Массовая культура... Тема исследования: Массовая культура Проблемный вопрос: Для чего нужна «массовая культура»? Цель работы: Определение основных проявлений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составитель: учитель истории и обществознания I квалификационной категории МБОУ Лицей 1 г.Зеленодольска Салмина Е.Г.
Advertisements

Реферат Тема: «Массовая и элитарная культура». План Введение Понятие массовая и элитарная культура Основные проявления и направления массовой культуры.
1 Тема 4 БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Учебные вопросы: 1.РОЛЬ И МЕСТО СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 2.СТРУКТУРА СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Массовая Культура Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: - рассчитанных на массовое потребление и на усредненный.
Пономарёв Михаил 10«А» ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Культура Культура (лат. cultura земледелие, воспитание, почитание) понятие, имеющее множество значений.
Направление "Физическая культура Магистерская программа (профиль) «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта»
Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Программа социально-экологического воспитания и просвещения горожан представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение ФГОС.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Психологическая безопасность в информационном пространстве Подготовила: Вязьмина О.В. – педагог-психолог Ангарск, 2012 г.
Транксрипт:

Массовая культура..

Тема исследования: Массовая культура Проблемный вопрос: Для чего нужна «массовая культура»? Цель работы: Определение основных проявлений и направлений массовой культуры Гипотеза: Важна ли «массовая культура», как явление или это просто очередной модный термин? Какие новые направления появляются в массовой культуре? План работы: 1. Изучить материал по данной теме. 2. Подобрать достоверную информацию, используя различные источники. 3. С помощью подобранной информации достичь цель работы и доказать нашу гипотезу. 4. Создание презентации на данную тему. 5. Представление презентации и предоставление ответа на проблемный вопрос.

Что же такое «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА»? Массовая культура это часть общей культуры, отделенная от элитарной(высокой) лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью.

Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени: индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;

средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не исключается возможность существования неангажированной журналистики, хотя практически это такая же нелепость, как и "независимая армия"); система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т.п.;

массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и иного психоза; массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации", слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне и пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу. Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опять-таки на основе карнавального принципа профанирования сакрального); индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.); индустрия интеллектуального и эстетического досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на "исправление нравов" посредством эстетического воздействия на человека.

система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида; разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях: всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, "Интернет" и т.п., расчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы", что также развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу "реестрового" построения знания.

Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.