«Реализация профильного обучения в современных условиях» Воронина Елена Владимировна, Воронина Елена Владимировна, кандидат социологических наук главный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Проблема результатов образовательного процесса при введении профильного обучения» Воронина Елена Владимировна, Воронина Елена Владимировна, ведущий специалист.
Advertisements

Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
1 Северное окружное управление образования г. Москвы ГОУ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «Управление предпрофильным и профильным обучением в системе образовательного.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 г. Обнинска Стратегические направления развития школы.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 1 учреждение лицей 1 городского округа город Мантурово Годовой план работы на 2011 – 2012 учебный год.
МОУ СОШ 4 с углубленным изучением отдельных предметов Железнодорожного района города Екатеринбурга.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся МБОУ СОШ 3 г.Бородино.
Миссия МАОУ СОШ 5 – создание образовательного пространства, оптимального для формирования социально успешной личности обучающегося. Девиз школы: «Солнце.
создание оптимальных условий для перехода на профильное обучение.
Управление процессом становления и развития нового качества образования.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Транксрипт:

«Реализация профильного обучения в современных условиях» Воронина Елена Владимировна, Воронина Елена Владимировна, кандидат социологических наук главный специалист отдела стратегии развития образовательных учреждений Южного окружного управления образования г. Москвы

Введение Историческая справка….или…… позволю вам напомнить…… Историческая справка….или…… позволю вам напомнить…… что имели ввиду….. что имели ввиду…..

Нормативные документы: Приказ Министерства образования РФ от Приказ Министерства образования РФ от Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Москва, 2002 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Москва, 2002 Приказ Министерства образования РФ от Приказ Министерства образования РФ от Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования…(Вестник образования, август ) Экспериментальный федеральный учебный план. (Вестник образования, апрель 2004, 8) Экспериментальный федеральный учебный план. (Вестник образования, апрель 2004, 8) Методические рекомендации по введению профильного обучения на основе индивидуального учебного плана (Вестник образования, декабрь 2005) Методические рекомендации по введению профильного обучения на основе индивидуального учебного плана (Вестник образования, декабрь 2005)

Профильное обучение – это: Обеспечение выбора и индивидуализация обучения Обеспечение выбора и индивидуализация обучения Усиление прагматической направленности обучения. То что полезно для жизненной перспективы, можно получить хотя бы отчасти и в стенах родной школы. Усиление прагматической направленности обучения. То что полезно для жизненной перспективы, можно получить хотя бы отчасти и в стенах родной школы. Массовое обучение по выбору при сохранении возможности обучения в непрофильных, универсальных классах и школах. Массовое обучение по выбору при сохранении возможности обучения в непрофильных, универсальных классах и школах.

Профильное обучение: не является профессиональным или производственным обучением. не является профессиональным или производственным обучением. не конфликтует с существованием лицеев и гимназий так как должно быть массовым. не конфликтует с существованием лицеев и гимназий так как должно быть массовым. не является заменителем или вытеснителем непрофильного, универсального обучения. не является заменителем или вытеснителем непрофильного, универсального обучения.

Профиль - та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемых БУПом (33 часа в неделю) и максимальным лимитам санитарной нагрузки (36 часов в неделю). та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемых БУПом (33 часа в неделю) и максимальным лимитам санитарной нагрузки (36 часов в неделю).

КУРСЫ: Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Имеются две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.

КУРСЫ: Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основных функции. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основных функции. выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля.

Модели реализации. Однопрофильное образовательное учреждение; Однопрофильное образовательное учреждение; Многопрофильное образовательное учреждение; Многопрофильное образовательное учреждение; Сетевая организация: Сетевая организация: - Вариант «Ресурсный центр»; - Вариант «Школа – учреждение Доп. Обр.- ПУ - Вуз»

1 часть. Основные вопросы: А что нового? А что нового? Является ли введение профильного обучения инновацией? Является ли введение профильного обучения инновацией? Является ли введение профильного обучения актуальной инновацией? Является ли введение профильного обучения актуальной инновацией? Что именно является содержанием инновации? Что именно является содержанием инновации? Как соотносится с другими изменениями в сфере образования? Как соотносится с другими изменениями в сфере образования?

Основания ПНПО …создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны наконец создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности… …курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России. В этом абсолютно убежден. В.В. Путин, 5 сентября 2005 года

Из послания президента Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием.

Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов. Из послания президента

Основной инновационный процесс - обновление качества образования Чтобы жить, нужно иметь образование специальное, но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разбираться во всем, что совершается вокруг. А для этого нужно, если можно так выразиться, умение мыслить и понимать, нужна известная широта кругозора, известная высота развития Н.Рубакин, русский книговед и писатель

Тактики измененийЧтоКак Институциональные изменения Социальные блага Тактика «авось всем понравится» Практика ФПРО, связанная с разработкой разного рода рекомендаций и инструкций Практика ФПРО, связанная с закупками и поставками оборудования и компьютеров Тактика «по всему фронту, чтобы все…» ЕГЭ, отчасти профильное обучение, «широкомасштабный эксперимент» Первая стадия национального проекта «Образование» Тактика точечных изменений Поддержка регионов на грантовой основе, «покупка» реформ

Инноватика – это то, что позволяет аккумулировать научные, технические, образовательные ресурсы и превращать их в экономический фактор. Сегодня «инновация» – слово дня. Инновационная деятельностькомплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. «Капитализация инноваций» - способы «встречи» финансовых и иных ресурсов с идеями, или говоря по-другому, конкурсное распределение средств под проекты. Исходя из такого понимания, можно назвать следующие механизмы «капитализации инноваций»: - распределение бюджетных средств на конкурсной основе; - привлечение грантовых средств; - привлечение инвестиций; - привлечение средств местного бизнеса; - привлечение банковских кредитов; - привлечение средств граждан.

Развилки: какие реформы следует «покупать»? Институциональные изменения в образовании предполагают прежде всего: - Изменение практики управления, организации деятельности в школах (школьные советы, нормативное финансирование, новая система оплаты труда, профильное обучение и пр.); -Реальная школьная практика (Как дети читают? Что у них с вычислениями? Здоровы ли они? Чувствуют ли себя в безопасности? Хорошо ли дети справляются с проектами? Могут ли они самостоятельно построить себе расписание на 1 день, на неделю? Нет ли в школе дедовщины? Хороши ли туалеты и другие бытовые условия? Интересно ли детям в школе? Как живется в школе детям с особыми потребностями? Могут ли здоровые дети наладить с ними общение? Есть ли в школе автобус? Дает ли концерты школьный театр, и каковы его успехи? Действительно ли факультативы и элективы являются таковыми, а не обязательным довеском к углубленной математике? Сколько времени уходит у детей на домашнюю работу? Довольны ли родители школой, в которой учится их ребенок?)

ПНПО –механизм «капитализации инноваций» конкурсного распределения средств под проекты Новые функции управленческой команды ОУ: - обоснование актуальности и разработка инвестиционно-привлекательного проекта; - обоснование актуальности и разработка инвестиционно-привлекательного проекта; - прогноз и оценка реализуемости проектируемых изменений; - подготовка документации и описание разработанного проекта

Инновация то, что позволяет аккумулировать научные, технические, образовательные ресурсы и превращать их в экономический фактор развития. Инновация – изменения не ради изменений, но для повышения эффективности управления образовательным учреждением. Инновация – изменения не ради изменений, но для повышения эффективности управления образовательным учреждением.

Повышение эффективности может проявляться: - в повышении качественных показателей образовательной деятельности педагогов (положительная динамика процента успешности учащихся, количества победителей олимпиад, участия детей в социальных проектах); - в оптимизации структуры образовательного учреждения в соответствии с изученными образовательными потребностями социума (расширение спектра дополнительного образования, появление профильных образовательных услуг, создание психолого-логопедической службы); - в обновлении организационных условий образовательного процесса с целью повышения его результативности (совершенствование информационно-коммуникационной среды школы, актуальный выбор и системное использование образовательных технологий в учебной деятельности и дополнительном образовании)

Изменившиеся условия образовательной практики (на уровне образовательных учреждений) Вариативность содержания учебных программ, учебно-методических комплектов, используемых учителями Вариативность содержания учебных программ, учебно-методических комплектов, используемых учителями Разнообразие образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей Разнообразие образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей Появление новых задач развития образовательных учреждений, требующих гибкого и быстрого реагирования (обеспечение безопасности, подготовка к ЕГЭ, нормативное финансирование) Появление новых задач развития образовательных учреждений, требующих гибкого и быстрого реагирования (обеспечение безопасности, подготовка к ЕГЭ, нормативное финансирование)

Изменившиеся условия образовательной практики (государственные инициативы) Принятие образовательных стандартов (два уровня: базовый и профильный) Принятие образовательных стандартов (два уровня: базовый и профильный) Введение новой формы итоговой аттестации (ЕГЭ) (уровни А,В,С) Введение новой формы итоговой аттестации (ЕГЭ) (уровни А,В,С) Введение профильного обучения (проблема содержания, форм организации, системы оценивания учебных достижений) Введение профильного обучения (проблема содержания, форм организации, системы оценивания учебных достижений) Информатизация Информатизация Внедрение новых экономических механизмов Внедрение новых экономических механизмов

Программы развития образовательных учреждений Государственные инициативы в области образования Изменения на уровне образовательного учреждения Общие тенденции изменений Дифференциация содержания образования Изменение системы оценивания результатов образования Необходимость качественного самоопределения Необходимость повышения конкурентоспособности ОУ Принятие образовательных стандартов (два уровня: базовый и профильный) Вариативность содержания учебных программ, учебно-методических комплектов, используемых учителями Введение новой формы итоговой аттестации (ЕГЭ) Введение профильного обучения (проблема содержания, форм организации, системы оценивания учебных достижений) Внедрение новых экономических механизмов Разнообразие Образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей Появление новых задач развития образовательных учреждений, требующих гибкого и быстрого реагирования (обеспечение безопасности, подготовка к ЕГЭ, нормативное финансирование)

Задача региональной системы управления: Согласование государственных инициатив и развивающейся образовательной практики На окружном уровне: Оптимизация сети образовательных учреждений, ресурсов её обеспечивающих с целью наиболее качественного удовлетворения образовательных потребностей населения

Основой инновационных процессов является обновление качества образования Качество – соотношение целей и результата; Качество процесса и его условий; Качество самоопределения….. Качество максимально приближенное к ожиданиям различных групп потребителей образовательных услуг

Обновление качества образования с позиций системного подхода. Существующее качество образования Изменяющиеся социально- экономические условия Внешнее управление Инновационные процессы Обновлённое качество образования Обратная связь

Классификация инновационных процессов Изменение форм и методов обучения: наблюдается технологизация процесса обучения. Изменение форм и методов обучения: наблюдается технологизация процесса обучения. Изменение образовательной модели (введение профильного обучения, индивидуальный учебный план) Изменение образовательной модели (введение профильного обучения, индивидуальный учебный план) Статусные изменения: гимназия, лицей, ЦО, городская экспериментальная площадка, и другие. Изменение содержания образования: формируются новые типы содержания (гимназическое, лицейское, профильное и т.д.) Изменение форм организации образовательного процесса: наряду с классно-урочной внедряются проектная, лекционно-семинарская, блочно-модульная и другие формы.

Актуальность профильного обучения сегодня: Закон о федеральном стандарте образования принят в первом чтении Закон о федеральном стандарте образования принят в первом чтении (двухуровневый стандарт предметного содержания + компетентностная составляющая) Профильность и ЕГЭ - согласованные инновации (в регионах параллельный эксперимент) Профильность и ЕГЭ - согласованные инновации (в регионах параллельный эксперимент) Введён МБУП-2007 – профильная старшая ступень Введён МБУП-2007 – профильная старшая ступень (должны все, но организационные модели отработаны только в эксперименте) Расширение общественной составляющей управления школой Расширение общественной составляющей управления школой (у профильного обучения есть потенциал реализации) Введение новой системы оплаты труда Введение новой системы оплаты труда (оплата труда с учётом качества обеспечиваемого образования )

Акцент в определении качества образования Качество – соотношение целей и результата; Качество – соотношение целей и результата; Качество процесса и его условий; Качество процесса и его условий; Качество самоопределения….. Качество самоопределения….. Качество максимально приближенное к ожиданиям различных групп потребителей образовательных услуг Качество максимально приближенное к ожиданиям различных групп потребителей образовательных услуг

Профильное обучение – содержание инновации эффективная модель организации образовательного процесса, позволяющую учитывать образовательные потребности ближайшего социального окружения школы, активизировать ресурсы образовательного учреждения с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. эффективная модель организации образовательного процесса, позволяющую учитывать образовательные потребности ближайшего социального окружения школы, активизировать ресурсы образовательного учреждения с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

Профильное обучение –содержание инновации Образовательные потребности учащихся и их родителей Кадровый, Научно -методический, Организационный, Материально-технический и другие ресурсы образовательного учреждения Индивидуальные возможности и психологические особенности ребёнка Проектируемое качество образования

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Показатель эффективности образования – сформированность самостоятельности СПОСОБНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ СПОСОБНОСТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЬ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Модель профильного обучения Начальная школа 2-7 классы Способность к самообразованию Средняя школа 8-9 классы Способность к самоопределению Старшая школа классы Способность к самоуправлению

Профильное обучение – образовательная модель, формирующая способность к осознанному выбору, качество личности, актуализированное в условиях информационного общества, необходимое в проявляющейся мировой тенденции к непрерывному образованию, смены видов деятельности и профессии в течение всей жизни. качество личности, актуализированное в условиях информационного общества, необходимое в проявляющейся мировой тенденции к непрерывному образованию, смены видов деятельности и профессии в течение всей жизни.

2 часть. А как мы это делаем? Модель и её реализация Модель и её реализация ГЭП - 2 ГЭП - 2 Сетевое взаимодействие Сетевое взаимодействие А зачем всё это?..... А зачем всё это?.....

Ключевой идеей развития школы является оптимизация образовательного процесса посредством создания «пространства выбора»

Уровень, форма, место обучения – поле выбора для ученика. Дополнительное образование элективные курсы спецкурсы базовые Различные формы получения образования Формы контроля и самоконтроля ЗУН Формы презентации учебных достижений (наполнение портфолио) Виды деятельности в системе общего и дополнительного образования

для учащихся: уровня предметного обучения (базового, профильного), дополнительного образования, программ довузовской подготовки, развивающих программ, программ здоровьесбережения, способов самоопределения, самореализации, самопрезентации.

Поле выбора для учителя. вариативный УМК (базовый, профильный, углублённый уровни) вариативные системы оценивания (рейтинг, портфолио, тестирование в режиме on-line). возможность создания авторских программ (спецкурсы, элективные курсы, в том числе интегративного, междисциплинарного характера)

для педагогов: программно-методического, дидактического сопровождения предметного обучения, уровня и направлений внутришкольного повышения квалификации, форм самореализации и уровня творческой активности в экспериментальной, инновационной деятельности.

Поле выбора для школьной управленческой команды:. выбор модели реализации профильного обучения (однопрофильная, многопрофильная, ресурсный центр профильного обучения выбор эффективной системы поощрений педагогического коллектива на прозрачной основе выбор стратегии развития качества предоставляемых образовательных услуг;

Стратегии формирования профилей обучения Жёсткая профилизация Жестко определяется набор профильных предметов Жестко определяется набор профильных предметов Строится на основе программ углублённого обучения по профильным предметам Строится на основе программ углублённого обучения по профильным предметам Осуществляется селективный отбор в профильные классы Осуществляется селективный отбор в профильные классы Элективные курсы формируются, в основном, на предметной и межпредметной основе Элективные курсы формируются, в основном, на предметной и межпредметной основе Форма организации – однопрофильное или многопрофильное образовательное учреждение Мягкая профилизация Предлагается несколько уровней изучения предметов (базовый, расширенный, углублённый) Распределение учащихся по профилям осуществляется на основе индивидуальной работы с каждым Предлагается широкий набор элективных курсов развивающего характера Осуществляется психологическое сопровождение процессов самоопределения Форма организации – ресурсный центр, механизм реализации – индивидуальный учебный план

Программа «Школа России» Программа «Гармония» Программа «Школа 2100» Программа «Планета знаний» Программа «Здоровье» Программа «Интеллектика» Виртуальная школа «Синергия» Вариативность содержания образования I Ступень (1 - 4 классы)

II Ступень (5 - 9 классы) мягкая профилизация общеобразовательные классы программа «Одарённый ребёнок» физико-математические группы предпрофильное обучение Модульные курсы в инвариантной части учебного плана: Делопроизводство Текстовый редактор Психология профессионального самоопределения Активизирующие методы профориентации

Выбор профилей: физико-математический социально-гуманитарный экономический универсальный информационно-технологический культурологический военно-спортивный III Ступень

Предпрофильная и профильная подготовка: выбор и ориентиры. Класс Что выбираем? Зачем? 8СпецкурсыЧто мне интересно? 9 предпрофильныйПрофильные предметы, спецкурсы Я не только хочу, но и могу профильныеПрофильные предметы, спецкурсы Я готовлюсь к ЕГЭ по этим предметам

Модель организации профильного обучения - Центр непрерывного профильного образования Начальная массовая школа с вариативной образовательной средой 1- 4 (6) ЦНПО Средняя ступень с мягким переходом к профильному обучению на основе подготовки к выбору 5-9 (7-9) Старшая профильная ступень обучения на основе формирования профильных групп или индивидуального учебного плана10-11 ВУЗ по профилю; Средне-специальные учебные заведения по профилю на базе 11 кл; Трудоустройство в соответствии с профилем обучения..

Модель центра непрерывного профильного образования Ступень обучения Наблюдаемый результат Вариативная начальная школа с развивающими программами, программами психологического сопровождения и коррекции (1-4) Родители и учащиеся привыкают к ситуации выбора Средняя ступень с мягким переходом к профильному обучению на основе предоставления выбора элективных курсов и широкого спектра программ дополнительного образования (5-7) Первичный опыт самостоятельного выбора в сфере учебной и внеурочной деятельности Предпрофильная подготовка (проба себя в различных видах учебной деятельности по профильным предметам) (8-9) Осознанный выбор предметов, изучаемых на профильном уровне Старшая ступень с группами профильного обучения на основе индивидуального выбора учащихся (10-11) Самостоятельный выбор дальнейшей жизненной траектории

Цен тр «Ра зви тие » 2-7 кла ссы 8-9 кла ссы кла ссы Использование часов ШК и БДО Работа психологов с родителями Использование часов ШК и БДО Общеобразовательные классы Предпрофильная подготовка Психологическое сопровождение Дополнительное образование Профильное обучение Спецкурсы по выбору Учебно-научное объединение МГИУ и школы Система элективных курсов Лицейские классы Расширенное изучение обществознания Помощь в самоопределении Тестирование Элективные курсы по психологии Общеобразовательные классы Лицейские классы ИТ профиля Многопрофильные классы Социально-правовой профиль Биолого-химический профиль Культурологический профиль Эколого-географический Расширенное изучение математики Развитие интересаРасширение кругозора Здоровье-сбережениеРазвитие мышления Подготовка к школе Помощь первоклассникам

Учебный план профильной старшей ступени областьпредмет кол-во часов реально Базовые курсы 50%73% Спецкурсы (по выбору и обязательные) 30%18% Элективные курсы 20%9% Дополнительное образование От 10% до 35%

Методическое сопровождение учебного плана по профилям Реализация профильности в уч. плане Программа, тематическое планирование Гос.(общеобр или углубл) Согласован- ная с ВУЗом Авторская (с кем согласована) Учебно- методичес- кое обеспечение База (кол-во часов) +++ Спецкурс (назв. кол-во часов) +++ Электив. курс (назв. кол-во часов) +++ Доп. образование +++

Фрагмент оформления методического обеспечения профильного обучения по математике школы 470 Реализация профильности в учебном плане Программа, тематическое планирование Учебно-методическое обеспечение Государственная (расширенная) Профильный курс Программа «Математика» 5-11 класс для общеобразовательных учреждений (ИОСО РАО) Курс В 10 класс - 2 часа 11 класс – 2 часа 10 класс Л.С. Атанасян др. «Геометрия 10 – 11». Б.Г. Зив, В.М. Мейлер и др. «Задачи по геометрии 7 – 11» А. Гайштут, Г. Литвиненко «Стереометрия», задачник к школьному курсу геометрии класс 11 класс Л.С. Атанасян др. «Геометрия 10 – 11». Б.Г. Зив, В.М. Мейлер и др. «Задачи по геометрии 7 – 11» А. Гайштут, Г. Литвиненко «Стереометрия», задачник к школьному курсу геометрии класс Школьный компонент Спецкурс (названи е, кол-во часов) «Решение задач повышенной сложности по геометрии» 10 класс - 1 час 11 класс – 1 час А. Гайштут, Г. Литвиненко «Стереометрия», задачник к школьному курсу геометрии класс Б.Г. Зив, В.М. Мейлер и др. «Задачи по геометрии 7 – 11» В. Полонский «Геометрия», задачник к школьному курсу 7-11 класс.

Профильное обучение – проблемное поле Модель профильного обучения дифференциация предметного содержания: базовый и профильный уровни дифференциация предметного содержания: базовый и профильный уровни упорядочение программно- методического сопровождения учебного плана школы упорядочение программно- методического сопровождения учебного плана школы индивидуализация подготовки к ЕГЭ индивидуализация подготовки к ЕГЭ создание условий для осознанного выбора создание условий для осознанного выбора Проблемы сегодняшнего дня: удорожание учебного плана(«демографическая яма») расширение спектра предметов итоговой аттестации в форме ЕГЭ отсутствие целенаправленной подготовки к осознанному выбору профиля в массовой практике

Отличия МБУП – 2001 и МБУП-2007 МБУП – 2001 МБУП – 2001 Начальная школа Начальная школа - 3 часа ШК на индивидуальную работу с детьми - 3 часа ШК на индивидуальную работу с детьми Средняя школа – Средняя школа – часа на обеспечение предпрофильной подготовки (в том числе за счёт «Технологии») часов ШК, позволяющих индивидуализировать учебную нагрузку, подготовить к осознанному выбору за счёт системы элективных курсов МБУП-2007 Начальная школа - отсутствие часов ШК на индивидуальную работу с детьми (3 часа ин. яз со 2-го класса) Средняя школа – - увеличение часов на математику, русский, - минимальное кол-во часов на обеспечение предпрофильной подготовки - снижение часовых показателей на предметы естественнонаучного цикла

Отличия МБУП – 2001 и МБУП-2007 МБУП – 2001 МБУП – 2001 Старшая школа Старшая школа - фиксированное кол-во обязательных предметов - неопределённость возможностей интеграции предметов - жёсткое требование наполнения областей знаний МБУП-2007 Старшая школа - выделение 13 обязательных предметов (из 19) - возможность выбора уровня изучения обязательных предметов (не менее двух, прописано кол-во часов профильного уровня) - прописаны возможности и рамки интеграции - отсутствие выделенных областей - нет «Технологии»

Дополнительное образование Направлено на формирование способности учащихся к осознанному выбору Направлено на формирование способности учащихся к осознанному выбору (интеграционный ресурс) Обеспечивает ситуацию успеха в выбранном учащимися виде деятельности Обеспечивает ситуацию успеха в выбранном учащимися виде деятельности Для педагогов расширяет возможности самореализации Для педагогов расширяет возможности самореализации (мотивационный ресурс) Позволяет нивелировать недостатки апробируемой модели МБУП Расширяет возможности построения индивидуальной образовательной траектории (ресурс индивидуализации образования)

ГЭП второго уровня «Разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение» Трансляция разработанных организационных моделей, поиск решений в условиях МБУП Трансляция разработанных организационных моделей, поиск решений в условиях МБУП Разработка ресурсов профильного обучения в направлениях: Разработка ресурсов профильного обучения в направлениях: - выбор основы для системы оценивания работы учителя и учебных продвижений учащихся - апробация системы психологического сопровождения процессов самоопределения учащихся - участие учащихся и их родителей в формировании учебного плана школы

Механизм трансляции сетевое взаимодействие образовательных учреждений, путём создания консалтинговых пунктов на базе восьми ресурсных центров: 675, 470, 540, 872, 936, 932, 1828, 2001 и школ, осуществляющих консультирование по специальным проблемам профильного обучения: 548, 463, 1636, 1552, 1750, 1158, 982.

Структура сети Ресурсные центры – ядра Ресурсные центры – ядра (15ОУ ЮАО +204-ДОГМ, МУК 25, ЗелАО) (15ОУ ЮАО +204-ДОГМ, МУК 25, ЗелАО) Функции: Функции: Разработка и экспериментальная апробация форм сетевого взаимодействия Разработка и экспериментальная апробация форм сетевого взаимодействия Трансляция инновационного опыта по созданию моделей профильного обучения Трансляция инновационного опыта по созданию моделей профильного обучения Индивидуально-групповое консультирование по вопросам реализации концепции профильного обучения Индивидуально-групповое консультирование по вопросам реализации концепции профильного обучения Разработка модели Ресурсного центра инновационной сети профильного обучения Разработка модели Ресурсного центра инновационной сети профильного обучения Обеспечение открытости хода и результатов эксперимента Обеспечение открытости хода и результатов эксперимента Инновационная сеть Инновационная сеть (72ОУ ЮАО , 1194 ЗелОУ СЗАО СВАО ) (72ОУ ЮАО , 1194 ЗелОУ СЗАО СВАО ) Функции Функции Разработка и экспериментальная апробация собственной модели профильного обучения на основе социально-образовательного заказа Разработка и экспериментальная апробация собственной модели профильного обучения на основе социально-образовательного заказа Участие в проектировании профильного пространства района, округа Участие в проектировании профильного пространства района, округа Самоанализ и представление результатов инновационной деятельности Самоанализ и представление результатов инновационной деятельности

При организации сетевого взаимодействия мы исходим из следующего: сеть создается и удерживается общей проблематикой, интересной всем членам сети. сеть создается и удерживается общей проблематикой, интересной всем членам сети. каждый из сетевых узлов предлагает свое видение той или иной проблемы и свой вариант ее решения, используя при этом другие сетевые узлы в качестве дополнительного ресурса. каждый из сетевых узлов предлагает свое видение той или иной проблемы и свой вариант ее решения, используя при этом другие сетевые узлы в качестве дополнительного ресурса.

Быть узлом сети – это значит: иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети; иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети; иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления содержания своей образовательной модели; иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления содержания своей образовательной модели; понимать частичность своего содержания и видеть возможность за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы. понимать частичность своего содержания и видеть возможность за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы.

Особенности взаимодействия Число узлов сети определяется не количеством школ, знающих о ней, а количеством различных способов работы над единой для всех задачей. Число узлов сети определяется не количеством школ, знающих о ней, а количеством различных способов работы над единой для всех задачей. Индивидуальный опыт того или иного "узла" востребован не в качестве примера для подражания, не в качестве материала для распространения, а в качестве зеркала, которое позволяет увидеть свой собственный опыт.

Предполагаемые формы сетевого взаимодействия учреждений в осуществлении процесса обучения (межшкольные проекты, познавательно-развлекательные игры, социально- ориентированные проекты, экспедиции и т.д.) в осуществлении процесса обучения (межшкольные проекты, познавательно-развлекательные игры, социально- ориентированные проекты, экспедиции и т.д.) в использовании материально – технических ресурсов (совместное использование лабораторий, медиатек, спортивных сооружений и т.д.) в использовании материально – технических ресурсов (совместное использование лабораторий, медиатек, спортивных сооружений и т.д.) в использовании кадровых ресурсов (в условиях падения нагрузки учителей из-за демографического спада) в использовании кадровых ресурсов (в условиях падения нагрузки учителей из-за демографического спада) в форме виртуальных видов связей (обобществление тематических сайтов, проведение форумов и виртуальных проектов) в форме виртуальных видов связей (обобществление тематических сайтов, проведение форумов и виртуальных проектов) В проведении психолого – педагогических исследований и социологических опросов на основе единых научных подходов В проведении психолого – педагогических исследований и социологических опросов на основе единых научных подходов

Для организации сетевого взаимодействия мы считаем необходимым: создать нормативно-правовое обеспечение развития сетевых форм взаимодействия; создать нормативно-правовое обеспечение развития сетевых форм взаимодействия; разработать окружную программу реализации профильного обучения направленную на развитие муниципальной образовательной системы как сетевой организации; разработать окружную программу реализации профильного обучения направленную на развитие муниципальной образовательной системы как сетевой организации; разработать и внедрить в практику управления сетевые образовательные программы, сетевые социальные и культурно- образовательные проекты, сетевые программы повышения квалификации; разработать и внедрить в практику управления сетевые образовательные программы, сетевые социальные и культурно- образовательные проекты, сетевые программы повышения квалификации; создать систему мониторинга развития сетевых форм взаимодействия. создать систему мониторинга развития сетевых форм взаимодействия.

Критерии оценки эффективности реализации программы: востребованность мероприятий программы консультативных центров по профильному образованию у руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений округа; (от 48 до 122 участников семинаров - консультаций) востребованность мероприятий программы консультативных центров по профильному образованию у руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений округа; (от 48 до 122 участников семинаров - консультаций) положительная динамика удовлетворённости качеством образовательных услуг учащихся и их семей в школах округа, реализующих профильное обучение; положительная динамика удовлетворённости качеством образовательных услуг учащихся и их семей в школах округа, реализующих профильное обучение; интенсивность и качество сетевого взаимодействия всех субъектов деятельности по реализации программы; (порядка 83% ОУ представили участников на все мероприятия сети, 10% посетили не менее 50% мероприятий) интенсивность и качество сетевого взаимодействия всех субъектов деятельности по реализации программы; (порядка 83% ОУ представили участников на все мероприятия сети, 10% посетили не менее 50% мероприятий) активность участия в сетевых проектах учащихся и педагогов школ, поэтапно включаемых в реализацию программы.(более 1800 учащихся приняли участия в проектах, редложенных ресурсными центрами сети) активность участия в сетевых проектах учащихся и педагогов школ, поэтапно включаемых в реализацию программы.(более 1800 учащихся приняли участия в проектах, редложенных ресурсными центрами сети)

Информационное сопровождение программы В целях информационной поддержки введения профильного обучения в округе В целях информационной поддержки введения профильного обучения в округе на базе ЦО 1828 в 2006/7 учебном году создан Сайт «Профильное обучение в образовательных учреждениях Южного округа города Москвы». Адрес сайта:

Предлагаемый алгоритм перехода общеобразовательной школы к профильному обучению Выбор модели (одно-, много-, ресурсный центр); Выбор модели (одно-, много-, ресурсный центр); Выбор направления профилизации (гуманитарное, естественно-научное, техническое …) Выбор направления профилизации (гуманитарное, естественно-научное, техническое …) Формирование профилей в рамках выбранного направления; Формирование профилей в рамках выбранного направления; Создание учебно-методической и материально-технической базы профильного обучения; Создание учебно-методической и материально-технической базы профильного обучения; Формирование учебного плана профильного обучения. Формирование учебного плана профильного обучения.

Направления развития образовательного учреждения вводящего профильное обучение: Упорядочение содержания образования: соблюдение принципов непрерывности и преемственности содержания по предметным областям, Упорядочение содержания образования: соблюдение принципов непрерывности и преемственности содержания по предметным областям, Обоснованность учебного плана, его методического сопровождения, выбора форм организации образовательного процесса; Обоснованность учебного плана, его методического сопровождения, выбора форм организации образовательного процесса; Подбор форм и методов обучения, направленных на развитие способности к осознанному выбору Подбор форм и методов обучения, направленных на развитие способности к осознанному выбору Изменение систем оценивания учебных достижений (накопительная оценка, критериальное оценивание, «портфель достижений») Изменение систем оценивания учебных достижений (накопительная оценка, критериальное оценивание, «портфель достижений»)

Методическая тема учителя: разработка профильного и непрофильного содержания (дифференциация содержания по предмету на базовом и профильном уровнях, разработка или апробация программ спецкурсов, элективных курсов), разработка профильного и непрофильного содержания (дифференциация содержания по предмету на базовом и профильном уровнях, разработка или апробация программ спецкурсов, элективных курсов), разработка методики профильного обучения (внедрение интенсивных технологий обучения, в том числе информационных, самостоятельная работа в малых группах, проектирование, конструирование и т.д.), разработка методики профильного обучения (внедрение интенсивных технологий обучения, в том числе информационных, самостоятельная работа в малых группах, проектирование, конструирование и т.д.), апробация системы учёта учебных достижений и продвижений учащихся профильных классов (портфель учебных достижений, рейтинговая оценка, критериальная оценка) апробация системы учёта учебных достижений и продвижений учащихся профильных классов (портфель учебных достижений, рейтинговая оценка, критериальная оценка)

План учителя:. НаправлениеСодержание Планируемый результат Форма отчёта разработка профильного и непрофильного содержания разработка или апробация программ спецкурсов, элективных курсов дифференциация содержания по предмету на базовом и профильном уровнях программы спецкурсов, элективных курсов по предмету, система спецкурсов разработка методики профильного обучения внедрение интенсивных технологий обучения повышение учебной мотивации, качества обучения отчет на МО, выступление на педсовете, статья апробация системы учёта учебных достижений портфель учебных достижений повышение учебной мотивации отчёт творческой группы на педагогическом совете, статья

Сетевое взаимодействие на уровне образовательных учреждений Представление опыта экспериментальных школ в режиме сетевого взаимодействия (формирование «узлов сети») Представление опыта экспериментальных школ в режиме сетевого взаимодействия (формирование «узлов сети») Экспериментальная разработка общих направлений путём создания межшкольных рабочих групп Экспериментальная разработка общих направлений путём создания межшкольных рабочих групп Формирование инновационных сетей по различным моделям организации профильного обучения Формирование инновационных сетей по различным моделям организации профильного обучения Объединение нескольких школ в целях предоставления качественных образовательных услуг. Объединение нескольких школ в целях предоставления качественных образовательных услуг.

Схема взаимодействиям межшкольных групп: Сроки исполнения: Завучу по ОЭР в каждой школе Координатору предметной группы Сбор материалов до Материалы учителей по форме в электронном виде направить координаторам групп Составить сводную таблицу используемого методического сопровождения в в школах координаторов групп Круглый стол «Проблемы учебно- методического сопровождения профильного обучения» Направить ведущих учителей профильных и непрофильных предметов на круглый стол. Самим быть в роли координатора или учителя – предметника. Обсудить сводную таблицу на предмет обеспеченности профильного обучения, исключить УМП, вызывающие сомнения у большинства учителей. Провести обсуждение по вопросам к форме отчёта, зафиксировав замечания и высказывания учителей в школе 675 (на плановом круглом столе) подводим итоги Представить свои впечатления об апробированной сетевой форме взаимодействия на уровне учителей предметников (2-3 мин выступление). Подготовить окончательный вариант сводных таблиц по форме и краткий итог обсуждений по вопросам круглого стола.

Сетевое взаимодействие на уровне округ-ВУЗ Соглашения о сотрудничестве с ВУЗами по следующим направлениям: Разработка и апробация методик и процедур социолого - педагогических исследований в режиме сетевого взаимодействия (научное осмысление внедряемых моделей); Разработка и апробация методик и процедур социолого - педагогических исследований в режиме сетевого взаимодействия (научное осмысление внедряемых моделей); Разработка и упорядочение методического сопровождения профильного уровня содержания образования по различным предметам; Разработка и упорядочение методического сопровождения профильного уровня содержания образования по различным предметам; Разработка критериев оценивания и независимая оценка качества образования по профильным предметам; Разработка критериев оценивания и независимая оценка качества образования по профильным предметам; Повышение квалификации преподавателей и участие в работе межшкольных рабочих групп; Повышение квалификации преподавателей и участие в работе межшкольных рабочих групп; Проведение совместных семинаров по актуальным направлениям разработки моделей профильного обучения; Проведение совместных семинаров по актуальным направлениям разработки моделей профильного обучения; Организация сетевых научных обществ учащихся, разработка содержания сетевых социальных проектов. Организация сетевых научных обществ учащихся, разработка содержания сетевых социальных проектов.

Основные направления и формы внутрисетевого взаимодействия РЦ Консультации по вопросам составления профильного учебного плана старшей школы, финансирования, системы оценки качества знаний и мониторинг надпредметных умений учащихся. 2. Сетевые мероприятия для учащихся Р.Ц. и школ сети : интеллектуальные развивающие игры по учебным предметам и интегрированные: история, общество знание, право, экономика; физика, математи ка, информатика; химия, биология экология, природоведение; русская и иностранная филология.. 3. Сетевые мероприятия для педагогических коллективов школ сети: теоретические проблемные семинары; обмен практическим опытом по применению современных образовательных технологии с посещением уроков; круглые столы; научно-практические конференции, издание печатной продукции. 4. Организация социального партнерства с Вузами, общественными организациями, колледжами для реализации непрерывного профильного обучения.

Программа развития «Повышение эффективности образовательной модели школы посредством организации сетевого взаимодействия»

Школа - ресурсный центр: ОБЛАДАЕТ значительным инновационным, кадровым, материально-техническим, инновационным потенциалом ОБЛАДАЕТ значительным инновационным, кадровым, материально-техническим, инновационным потенциалом ОСУЩЕСТВЛЯЕТ педагогическое консультирование, организационно-методическое сопровождение, информационную поддержку ОСУЩЕСТВЛЯЕТ педагогическое консультирование, организационно-методическое сопровождение, информационную поддержку РАЗРАБАТЫВАЕТ различные формы сетевого взаимодействия по приоритетным направлениям развития округа РАЗРАБАТЫВАЕТ различные формы сетевого взаимодействия по приоритетным направлениям развития округа СПОСОБСТВУЕТ совершенствованию вариативного, экспериментального, инновационного образовательного пространства округа СПОСОБСТВУЕТ совершенствованию вариативного, экспериментального, инновационного образовательного пространства округа

Наш девиз Ты не гимназия, ты не лицей – Ты не гимназия, ты не лицей – Обычная школа, обычные дети! Обычная школа, обычные дети! Но ты однажды стала моей, Но ты однажды стала моей, А значит – лучшей школой на свете! А значит – лучшей школой на свете!