Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: особенности подхода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения ФГОС. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 утвержден.
Advertisements

Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Реализация Федеральных государственных стандартов (ФГОС) в начальной школе Родькина О.П., зам. директора по УВР МОУ «СОШ 4»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные вопросы введения.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Новый стандарт: революция или эволюция? Р.Н.Бунеев, А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: особенности подхода

2 Федеральный государственный образовательный стандарт разработан ведущими специалистами Российской академии образования, Российской академией наук, Российской академии медицинских наук, МГУ имени М.Ломоносова при участии учреждений образования 14 субъектов РФ. Головная организация- координатор: Учреждение Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» (ИСИО РАО) Научный руководитель: д.п.н. Кондаков А. М., член корреспондент РАО

3 Стандарт ( англ. Standart – норма, образец) -образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов; качественный, отвечающий по ряду показателей, определяющих качество продукта; диагностическое описание минимальных образовательных требований, которое: ориентировано на объективные, воспроизводимые методы контроля; содержит критерии качества проявления образовательного феномена, сопряжённые с адекватной шкалой его оценки.

Стандарт – эталон, модель, установленная норма, минимальные требования, принимаемое за исходное состояние Шаблон, трафарет, лекало Гарантия, обязательство, обеспечение, ответственность

Под стандартом понимается система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала 5

Правовые основания

7 1. Конституция Российской Федерации (1993 г.); 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.); 3. Обязательный минимум содержания образования (1998 г.); 4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (определяет обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки учащихся и максимально допустимую нагрузку) (Приказ МО РФ от г. 1089); 5. Федеральный Закон 309-ФЗ от г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части изменения понятия и структуры федерального государственного образовательного стандарта)»; 6.Изменения 20 ст. закона РФ «Об образовании» ( г. 313 ФЗ); 7. Изменения законодательных актов РФ (17 Федеральных Законов: Трудовой кодекс РФ, О социальной защите инвалидов; О воинской обязанности и военной службе); 8.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»; 9. Приказ Минобрнауки России 373 от г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приоритеты развития СНО8

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

10 Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

12 Стандарты второго поколения : особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта на результаты образования Системно-деятельностный подход Стандарт – совокупность трех систем требований

13 Главные факторы, влияющие на современное образование: Поворот к личности обучаемого Глобализация Постоянно меняющиеся условия Поликультурное общество

14 Главные факторы, влияющие на современное образование: УУД – это умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, – это умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, сотрудничать при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность и т.д.

К.Д. Ушинский: «Не уметь хорошо выражать свои мысли – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший ; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний».

16 Типы проблемных заданий: ребенок оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;

Сколько всего птиц на рисунках? ___ Сколько всего на них летающих объектов? ___ Например, Раскрась «лишний» рисунок: Математика, 1кл. ч. 3, с 28.

18 Стандарты второго поколения : особенности подхода Концепция духовно-нравственного воспитания школьников « … в ФГОС процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей».

19 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Систему базовых национальных ценностей. Современный национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

20 Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству). Социальная солидарностьСоциальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство). Гражданственность Гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания). Семья Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи). Здоровье Здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни).

21 Базовые национальные ценности российского общества Труд и творчество Труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость). Наука Наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира). Традиционные религии России Традиционные религии России (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога). Искусство и литератураИскусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие). ПриродаПрирода (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание). ЧеловечествоЧеловечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество0.

22 Базовые национальные ценности российского общества Определяют: идеологию содержания образования. основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекульт Стандарт как общественный договор: ориентиры развития

24 Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования кратко фиксирующий набор ключевых: фактов понятий идей методов теорий, относящихся к областям знаний, представленным в школьном курсе.

СТРУКТУРА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛОЛОГИЯ (РУССКИЙ, РОДНОЙ И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫКИ) МАТЕМАТИКАИНФОРМАТИКА БАЗИСНЫЕ ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫЙ ЦИКЛ ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ФГОС (2009 г.): результат в виде универсальных учебных действий Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно- смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми Фед. компонент (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений

Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант- ность ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка : государственные службы акредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Чтение, УУД русскийматематика Накопленная оценка (портфолио) итоговая оценка Система оценки: начальная школа

Русский язык Литетатурное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физкультура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав портфолио 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде-листы наблюде- ний ний, оценочные листы 4.Результаты и материалы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности Система оценки: портфолио

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? СТАНДАРТ – ЦЕЛЕВОЙ, А НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ!

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

ФГОС: изменение подходов к содержанию 12 Вместо перечня информации - способы работы ! Был МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: Русский язык Математика История и т.д. «Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта»: Требования к выпускнику Вариативные авторские программы, и рабочие прогр. учителей «Обязательная часть» «Части, формируемые участниками образовательного процесса» Фунд. ядро Примерные программы по предметам

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционные задания Задания в учебниках Начерти свою туристскую схему, обозначь на ней достопримечательности родного края и и познакомь класс со своей работой. Изучи информацию о достопримечательностях родного края. Вместо оценки авторской предложить ребенку оценить ситуацию самому

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционные задания Задания в учебниках Найди на глобусе материк, на котором расположена Россия, а он пусть тебе покажет, место, где мы живём? На каком материке расположена Россия? (Окружающий мир, 3 класс) Связать задание с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционные задания Задания в учебниках Что такое имя числительное? Почему числительное относится к классу имен? (Русский язык, 4 кл.) Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционные задания Задания в учебниках Определите площадь Прямоугольника (Математика, 4 кл.) Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

37 Ребенок – центральная фигура образования Взгляд на ребенка педагогов и родителей Сходство: смотрят глазами взрослого, сами ставят цели его образования и рисуют портрет идеального ребенка. Различия: родители знают прошлое и настоящее, мечтают о его будущем; педагоги знают настоящее и представляют усредненную модель будущего.

38 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта

Так, какой же он, идеальный ученик???

40 Так, какой же он, идеальный ученик??? Ответы учителей: 1. желание учиться 2. интерес к учебе 3. внимательность 4. трудолюбие 5. ум каких-то общечеловеческих качества: доброта, честность, порядочность.

41 Какими качествами должен обладать юноша, заканчивающий школу? Ответы учителей 1.умение принимать самостоятельные решения 2.уверенность в собственных силах 3.целеустремленность 4.ответственность 5.способность иметь собственное мнение 6.надежность 7.мужественность

42 Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

Время учить детей не бояться жизни Удачи! Полезные ссылки: standart.edu.ru 43