Проблемы формирования ИКТ - компетентности учителя русского языка и литературы литературы М. Д. Унижаева, учитель русского языка МОУ ШОУ 17 г.Вичуга Ивановская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Advertisements

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГУ "Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций" (ФГУ ГНИИ ИТТ Информика) О.
Информационные ресурсы для школ в Интернет Проекты Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральная система информационных образовательных ресурсов (ФСИОР) и ее применение в общем и профессиональном образовании Государственный научно-исследовательский.
Система федеральных образовательных порталов Специализированный портал Информационно-коммуникационные технологии в образовании
1 ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Авдеева С.М. Москва, 2007.
Волгина Е.А. Учитель географии МОУ «СОШ с.Дмитриевка»
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГУ "Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций" (ФГУ ГНИИ ИТТ Информика) Информационная.
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГУ "Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций" (ФГУ ГНИИ ИТТ Информика) Информационная.
Основные направления развития порталов цифровых образовательных ресурсов, учебных изданий, учебного и лабораторного оборудования, электронных образовательных.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики и информатики Районный семинар учителей математики и информатики образовательных.
ЗАДАНИЕ 1.4 ТЕМА: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ. СЕТЕВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО.
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Г.Гегель Огольцова Н.Н., к.п.н., декан.
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Мастер - класс Пянзиной В. Н., учителя математики МОУ " Гимназия 6", г. Лангепас.
Компетентностный подход к образованию и задачи профильного обучения.
Использование инновационных технологий на уроках географии.
1 Профильное обучение в старших классах «Русский язык» Образовательная область «Филология» Образовательная область «Филология» предметы русский язык и.
ЦОР - цифровые образовательные ресурсы; ЭОР - электронные образовательные ресурсы.
Роль учителя информатики в инновационной деятельности школы «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя» Учитель.
Транксрипт:

Проблемы формирования ИКТ - компетентности учителя русского языка и литературы литературы М. Д. Унижаева, учитель русского языка МОУ ШОУ 17 г.Вичуга Ивановская область «Роль ИКТ в формировании информационной культуры педагога и школьника»

Ресурсы Интернета для школ: обзор федеральных проектов 2003 – 2008 гг. 2

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. И как следствие, требуется изменение содержания образования и совершенствование профессионализма профессионализма учителя… 3

Профессионализм -высокая степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью.компетентностью. Совершенствование в профессиональном отношении предполагает прохождение индивидом ряда этапов, включающих различные формы специального образования, рост квалификации, специализацию. 4

Требования к профессиональной компетентности современного учителя Компетенции Предметная Методическая Управленческая Научная Социальная Психолого-педагогическая ИКТ Информационно-коммуникационная компетенция Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя это способность решать профессиональные задачи и проблемы в реальных ситуациях педагогической деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий 5

ИКТИКТ – современные средства обучения компьютеры; мультимедийные обучающие программы; Интернет-ресурсы; Интерактивное оборудование (электронная доска; интерактивные планшеты); программное обеспечение для дистанционного обучения. 6

ИКТ-ИКТ-компетентность современного педагога интеллектуально-педагогическаяпредметно-ориентированная предметно-техническаяпредметно-методическая 7

8 : Уровень компьютерной грамотности: 40 респондентов, использующих ИКТ продвинутый выше среднего средний начальный 7,5% 20% 45% 27,5%

9 : Формы использования ИКТ: Интернет-технологии 40 респондентов, использующих ИКТ интерактивные задания и курсы презентации учащихся авторские презентации CD, DVD, словари, энциклопедии 45% 7,5% 45% 35% 65%

Основная проблема: Неготовность учителя осознать себя в качестве активного участника процесса по созданию новой информационной образовательной среды своего учебного заведения. Психологическая проблема – боязнь осознания как своей обновленной роли в образовательном процессе, так и своей ответственности за внедрение ИКТ в учебный процесс Техническая проблема – весьма низкий уровень владения ПК и ИКТ Учебно-методическая проблема – слабое представление о дидактических возможностях как персональных компьютеров, так и всего многообразия современных электронных образовательных ресурсов и аппаратных средств, их воспроизводящих 10

Факторы, способствующие профессиональной переориентации педагога : сдвиг в шкале профессиональных ценностей и ориентиров,вызванный объективными внешними обстоятельствами; осознание необходимости преодоления профессиональногокризиса путем повышении квалификации, дополнительногообразования и самообразования. неудовлетворенность возможностью самореализации в сложившейся профессиональной ситуации в рамках своего профессионального образования или профессиональнойподготовки; недовольство своим социально-профессиональнымстатусом за счет неуверенности в своих силах преодолетьсложившийся профессиональный кризис; 11

12 базироваться на психолого-педагогических основахосуществления учителем профессиональной деятельности,включающих как ключевые, так и специальные компетенции; реализовываться как комплексная модель, связанная свозрастанием информатизации общества; служить стимулом дальнейшего развития профессионально-информационной культуры учителя и сохранения способностиучиться на протяжении всей активной фазы жизни. Профессиональная переподготовка учителя-предметника в области ИКТ будет способствовать повышению бу дет: эффективности и качества обучения, если бу дет: способствовать развитию мотивации учащихся в освоениипредмета, их познавательной деятельности и социальнойактивности;

Способом преодоления кризиса, с которым сталкивается современный учитель в условиях информатизации образования, является переход на инновационный уровень профессиональной деятельности: 13 корректировка отношения к ИКТ и их дидактическимвозможностям, призванным внести цивилизованные методы вусловия труда учителя (создание нового уровня положительноймотивации в профессиональной деятельности учителя,готовность передать часть своих полномочий компьютеру); преодоление неуверенности в своей способности освоитьнеобходимые навыки и приобрести умения работы на ПК исоздания программных продуктов; повышение квалификации, включая самообразование иобразование за свой счет, результатом которого являетсяприобретение учителем умений по внедрению ИКТ в своюпредметную область.

Интернет в школе Автоматизация повседневной работы педагога и Сокращение нагрузки учителя Повышение эффективности системы обучения школьников Управление познавательной деятельностью школьников Совершенствование своего педагогического мастерства 14

Федеральная система информационно-образовательных ресурсов 15 Единое окно доступа к образовательным ресурсам Федеральный портал Российское образование Российский общеобразовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов collection.edu.ru Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов

Новости образования Каталоги ссылок на интернет-ресурсы Учебные и методические материалы Справочники и базы данных (организации, персоналии, нормативные документы, образовательные коллекции…) Календари событий (конференции, семинары, конкурсы, выставки …) Интерактивные сервисы (консультации, форумы …) Структура и контент образовательных интернет-порталов 16

Единая рубрикация ресурсов порталов 17

Проблемно- ориентированные порталы Порталы по областям знаний Портал «Российское образование«Российское образование» Система федеральных образовательных порталов 18

Федеральный портал «Российское образование» 19 Новостные ленты

Федеральный портал «Российское образование» Нормативные документы 20

Предметные области профессионального образования Математика и естественно- научное образование Гуманитарное и социальное образование Образование в области техники и технологий Образование в области экономики и управления Образование в области культуры и искусства Юридическое образование Педагогическое образование Медицинское и фармацевтическое образование Военное дело Предметы общего образования Астрономия, География, Математика,... Астрономия, География, Математика,... Тип ресурса Учебник, Задачник, Тесты,... УчебникЗадачникТесты... Аудитория Учащийся, Преподаватель, Абитуриент,...УчащийсяПреподавательАбитуриент

Вспомогательные литературоведческие дисциплины Журналистика История литературоведения. Литературоведческая терминология История литературы Литературная критика Литературные тексты Общие вопросы литературоведения Справочные материалы Сравнительно-историческое изучение литературСравнительно-историческое изучение литератур Теория литературы Фольклор КаталогКаталог: Предметная область: Профессиональное образование: Гуманитарное и социальное образование: Литература. ЛитературоведениеПредметная областьПрофессиональное образование Гуманитарное и социальное образованиеЛитература. Литературоведение 22

Программы курсов, учебные пособия, планы-проспекты, методические указания, конспекты лекций по литературе и литературоведению, составленные преподавателями кафедры теории литературы Тверского государственного университета: Введение в литературоведение, Введение в практическую поэтику, История античной литературы, Античная литература, История зарубежной литературы (Античность, Средние века и эпоха Возрождения), История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения, История зарубежной литературы XVII-XVIII вв, Зарубежная литература XX века, История зарубежной литературы XX в, Зарубежная детская литература, Основы текстологии, Поэтика межлитературных взаимодействий, Анализ и интерпретация художественного текста. Программы курсов, учебные пособия, планы-проспекты, методические указания, конспекты лекций по литературе и литературоведениюПрограммы курсов, учебные пособия, планы-проспекты, методические указания, конспекты лекций по литературе и литературоведению Творчество Иосифа Бродского в контексте русской поэтической традицииТворчество Иосифа Бродского в контексте русской поэтической традиции Учебно-методический комплекс «Творчество Иосифа Бродского в контексте русской поэтической традиции» создан на основе авторской программы, в его состав входят лекционный курс, система семинарских занятий, хрестоматия текстов для анализа, методические реком Вспомогательные литературоведческие дисциплины 23

Энциклопедия псевдонимовЭнциклопедия псевдонимов Псевдонимы (с греч. - носящий вымышленное имя) заслуживают изучения как один из важных факторов творческой жизни во все времена и у всех народов. Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах), можно назвать псевдономастикой, или псевдонимикой, т.е. наукой о ложных (вымышленных) именах, равно близка библиографии, лингвистике и литературоведению Ваша оценкаВаша оценка | Карточка ресурсаКарточка ресурса История литературоведения. Литературоведческая терминология 24

Памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве"Памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" Сайт содержит подробную информацию о литературном памятнике культуры Древней Руси XII века "Слове о полку Игореве": лучшие переводы "Слова...", комментарии, пояснительные и научные статьи разных авторов, раскрывающие значение "Слова..." для развития русской литературы и искусства прошлого и настоящего. Сайт содержит около 100 иллюстраций, путеводитель, панорамы экспозиции. Ваша оценка | Карточка ресурса Родная Речь. Уроки Изящной Словесности Книга Петра Вайля и Александра Гениса. П. Вайль и А. Генис русские писатели, сформировавшиеся на Западе авторы увлекательных и тонких эссе. В своей новой книге с блеском, остроумием и изяществом авторы демонстрируют свежий и нетрадиционный взгляд на русскую литературу. Книга адресована учителям-словесникам, учащимся старших классов и всем любителям хорошей прозы. Ваша оценкаКарточка ресурса Родная Речь. Уроки Изящной Словесности Литературная критика 25

Литературные тексты Памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве"Памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" Сайт содержит подробную информацию о литературном памятнике культуры Древней Руси XII века "Слове о полку Игореве": лучшие переводы "Слова...", комментарии, пояснительные и научные статьи разных авторов, раскрывающие значение "Слова..." для развития русской литературы и искусства прошлого и настоящего. Сайт содержит около 100 иллюстраций, путеводитель, панорамы экспозиции. Ваша оценка | Карточка ресурса Ваша оценкаКарточка ресурса Весь ДостоевскийВесь Достоевский Сайт, посвященный новым лингвистическим методам изучения произведений всемирно известного классика русской литературы, включает в себя конкордансы (полнотекстовую базу данных) всех художественных произведений Достоевского и "Евангелие Достоевского" - основной источник творчества и размышлений автора. 26

school.edu.ru Российский общеобразовательный портал Издательство «Просвещение» 27

school.edu.ru Российский общеобразовательный портал Новостные ленты Нормативные документы Образование в регионах Каталог интернет- ресурсов Образовательные коллекции Конструктор сайтов Форумы, консультации Специальные проекты 28 Коллекции Русская и зарубежная литература для школы Мировая художественная культура Естественнонаучные эксперименты Музыкальная коллекция Исторические документы Диктанты: русский язык История образования Право в сфере образования

Русская и зарубежная литература для школы Мировая художественная культура Диктанты: русский язык Диктанты: после шипящих на конце слов Разделительные Ь и Ъ Правописание гласных в корне Безударные гласные в корне, проверяемые ударениемпосле шипящих на конце слов Разделительные Ь и Ъ Правописание гласных в корне Безударные гласные в корне, проверяемые ударением, Чередование гласных в корне Правописание согласных в корне Правописание приставок Приставки на З/СЧередование гласных в корне Правописание согласных в корне Правописание приставок Приставки на З/С, Приставки ПРЕ- и ПРИ-Приставки ПРЕ- и ПРИ- Правописание существительных Е-И в окончаниях существительныхПравописание существительных Е-И в окончаниях существительных, О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных Правописание прилагательных Правописание окончаний прилагательных, Правописание суффиксов прилагательных, Правописание сложных прилагательных, НЕ с прилагательными Правописание глаголов Личные окончания глаголов, Ь в глагольных формах, Правописание суффиксов глаголов, НЕ с глаголами Пунктуация Прямая речь, Однородные члены, Сложное предложение Проверочные диктанты Диктанты: 5 класс, Диктанты: 6 класс, Диктанты: 7 класс, Диктанты: 8 класс, Диктанты: 9 класс, Диктанты: 10 класс, Диктанты: 11 классО-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных Правописание прилагательных Правописание окончаний прилагательныхПравописание суффиксов прилагательныхПравописание сложных прилагательныхНЕ с прилагательными Правописание глаголов Личные окончания глаголовЬ в глагольных формахПравописание суффиксов глаголовНЕ с глаголами Пунктуация Прямая речьОднородные членыСложное предложение Проверочные диктанты Диктанты: 5 классДиктанты: 6 классДиктанты: 7 классДиктанты: 8 классДиктанты: 9 классДиктанты: 10 классДиктанты: 11 класс 30

school.edu.ru Российский общеобразовательный портал Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» 30

31 school.edu.ru Коллекция: мировая художественная культура поиск по атрибутам: вид искусства, жанр, техника, материалы, эпоха, стиль, направление вид искусстважанртехникаматериалыэпоха, стиль, направление Географический поиск Западная ЕвропаЗападная Европа Россия АмерикаРоссияАмерика Поиск по наименованию Русская архитектура Древнерусское искусство Искусство Древнего Египта Искусство древней Передней Азии Древнегреческое искусство Древнеримское искусство Искусство Византии Средневековое искусство Западной Европы Искусство арабских стран, Ирана и Турции Искусство Индии и Юго-Восточной Азии Искусство стран Дальнего Востока Архитектура стран Западной Европы и Америки XIVXXI вв. Декоративно-прикладное искусство стран Западной Европы и Америки XVII XXI вв. Искать по автору A Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Я AБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЧШЩЭЯ Искать по периоду XXX в. до н.э. XXIX в. до н.э. … XXв. XXI в.XXв.XXI в.

32 school.edu.ru Смольного монастыря собор в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли Общий вид В центре ансамбля Смольного монастыря возвышается великолепный образец барочной церковной постройки, пятиглавый собор, возведенный по проекту Ф.Б. Растрелли в гг. Окончательную достройку и внутреннюю отделку храма осуществлял В.П. Стасов в гг. См. статью.статью Будда Амида В силу многочисленности популярных буддийских школ на украшение храмов делались весьма значительные пожертвования, что обусловило масштабность художественных заказов. Яркое свидетельство тому колоссальная полая фигура Будды Амиды около Камакура. Это вторая по величине скульптура после Большого Будды Тодайдзи, ее высота достигает свыше тринадцати метров. Ныне статуя находится под открытым небом, но когда-то она жила в своем собственном храме, построенном на пожертвования. Несмотря на некоторую

window.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Новости образования Каталог интернет- ресурсов – более Электронная библиотека – более

О проекте Целью создания информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет- ресурсов, электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. window.edu.ru 34

window.edu.ru «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Электронная библиотека – более 18 тысяч полнотекстовых электронных версий учебных и учебно-методических ресурсов учебники и учебные пособия: конспекты лекций; лабораторные практикумы; задачники; методические указания; рабочие программы; сборники тестов; монографии; справочники; статьи по педагогике и методике преподавания. 35

Литература. 10 класс. Методические советы под редакцией В.И. Коровина: Книга для учителяЛитература. 10 класс. Методические советы под редакцией В.И. Коровина: Книга для учителя Рассмотрены особенности работы учителя на уроках литературы разных типов. Приведены варианты распределения учебных часов по темам программы 10 класса и тематического планирования уроков литературы в 10 классе. В приложениях содержатся примерные темы сочинений по курсу русской литературы XIX века, некоторые темы выпускных сочинений по русской литературе для 11 класса, предлагавшиеся Министерством образования РФ в гг., список литературы в помощь учителю.Тип материала: Методические указания | Аудитория: Преподаватель | Уровень образования: Среднее (полное) общее Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя Опытные педагоги-практики, методисты и преподаватели педвузов разработали систему уроков по программным темам курса литературы в выпускном классе. В пособии представлены различные варианты уроков в зависимости от жанра произведения, его места в школьной программе (количества часов, отведенных на его изучение). Это может быть и урок-лекция, и урок-беседа, и урок-диспут, и, наконец, система уроков. Главное, что объединяет все занятия, - это обязательное осмысление художественного текста, внимание к живому слову писателя.Тип материала: Методические указания | Аудитория: Преподаватель | Уровень образования: Среднее (полное) общее window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) 37

Образовательные ресурсы нового поколения Комплекты цифровых ресурсов к учебникам, входящих в федеральные перечни Инструменты учебной деятельности Инновационные учебно-методические комплексы Инструменты организации учебного процесса Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Для ученика Для учителя Для ученика Для учителя Тематические Предметные Тематические Предметные Инструменты организации учебного процесса Инструменты учебной деятельности Программы просмотра ресурсов Инструменты организации учебного процесса Инструменты учебной деятельности Программы просмотра ресурсов

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru 39

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для общего образования – более ресурсов, в том числе: гипертекстовые и мультимедийные ресурсы, имеющие «привязку» к содержанию учебников; раритетные материалы научно-популярных изданий – журналов «Квант», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Кругосвет»; тематические и предметные коллекции (иллюстрации, задачи, демонстрации); архивированные файлы электронных учебно- методических комплексов. 40

Сопровождение учебных планов

Предметные и тематические коллекции

Инструменты учебной деятельности

Редактор родословных деревьев Геоинформационная система Инструменты учебной деятельности

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru Примеры ресурсов по истории 42

Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов - ФЦИОР fcior.edu.ru Хранилище интерактивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов – более ресурсов для общего образования Электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС) 43

ict.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» 36 Новости Календарь мероприятий БД «Организации» БД «Персоналии» Электронная библиотека Каталог интернет- ресурсов Материалы конференций

Региональные информационно- образовательные порталы 38

Портал информационной поддержки ЕГЭ ege.edu.ru 37

ndce.edu.ru Каталог учебников, оборудования и электронных ресурсов 44

katalog.iot.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет» (печатное издание и сайт) 45

Посещаемость федеральных образовательных порталов Суммарная посещаемость системы порталов: тысяч посетителей в сутки Пример статистики ИС «Единое окно» 46

e-teaching.ru 47

Сеть творческих учителей it-n.ru 48

Образовательный портал Ucheba.com 49

Русский язык и литература 50

Русский язык, Издательский дом «Первое сентября» сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» Интерактивный курс «Русский язык, 5–6-е классы» в виртуальной школе на КМ.РУ Природная грамотность Опорный орфографический компакт – сайт В.Г. Шелест – учителя Тростянецкой средней школы. Эффективная методика обучения орфографии. Грамотей-клуб Основные правила грамматики русского языка. Это академический сборник правил 51

Методика развивающего обучения русскому языку в средней школе Учебное пособие по фонетике русского языка (произношение букв и буквенных сочетаний) размещено на сервере сети Funet (Финляндия) Орфография на сайте Дениса Яцутко коллекция ссылок на статьи, монографии, рефераты и другие материалы. Грамматический конкурс «Золотая клякса» – Русский язык. Морфология, 7–8-е классы, примерное планирование –. Подготовила Трофимова, преподаватель ЯрОИПК. Техника речи в курсе школьной риторики –. Учебное пособие И.Р. Калмыковой «Работа над техникой речи в курсе школьной риторики» Профессиональное бесплатное тестирование Разные тесты Обучающий сайт. Компьютерные телекоммуникации Викторины по географии, истории, русскому языку и др Русский язык 52

katalog.iot.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет» (печатное издание и сайт) ГНИИ ИТТ «Информика»,

school.edu.ru ict.edu.ru katalog.iot.ru ndce.edu.ru school-collection.edu.ru fcior.edu.ru 54