Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов» Тип урока: комбинированный. Вид урока: повторительно – обобщающий. Урок русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
7 класс Тест-разминка А1. В каком примере ударение падет на первый слог? 1) понял 2) не была 3) ждала 4) цемент А2. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют.
Advertisements

Страна «Правописание» Проверка теоретических знаний.
Слитные и раздельные написания производных предлогов.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 13 города Королёва Московской области Земсковой Еленой Евгеньевной.
Предлог Тема урока: Правописание предлогов Содержание урока 1. Производные и непроизводные предлоги 2. Правописание производных предлогов: что надо знать.
Автор презентации – учитель МОУ СОШ 4 с.Киевка Крайсвитняя В.В.
ПРЕДЛОГИ Презентация учителя русского языка и литературы школы 2034 Рогач Г.Н.
Выполнила работу ученица 7б класса Таращенко Екатерина.
Правописание производных предлогов автор презентации Сагнаева О.Н учитель русского языка и литературы.
Урок русского языка в 7 классе «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ»
Предлог как часть речи. Презентация создана Смирновой О.А. учителем русского языка и литературы МОУ Лесная СОШ.
СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ Русский язык 7 класс.
Предлоги производные (образованы от других частей речи) 1. Наречные – впереди, вдоль, внутри, возле, вокруг, мимо, напротив, около посреди, после, навстречу,
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Презентация на тему: «ПРЕДЛОГ» Выполнила: ученица 7 класса «Б» МОУ «Гимназия 11» г.Бийска Алтайского края Лидер Полина.
Автор: Никитина Н.А. МБОУ СОШ 22 г.Красноярск. По происхождению предлоги бывают непроизводные В, на, за, из-за, из-под, по-над, из, под, у, от и т.д.
В течение (= в продолжение) года (значение времени – производный предлог) В заключение (= под конец) статьи были подведены итоги. Вследствие (=ввиду, из-
Повторить разряды предлогов по происхождению, написание производных предлогов Совершенствовать навык правописания производных предлогов. Совершенствовать.
Слитное и раздельное написание предлогов Выполнил: Головин Виталий, ученик 7 «б» класса.
Тема урока: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГ» (учитель русского языка и литературы МБОУ «Байгильдинская СОШ» Данилова Наталья Ивановна)
Транксрипт:

Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов» Тип урока: комбинированный. Вид урока: повторительно – обобщающий. Урок русского языка в условиях подготовки к ЕГЭ. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район Муниципальное общеобразовательное учреждение ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2

Формирование умения писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи. Повторить: омонимы, синонимы.

I. Создание мотивации обучения Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого- нибудь грамотея. Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место. 1. Работа с текстом по вопросам: 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы? Помогите героям этой лингвистической сказки «поставить все на место».

2.Актуализация знаний учащихся с целью помочь вам: 1) Смогли ли вы ли сразу, без подготовки, выполнить предложенное задание? 2) Требуется ли консультация учителя по данной теме? 3) Необходима ли работа с примерами для более успешного выполнения работы?

II. Изучение нового материала. Задание 1: 1). Какова роль предлогов в данных словосочетаниях, почему они называются непроизводными? Стоять у стола. Прийти за другого. Отказаться из-за болезни. Договориться о походе.

2). Замените непроизводные предлоги производными, если можно, подберите к ним синонимичные производные предлоги: Стоять у стола Прийти за другого Отказаться из-за болезни Договориться о походе Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

Проверьте себя: Стоять у стола (у=около=возле) Прийти за другого (за=вместо) Отказаться из-за болезни (из- за=вследствие= по причине) Договориться о походе (о=насчет) Шел, несмотря на жару (несмотря на = вопреки)

Вывод 1: Производный предлог можно заменить другим, непроизводным или близким ему по значению производным предлогом

Задание 2 : Проанализируйте словосочетания или предложения, в которых каждому из производных предлогов соответствует омонимичная часть речи. Определите, какая это часть речи, каким членом предложения является. Стоять около стола - крутиться вокруг да около. Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее. Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты. Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.

Проверьте себя: стоять (около чего?) около стола – крутиться (где?) около- наречие Прийти (вместо кого?)вместо другого – прийти (куда?) в место, о котором знали заранее. (в) место – сущ. Отказаться (вследствие чего?) вследствие болезни – (во что?) в следствие введены новые факты. (в) следствие – сущ. Отличить предлог от омонимичной части речи можно с помощью вопроса: предлог входит в состав вопроса, самостоятельная часть речи на вопрос отвечает.

Вывод 2: производные предлоги омонимичны с существительным, наречием, деепричастием, различить их помогут вопросы, с помощью которых можно определить синтаксическую роль этих слов.

запомните: 1. Предлог входит в состав вопроса. 2. Он не является членом предложения.. 3) Консультация учителя. Различайте Производные предлоги и существительные Насчет (=о, об) экскурсии (насчет чего?) В течениЕ часа. (В течение чего?) В продолжениЕ пяти дней. (В продолжение чего?) В заключениЕ хочется сказать. В отличиЕ от него. (В отличие от кого?) Но вследствиЕ ошибки. (Вследствие чего?) Е

Выделенные слова – существительные, а не предлоги. (в чем? )В заключении врачей (заключение врачей) (в чем?) В этом отличии нет ничего плохого (это отличие) ( в чем? )В следствии по делу (следствие по делу) ( в чем? Где? )В продолжении книги (продолжение книги) (в чем?)В течении реки (течение реки) Запомните: 1. К существительному задаем вопрос. 2. Оно имеет начальную форму. 3. Оно имеет окончание Подсказка для уверенности

Справочные материалы Различайте 5.5. Несмотря на неудачу= Невзирая на трудности (несмотря на что?, невзирая на что?) Запомните: Предлоги входят в состав вопроса. Предлоги деепричастия (Что делая? Как?) Не смотря по сторонам, благодаря всех, кто оказал помощь. Запомните: 1. К деепричастию можно задать вопрос. 2. Не пишем раздельно Запомните – Благодаря Согласно + Д.П. Вопреки ( Благодаря совету, согласно желанию, вопреки ожиданиям ) Запомните: Вблизи, сверх, посреди, навстречу, наподобие, насчет, вместо – слитно. Запомните: В силу, в связи, в целях, по причине, по поводу, за счет, в виде, по мере и др.- раздельно

4.Тренировочные упражнения Задание: соедините линиями синонимичные конструкции. 1)Дидактическая игра «Найди соответствия». За несколько дней Из-за дождей Из-за непогоды О ремонте Ввиду непогоды в течение нескольких дней Насчет ремонта Вследствие дождя

Проверьте себя Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова. За несколько дней Из-за дождей Из-за непогоды О ремонте Ввиду непогоды в течение нескольких дней Насчет ремонта Вследствие дождя

2) Игра «Корректор» Задание: замените конструкции, взятые в скобки, синонимичными - с производными предлогами. (К открытию) Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню в виде грандиозной ажурной конструкции. (Хотя некоторые деятели культуры возмущались), он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, потому что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. (Из-за своей необычности) башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты в виде маленьких сувениров.

Проверьте себя: К открытию выставки – в связи с открытием выставки. Хотя некоторые деятели культуры возмущались – несмотря на возмущение некоторых деятелей культуры. Из-за своей необычности – благодаря своей необычности.

III. Подведем ИТОГИ: 1) Тестовая диагностика Тест А 1. В этих предложениях выделенные слова – предлоги: 1. Идем навстречу своей судьбе. 2. Уличен в связи с бандитами. 3. Он шел навстречу. 4. В следствие вмешался прокурор. 5. Вследствие проливных дождей урожай не убран вовремя. 6. Он долго смотрел вслед уходящим. 7. В связи с болезнью прошу продлить срок отпуска. 8. Внутри большой истории Земли есть малые истории земные. 9. Посреди равнины поднимаются две сопки. 10. Благодаря почтенную публику, Чичерин склонил голову

Тест А 2. Строчки, в которой все слова пишутся слитно. 1.(Не) смотря на слухи, (в)виду затруднений, (за)счет прибыли. 2. (В) след за ним, (в) следствие морозов, (по) середине площади. 3. (В) виде круга, (в) заключение отметим, (во) избежание недоразумений. 4. (На) счет квартиры, (в) нутри избы, (в) течение месяца. 5. (в) место себя, (в)роде ссоры, (в) течение года.

Проверьте себя Правильные ответы: Тест А 1: 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Тест А 2: 2. Если вы справились успешно, вполне можете приступать к выполнению творческого задания. Напоминаем:

1) Вернитесь к тексту «Что произошло с предлогом», ответьте на вопросы: 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы. Текст на следующей странице. 2) Творческое задание:

Что произошло с предлогом? Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея. Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея. Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место. Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место. Используйте выводы и справочные материалы. Используйте выводы и справочные материалы. ?

3) ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Составьте проект наглядного пособия по теме «Производные предлоги». Это может быть схема, рисунок, таблица, главное условие – представить учебный материал так, чтобы в нем все было понятно мальчикам. Проведите представление работы по типу презентации.

примерный образец выполнения работы Наглядное пособие по теме Цель: Для кого: Вид наглядного пособия: Автор проекта: Желаем успеха!