МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Начальная общеобразовательная школа 16»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Технология оценки учебных успехов Образовательная система «Школа 2100»
Advertisements

Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная.
Технология оценивания образовательных достижений.
Технология оценки учебных успехов Фирсанова Алла Николаевна МБОУ «СОШ 48» г.Новоуральск.
Тема: Технология оценивания (ТО) образовательных результатов (учебных успехов - УУ) в реализации ФГОС (ОС «Школа 2100»)
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Учитель русского языка и литературы МБОУ «Колюбакинская СОШ» Иванова Наталья Александровна.
«Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: если у меня еще нет оценки, значит, я еще не.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП Образовательная система «Школа 2100»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Итоговая оценка и итоговая отметка. ГОУ ЛИЦЕЙ 144 Учителя.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения Система оценивания образовательных достижений обучающихся ОС «ШКОЛА 2100»
Мониторинг сформированности УУД обучающихся начальной школы в свете новых подходов к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации.
Технология Правила оценивания: 1. «Оценка и отметка» - О ценка – за любое действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи. 2 «Самооценка» -
Новая система оценки качества результатов образования Требования ФГОС и технология оценивания учебных успехов Образовательной системы «Школа 2100»
1 Технология оценки учебных успехов Разработка Образовательной системы «Школа 2100» и РАО.
Оценивание достижений обучающихся Учитель математики и ИКТ А.В.Афанасьев.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
В образовательном стандарте второго поколения во главу угла ставится личность ребенка, его умение учиться. Принципиальное его отличие заключается в том,
Т ЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ. О СОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ В О БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «Ш КОЛА 2100» Текущий контроль - поощрение ученика.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32» г. Владимира ПОМЕЩИКОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА Учитель начальных.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 72 с углублённым изучением немецкого языка Калининского района.
Транксрипт:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Начальная общеобразовательная школа 16»

Образование Высшее Ставропольский государственный педагогический институт (1991) Специальность учитель начальных классов Квалификационная категория Высшая Пр.МО СК 489 от г. Стаж работы 28 лет ЗАКЕРЬЯЕВА ЭЛЬВИРА ЭСКАНДЕРОВНА Сведения об учителе

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Цель новой технологии: обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно- ориентированной образовательной системы «Школа 2100»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетирование в течение и по итогам учебного года учеников, учителей; сравнение соотношений итоговых отметок и результатов контрольных срезов; психологическое тестирование. Тест уровня тревожности Филипс по шкалам « в ситуации оценивания» и «в социальных условиях», тест самооценки Дембо - Рубинштейн, тест ГИТ. разработка программы внедрения безоценочной системы контроля и оценивания (один учитель, все предметы в классе, параллель, 1-2 классы, вся школа».

ГИПОТЕЗА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ: Предполагается, что с помощью данной модели удастся разрешить основные проблемы и противоречия, возникающие на разных этапах контроля и оценивания.

ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТОВ: Модель контроля и оценивания эффективно замерять учебные достижения, благоприятно скажется на образовательной среде школы, показателях личностного развития школьников, будет позитивно воспринята всеми участниками образовательного процесса. Если гипотеза подтвердится частично, то данная модель будет доработана. В ходе внедрения безотметочного контроля и оценивания вполне вероятны различные негативные моменты. Необходимо их выявлять и корректировать.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: В данный момент проблема контроля и оценивания волнует практически всех педагогов. Накопилась неудовлетворенность пятибалльной системой, которая фактически является «трехбалльной» и не в состоянии отразить все различия в уровнях достижений школьников. Сложившаяся практика контроля и оценивания зачастую не учитывает личностные особенности учеников, создает стрессовые ситуации. Все эти проблемы заставляют искать новые формы и способы организации контроля и оценивания.

Устойчивая традиция контролировать прежде всего (а чаще только лишь) объем знаний противоречит идее выращивания функционально грамотной личности, для которой важны не сами знания, а умения ими пользоваться. Жёсткие требования к срокам контроля учебных результатов, наличие «отрицательных» отметок, сложившаяся практика их выставления противоречит принципу психологической комфортности в процессе развития личности. Расплывчатые критерии перевода оценки в отметку и слабая дифференциация традиционных отметок не позволяют отразить на этапе контроля и оценивания принципы минимакса и учёта личностных особенностей ученика.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Возникает противоречие между требованиями к современной начальной школе в широком смысле слова и существующей системой оценивания школьников. Пятибальная отметочная система (а фактически четырёхбальная, так как при оценивании работ педагог пользуется отметками 5, 4, 3, 2) не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности. Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения.

Учителю трудно оценить реальные достижения каждого учащегося. По отметке сложно судить о действительном уровне знаний, трудно простроить дальнейшую программу действий ( над чем поработать, что улучшить). Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко она является орудием психологического давления, направленная на ребенка и его родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие к ухудшению физического здоровья школьника. Вот почему становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Организация контроля и оценивания учебных достижений школьников 1-4 классов в соответствии с моделью разработанной в рамках ОС «Школа 2100»

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Апробация, совершенствование и внедрение в практику школы модели контроля и оценивания (авторы Д.Д. Данилов, А.А. Николаева)

Данная технология помогает решить ряд проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием. 1.Новые развивающие личностно- ориентированные образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами. 2.Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям. 3.Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. 4.Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников. 5.Традиционное оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию.

Правила оценивания: 1-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Вводятся только правила, которые составляют основу технологии, ее минимальную конфигурацию: 1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не градируемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя. (См. отдельный документ «Вариант правил оценивания для 1-го класса») 2-е правило (Самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму (сначала без разделения на уровни успешности).

3-е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. После 1-го класса определять отметку каждой учебной задачи. 4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из ее заданий в таблицу требований (свои рабочие материалы). Отметки в таблицу требований выставляются по той шкале, которая принята в данном классе (например, 5- балльные отметки). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

2-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось от них в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на обычных уроках).

3-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Дополнительно вводится 6-е правило (уровни успешности) и 5-е правило (право отказа и право пересдач). Учитель и дети учатся определять уровень задания, уровень успешности по признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание проверочной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, который они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель начинает применять 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки). Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.

4-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Мы даём возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку.

ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, А ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? 1-е правило: «Отличие оценки и отметки»: Оцениваться может все! Фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрацию умения по применению знания (решение задачи)!

Оценка - это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что…») Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы) - можно давать любому действию ученика (особенно успешному): удачная мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. – ставиться только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

КТО ОЦЕНИВАЕТ? 2-е правило: «Самооценка». Оценку определяют учитель и ученик сообща! Если оценивание проводится сразу, после того как ученик изложил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку и (если требуется - отметку) в диалоге (кратком или развернутом). Если оценивание проводится после сдачи письменного решения учителю (например, проверочная работа), то ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку, опять же в диалоге с учителем определяя оценку своей работе. Для реализации этого правила ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию.

КОГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ОТМЕТКУ? 3-е правило: «Одна задача – одна отметка» За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка. Ставить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу (из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается переживания успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том какие именно типы заданий вызвали у ученика сложность, над чем с ним еще необходимо поработать.

ГДЕ ОТМЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ? 4-е правило: «Таблица требований». Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Если, решая задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было главным (без которого конечный результат решение было бы невозможно получить).

КОГДА МОЖНО И КОГДА НУЖНО СТАВИТЬ ОТМЕТКУ? 5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач». Правило состоит из двух частей: 1) Действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос, проверка домашнего задания, участие учеников в открытии новых знаний и т.д.) 2) Действия при тематическом и итоговом контроле. Тематический контроль – это письменные проверочные работы по итогам небольшой темы. Итоговый контроль – это письменные контрольные работы по итогам группы тем одной четверти, триместра, полугодья, года.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? 6-е правило: «Уровни успешности». Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности (только с 3-го класса). На основании продемонстрированного уровня выставляется отметка в одной из трех шкал (выбранной учителем): - 6-балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности - 5-балльная шкала «традиционных отметок» – соотнесенная с уровнями успешности - 10-балльная шкала – соотнесенная с уровнями успешности (возможно использование и других шкал, если они соотнесены с качественными уровнями успешности)

Уровни успешности6-балльная шкала5балльная10-балльная Не достигнут Необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача 0 или пустой кружок в таблице требований «2» - неудов летвор ительн о 1 Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. 1 балл успешности - Частично успешное решение (с незначительной – не влияющей на результат - ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «3» - удовле творит ельно 2 – при минимуме знаний 3 – при минимуме знаний с частичным усвоением 4 достаточные знания с частичным усвоением 2 балла успешности - Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «4» - хорош о 5 –полное освоение

Программный уровень («отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось -либо применить новые, изучаемые в данные момент, знания, - либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации 3 балла успешности - Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «4+» - приближае тся к отлично 6 – с незначительной ошибкой и помощью 7 – либо с ошибкой, либо с помощью 4 балла успешности - Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «5» - отлично 8 !!! Следующий уровень особый – необязательный для учеников, фиксирующий их исключительные успехи Максимальный уровень («превосходно») Решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», потребовавшей -либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, -либо новые самостоятельно усвоенные умения 5 баллов успешности - Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «5+» или «5 и 5» - превосходн о 9 6 баллов успешности - Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 10

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИТОГОВУЮ ОТМЕТКУ? 7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка». Итоговые оценки и отметка определяются не за число уроков четверти, а за учебный модуль – дидактически цельную завершенную часть учебного материала (группу тем), который изучали большую часть четверти. Таким образом, итоговую оценку и отметку нужно начинать высчитывать тогда, когда закрыта завершен учебный модуль в данной четверти (полугодье, триместре). Проведена проверочная работа. Итоговая оценка по предмету выражается в характеристике (устной / письменной) учителем, учеником, родителем продемонстрированного учеником в данной теме (четверти) уровня возможностей. Писать эту характеристику на каждого ученика в конце четверти или года НЕ НАДО! Эта характеристика может быть сделана, при необходимости, в любой момент на основании отметок ученика за различные умения в таблице требований.

Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Итоговая отметка – это показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данном учебном модуле – группе тем (четверти, полугодья, года). Он высчитывается по таблице требований как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Если учитель использовал не пятибалльную шкалу, полученное среднее арифметическое (при необходимости) переводится для выставления в официальный журнал.

Соотношение баллов успешности и традиционных отметок Качественная оценкаОтметка – баллы успешности (б.у.) Пятибалльная отметка Не достигнут даже необходимый уровень Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось сделать. 2 (не удовлетворительно) Возможность исправить! Необходимый уровень1 б.у. – частичное освоение3 (удовлетворительно) Право исправить! 2 б.у. – полное освоение4 (хорошо) Право изменить! Программный уровень3 б.у. – частичное освоение4 + (близко к отлично) Право изменить! 4 б.у. – полное освоение5 (отлично) Максимальный уровень5 б.у. – приближение к максимальный уровню 5+ или 5 и 5 (превосходно) 6 б.у. – выход на максимальный уровень 5+ или 5 и 5 (превосходно)

Результативность Вам: На следующих уроках хочется: Когда учитель предлагает Вам самостоятельно оценить свой ответ- Легко 67 Трудно 33 Интересно 91 не интересно 9 делать так же 86 не делать так же 14 Когда Ваша оценка определяется по уровням успешности (необходимый, программный, максимальный) Легко 66 Трудно 34 Интересно 86 не интересно 13 делать так же 80 не делать так же 19 Когда на обычных уроках отметка ставится только по вашему желанию, но Вам надо обязательно справится с каждым заданием проверочной работы ( возможно пересдавать их) - Легко 63 Трудно 36 Интересно 76 не интересно 24 делать так же 78 не делать так же 22 Когда ваши отметки выставляются в таблицу требований Понятно 86 не понятно 14 Интересно 91 не интересно 9 делать так же 82 не делать так же 18 Когда в конце четверти учитель (вместе с вами) по таблице требований высчитывает вашу итоговую оценку и отметку- Понятно 79 не понятно 21 Интересно 89 не интересно 11 делать так же 83 не делать так же 17 Среднее в % 72,227,686,613,281,818

Выберите и обведите только один вариант ответа. А) Мне стало более понятно, как определяются оценки и ставятся отметки: 79,9 % Б) Я предпочитаю не задумываться над тем, как определяются оценки – это дело учителя: 20,1 % А) Я могу определить, какое задание мне по силам, а какое на сегодняшний момент – еще нет: 66,4 % Б) я предпочитаю, чтобы учитель сам выбирал для меня задание по силам6 33,6 % А) В целом новые правила определения оценок и отметок мне не приятны: 89,9 % Б) В целом новые правила определения оценок и отметок мне нравится: 10,6 %

Результаты анкетирования Положительные высказывания Отрицательные высказывания А) Мне стало более понятно, как определяются оценки и ставятся отметки: 79,9 % Б) Я предпочитаю не задумываться над тем, как определяются оценки – это дело учителя: 20,1 % А) Я могу определить, какое задание мне по силам, а какое на сегодняшний момент – еще нет: 66,4 % Б) я предпочитаю, чтобы учитель сам выбирал для меня задание по силам: 33,6 % А) В целом новые правила определения оценок и отметок мне приятны: 89,9 % Б) В целом новые правила определения оценок и отметок мне не нравится: 10,6 %

Результативность Качество знаний по русскому языку Качество знаний по чтению

Промежуточная аттестация по русскому языку Промежуточная аттестация по математике Состояние техники чтения

Используемые образовательные технологии

Бежит неутомимо время, Проходит жизнь, как тень от облаков. Дороже всех наград и премий Слова любви моих учеников. Они идут у них от сердца, О чистом чувстве, говоря Они со мной - и сразу верится, Что жизнь - то прожита не зря! Л.Синькова Бежит неутомимо время, Проходит жизнь, как тень от облаков. Дороже всех наград и премий Слова любви моих учеников. Они идут у них от сердца, О чистом чувстве, говоря Они со мной - и сразу верится, Что жизнь - то прожита не зря! Л.Синькова