Разработка основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО Золотарева Н.М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Главный документ в университете – образовательная программа.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАВ. УМО СМИ РЕАВИЗ Е.Ю. СЫРЦОВА.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Контрольно-оценочные средства для проверки освоения компетентностно- ориентированных программ Федеральный институт развития образования Факторович А.А.,
Технология проектирования основных образовательных программ (ООП) нового поколения Соколовская Наталья Вячеславовна, начальник отдела научно-методического.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Мы не учим всех – мы учим каждого Туризм Квалификация (степень) Бакалавр Срок подготовки 4 года Уровень образования – полное высшее образование Агранович.
Транксрипт:

Разработка основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО Золотарева Н.М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС»

СЕТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС» с вузами и институтами повышения квалификации работников образования, на базе которых функционируют совместные научные и учебные подразделения, филиалы и региональные отделения Исследовательского центра с учебно - методическими объединениями вузов России; с научными учреждениями и вузами Республик Беларусь, Украины, Армения, Казахстан, а также Кыргызской Республики; с учеными и специалистами в области образования Мексики, Швеции, Голландии, Германии, Италии.

Проект Макета ФГОС ВПО от г. – закрепил компетентностный формат образовательного процесса ФЗ от г. 309-ФЗ –изменены требования к структуре ООП. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию компетентностного подхода

7 Изменение понятия «основная образовательная программа Используемое определение Это система учебно- методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника. Новое определение Это совокупность учебно- методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии Регламентация дополняется обеспечением!

Состав программных документов ООП первоочередные Компетентностная модель Учебный план, график учебного процесса Программы дисциплин, практик Программа ИГА рекомендуемые Паспорта и программы формирования компетенций Контрольная таблица формирования компетенций Характеристики образовательной социокультурной среды Фонды оценочных средств Программа наддисциплинарного курса для студентов и пр.

Преемственность и новизна требований к качеству подготовки выпускника (ГОС ВПО второго поколения и ФГОС ВПО)

Государственный образовательный стандарт – Федеральная норма качества образования

Норма качества образования Выявленные, признанные и зафиксированные документально требования к качеству образования

ГОС-2 и ФГОС ВПО: в чем новизна и в чем преемственность требований к выпускнику?

Соотношение степени стандартизации

Основа логики проектирования целей образования: деятельностный подход Область проф. деят-ти Виды проф. деят-ти ВПД-1 ВПД-2 Задачи проф. деят-ти ЗПД-1.1 ЗПД-1.2 ЗПД-2.1 ЗПД-2.2 ГОС ВПО Перечень дисциплин Перечень дидактических единиц

Квалификационная характеристика выпускника –бакалавра туризма(ГОС-2, 2006 г.) Область профессиональной деятельности удовлетворение потребностей клиентов в услугах туристской индустрии Объекты профессиональной деятельности - имущество, имущественные комплексы и иные объекты туристской индустрии; - информация; - результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании и используемые ими для оказания услуг туристской индустрии … - информационные ресурсы и системы… - иные объекты туристской индустрии. Виды профессиональной деятельности - сервисная; -производственно-технологическая; - организационная

Основа логики проектирования целей образования: деятельностный подход Область проф. деят-ти Виды проф. деят-ти ВПД-1 ВПД-2 Задачи проф. деят-ти ЗПД-1.1 ЗПД-1.2 ЗПД-2.1 ЗПД-2.2 ГОС ВПО Перечень дисциплин Перечень дидактически х единиц

Дидактическая единица – минимальный структурный элемент содержания дисциплины (модуля) ИндексНаименование дисциплин и их основные разделы Всего часов ОПД.Ф. О8 Основы туризма Значение туризма в жизни общества. Организационные основы туризма. Основные понятия туристской индустрии и классификации. Понятие туристского продукта, его разработка и потребительские свойства. Индустрия туризма. … 60

Основа логики проектирования целей образования: деятельностный подход Область проф. деят-ти Виды проф. деят-ти ВПД-1 ВПД-2 Задачи проф. деят-ти ЗПД-1.1 ЗПД-1.2 ЗПД-2.1 ЗПД-2.2 ФГОС ВПО Перечень ПК Перечень обязательных дисциплин (базовая часть) Требования к результатам освоения базовой части уч. циклов + Перечень ОК

Сравнение КХ бакалавра туризма (ГОС-2 и ФГОС ВПО) Область профессиональной деятельности ГОС ВПО-2ФГОС ВПО удовлетворение потребностей клиентов в услугах туристской индустрии разработка и реализация туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организация комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии уточнение

Сравнение КХ бакалавра туризма (ГОС-2 и ФГОС ВПО) Объекты профессиональной деятельности ГОС ВПО-2ФГОС ВПО потребители (индивидуальные или корпоративные клиенты), их потребности; туристский продукт, туристский продукт; технологические процессы оказания туристских услуг; нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии … нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии … результаты интеллектуальной деятельности, результаты интеллектуальной деятельности; - информационные ресурсы и системы… информационные ресурсы и системы …

Сравнение КХ бакалавра туризма (ГОС-2 и ФГОС ВПО) Виды профессиональной деятельности ГОС ВПО-2ФГОС ВПО -проектная -производственно- технологическая; производственно- технологическая; организационнаяорганизационно- управленческая сервисная -научно-исследовательская

Сравнение КХ бакалавра туризма (ГОС-2 и ФГОС ВПО) Задачи профессиональной деятельности ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОС ВПО-2ФГОС ВПО ??? применение современных технологий реализации туристского продукта; ??? использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта;…

Требования к результатам освоения ООП Задачи ПД ПРОИЗВОДСТВЕННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Требования к результатам освоения ООП применение современных технологий реализации туристского продукта готов к разработке современных технологий создания туристского продукта (ПК-5) использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта способен к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК- 6) Профессиональные компетенции сопряжены с решением профессиональных задач

Результаты соотнесения моделей выпускника, из ГОС-2 и ФГОС ВПО (базовые вузы УМО) Степень сопряжения Доля компетенций (среднее значение) Вывод 1: Стратегия проектирования ООП ПКОК Высокая55%12%Преемственный перенос Средняя30%35%Дополнительное осмысление и модификация Низкая15%53%Достройка

Выводы 1: Первоочередные изменения в действующих ООП связаны с обеспечением формирования и оценки общекультурных компетенций и новых профессиональных компетенций.

Принцип преемственности – основной принцип проектирования новых образовательных программ! Мы не создаем образовательные программы заново! Мы развиваем действующие! Поэтому нужно сначала оценить имеющееся с позиции новых требований и затем необходимое «достроить» 1 ЭТАП РАБОТ: АУДИТ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ООП

? Насколько «мягкая» норма задана ФГОС ВПО?

Каждым вузом самостоятельно устанавливаются обязательные минимальные (пороговые) уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников ООП. Новые целевые характеристики ООП

Требования к уровню освоения ООП задан в разделе ФГОС ВПО 6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

Для установления минимального уровня требований в соответствии с ФГОС ВПО, нужно установить соответствие между компетенциями и требованиями к результатам освоения учебных циклов

Наименование компетенции Владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного Знать профессиональную терминологию на иностранном языке Уметь переводить общие и профессиональные тексты с иностранных языков Владеть навыками устной и письменной речи на иностранном языке Требования зафиксированы достаточно четко

Вывод 2: Требования к результатам освоения ООП и ее циклов – основа проектирования вузовской ООП

Состав программных документов ООП первоочередные Компетентностная модель Учебный план, график учебного процесса Программы дисциплин, практик Программа ИГА рекомендуемые Паспорта и программы формирования компетенций Контрольная таблица формирования компетенций Характеристики образовательной социокультурной среды Фонды оценочных средств Программа наддисциплинарного курса для студентов и пр.

Компетентностная модель выпускника Перечень компетенций Структура каждой компетенции Минимальный уровень сформированности каждой компетенции

Уровни норм качества образования Мировой Европейский Российский Вузовский Программный Дисциплинарный Чем «выше» уровень нормы – тем «шире» нормативная рамка

Критерии отбора компетенций «Дополнительные» компетенции 1.Отражают особенности существующих в вузе научных (творческих) школ по данному направлению подготовки …… 2. Отражают региональные особенности (социально-экономические, социокультурные, социоэтнические и пр.) ……. 3. Отражают специфические конкурентные преимущества выпускников вуза ……. 4. Другие значимые для вуза критерии ……. Шаг 1. Достроить перечень компетенций из ФГОС

Наименование компетенции Использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом Знать экономику предприятия, принципы оценки результатов его хозяйственной и финансовой деятельности, основы бухгалтерского учета и налоговой системы Уметь планировать объем производства и проводить расчеты затрат на производство и реализацию продукции, Владеть методами менеджмента и маркетинговых исследований ШАГ 2. Сопоставить перечень компетенций из ФГОС ВПО и Требования к результатам учебных циклов

Критерии уточнения компетенций Содержание уточнения 1.Отражают особенности существующих в вузе научных (творческих) школ по данному направлению подготовки …… 2. Отражают региональные особенности (социально-экономические, социокультурные, социоэтнические и пр.) ……. 3. Отражают специфические конкурентные преимущества выпускников вуза ……. 4. Другие значимые для вуза критерии ……. Шаг 3. Уточнить уровень сформированности каждой компетенции

Выводы: 1.Имеется представление об итоговых результатах образования 2.Имеется представление о результатах освоения циклов дисциплин Основа проектирования учебного процесса – результаты образования

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) характеризует конкретные измеряемые достижения Назначение: рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей, и тем самым обогатить качество учебного опыта, получаемого студентами – от ориентации на преподавателя к ориентации на студента

Проводить расчеты и делать выводы Исследовать направления процессов и равновесия в растворах, с использованием баз термодинамических данных Осуществлять расчеты и проводить исследования: Рассчитывать показатели использования производственных ресурсов предприятия Рассчитывать показатели себестоимости, цен, прибыли, налоговых выплат, рентабельности продукции и производства Проводить эксперименты с целью изучения свойств соединений p- и d- элементов Приготовитьи рассчитывать концентраций растворов для проведения исследований фазового состава и фазовых превращений на основе фазовых диаграмм одно- и двухкомпонентных систем характеристик поверхностей раздела ……… Умение анализировать дифракционные спектры, полученные при различных условиях съемки Рассчитывать концентрации растворов Выполнять основные стехиометрические расчеты Проводить термохимические расчеты Проводить расчеты скорости физико-химических процессов ……. Исследовать фазовые превращения в материалах Исследование открытых систем методами термодинамики необратимых процессов Металлографический анализ структуры материалов Исследование тепловой работы печей СВЯЗЬ «КОМПЕТЕНЦИЯ» – «РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Действующий и новый (компетентностно- ориентированный) учебные планы: в чем новизна и в чем преемственность? Какие инструменты выступают поддерживающими при построении нового учебного плана?

ФГОС ВПО и ГОС ООП: учебный план - в чем СОПРЯЖЕНИЕ? ГОС-2ФГОС ВПО 1.И меется ядро дисциплин, обеспечивающее формирование тех требований из модели выпускника, которые преемственно переходят из ГОС-2 в ФГОС ВПО 2. Имеется педагогически обоснованная последовательность изучения ряда дисциплин, относящаяся к профессиональной подготовке

ФГОС ВПО и ГОС ООП: учебный план - в чем ОТЛИЧИЕ? ГОС-2ФГОС ВПО Значимость дисциплины требует обоснования с позиции ее вклада в формирование компетенции Часть дисциплин модифицируется или исключается (переход к 2-уровням подготовки, необоснованность включения в уч. план и пр.) Выраженность трудоемкости в часах Выраженность трудоемкости в зачет. Единицах Появление междисциплинарных модулей, усиление междисциплинарных связей

Задание. Оценить востребованность дисциплин действующего учебного плана п/п Перечень дисциплин Степень востребованности дисциплины Необходима Требует модифика- ции (+/- ) Исключа- ется 1.Инженерная графика + 2.История + 3.…. 4.….

РЕЗУЛЬТАТ Линии проектирования содержания образования в ООП: ПРЕЕМСТВЕННОГО ПЕРЕНОСА МОДИФИКАЦИИ «ИСКЛЮЧЕНИЯ»

Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин, практик (модулей) в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО

Особенность нового поколения ООП ВПО - реализация идей компетентностного подхода проявление существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования Преподаватель и содержание дисциплины Студент и ожидаемые результаты образования Перенос акцента

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик традиционный содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкая в разработке совокупность составляющих ее программных документов

Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основной образовательной программы, реализующей ФГОС ВПО их компетентностная ориентация, вытекающая из принятой концепции ФГОС ВПО и реализующихся в составе ООП ВПО

Проявление компетентностной ориентации рабочих программ дисциплин (модулей), практик: тесная взаимосвязь между собой и с системообразующими компонентами ООП К-модель выпускника Уч. план

Особенности проектирования рабочих программ дисциплин (модулей), практик: Сопряженность в разработке всех программных документов ООП; Итерационный характер процесса проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП; Наличие индивидуального и коллективного видов работ при проектировании ООП.

Распределение видов работ Индивидуальный уровень Разработка к рабочей программы учебной дисциплины, практики Коллективный уровень Участие в качестве экспертов при разработке: компетентностной модели выпускника; паспортов и программ формирования компетенций; учебного плана; сквозной промежуточных (по курсам обучения) комплексных аттестаций студентов.

Отличие подхода к проектированию рабочих программ КритерийГОС-2ФГОС Связь с требованиями к результатам освоения (РО) ООП Нет прямой связи Проектируются на основе дидактических единиц в ГОС. Компетенции выпускника – основа проектирования РО дисциплин Целевые характеристики дисциплин Связаны с содержанием, которое нужно освоить Связаны с результатами, которые должен продемонстрировать студент Наличие дисциплины в учебном плане и ее объем Зафиксировано в ГОС (для федерального к-та) Зафиксировано в ФГОС только для базовой части. Перечень дисциплин меньше, чем в ГОС-2 Для ряда дисциплин нужно «найти себя» Место в учебном планеЗадано типовым учебным планом Определяется вузом исходя из эффективности подготовки

Логика проектирования рабочей программы (ГОС-2) Каков состав дидактических единиц необходимо освоить студентам в соответствии с ГОС Какие цели и задачи ставит преподаватель при освоении данного содержания (с учетом квалификационной характеристики выпускника) Какие требования к уровню освоения содержания образования (ЗУН) – перечень тем учебно-тематического плана Каким образом организовать освоение данного содержания Как оценить степень освоения содержания образования

Логика проектирования рабочей программы (ФГОС) 1.К решению каких задач профессиональной деятельности готовит дисциплина 2.В формирование каких компетенций может внести вклад дисциплина 3.Какие цели и задачи преследует преподаватель 4.Какие результаты обучения будет готов продемонстрировать студент 5.Каким образом можно обеспечить готовность студента продемонстрировать данные результаты (содержание + технология) 6.Каков начальный уровень готовности студентов для эффективного освоения дисциплины 7.Как оценить достижение студентами запланированных результатов образования

Организация работ по проектированию нового поколения ООП

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА управления проектированием ООП ВПО Научный руководитель проекта Проректор по учебной работе Группа управления проектом (зав. выпускающей кафедрой, 3-5 ведущих профессоров и/или доцентов) Руководитель малой проектной группы 1 Руководитель малой проектной группы 2 Руководитель малой проектной группы n … Малая проектная группа 1 члены проектного коллектива Малая проектная группа 2 члены проектного коллектива Малая проектная группа n члены проектного коллектива … проектный коллектив

Сложность организации данного проектного коллектива: относительно высокая численность членов коллектива (около 40 человек), что значительно превышает норму управления и требует дробления данного коллектива на малые проектные группы; разнородность (в состав проектного коллектива входят преподаватели разных научно-предметных областей), что актуализирует необходимость принятия единого тезауруса работ; разноподчиненность (преподаватели разных кафедр, факультетов), что предполагает необходимость нормативного задания границ данного проектного коллектива, а также целенаправленной работы по его сплочению.

Аудит Проектирование первоочередных документов Самооценка и/или экспертиза Улучшение имеющихся документов и проектирование новых Этапы обновления действующей вузовской ООП

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ организации проектирования ООП ВПО 1.ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ с действующей ООП 2.ИТЕРАЦИОННОСТЬ в проектировании программных документов ООП ВПО 3.«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ» в освоении технологий проектирования 4.СОПРЯЖЕННОСТЬ проектирования основных программных документов

Сегодня система повышения квалификации профессорско- преподавательских коллективов выступает ключевым механизмом модернизации действующих образовательных программ и условий их реализации

Переходного периода - исполнение Переходного периода - Управление Наследуемые - Исполнение Наследуемые- Управление развитие функционирование УправлениеИсполнение Проблемы управления качеством ООП

Работы серии «Научно-методическое обеспечение проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО»

К о н т а к т н а я и н ф о р м а ц и я Адрес: , Россия, Москва, Измайловское шоссе, д. 4 (м. «Семеновская») Телефоны: (499) , Факс: (499) Благодарю за внимание!