ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Кафедра русского языка и литературы МОУ «Таушкасинская средняя общеобразовательная школа» Цивильского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнила : ученица 10 класса МОУ СОШ 31 г. Карталы Дмитриева Виктория Руководитель Ишкова Н.Н.
Advertisements

Конкурс «Читаем вместе в классе и семье» ИССЛЕДОВАНИЕ Тема: «Читающая семья. Связь поколений» Выполнила: Кузина Александра Алексеевна ученица 3 класса.
Роль семьи в формировании личности Авторы: Иванова Е.В. Скворцова В.В. МОУ «Верхнеачакская СОШ»
Педагогическая династия.. Корнем учительской династии является Филипп Мартемьянович Капитанов. Он родился в 1877 г. Свое детство он провел в селе Богородское.
Калянова Тамара Николаевна Родилась 19 декабря 1932 г. в маленькой деревушке Бежаницкого района, Псковской области, в семье служащего. До Великой Отечественной.
Много всяких профессий на свете Но одну мы любим душой. Нет сомнений: профессия эта Стала нам путеводной звездой.
05 июля на базе РГУ «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Чебоксары» состоялся районный праздник «Семья - это то, что с тобою.
«Педагогические династии» Бессмертно дело, непрерывна нить. Придут старейших юные сменить… (семья Ефремовых) Автор: Ефремов Иван Александрович,
Мои земляки: Кознова Галина Васильевна Автор: Иванова Светлана, ученица 9 класса Белосельской СОШ Руководитель: Чернова И.Ф.
Общие сведения Династия существует: конец 1920-х гг. – настоящее время. Количество поколений: 4 поколения. Общий педагогический стаж: более 150 лет. Предметы:
Городской конкурс слайд-шоу, посвященный празднованию Дня оружейника НОМИНАЦИЯ «Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ»
Автор работы: команда «Умники». Династия - это род поколений, и мы сегодня с гордостью говорим о педагогической династии семьи Питеркиных, общий педагогический.
Выполнил ученик 6«б» класса Сергеев Дмитрий. Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь, Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ученика 1 А класса ГБОУ СОШ 2025 г. Москвы Зубавина Михаила «МОЯ СЕМЬЯ - МОЁ БОГАТСТВО» Руководители проекта: Карпович Татьяна.
«Судьба человека…» Память о прошлом – путь к будущему.
Визитная карточка Месюсиной Татьяны Алексеевны, учителя русского языка и литературы МОУ Гимназия 1 им.В.Я.Шишкова г. Бежецка Тверской области.
Выполнила: ученица 3 «б» класса МОУ СОШ 3 Устинова Елизавета Руководитель проекта: учитель начальных классов Гондуркаева Л.Ю.
К любым открытиям Путь начинается с тебя. Да будет славен труд учителя! Да будет славен День учителя! Твой день, любимая Земля!
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» Новоалтайск.
Есть в жизни немало широких дорог. Но нет же и не было краше, Чем полной забот и душевных тревог Дороги учительской нашей.
Транксрипт:

ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Кафедра русского языка и литературы МОУ «Таушкасинская средняя общеобразовательная школа» Цивильского районаЧувашской Республики Республиканский конкурс творческих работ «Учитель! Перед именем твоим» Номинация: исследовская работа о педагогической династии Педагогическая династия моего рода Работу выполнила ученица 6 класса Андреева Ольга Научный руководитель: Смирнов А.П. Таушкасы,2010

Учитель! Пусть тебя Стократ восславят, возблагодарят И вознесут на трон из песен, Чтоб с каждым поколением впредь Тебе волшебно молодеть В труде, который так чудесен… Д.Мулгалиев, казахский поэт Тема моего исследования выступления: «Педагогическая династия моего рода». Эта тема актуальна, так как этот год объявлен Годом учителя. Поэтому изучение истории педагогических династий представляет огромный интерес. Целью данного исследования является изучение династии моего рода. Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи: Вкратце рассмотреть основные вехи становления и развития педагогической династии. Пробуждение у людей интереса к педагогическим династиям, в том числе династии моего рода. Сбор, обработка и анализ статей, публикаций, краеведческих материалов, фотодокументов на основе компьютерной технологии. Совершенствование навыков исследовательской работы. Научная новизна моего исследования заключается в том, что в нем впервые подробно рассматривается история деятельности наших родственников на основе собранных и выявленных мною архивных материалов, опубликованных документов и статей.

Степень изученности проблемы: Историография изучения педагогической династии моего рода не так уж обширна. Поэтому при изучении рассматриваемой темы опиралась лишь на труды кандидата исторических наук Г.А.Александрова и доктора исторических наук, профессора Ю.П.Смирнова «Чуваши в дореволюционных учебных заведениях», на краеведческие материалы И.М.Михайлова «Еще раз об Афонском И.И.» (Цивильский вестник; 67, 14 сентября 2007г.), А.П.Смирнова «Живет в своих учениках» (Цивильский вестник 36, 24 марта 2009). Источниковая база исследования базируется на материалах и разнообразных источниках, как опубликованных, так и неопубликованных, как отложившихся в различных архивах. Использованные источники разделены на следующие группы: Актовые материалы. Периодическую печать. Источники личного происхождения.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографии. В первом разделе я исследую истоки становления педагогической династии моего рода, начиная от семей Афонских и до Васильевых. Здесь я описываю воспоминания многих учителей о своей работе. Во втором разделе подробно изучаю и анализирую педагогический стаж учительской династии моего рода и привожу таблицу. Со второй половины XIXвека по настоящее время стаж педагогической работы в моем роду составляет 1016 лет. В заключении делаю выводы: Во-первых, используя актовые материалы, публикации, воспоминания в периодической печати, фотодокументы о жизни и деятельности учителей нашей династии, мне удалось изучить исследуемую тему. Во-вторых, полностью раскрыть истоки становления педагогической династии, подсчитать стаж их работы и составить объемную таблицу. В-третьих, мне удалось написать данное исследование и составить презентацию, благодаря обработке и анализу документов, краеведческих материалов, фотографий и стихотворений из личного архива Смирнова А.П., моего научного руководителя.

От Симбирской чувашской учительской школы до наших дней Педагогическая династия Афонских - Васильевых

Когда кончаются уроки, То после смены в тишине, Рождаются невольно строки О прожитом нелегком дне, О дне учительском, который Ещё как должно не воспет. Уже затихли коридоры, И потушили в классах свет, А ты, ещё не успокоясь, Опять живешь ушедшим днём. И радость и беды в нем, И каждый шаг, как трудный поиск… Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности прошедших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Борис Пастернак, лауреат Нобелевской премии Известно, что любая школа сильна крепкими учительскими династиями. И духовно богаче, устойчиво ходит по земле тот, который знает и помнит о корнях своих.

Две самые уважаемые в деревне Байгеево и Большие Тиуши семьи Афонских и Васильевых, скрестившись на жизненном пути, образовали новую ячейку общества – семью Афонских – Васильевых, продолжившую педагогическое наследие, насчитывающее 1016 лет. Нина Васильевна после окончания Цивильского педтехникума была направлена на работу в деревню Елаши Цивильского района. Васильева Галина Петровна тоже была направлена в эту же школу после окончания Марпосадского учительского института. Они подружились. Нина Васильевна познакомила подругу со своим братом. Так сформировалась новая семья Германа Васильевича и Галины Петровны. На фотографиях Карпова Н.В., Васильева Г.П., Васильев Г.В.

Из воспоминаний Ленского Л.А. …У меня сохранилась пожелтевшая фотография тех времен, где я и Герман запечатлены Федором (после войны он увлекся фотоделом с использованием упомянутого ФЭД и треножника) на поваленном огромном пне на фоне топора и ручной пилы в марийском лесоповале. Герман, награжденный во время и после войны многими медалями и орденом, за мирный труд получил орден Трудового Красного Знамени, недавно погиб, упав неудачно при укладке сена с телеги. Он женился тогда на учительнице Афонской Галине Петровне, у которой во время войны погибли все три брата, -подруге моей тети Нины и поселился в ее деревне Байгеево, один из его сыновей Владислав окончил мой университет, работает инженером в Чебоксарах на автопредприятии. На фотографиях семья Васильева Германа Васильевича и Галины Петровны, подруги Нина Васильевна и Галина Петровна много лет спустя

Педагогическая династия Афонских - Васильевых Педагогическая династия Афонских - Васильевых Афонский П.И-дядя Афонског о И.И Афонский Н.П.- сын Афонского П.И. Афонский И.В.- дедушка Васильевой Г.П. Афонская В.И.-дочь Афонского И.В. Афонский И.И.-сын Афонског о И.В. Афонский П.И.-сын Афонског о И.В Афонский И.П.-сын Афонског о П.И. Афонская Н.П.-дочь Афонског о П.И. Угандеев С.-супруг Афонской Н.П. Афонский В.П.-сын Афонског о П.И Васильев а Г.П.- дочь Афонског о П.И. Андреев П.Г.-мой папа Андреева А.А.-тетя Андреева П.Г. Павлова Е.М.-тетя Андреева П.Г. Васильева Н.Г.-дочь Васильевой Г.П. и Васильева Г.В. Василье в Г.В.-мой дедушка Ленская М.В.-сестра Васильева Г.В. Ленский А.Е.-супруг ленской М.В. Ленский Л.А.-сын Ленских Васильев Ф.В,-брат Васильева Г.В. Парамонов а Л.Ф.- супруга Васильева Г.В. Васильева Д.С.- внучка Ф.В. Парамонов а А.Ф.- сестра Парамонов ой Л.Ф. Карпова Н.В.-сестра Васильева Г.В. Тищенко Н.- троюродна я сестра Алексеев С,В.– дядя мамы Алексеева Маргарита Ивановна – жена Алексеева С.В. Алексеев Валерий Семенович – сын Алексеева С.В. Васильев Владимир Николаевич – внук Алексеева С.В. и Алексеевой М.И. Иванов Леонид Иванович – двоюродный брат де- душки Васильева Г.В Васильева (Иванова) Анастасия Ивановна – двоюродная тетя, сестра Иванова Леонида Ивановича Васильева (Проко- пьева) Вера Проко- пьевна – двоюродная тетя мамы Андриянова Кронида Ксенофонтов на –жена двоюродного дяди мамы Дмитриева Нина Андрияновна – двоюродная тетя мамы Филиппова Раиса Андрияновна – двоюродная тетя мамы Пркопьев Кирилл Прокопьевич – дво- юродный брат де- душки Васильева Г.В., Пркопьев Федор Прокопьевич - двоюродный брат дедушки Васильева Г.В. Илларионов Григорий Илларионови ч- двоюродный брат дедушки Васильева Ларионов Прокопий Ларионович- дядя дедушки Васильева Г.В.

Васильева Надежда Германовна – дочь Васильевой Г.П. и Васильева Г.В., глава династии В настоящее время педагогическую династию Афонских - Васильевых продолжает Надежда Германовна Васильева. Она 20-ый год преподает химию и биологию в МОУ «Таушкасинской СОШ» Цивильского района Чувашской Республики, является учителям первой категории гг. - учёба в Чувашском Государственном Педагогическом Институте им. И. Я. Яковлева, биолого-химический факультет, специальность: учитель химии и биологии средней школы гг. - учитель химии, биологии, географии и природоведения в Липсерской восьмилетней школе Цивильского района Чувашской республики … гг. - преподавание в МОУ «Таушкасинская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики.

Награды

На фотографиях Васильева Н.Г. среди своих учеников и на районном фестивале художественных коллективов школ

Афонский Иван Васильевич – дедушка Васильевой Г.П. Афонский Иван Васильевич был знаменитым валяльщиком валенок на Цивильской сторонке. Ещё в начале 70 - ых годов 19 века он в поисках лучшей жизни выехал на новые земли. Здесь во время ночлежки в русской деревне Афонский увидел изготовление валенок. Вскоре и сам научился этому ремеслу. После возвращения в родную деревню начал вплотную заниматься этим делом и вскоре стал настоящим мастером. Срубил добротную избу, для девочек купил швейную машину «Зингер». В то время не было электричества, и он первым в деревне купил керосиновую лампу. Иван Васильевич уважал и любил грамотных, образованных людей, заботился об образовании своих детей. Дочь Варвара, сын Иван, стали учителями. Из статьи районной газеты «Цивильский вестник», 14 сентября 2007г. Иван Васильевич, будучи сам грамотным человеком, понимал: насколько важно его детям получить образование. Свой жизненный опыт, понимание окружающей действительности он передавал сыновьям и дочерям. Учил их быть наблюдательными, трудолюбивыми, тактичными, чуткими. Он находил для убеждения такие слова, которые пустили корни в детских сердцах, проникли в их умы и души. Его наставления дали свои плоды: двое из его детей выбрали педагогический путь.

Изучать биографию талантливых людей, выходцев из учительских семей, всегда полезно. Ведь хороший пример учит юное поколение, а также умудренных опытом людей, настойчивости и упорству в достижении своих целей. В нашем обществе труд учителей ценится высоко, а труд лучших педагогов всегда достоин подражания. Таким, несомненно, талантливым человеком, одним из наиболее известных в нашей стране был Иван Яковлевич Яковлев, который более полувека отдал чувашской культуре и просвещению народов Поволжья. Слава о нем и его питомцах расходилась далеко за пределы России.

Одним из воспитанников И.Я.Яковлева был Иванов (Афонский) Иван Иванович – сын Афонского И.В. Афонский Иван Иванович родился 17 августа 1887 года в д. Байгеево Цивильского уезда Казанской губернии в многодетной семье. Раннее детство Ивана прошло в деревне Байгеево, на живописном берегу реки Цивиль, где водились рыбы, раки. Здесь Ваня купался, ловил рыбу, калился на горячем песке. А в ближайшем лесу собирал землянику, клубнику, сныть, первоцвет, орехи, грибы. Но вот пришла пора учиться. Иван Иванович Афонский окончил Байгеевскую школу грамоты, Казанское Епархиальное училище. После окончания учебы по рекомендации выпускника Симбирской чувашской школы и Казанского университета Алексея Ермиевича Ефремова он поступает в учительскую школу для чуваш, основанную И.Я.Яковлевым.

Афонский И.И. - воспитанник Симбирской учительской школы Афонский И.И. - воспитанник Симбирской учительской школы Иван был любимым ребенком в семье, а поэтому получил всю полноту родительской любви и заботы. Родители по праву гордились сыном, либо маленький Ваня рос парнем смышленым, положительным во всех отношениях: почитал отца и мать, хорошо учился в школе, да и вообще сызмальства был интеллигентным человеком. Эту интеллигентность, сочетающуюся с неожиданной принципиальностью, ему удалось пронести через всю жизнь. Симбирскую чувашскую учительскую школу Афонский И.И. окончил с хорошими оценками в 1909 году. В годы учебы он принимает активное участие в событиях годов и придерживался к революционно-демократическим взглядам. После окончания Симбирской чувашской учительской школы И.И.Афонский работал в школах Цивильского уезда. Работал в Сятракасинском земском училище, с 10 июня по 10 июля 1913 года обучался на курсах церковного пения в городе Чебоксары. В годах заведовал Бичуринской школой Мариинско-Посадского района, работал инспектором РОНО. Однако он не сумел осуществить все педагогические замыслы и планы. Но вся его деятельность на ниве просвещения дает основание говорить о нем как о настоящем учителе и замечательном человеке. В начале 30-х годов прошлого века Иван Иванович тяжело заболел тифом и скоропостижно скончался. При его похоронах участвовало много народа. Похороны Афонского И.И.

Из статьи районной газеты «Цивильский вестник», 14 сентября 2007г.

Афонская В.И. Афонский П.И. Афонская Н.П. Зачинатели педагогической династии

Афонская Варвара Ивановна – дочь Афонского И.В., сестра Афонского И.И. Была учительницей ещё до революции 1917 года

Афонский Петр Иванович Никитина Прасковья Никитична Афонская Нина Петровна, Афонский Илья Петрович, Афонский Валерьян Петрович, Васильева (Афонская) Галина Петровна – дети Афонского П.И. и Никитиной П.Н., которые выбрали педагогический путь.

Афонская Нина Петровна – дочь Афонского П.И., сестра Васильевой Г.П. Закончила педагогический институт. Нина Петровна была учителем математики и работала в Абакасинской школе. Ее муж Угандеев Степан тоже был учителем. После трагической гибели Нины Петровны ещё долгое время работал учителем На фотографиях Афонская Нина Петровна и её муж Угандеев Степан

Афонский И.П. Афонский А.П.Афонский В.П. Героически погибли на поле брани во время Великой Отечественной войны гг. В честь их названа одна из улиц д. Байгеево.

Афонский Илья Петрович – сын Афонского П.И. Сын Петра Илья (1917г.) также был учителем математики и преподавал в Богатыревской школе Цивильского района. Закончил пединститут. Погиб на поле брани под Смоленском в Великой Отечественной войне годов.

Афонский Валерьян Петрович – сын Афонского П.И. На фотографиях Валерьян среди друзей Сын Петра Валерьян (1924г.) учился в Цивильском педагогическом техникуме, куда перевелся из Чувашского государственного педагогического института. После окончания техникума также воевал на фронтах Великой Отечественной войны и погиб под Сталинградом.

Васильева (Афонская) Галина Петровна – внучка Афонского И.В., жена Васильева Г.В. Галина Петровна Васильева (Афонская) после окончания Байгеевской средней школы получила образование в Марпосадском учительском институте и в педагогическом институте и 47 лет преподавала в родной школе родной язык и литературу. Ее имя занесена в книгу Почета Министерства просвещения Чувашской АССР. Она всегда вспоминает последние слова – завещания своего отца: «Помните, вы вышли из учительской семьи. Всегда кто-нибудь из нашего рода должен быть педагогом. В этом корень и сила наша… И я всегда удивлялась точности этих простых слов и думала о том, что их изначальная мудрость могла стать присуще человеку – учителю, уверовавшему в свое высокое предназначение в обществе. Всегда помнила его слова, сказанные еще более 70-и лет назад. Люди должны думать не только о хлебе, но и о духовной пище, об образовании».

Среди учеников Васильевой Галины Петровы есть известные люди. На фотографии (слева) в первом ряду (вторая слева) Васильева Г.П. со своей ученицей Жачевой Евгенией Николаевной известной вышивальщицей, заслуженным работником культуры ЧР на 90- летии Байгеевской школы На фотографиях Васильева Г.П. во время учебы в Байгеевской средней школе и на встрече выпускников 1972 года

Васильева Галина Петровна награждена многими грамотами

Васильева Галина Петровна награждена медалями

Васильева Г.П. среди учащихся Елашской семилетней школ и среди учащихся и коллектива учителей Байгеевской школы Васильева Г.П. на уроках Учителя Байгеевской средней школы Васильева Г.П., Ковалевская З.В., Алексеева В.К.

По страницам книги М.А. Воротникова «ИМЯ ТВОЁ –УЧИТЕЛЬ»

Цивильский район

Они вернулись с победой Васильев Федор Васильевич – брат Васильева Германа Васильевича Годы плена отразились на здоровье Фёдора Васильевича. Тяжелая болезнь безвременно увела его из жизни.

Карпова (Васильева) Нина Васильевна – сестра Васильева Германа Васильевича Из воспоминаний Ленского Л.А....Я уже упоминал, вскоре в наш класс пришла на стажировку из педучилища моя тетя Нина, наказавшая меня за плохое рисование, по-видимому, первой двойкой в журнале. Она была направлена на работу в деревню Елаши Цивильского района, там вышла замуж, родила сына, который тоже окончил мой университет и работает в Новочебоксарске. Сейчас моя дорогая тетя Нина с мужем на пенсии. Она постоянно поддерживала меня в трудные минуты, приняла в школьные годы на летние каникулы и ублажняла моего сына. За многолетний труд по обучению и воспитанию сельской молодежи она награждена орденом Трудового Красного Знамени и несколькими медалями. Я желаю здесь моим первым учительницам доброго здравия, счастья и благополучия. Спасибо вам, мои первые учителя и воспитатели, за добро­совестный труд по обучению и воспитанию молодой поросли.

Парамонова Людмила Фёдоровна – супруга Васильева Фёдора Васильевича Из воспоминаний Ленского Л.А....Обучение происходило на чувашском языке, сельские ребята русский не понимали. Бабушка в нашу учебу не вмешивалась, она не умела писать и читать, но постепенно от нас она приобретала навыки письма и чтения, научилась расписываться большими ученическими буквами, позже она немного начала понимать и по-русски. В школе мне понравились русские счеты с костяшками, с удовольствием на них складывал и вычитал рубли с копейками, интересно было проводить прямые линии с помощью мела и метровой линейки, строить углы и многоугольники. Для письма использовались перья и чернильницы, которые часто оказывались высохшими. В первые годы, помню, мы нередко писали на книжных листах. Какие-то учебники были с замазанными портретами. Моя первая учительница - Парамонова Людмила Федоровна, того ж возраста, что и моя мама, после возвращения дяди Федора стала его женой, родила четверых сыновей (двое из них, Александр и Владимир, окончили мой университет) и в настоящее время, находясь на пенсии, имеет более десятка внуков и правнуков. …В первые годы, помню, мы нередко писали на книжных листах. Какие-то учебники были с замазанными портретами. Моя первая учительница - Парамонова Людмила Федоровна, того ж возраста, что и моя мама, после возвращения дяди Федора стала его женой, родила четверых сыновей (двое из них, Александр и Владимир, окончили мой университет) и в настоящее время, находясь на пенсии, имеет более десятка внуков и правнуков.

Гаврилова (Парамонова) Антонина Фёдоровна –сестра Парамоновой Л.Ф. Парамонова Людмила Фёдоровна с внучкой Мариной год.

Ленская (Васильева) Мария Васильевна – сестра Васильева Г.В. Из воспоминаний Ленского Л.А. …Я писал о портретах на стене. Сейчас у меня в руках оригинал упомянутого портрета - фотокарточки моей матери размером 6 х 8,5. На ней изображена красивая, здоровая женщина, с короткострижаной модной прической. На обратной стороне красными чернилами надпись: ЛЕНСКАЯ Мария Васильевна, 18/У1 1915г., 2/УШ 1937 г. Чьей рукой она сделана? Хотелось верить - моей мамы! Почему надпись сделана красными чернилами? Она была учительницей, могла взять ручку для проверки школьных тетрадей и начертить даты рождения и дня фотографирования. Тогда что, она сама же заказала и увеличенный портрет? Зачем? Куда она торопилась? По-видимому, последняя дата - день смерти мамы. Интересно, она родилась, как и я, 18 числа! Вот вторая старая фотография. На ней представлен школьный класс с 31 учеником и их учительницей - моей мамой. На обратной стороне - надпись опять красными чернилами, но рука совсем другая - моей мамы!: "Фотокарточка уч-ся 1У-го класса Б-Тиушинской начальной школы учеб. года. Снята в ноябре 1934-го года." Внизу дополнение: "Когда мне было 19 лет, работала 2- ой год." Значит, моя мама родилась в 1915 г.; 2 августа, но не 1937, а 1938 года - день смерти моей матери, а надпись на первой сделана учительницей - ее преемницей, которая не знала точного года смерти мамы. Она заказала увеличенный портрет. В день смерти мамы мне было не 6,5 месяцев, а полтора, у тети Нины имеется ещё одна фотография мамы с учениками, на которой она изображена со мной (уже взрослым - полуторагодовалым!) на руках. Бабушка всегда твердила, что она меня кормила своей грудью (последний ее сын Воля родился 1 марта 1937 г., выше я уже писал, на 1,5 месяца позже меня). Я помню, в тот летний день, когда хоронили маму, тетя Нина взяла и бросила меня на неё, лежащую в гробу, со словами "Пусть прощается!" Никуда мама не торопилась! Она радовалась жизни, по некоторым слухам, была беременна второй раз! Произошла какая-то трагедия...

Ленский Александр Емельянович – муж Ленской М.В. Ленский Александр Емельянович – муж Ленской М.В. Из воспоминаний Ленского Л.В. …Вот еще две фотокарточки, одна из которых сильно пожелтела (отец, фотограф-любитель не дозакрепил), на которых изображен голыш, уложенный на чистом белье на два стула и левой рукой зацепивший "сливной краник". На обратной стороне совершенно одинаковая надпись красными чернилами: "23/УП 37 г. Лене ровно шесть месяцев" и собственноручная подпись моего отца. У него характерное начертание букв - они наклонены, не как у всех, - падают влево. На следующей фотографии - отец в белой рубашке с галстуком, в черном костюме и с гитарой в руках (гитара всегда была в нашем доме, и я бренчал иногда на ее струнах). Рядом тумбочка со стопкой книг. А вот маленькая старая фотокарточка 6x8, на обратной стороне которой надпись черными чернилами: "Учителя и преподаватели Сталинской НСШ 1) преподаватель математики и физики - Малов В.И., 2) преподаватель русского языка и литературы - Ленский А.Е., 3) учитель (далее стерлось, по-видимому Филиппов)". Вот мы установили и специализацию моего отца. Надо думать, он кончил не педучилище, а пединститут. Еще одна фотография - портрет моего отца, красивого и крепкого мужчины, размером 9x12 в военной форме (будёновка на голове, гимнастерка с петлицами, по-видимому полевая офицерская сумка наискосок через плечо и два значка на груди: ГТО и Осоавиахим). На обратной стороне надпись не характерной рукой отца: "На память Нине от дяди Шуры, 21/II 39 год."

Ленский Леонид Александрович – сын Ленской М.В. и Ленского А.Е. Воспоминания Ленского Л.А.

Ленский Леонид Александрович тоже стал учителем и ученым. Окончил пединститут, защитил докторскую диссертацию и работает в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства им. В.П.Горячкина, доктор физико-математических наук, профессор, академик. Научных трудов доктора сельскохозяйственных наук профессора кафедры физики Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Ленского Л.А. – 148 Авторские свидетельства на изобретения – 10 Публикация в многотиражке «Механизатор» - 17 Диссертации, выполненные при участии Ленского Л.А. - 6 На фотографиях Ленский Л.А. в Москве вместе с дядей Васильевым Г.В. и среди студентов

Алексеев Семен Васильевич – двоюродный брат Васильева Г.В. Родился 30 января 1922года. В 1939 году закончил педагогический институт по специальности учитель немецкого языка. Работал в Убеевской средней школе у Красноармейского района учителем немецкого языка гг находился в рядах Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны гг. В 1948 – 53 гг учился в Горьковском педагогическом институте иностранных языков (заочно). С 1946 года работал в Визикасинской средней школе. С 1960 года работал в Н–Кибексинской средней школе. Педагогический стаж – 45 лет. Имеются награды по педагогической деятельности, участника Великой Отечественной войны. С 1982 года – пенсионер, хотя свою педагогическую деятельность продолжил ещё 6 лет.

Алексеева Маргарита Ивановна – супруга Алексеева С.В. Родилась в 1924года. Закончила Игорварскую среднюю школу. В 1945 году закончила Чувашский государственный педагогический институт. В 1945 году работала в Байгеевской восьмилетней школе. С 1946 по 1959 год работала в Визикасинской средней школе С 1959 года работала в Н- Кибексинской средней школе. Учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж – 38 лет.

Павлова Елена Михайловна – тетя Андреева П.Г. Закончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева по специальности учитель физики и математики. Плодотворно работала в Таушкасинской школе с 1966года. Награждена почетными грамотами отдела образования Цивильского района и Министерства просвещения РСФСР. Награждена медалью «Ветеран труда». Стаж педагогической деятельности – 35 лет. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. Павлова Е.М. (вторая слева) на районном фестивале творческих коллективов школ.

Павлова Е.М.(третий ряд, справа) и Васильева Н.Г. (второй ряд, справа четвертая) на встрече с американскими школьниками в Таушкасинской школе.

Андреева Антонина Андреевна- тетя папы Андреева П.Г. Родилась 21 декабря 1935года. Окончила педтехникум в Цивильске( ), училась на отделение учителей вожатых. Учитель начальных классов в Ибресинской школе 1(15лет), в вспомогательной школе в Ибресях (30лет). Пенсионер, проживает в Ибресях

Васильева (Иванова) Анастасия Ивановна – двоюродная тетя, сестра Иванова Леонида Ивановича. Родилась в 1926 году. Закончила Цивильский педагогический техникум. Долгое время работала в Канашском районе. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. Проживает в Канашском районе.

Васильева (Прокопьева) Вера Прокопьевна – двоюродная тетя. Родилась в 1936году. После окончания педвуза долгое время работала в школе Шихазана Канашского района. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. Проживает в Канашском районе.

Родилась в 1932 году. Закончила педвуз. Преподовала в начальных классах Тат- Кунашской школе Красноармейского района. Работала плодотворно долгое время и вышла на пенсию в этой же школе. Дмитриева Нина Андрияновна – двоюродная тетя

Филиппова Раиса Андрияновна – двоюродная тетя. Родилась в 1926 году. Окончила педвуз. Работала в школах д. Чурачики Цивильского района, Омска. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. Проживает в Харькове (Украина).

Окончила университет в Ганновере ФРГ, учитель немецкого языка Живет и работает там же Тищенко Наталия- моя троюродная сестра

Андриянова Кронида Ксенофонтовна – жена двоюродного дяди. Родилась в 1944году. Закончила Закончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева по специальности учитель физики и математики. Плодотворно работала в Богатыревской школе. Награждена почетными грамотами отдела образования Цивильского района, Министерства просвещения ЧР, Министерства просвещения РСФСР. Награждена медалью «Ветеран труда». Стаж педагогической деятельности – 35 лет. Сейчас находится на заслуженном отдыхе.

Илларионов Григорий Илларионович- двоюродный брат дедушки Васильева Г.В года рождения Работал учителем в Красноармейском районе

Работал учителем в Шихазанах Канашского района Ларионов Прокопий Ларионович-дядя дедушки Васильева Г.В., 1890 года рождения-один из зачинателей педагогической династии

Окончил Цивильский педтехникум, был направлен в Яманаки Красноармейского района, не смог работать Пркопьев Федор Прокопьевич- двоюродный брат дедушки Васильева Г.В.

Жил и работал после войны в Латвии, затем в Пскове Участник Великой Отечественной войны Пркопьев Кирилл Прокопьевич – дво- юродный брат де-душки Васильева Г.В., 1922 года рождения

Алексеев Валерий Семенович – сын Алексеева С.В. и Алексеевой М.И. Нижне – Кибексинскую среднюю школу закончил в 1970 году. В 1976 году закончил Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова (медицинский факультет). Работает заведующим хирургическим отделением МУЗ «Вторая городская больница». Кандидат медицинских наук с 1995г. Доцент кафедры общей хирургии Госуниверситета. Преподает общую хирургию. Заслуженный врач Чувашской Республики. Имеет грамоты Минздрава Чувашской Республики и Российской Федерации. Врачи, перенявшие педагогическое мастерство у предыдущих поколений, продолжили преподавательское наследие.

ъъъъ Иванов Леонид Иванович – двоюродный брат Васильева Г.В. Иванов Леонид Иванович – двоюродный брат Васильева Г.В. 1955г. Закончил Именевскую среднюю школу. 1961г. Закончил Казанский медицинский институт гг. работал в костно – туберкулезной санатории п. Вурнары. 0,5года проходил специализацию по военно – полевой хирургии гг. Работал в первой городской больнице хирургом- травматологом г. Поступил (заочно) в аспирантуру госинститута усовершенствования врачей г. Казань С 1972г. преподает травматологию, военно –полевую хирургию (кафедра травматологии и ортопедии) в ЧГУ им. И.Н.Ульянова. 1974г. Защита кандидатской диссертации. 1977г. Защита докторской диссертации. Множество научных статей. 2005г. Заслуженный врач Чувашской Республики. 36 лет стаж преподавания.

Васильев Владимир Николаевич – Васильев Владимир Николаевич – внук Алексеева С.В. и Алексеевой М.И. внук Алексеева С.В. и Алексеевой М.И. Родился в январе 1978года. В 1995 году закончил среднюю школу 31 г. Чебоксары. С 1995 по 2001 год учился в ЧГУ им. И.Н. Ульянова на медицинском факультете (отделение травматология и ортопедия). С 2001 по 2005 год работал врачом – травматологом в РКБ-1. С 2005 года преподает травматологию в ЧГУ на медицинском факультете.

Педагогическая династия будет продолжена мною, я уже третий год принимаю участие и занимаю призовые места на Республиканской фестиваль – конференции школьников «EXCELSIOR» в секции «Педагогика». Из статьи районной газеты «Цивильский вестник», 17 июля 2007г.

Из работы на научно –практической конференции …Жизнь и педагогическая деятельность воспитанника Симбирской чувашской школы И.И.Афонского действительно была славной и достойной. Он отдал свою жизнь делу просвещения чувашского народа. А осмысление пройденного педагогического пути Афонского И.И. играет большую роль в становлении личности как гражданина и учителя. Думаю, что поставленная цель – раскрытие целостного представление о личности Афонского, как о достойном воспитаннике И.Я.Яковлева достигнута. Исходя из намеченной цели мне удалось справиться и с поставленными задачами: Во-первых, изучила жизненный путь Афонского И.И. Во-вторых, мне удалось собрать необходимый материал для исследования, обработать и анализировать документы и архивные материалы, сведения о воспитаннике И.Я.Яковлева, благодаря огромной помощи своего научного руководителя Смирнова А.П. и воспоминаниям бабушки, ветерана педагогического труда Васильевой Г.П.. Итак, сама жизнь зовёт меня к себе продолжать великое дело дедов, бабушек, отцов и матерей. Образ моего дяди выпускника Сибирской чувашской школы Афонского И.И. – это идеал настоящего Педагога. А частица его души живёт в сердце детей, внуков и правнуков. Его образ навсегда останется и в моей памяти. Я его считаю Учителем большой буквы. А книга, по которой учился мой дядя, пробудила в моей душе глубокое волнение и переживание, побудила писать эту работу.

Прошлое разрушается, чтобы дать дорогу будущему. Это историческая закономерность. Пусть нить педагогической династии, проложенной И.И. Афонским, никогда не прерывается. И я верю, что она никогда не прервётся, поэтому что я люблю школьную жизнь, как её любили мои родственники. Люблю бродить по классам и коридорам нашей школы. Радость наполняет мне душу, когда я ранним утром шагаю к родной школе. Сегодня отрадно мне жить и учиться в светлой и просторной школе. Изучая педагогическое наследие воспитанников Симбирской чувашской учительской школы И.И. Афонского, я перечислила себя к «яковлевцам». И хочется мне твердо, без колебаний уверенно сказать: «Яковлевец»- свят ты, Ты вечно живи! Учи все предметы, Дерзай и твори! Таким образом, изучение жизни и педагогической деятельности воспитанников Симбирской чувашской учительской школы приобретает в настоящее время особо важное значение и нуждается в повседневном осмыслении, исследовании. Пока я учусь лишь в школе первой ступени. И в дальнейшем я хочу продолжить это исследование для создания более основательной и серьезной работы по изучению педагогической династии нашего рода.

Пусть школьный корабль моего рода и впредь уверенно плывет по широким просторам океана знаний и педагогической науки!.. А это во многом зависит и от того, буду ли я стоять во главе штурвала этого педагогического корабля. И я твердо верю, что наша педагогическая династия продолжится на многие лета Династия рождается и зреет В повседневных будничных делах. В школе педагогом быть умеет, Кто огонь любви зажжет в сердцах. Алексей Смирнов

Вспоминая и изучая историю своего рода, мы думаем о будущем. Дума о будущей моей профессии вырастает из ясного понимания того, что рождено и воплощено в жизнь старшим поколением. И тем, что я горю большим желанием сделать школьную жизнь богаче, интереснее и престижнее. И я твердо верю, что мне удастся достичь этого. Я за то благодарна своим учителям, что учусь в этой прекрасной школе. Я думаю, что богаче меня нет, так как у меня есть такая прекрасная и богатая мечта. И вновь хочется привести слова Патриарха Кирилла, сказанные им на заседании президиума РАО: «...надо правильно расставлять жизненные авторитеты. От того, как мы умеем расставлять жизненные авторитеты, зависит наше благополучие и счастье... Выбор жизненного пути - очень важный выбор. И здесь тоже без мудрости-то не обойтись» (Учительская газета, 47, 24 ноября, 2009, с.30.). А для меня жизненными авторитетами являются педагоги из учительской династии моего рода, и их мудрое наставление ориентирует меня на правильности выбора будущей моей профессии. И мы, юные, должны усваивать опыт предыдущих поколений и внести свой след в деле образования. Итак, педагогические династии - это историческая память народа. Проходят десятилетия, века, одно поколение сменяет другое, и память содеянном каждым из них сохраняется в таком уникальном и бесценном источнике, как наше исследование. К подытоживанию Года учителя хочу выпустить книжку под названием «Педагогическая династия моего рода» при помощи своего научного руководителя.

По страницам книги Ильи Михайлова «Сире мухтатап»

Учительская династия Андреева Ольга