ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Начальное общее образование
ФГОС включает в себя требования : к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса ; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям ; является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
Результаты : Личностные Метапредметные Предметные
Личностные (12) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности ; формирование основ базовых национальных ценностей российского общества ; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций ; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий ;
Личностные формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов ; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире ; принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения ; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе ; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств ;
Личностные развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей ; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов ; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные (16) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления ; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ; определять наиболее эффективные способы решения ; формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха ;
Метапредметные результаты освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии ; использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач ; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ ) для решения коммуникативных и познавательных задач ;
Метапредметные результаты использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета ), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета ; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать ( записывать ) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио -, видео - и графическим сопровождением ; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета ;
Метапредметные результаты овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами ; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме ; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям ;
Метапредметные результаты готовность слушать собеседника и вести диалог ; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою ; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий ; определение общей цели и путей ее достижения ; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих ;
Метапредметные результаты готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества ; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности ( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета ; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами ; умение работать в материальной и информационной среде начального образования ( в том числе с учебными моделями ) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Требования к предметным результатам C учетом специфики содержания предметных областей обучающийся должен получить возможность их освоения на уровне, обеспечивающем дальнейшее успешное обучение.
Русский язык (5) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания ; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка, языка межнационального общения ; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека ;
Русский язык овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка ( орфоэпических, лексических, грамматических ) и правилах речевого этикета ; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
« Литературное чтение », « Литературное чтение на родном языке » (5) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций ; осознание значимости чтения для личного развития ; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности ; успешности обучения по всем учебным предметам ; формирование потребности в систематическом чтении ;
« Литературное чтение », « Литературное чтение на родном языке » понимание цели чтения, использование разных видов чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое ); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев ; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий ;
« Литературное чтение », « Литературное чтение на родном языке » умение самостоятельно выбирать интересующую литературу ; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Иностранный язык приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей ; освоение правил речевого и неречевого поведения ; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора ; сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Математика (4) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений ; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов ;
Математика приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно - познавательных и учебно - практических задач ; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Окружающий мир (5) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы ; сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни ; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде ;
Окружающий мир освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве ); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире.
Духовная культура народов России (7) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию ; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России ; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества ;
Духовная культура народов России знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе ; первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности ; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести ; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России ; осознание ценности человеческой жизни.
Другие предметы Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура
Результаты, подлежащие итоговой оценке системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии ; обобщенных способов деятельности, умений в учебно - познавательной и практической деятельности ; коммуникативных и информационных умений ; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Результаты, не подлежащие итоговой оценке ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально - личностные позиции ( эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней.
Портрет выпускника любознательный, активно и заинтересованно познающий мир ; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности ; любящий свой народ, свой край и свою Родину ; уважающий и принимающий ценности семьи и общества ; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом ; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение ; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
Структура ООП должна отражать : соотношение части основной образовательной программы начального общего образования, обязательной для реализации в образовательном учреждении, выраженной в количестве учебных занятий, и части, формируемой участниками образовательного процесса ; состав обязательных учебных предметов, изучаемых в начальной школе ; объемы содержания учебных предметов, выраженных в количестве учебных занятий ; соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся ; содержание и объемы внеурочной деятельности обучающихся ;
Структура ООП направления, содержание и объем воспитательной работы в образовательном учреждении, в том числе работы по духовно - нравственному развитию и воспитанию ; технологии оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ; направления работы образовательного учреждения по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни.
ООП должна предусматривать разделы : пояснительная записка ; планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план образовательного учреждения ; программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования ; программы по отдельным учебным предметам ; программа духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников ; программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни ; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Уполномоченные федеральные государственные органы осуществляют разработку примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Примерная основная образовательная программа может включать в себя базисный учебный план и ( или ) примерные программы учебных курсов, предметов.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования участвуют в разработке основной образовательной программы в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением
Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования …..
Учебный план ОУ содержать обязательную часть основной образовательной программы начального общего образования и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность ; устанавливать соотношение указанных частей ; определять состав обязательных учебных предметов, входящих в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса ;
Обязательная часть (2/3) Часть, формируемая участниками образовательного процесса (1/3) 5- дневная и 6- дневная неделя
Время, отводимое на часть, формируемую участниками … может быть использовано : для увеличения часов на изучение отдельных учебных предметов обязательной части ; на введение курсов, обеспечивающих интересы, в том числе этнокультурные, участников образовательного процесса ; на изучение по желанию учащихся и их родителей курсов, обеспечивающих духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся ; на внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность составляет 1350 учебных часов ( при 5- дневной и 6- дневной учебной неделе ), отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей ( в том числе этнокультурных ),
Требования к условиям
Материальное и информационное оснащение образовательного учреждения должно обеспечивать следующие виды деятельности учащегося и учителя : создание и использование информации ( в том числе письмо, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио -, видео - сопровождением и графическим сопровождением, общение в Интернете ); получение информации из открытого образовательного информационного пространства ; Требования к условиям
наблюдение ( включая наблюдение микрообъектов ) и проведение экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально - наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно - научных объектов и явлений ; цифровое ( электронное ) и традиционное измерение, определение местонахождения, наглядное представление и анализ данных ; использование цифровых планов и карт, спутниковых изображений ; Требования к условиям
создание материальных объектов, в том числе произведений искусства ; обработка материалов и информации с использованием технологических инструментов ; проектирование и конструирование, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью ; исполнение, сочинение и аранжировку музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий ; Требования к условиям
физическое развитие, спортивные соревнования и игры ; планирование учебного процесса, регистрацию его хода ( выступлений, дискуссий, экспериментов ); размещение своих материалов и работ в информационной среде учреждения ; оценку работ учащихся учителями ; совершенствование учащимися своих работ ; проведение массовых мероприятий, собраний, представлений, отдых всегда, когда это требуется.