1. Образование как сфера создания различных видов учебных изданий 1.1. Понятие об уровнях образования и соответствующих им типах образовательных учреждений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор слайда: Студентк.а 1 курса заочного отделения профиль История.Общество. Группа 2, подгруппа 3 Семункина М.Н.
Advertisements

Электронные средства обучения. Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Использование дистанционных образовательных технологий для профессионального обучения государственных служащих.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов.
«Основные требования к разработке рабочих программ по географии»
Пашкова О.В., начальник службы информатизации образования МКУ НМИЦ Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Положение о рабочей программе. Общие положения Образовательная программа - это нормативно- правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме,
Учебно-методический комплект; Методические рекомендации (пособие); Электронное пособие; Проект.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Классификация электронных изданий Стандарты:
Порядок подготовки и издания основной литературы по учебным дисциплинам ФГОС.
Основы информационной культуры. Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации». ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ.
Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения.
1 Требования к содержанию электронных образовательных ресурсов СОИРОСОИРО.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Транксрипт:

1. Образование как сфера создания различных видов учебных изданий 1.1. Понятие об уровнях образования и соответствующих им типах образовательных учреждений 1.2. Виды учебных изданий 2.Учебный текст: сущность, функции, требования 2.1. Определение понятий в структуре учебного текста 3. Структура учебных изданий 3.1. Аппарат организации усвоения знаний в структуре учебного издания 3.2. Электронные учебные издания: достоинства и недостатки

1.ГОСТ 7.60–2003 (ИСО 5127–2–83) Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст]. – М.: Издательство стандартов, – 94 с. 2.ГОСТ Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Введ [Текст] //Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности.- СПб.: Профессия, С Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, – 560 с. 4.Гендина, Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст]: стандарты высшего учебного заведения [рекомендованы Мин-вом культуры РФ для вузов искусств и культуры] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова. - изд.-е 3-е, стереотипное. - Кемерово, с. 5.Гречихин, А. А. Вузовская учебная книга: типология, стандартизация, компьютеризация [Текст]: учебно-метод. пособие в помощь автору и редактору / А. А. Гречихин, Ю. В. Древс. – М.: Логос, Московский гос. ун-т печати, – 255 с.

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения образования обучение в различных учебных заведениях. Образование как сфера создания различных видов учебных изданий

Общее образование - начальное общее образование - основное общее образование - среднее (полное) общее образование Профессиональное образование - начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование - - бакалавриат - - специалитет - - магистратура Послевузовское профессиональное образование - аспирантура - докторантура - повышение квалификации и переподготовка кадров - второе высшее образование Дошкольное образование Понятие об уровнях образования и соответствующих им типах образовательных учреждений

Учебные издания – издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста и ступени образования.

Виды учебных изданий Основание деления Вид учебных изданийПримеры 1. По целевому назначению 1.1.Учебно-программныеУчебный план, учебная программа, тематический план и т.п. 1.2.Учебно-теоретическиеУчебник, учебное пособие, курс лекций, конспекты лекций и др. 1.3.Учебно-практическиеСборники задач, упражнений, сборники описаний лабораторных работ, сборники описаний семинарских занятий, рабочие тетради, практикумы, хрестоматии, и т.п Учебно-справочныеУчебные энциклопедии, словари, справочники 1.5. Учебно-методические.Методические рекомендации, методические указания и др. 1.6.Учебно-наглядныеАтласы, альбомы, коллекция цифровых материалов и др. 1.7.Учебно-контролирующиеСборники, контрольных работ, контрольных заданий, тесты, тестовые задания. 2. По уровню образования (читательскому адресу) 2.1. Учебные издания для системы дошкольного образования Учебники, учебные пособия, рабочие тетради, учебные словари, хрестоматии и др Учебные издания для системы общего образования Учебные издания для системы начального общего образования Учебные издания для системы основного общего образования Учебные издания для системы среднего (полного) общего образования

Основание деления Вид учебных изданийПримеры 2. По уровню образования (читательскому адресу) 2.3. Учебные издания для системы профессионального образования Учебники, учебные пособия, рабочие тетради, учебные словари, хрестоматии и др Учебные издания для системы начального профессионального образования Учебные издания для системы среднего профессионального образования Учебные издания для системы высшего профессионального образования Учебные издания для системы послевузовского профессионального образования. 3. По форме образования 3.1. Учебные издания для очной формы обучения Учебники, учебные пособия, рабочие тетради, учебные словари, хрестоматии и др. 3.2.Учебные издания для заочной формы обучения 3.3. Учебные издания для очно-зачной формы обучения 4. По форме представления (носителю информации) 4.1. Традиционные (на бумажном носителе) учебные издания Учебники, учебные пособия, рабочие тетради, учебные словари, хрестоматии и др.на бумажной основе 4.2. Электронные (на машиночитаемом носителе) учебные издания Аудиопособие (аудиокассета, аудиокомплект, фонохрестоматия) Видеопособие (видеокассета, диафильм, кинофильм,, мультимедийное учебное электронное издание, локальное учебное электронное издание, сетевое учебное электронное издание. Виды учебных изданий

Основание деления Вид учебных изданийПримеры 5. По знаковой природе информации 5.1. Текстовые учебные изданияУчебники, учебные пособия Картографические учебные издания Карты, схемы, атласы Изоиздания учебныеАльбомы 5.4.Смешанные учебные издания 6. По материальной конструкции 6.1. Книжные учебные изданияУчебники, учебные пособия, учебные словари и т.п Листовые изданияЭкзаменационные билеты, учебные плакаты, бланки заданий. 7. По периодичности 7.1. Непериодические учебные изданияОтдельные учебники, учебные пособия в виде книги, брошюры Серии, серийные изданияСерия «Вузовский учебник» 8.По структуре8.1. Отдельные учебные изданияОтдельные учебники, учебные пособия и т.п Учебные комплектыКомплект учебных изданий для начальной школы 8.3 Учебные комплексы Учебный комплекс по курсу « Информационный анализ и синтез » Виды учебных изданий

Учебный текст - дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный учебный материал, отличающийся тем, что он содержит учебную информацию – информацию об объекте изучения, специально отобранную и подготовленную для усвоения с учетом категории обучаемых и требуемых результатов обучения. Требования, предъявляемые к учебному тексту: 1. Научность (соответствие уровню достижений современной науки, точность и достоверность приведенных сведений); 2. Систематичность и преемственность, логичность и последовательность излагаемого материала; 3. Структурированность и порционность излагаемого материала; 4. Доступность для восприятия обучаемых за счет обеспечения четкости и ясности изложения; 5. Соответствие языка изложения учебного материала нормам литературной русской речи.

Определение или дефиниция (лат. definitio определение) – текст, раскрывающий смысл какого-либо понятия или термина, позволяющий отличать его от сходных (родственных) понятий или терминов.

1.Раскрывать содержание понятия 2.Отличать определяемый предмет от всех сходных с ним предметов 3.Устанавливать, уточнять значение терминов

1. Соразмерность 2. Отсутствие в определении логического круга 3. Указание отличительных признаков, свойственных только данному понятию и отсутствующих в других понятиях, относящихся к тому же роду. 4. Понятность 5. Отсутствие двусмысленности и метафор

Жилище человека – постройка или естественное образование, где человек находит убежище от неблагоприятных условий среды.

Правильно Каменный замок – в средние века жилище короля или феодала (герцога, барона, рыцаря), представляющее собой укрепленное здание или группу зданий из камня. Не правильно Каменный замок – замок, построенный из камней

Схема - условное графическое изображение какого-либо объекта (явления, процесса), в общих чертах передающее суть его строения, характера и структуры. Чертеж - условное графическое изображение предмета, с точным соотношением его размеров, полученным методом проецирования.

Указание на родовое понятие Указание на отличительные особенности Чертеж - условное графическое изображение предмета, с точным соотношением его размеров, полученным методом проецирования. Схема - условное графическое изображение какого-либо объекта (явления, процесса), в общих чертах передающее суть его строения, характера и структуры.

Понятно Пещера – естественная подземная полость, имеющая выход на поверхность Не понятно, требует специальных знаний или дополнительного обращения к справочным изданиям Пещера - подземная полость в верхней толще земной коры, образуемая выщелачиванием и размывом известняков, доломитов, гипсов и других легкорастворимых пород, сообщающаяся с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями.

Правильно Дом – жилое здание, строение. Не правильно «Мой дом – моя крепость»

Мозаика + (от лат. musivum, буквально - посвященное музам) – + сюжетное или орнаментальное изображение, + выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), укрепленных на цементе или специальной мастике. Термин + указание на этимологию термина + указание на ближайший род (вышестоящие понятия) + указание на отличительные особенности. Например:

Структура учебных изданий Основной учебный текст Разделы Главы Параграфы Аппарат организации и контроля за усвоением знаний) Эпиграф Контрольные вопросы (вопросы для самопроверки, вопросы для самоконтроля) Практические задания и упражнения Тесты и тестовые задания Справочный аппарат Средства дополнения и сопровождения текста: Титульный лист Оборот титульного листа Предисловие Вступительная статья Послесловие Списки условных обозначений и сокращений Примечания Библиографические ссылки Список литературы Справочные и поисковые средства: Оглавление (содержание) Именной указатель Предметный указатель Хронологический указатель Указатель формул, символов Тематический указатель Систематический указатель Приложения Учебное издание

Учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. Учебное электронное издание представлено на каком-либо машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы соответствующие технические средства: персональный компьютер, аудиоплейер, видеомагнитофон и т.п.

Виды электронных учебных изданий Основание деленияВид электронных учебных изданий 1.По наличию печатного эквивалента 1.1. Электронный аналог печатного учебного издания 1.2. Самостоятельное электронное учебное издание: 2. По природе основной информации 2.1. Текстовое (символьное) электронное учебное издание 2.2. Изобразительное электронное учебное издание 2.3. Звуковое электронное учебное издание 2.4. Мультимедийное электронное учебное издание 3. По технологии распространения 3.1. Локальное электронное учебное издание 3.2. Сетевое электронное учебное издание 3.3. Электронное учебное издание комбинированного распространения 4. По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания 4.1. Детерминированное электронное учебное издание - электронное учебное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем 4.2. Недетерминированное (интерактивное) электронное издание - электронное учебное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целями, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем. 5. По периодичности 5.1. Непериодическое электронное учебное издание 5.2. Сериальное электронное учебное издание 5.3. Обновляемое электронное учебное издание:

Многоаспектность представления учебной информации за счет мультимедиа (текст+звук+изображение) Интерактивность, направленная на индивидуализацию обучения Гипертекстовость. Наличие гиперссылок позволяет оперативно выяснить значение непонятных терминов, родовых или близких по смыслу понятий и т.п.

Нарушение требований, предъявляемых к содержанию учебных изданий, их структуре, языку и стилю; Неполнота использования возможностей мультимедиа: неоправданное преобладание текстовой информации в ущерб другим видам информации (аудио-, визуальной); Отсутствие поисковых возможностей и возможностей интерактивного взаимодействия за счет использования гиперссылок.