Проблемы и трудности учителя в процессе внедрения ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
Advertisements

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Формирование и оценка универсальных учебных действий Хазова Елена Ивановна МБОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Черепанова Семинар для учителей начальной школы « Применение образовательных.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Транксрипт:

Проблемы и трудности учителя в процессе внедрения ФГОС

Каковы цели современного образования ? Что изменилось ? Зачем учить ? ФГОС НОО : с мена образовательной парадигмы, новые цели образования, получение качественно нового результата Устоявшееся мнение : Основная задача школы - дать хорошие прочные знания

Результаты образования Личностно ориентированная парадигма Системно - деятельностный подход предметные метапредметные ( УУД ) личностные формирование « компетнтности к обновлению компетенций »

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пособие для учителя Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой Москва : « Просвещение »

Что изменилось в содержании ? Чему учить ? ФГОС НОО : Обновление содержания образования Взгляд учителя : В учебниках те же темы и упражнения

Содержание образования Подготовка младшего школьника к продолжению современного образования Предметные знания, умения и навыки Универсальные способы деятельности Универсальные способы деятельности, способность вступать в отношения в социальной среде Работа с текстами разных типов и видов ( курс « Чтение. Работа с текстом »)

Освоение новой информации позитивная мотивация, положительный эмоциональный фон в процессе освоения материала ; систематичность и последовательность, доступность и детализация содержания ; сознательность, самостоятельность, активность ; использование большей наглядности изложения, связь теории с практикой ; осуществление анализа затруднений учителей после каждого изученного модуля и организация их преодоления

Детализация : освоение понятий УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер

Детализация : освоение понятий УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ саморазвитию и самосовершенствованию обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Детализация : функцииУУД Детализация : функции УУД Регуляция Регуляция учебной деятельности Создание условий Создание условий для саморазвития и самореализации личности успешности Обеспечение успешности обучения

Детализация : виды УУД ЛИЧНОСТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ обеспечивают общеучебные умения работать с новой информацией, логические действия КОММУНИКАТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ обеспечивают умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ От действия к мысли : Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова Москва : « Просвещение »

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ : В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ : ОТ ДЕЙСТВИЯ К МЫСЛИ Система заданий : Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова Москва : « Просвещение »

Основная образовательная программа ОУ Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Программы отдельных учебных предметов, курсов ( Пояснительная записка к курсу, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ) Система оценки достижений планируемых результатов

Программа формирования универсальных учебных действий Цель и задачи программы Ценностные ориентиры содержания образования Виды универсальных учебных действий Формы организации учебного процесса, направленного на формирование УУД Типовые задачи формирования УУД Связь УУД с содержанием учебных предметов Подпрограммы формирования УУД ( в Приложении )

Связь УУД с содержанием учебных предметов Формирование УУД – целенаправленный, системный процесс, реализуемый во всех предметных областях и внеурочной деятельности o УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса o учет уровня сформированности УУД ( в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету, и в программах ВУД ) o результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА Личностные УУД Самоопределение Самоопределение ( ф - е основ гражданской идентичности, адекватной нравственной самооценки, ознакомление с миром профессий, их значимости и др.) Смыслообразование Смыслообразование ( ф - е ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности ) Нравственно - этическое оценивание Нравственно - этическое оценивание ( знание основных моральных норм, выделение нравственного содержания поступка, развитие этических чувств, развитие доброжелательности, сопереживания, эмоционально - нравственной отзывчивости и др.)

Учебные задания, направленные на развитие личностных УУД определениевысказывание определение и высказывание правил поведения при общении и сотрудничестве ; делать выбор оцениватьситуации отделять умение делать выбор, какой поступок совершить, оценивать жизненные ситуации, отделять поступки от самого человека ; объяснение объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие « вырази отношение », « объясни эмоции », « настроение », « любите », « нравится », « не нравится », « хорошо - плохо », « красиво » и др.

Практическая работа : русский язык Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части. Как автор текста говорит о Родине ? Используя толковый словарь, объясните значение слов. Проверьте написание гласных букв в корне. Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке. Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму. Работая в группе, выполните …ЛЛ

Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития личностных УУД ? « Литературное чтение » « Русский язык » « Окружающий мир » « Музыка » « Изобразительное искусство »

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль, включая волевую саморегуляцию Коррекция Оценка

Учебные задания, направленные на развитие регулятивных УУД организация организация своего рабочего места формулирование цели ( проблемы ) формулирование цели ( проблемы ) урока ( самостоятельной деятельности ) после обсуждения ; составление плана составление плана решения учебной задачи ; сверятьдействия с целью исправлять ошибки умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки ; определение степени успешности определение степени успешности выполнения своей работы и работы других « найди ( исправь ) ошибки », « план », « набросок », « алгоритм », « оцени работу », « по образцу », « прикидка », « прогноз » и др.

Практическая работа : русский язык Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части. Как автор текста говорит о Родине ? Используя толковый словарь, объясните значение слов. Проверьте написание гласных букв в корне. Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке. Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму. Работая в группе, выполните …ЛРЛР

Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития регулятивных УУД ? « Технология » « Математика » « Русский язык »

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА Познавательные УУД Общеучебные Общеучебные ( работа с информацией, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач и др.) Логические, включая постановку и решение проблем Логические, включая постановку и решение проблем ( анализ, синтез, установление причинно - следственных связей, создание способов решения проблем творческого и поискового характера и др.) Моделирование Моделирование ( кодирование – декодирование, умение строить и использовать наглядные модели, схемы, диаграммы, чертежи )

Учебные задания, направленные на развитие познавательных УУД предположениеинформация предположение, какая информация нужна для решения учебной задачи ; отбор источников информации отбор источников информации ; извлечение информации извлечение информации из текста, таблицы, схемы, иллюстрации и др. сравнение группировка сравнение и группировка фактов и явлений ; делать выводы умение делать выводы ; составлениетекста ; составление простого учебно - научного текста ; представление информации представление информации в виде текста, таблицы, схемы и др. « назови », « графически обозначь », « составь текст », « расскажи », « вспомни », « сделай вывод », « найди в словаре, справочнике »

Практическая работа : русский язык Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части. Как автор текста говорит о Родине ? Используя толковый словарь, объясните значение слов. Проверьте написание гласных букв в корне. Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке. Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму. Работая в группе, выполните …ПЛПРЛР

Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития познавательных УУД ? « Литературное чтение » « Русский язык » « Математика » « Окружающий мир » « Технология »

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА Коммуникативные УУД Учебное сотрудничество Согласование действий с партнером Постановка вопросов Построение речевых высказываний Умение слушать и слышать

Учебные задания, направленные на развитие коммуникативных УУД оформление оформление своих мыслей в устной и письменной речи ; высказываниеаргументы высказывание своей точки зрения приводя аргументы ; принятие принятие другой точки зрения, готовность изменить свою ; продуктивное чтение постановка вопросов поиск ответов продуктивное чтение вслух и про себя текстов, постановка вопросов к тексту и поиск ответов ; умение договариваться сотрудничать умение договариваться с людьми : выполняя различные роли в группе, сотрудничать ; уважительное отношение уважительное отношение к позиции другого « объясни », « сформулируй », « составь рассказ », « дай характеристику », « опиши », « выскажи »,« работай в группе ( паре )» и др.

Практическая работа : русский язык Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части. Как автор текста говорит о Родине ? Используя толковый словарь, объясните значение слов. Проверьте написание гласных букв в корне. Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке. Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму. Работая в группе, выполните …ПКЛПРЛРК

Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития коммуникативных УУД ? « Русский язык » « Литературное чтение » « Музыка » « Изобразительное искусство » « Физическая культура »

Вывод : всех видов УУД Развитие всех видов УУД возможно на любом предметном содержании на любом предметном содержании ( направлении внеурочной деятельности ), но … различен « удельный вес » каждого учебного предмета ( направления внеурочной деятельности ) в этом процессе различен

Русский язык Личностные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Познавательные УУД Регулятивные Регулятивные

Литературное чтение Личностные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Познавательные УУД Регулятивные Регулятивные

Математика Познавательные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные Регулятивные Личностные УУД Личностные УУД

Окружающий мир Познавательные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные Регулятивные

Технология Познавательные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД

Искусство Личностные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Познавательные УУД Регулятивные Регулятивные

Внеурочная деятельность Спортивно - оздоровительное направление К Л Р ПК Л Р ПК Л Р ПК Л Р П Духовно - нравственное направление Л К П РЛ К П РЛ К П РЛ К П Р Социальное направление Л К Р ПЛ К Р ПЛ К Р ПЛ К Р П Общеинтеллектуальное направление П Л К РП Л К РП Л К РП Л К Р Общекультурное направление Л К П РЛ К П РЛ К П РЛ К П Р

Оценивание личностных универсальных действий Методика « Беседа о школе » ( модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера ) Проба на познавательную инициативу « Незавершенная сказка » Методика « Кто я ?» ( модификация методики М. Куна ) Рефлексивная самооценка учебной деятельности Опросник мотивации Методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха Задание на оценку усвоения нормы взаимопонимания Задание на выявление уровня моральной децентрации ( Ж. Пиаже ) Моральная дилемма Анкета « Оцени поступок » и др.

Оценивание регулятивных универсальных действий Выкладывание узора из кубиков ( П. Я. Гальперин ) Проба на внимание ( П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая )

Оценивание познавательных универсальных действий Построение числового эквивалента или взаимно - однозначного соответствия ( Ж. Пиаже, А. Шеминьска ) Проба на определение количества слов в предложении ( С. Н. Карпова ) Методика « Кодирование » (11- й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка ) Диагностика универсального действия общего приема решения задач ( по А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой ) Методика « Нахождение схем к задачам » ( по А. Н. Рябинкиной )

Оценивание коммуникативных универсальных действий Задание « Левая и правая стороны » ( Ж. Пиаже ) Методика « Кто прав ?» ( Г. А. Цукерман и др.) Задание « Рукавички » ( Г. А. Цукерман ) Задание « Дорога к дому » ( модифицированный вариант методики « Архитектор - строитель »)

Система оценивания Функции оценки : Обратная связь Подкрепление ( поощрение ) Учебная мотивация школьника

Система оценивания позволяет : осуществлять обратную связь ученику и учителю использовать ее как форму поощрения, но не наказания отмечать продвижения учащихся, отражая индивидуальные достижения ориентировать ученика на успех содействовать становлению и развитию самооценки

КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ? ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели школы … Цели : развитие личности школьника, его творческих способностей ;… развитие личности школьника, его творческих способностей ;… освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих … деятельности ;… освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих … деятельности ;… Важнейший приоритет - формирование УУД ТРАДИЦИИ : Основа КИМов – тесты типа : Основа КИМов – тесты типа : « В каком году была Куликовская битва : А ) Б ) В ) 1480.» = контролируется ( в основном ) репродукция отдельных знаний

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ ? ТРАДИЦИЯ : Пятибалльная система Деление учеников на « отличников », « двоечников » … Проверка труда учителя по « накопляемости » отметок ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ : Реально баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4) « Твоя четверка принципиально отличается от его четверки » « Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит », « Старался больше, а все равно вышло « ва ».

ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ ? ТРЕБОВАНИЯ ГОС. СТАНДАРТА по каждому предмету : Знать / понимать :… ( краткий перечень ) Уметь :… ( много формулировок конкретных действий ) Использовать в деятельности :… ( много формулировок конкретных действий ) ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ : В официальном журнале мы видим отметку за « такое - то число », когда изучалась « такая - то тема », но задание могло быть и по пройденной. « За что конкретно мой ребенок получил эту отметку ?» « Что именно ему надо доработать ?»

КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ ? ТРАДИЦИИ : Учитель « ставит отметки », ученики « получают отметки »; Учитель указывает на ошибки и на необходимость их исправления ГОС. СТАНДАРТ, УУД : Определение способов контроля и оценки деятельности ( ответ на вопросы « Такой ли получен результат ?», « Правильно ли это сделал ?»); Определение причин возникающих трудностей, путей их устранения ; Предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление

КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ ? ИЗ ЦЕЛЕЙ ГОС. СТАНДАРТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ : « охрана и укрепление физического и психического здоровья детей » ТРАДИЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ : « К доске сейчас пойдет …» « Дома « влетит » за « пару »! « Не ставьте мне двойку, я исправлю !!!...»

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами 2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям 3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок 4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников 5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию

Система оценивания Технология уровневой дифференциации Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания

Технология « Лестница достижений » К относительно законченному отрезку учебного процесса ( уроку, теме, курсу ) составляется лестница заданий для самостоятельного выполнения К относительно законченному отрезку учебного процесса ( уроку, теме, курсу ) составляется лестница заданий для самостоятельного выполнения Ученик выбирает тот уровень, который ему под силу ! Задания базового уровня Задания повышенного уровня Задания максимального уровня

Система оценивания Проверочные работы : две части : обязательная и дополнительная оценка обеих частей проводится раздельно фиксируется дифференцированная оценка Промежуточный контроль : право до - сдать, пере - сдать щадящий режим контроля и оценивания развитие и уточнение самооценки Интегрированная оценка : « портфель достижений » защита проекта

56 АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 1 шаг. 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании ( задаче )? Какая была цель, что нужно было получить в результате ? 2 шаг. 2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ ? 3 шаг. 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой ( какой, в чем )? 4 шаг. 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью ( кто помогал, в чем )?

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. 1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой « Оценка без отметки » 2. Г. А. Цукерман « Оценка без отметки » « Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста » 3. Е. Н. Поливанова Л. В. Берцфаи и др. « Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста » под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.

РЕЗЮМЕ развитие самооценки – ответственности за свой выбор « Теперь понятно зачем мы учимся !» Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем - то « дополнительным и необязательным ». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки требует дополнительных усилий, но вскоре дети станут другими ! Как показала практика они говорят : « Теперь понятно зачем мы учимся !» и « Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется !» 58

Как учить современных школьников ? ФГОС НОО : Необходимость качественного изменения процессуальной стороны обучения младших школьников Учитель : Уровень профессиональной компетентности, отражающей теоретическую и практическую готовность к использованию нововведений

« Научить другого человека чему - либо практически невозможно, если он не хочет научиться » К. Роджерс Правильно учиться – значит учиться … легко, быстро и весело Гордон Драйден, Джаннетт Вос

Как учить ? До семи лет детей учат ходить и говорить, а в школе их учат … сидеть и молчать. Кто на уроке больше говорит, тот … больше учится. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать ( русская пословица ).

Условия, обеспечивающие развитие УУД 1) формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса ; 2) формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности ; выполнении обучающимися учебной работы определенного вида технологий деятельностного характера активных методов 3) УУД могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами современных технологий деятельностного характера, активных методов обучения

Функции современного учителя Овладение основами деятельности : инновационной инновационной проектировочной проектировочной коммуникативной коммуникативной рефлексивной рефлексивной управленческой управленческой

Выбор образовательных технологий уровневой дифференциации технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения учебных ситуаций технологии, основанные на создании учебных ситуаций проектной деятельности технологии, основанные на реализации проектной деятельности « встроенности » оценивания технологии, основанные на « встроенности » системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс ИКТ ИКТ

Образовательная технология гарантированное детальное описание системы способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника

Технологии, основанные на создании учебных ситуаций Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие Базовые образовательные технологии

Варианты ситуаций Ситуация - иллюстрация – Ситуация - иллюстрация – наглядный пример решения практической проблемы на основе изученного теоретического материала и способа деятельности, который ученику необходимо « примерить » к себе Ситуация – проблема – Ситуация – проблема – содержит конфликт ( жизненный, научный, социальный и др.), разрешение которого требует поиска нетрадиционного способа или новой информации Ситуация - оценивание – Ситуация - оценивание – требует собственной оценочной деятельности, выражения своего мнения, отношения, позиции Ситуация выбора – Ситуация выбора – различные варианты действий, в которых необходимо принять аргументированное решение о выборе одного из них Предметная учебная деятельность – Предметная учебная деятельность – выполнение продуктивных заданий учителя на уроке

Примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты Игры и эксперименты ( со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями Работа с учебными моделями ( слова, устные высказывания, тексты ) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ Наблюдения, обсуждения, описание и анализ ( слова и конструкции, тексты ; особенности их построения и употребления ; порядок действий ) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание Преобразование и создание ( списки слов, тексты, памятки, плакаты и т. д.) Ежедневное чтение и письмо Ежедневное чтение ( вслух и про себя) и письмо ( списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т. д.)

Игры и эксперименты Игры и эксперименты ( с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями Работа с учебными моделями ( числа, их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение ( чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т. д.) Описание и оценка Описание и оценка ( свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т. д.) Конструирование и создание Конструирование и создание ( моделей, математи - ческих выражений, схем и т. д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач Примеры учебной деятельности: Математика

ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: I. Разработка проектного задания (цели, задачи) II. Разработка плана работы III. Реализация проекта IV. Завершение проекта V. Презентация Базовые образовательные технологии

Основные требования к использованию метода проектов 1) Наличие значимой проблемы, 1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения 2) П значимостьрезультатов 2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов 3) Самостоятельная деятельность 3) Самостоятельная деятельность учащихся 4) Структурирование поэтапных результатов 4) Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов ) 5) Использование исследовательских методов, 5) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий

Проблемно - диалогическое обучение Данная технология предполагает : создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы, актуализация имеющихся знаний для ее решения, поиск решения проблемы, открытие нового знания, применение нового знания, выражение решения собственным способом Один из самых эффективных способов введения нового знания Базовые образовательные технологии

Технология продуктивного чтения Максимально эффективно учит самостоятельному чтению Создает условия для развития важнейших коммуникативных умений Базовые образовательные технологии

Технология развития критического мышления Цель : научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию 1.Стадия вызова 2.Стадия реализации смысла 3.Стадия рефлексии Базовые образовательные технологии

Технология оценивания образовательных достижений комфортна для учеников, положительно влияет на их мотивацию к обучению Создает условия для развития оценочных умений, адекватной самооценки обучающихся Базовые образовательные технологии

Игровые технологии осваиваются правила поведения и роли в группе ; рассматриваются возможности самих групп ; приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей ; накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 1. « Педагогические технологии : 1. « Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей » Под общей ред. В. С. Кукушина « Образовательные технологии. Сборник материалов » 2. Для работающих по ОС « Школа 2100»: « Образовательные технологии. Сборник материалов » « Технология РКМЧП : базовые принципы » 3. С. И. Заир - Бек « Технология РКМЧП : базовые принципы »

Личностно ориентированное обучение Личностно ориентированное обучение личность ребенка Центр школьной образовательной системы – личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. приоритетный субъект Личность ребенка – не только приоритетный субъект, но и цель образовательной системы

Основные принципы личностно ориентированного образования диалогичность, деятельностно - творческий характер, поддержка индивидуального развития ребенка, предоставление ребенку необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения

Какими правилами должен руководствоваться учитель, работающий в рамках личностно ориентированного образования ? 1) признание приоритета личности перед коллективом ; 2) создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность других ;

3) ученический коллектив и педагоги должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого ; 4) признание того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя ; 5) отказ от ранжирования детей на сильных и слабых ; просто все дети разные, каждый умеет и знает что - то лучше других ; минимум отметок – максимум оценок ; 6) признание, что учитель – такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями ; его мнение в дискуссии является одним из многих ;

7) 7) переход от формулы « я тебя учу » к алгоритму « мы с тобой вместе учимся » и « мне интересно, что ты думаешь о …» 8) 8) понимание учителем того, что чем меньше на уроке он говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс ; 9) 9) понимание учителем того, что ученики могут знать что - то лучше учителя ; не знать что - либо не стыдно – стыдно не пытаться думать ; 10) 10) понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занимать сейчас и занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

Системно - деятельностный подход ориентирование на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, формирование целостной научной картины мира специальная организация учебного процесса – организация учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения определение не только традиционной « ЗУНовской » составляющей ( система взглядов, идей, теорий, ключевых понятий базовых наук, лежащих в основе школьных предметов ), но и « деятельностной » ( представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах ( индивидуальной или совместной ) ее организации )

Психологические принципы развивающего обучения проблемность обучения ; оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности ( наглядно - действенного, практического, наглядно - образного, отвлеченного, абстрактно - теоретического ); индивидуализация и дифференциация обучения ; специальное формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности

Устранение личностных трудностей Регулирование собственного эмоционального состояния, адекватность педагогической реакции на деятельность обучающихся Овладение стилем педагогического общения « дружеское расположение и совместная увлеченность познавательной деятельностью »

Китайская пословица : « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму ».

Благодарю за внимание !