г., Санкт-Петербург) любовь педагога к своей профессии (215%) ; уважение педагогом личности учащихся (170%); доброта педагога в отношении к учащимся (166%); наличие у него чувства юмора и его профессионализм (158%); честность и открытость педагога; коммуникабельность педагога (143%); его строгость и требовательность к учащимся (139%); оригинальность личности педагога

3 значимые группы взаимодействий педагога с учащимися Педагоги тяготеют к коммуникативно-ролевому взаимодействию с обучающимися. Базовыми компонентами личности выступают коммуникабельность, требовательность и определенная отстраненность в отношениях. Педагогов отличают следующие качества: юмор и доброта в отношениях с обучающимся, открытость и требовательность, но на основе уважения личности обучающихся. Педагоги интересны, прежде всего, тем, что у них доминируют «личностно-ценностные» взаимодействия с учащимися: уважение, открытость и доброта в отношениях с ними

Учитель, окончивший педагогический институт, обладает малым социальным опытом. Психологические знания сегодняшнего учителя явно недостаточны. Если в работе с детьми их еще хватает, то работать с родителями большинство учителей не умеет. Молодой учитель оказывается чаще всего брошен на произвол судьбы. У большинства директоров и завучей не хватает времени на работу с ним, даже на посещение уроков и их анализ. Это еще большая трудность, чем низкая зарплата. Сегодня большинство учителей не знает и не читает профессиональные журналы и газеты. У них нет возможности следить за литературой, ходить в театры и музеи. Это обусловлено уровнем зарплаты и нагрузкой Проблемы школы, волнующие учителей

Проблемы школы, волнующие учителей (цитаты) до того, как создал собственную семью, работал лучше, больше времени и сил уделял детям. учителя находятся в состоянии постоянного страха, потому что знают, что органы управления образованием не встанут на их защиту. надо не только защищать права детей, но и говорить об их обязанностях. Не только говорить об обязанностях учителей, но и защищать их права. учитель находится в постоянном состоянии изобретения велосипеда. Никто не видел ни одной полной разработки применения какой-нибудь технологии, адаптированной для применения на предметном уроке, только отдельные примеры. если бы была нагрузка часов на нормальную зарплату, о профессиональном выгорании мы бы не говорили. такое впечатление, что учебная программа никого не интересует. Огромное количество уроков пропадает из-за различных мероприятий

Ведущие факторы привлекательности профессии «возможность творческой самореализации»; «возможность учить и воспитывать детей»

Факторы, препятствующие продуктивной профессиональной деятельности педагогов Отсутствие надлежащего технического обеспечения Низкая заработная плата Постоянное ухудшение контингента учащихся Большая учебная нагрузка

Ценностно-смысловые доминанты в работе учителя Выживание - все усилия преподавателя направлены на материальное обеспечение; сфера, выражающая уровень социального статуса учителя; «рутина», не позволяющая раскрыться духовным потребностям и способностям учителей и учащихся; «товар», который приносит удовлетворение третьим лицам, но только не самому учителю; деятельность, которая причастна к развитию общества и молодежи; сфера, где учителя могут наиболее полно выразить свою личность, помочь молодежи встать на путь духовного развития; «искусство» – деятельность, от которой можно получать удовольствие

91% опрошенных отмечают, что выполняемые ими функции усложнились и расширились по сравнению с недавним прошлым, но при малых затратах времени могут добиваться высоких результатов только 51% педагогов, т.е. поддержание высокого уровня профессионализма идет за счет уменьшения времени на отдых, деятельность по сохранению и укреплению здоровья NB!

Степень сложности освоения ИКТ педагогами различных категорий степень сложности в процентах от возрастной группы возраст наивысшая степень (1-2) средняя степень (3-4-5) наименьшая степень (6-7) лет0%100%0% лет 19%54%23% лет 14%81%5% лет20%66%14% свыше 55 лет48%52%0% всего24% от всех66% от всех10% от всех

Проблемы организации педагогического сетевого взаимодействия 41% опрошенных педагогов имеют в Интернет свою страничку на каком-либо ресурсе (например, страничка на портале Vkontakt.ru), сайт, блог или представление на сайте ОУ. Однако, только 56% из имеющих страницу в Интернет и 23% от всех опрашиваемых готовы осуществлять работу по психолого- педагогическому сопровождению своих обучающихся

Отношение педагогов к ЕГЭ Первоначально - сто процентное его отторжение. Причины: традиционные стереотипы, сложность принятия контроля со стороны потребителя, внешнего контроля, недоверие к организации, недовольство содержанием КИМ, нежелание отдавать в другие руки роль «контролера» и т.д. В настоящее время ситуация меняется, происходит постепенное привыкание, принятие ЕГЭ. Процент педагогов, положительно относящихся к ЕГЭ, увеличился до 61% в 2008 году

Отношение к инновациям

Адаптивная – приспособление ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при смене ведущего вида деятельности. Новая социальная среда, новая социальная общность предъявляют к ребенку новые требования, к принятию которых он должен быть приспособлен Развивающая – развитие физических, познавательных, нравственных способностей и качеств учащихся путем использования их потенциальных возможностей в процессе деятельности. 2 ведущие функции педагогической деятельности

Зрелость Интеллектуальная Интеллектуальная (развитый познавательный интерес, потребность в непрерывном образовании) Эмоциональная (сформированное чувство сопереживания, сочувствия) Личностная Личностная (сформированные качества: ответственность, толерантность, высокая коммуникативная культура)

возрастающая роль дистанционного обучения новые возможности обучения и контроль знаний вне школы (обеднение привычной роли учителя как обладателя истинных знаний) возрастающая роль экстерната Социально- профессио- нальный фактор

мифы и стереотипы профессионального сознания позиция учащихся (снижение духовных потребностей, утилитарная мотивация) непонимание мотивов поведения учащихся рассогласование между представлениями учащихся об «идеальном» и реальном учителей Социально- психологи- ческий фактор

относительная стабильность учебных программ повторяемость высказываний и оценок монологичность коммуникативная перегрузка недостаточность самокритичной оценки общая загруженность гипертрофия «Я» Особенности профессии

Возможные типы профессионального поведения Тип первый – «ТРАНСЛЯТОР» Тип второй – «специалист, предоставляющий образовательные услуги» Тип третий – «ВОСПИТАТЕЛЬ» (требуется личность!)