1.Информационный взрыв и информационный кризис, как основные факторы, определяющие возрастание роли информационного анализа и синтеза в производстве информационных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура предметной области информатики -теоретическая информатика -средства информатизации -информационные технологии -социальная информатика.
Advertisements

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра гуманитарных дисциплин.
Основные понятия и определения информатики Тема 1.
Информационные технологии в городском хозяйстве Представление дисциплины.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
Формирование поискового образа документа в современном справочно- библиографическом аппарате библиотеки Шевченко Татьяна Евгеньевна зав.отделом научной.
Выполнила: Е.В. Малыконт, студентка 2-го курса очной формы обучения экономического факультета, группа Э 121 б.
Основные классы документов. Критерии отбора документов. 9 класс.
Преподаватель: Купченко Е лена Владимировна. Технология это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных,
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Лекция 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
Электронная база данных,как объект информационног о права.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
«Мировые информационные ресурсы» Кафедра «Сетевой экономики и мировых информационных ресурсов» Селетков Сергей Николаевич.
«Ты ищешь знаний, мудрости земной, Ты ищешь смысла жизни во Вселенной. Найди на полке книгу и раскрой. Источник мысли чистый, вдохновенный…»
Школа информационной культуры Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького.
Теория научной информации Лекция специального курса «Информационное обеспечение зоологических исследований» С. В. Буга.
Проекты библиотеки. Банк знаний ученого – исследователя; Создание интеллектуальной продукции; Электронная библиотека.
Транксрипт:

1.Информационный взрыв и информационный кризис, как основные факторы, определяющие возрастание роли информационного анализа и синтеза в производстве информационных продуктов и услуг 2.Назначение и сущность аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ). 3.Виды АСПИ 4.Критерии различения рефератов и аннотаций 5.Многоаспектная классификация рефератов и аннотаций 6.Материал для контроля и самопроверки знаний и умений по изученной теме План

Список литературы: 1.ГОСТ Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. – Введен Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, – 15 с. (Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу) 2.ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения. - Введ Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Издательство стандартов, – 95 с. (Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу) 3.ОСТ Стандарт отрасли: Издания. Термины и определения 4.ГОСТ (ИСО ). Реферат и аннотация: Общие требования - Взамен ГОСТ ; Введен – Минск : Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, – 11 с. (Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу) 5.Справочник информационного работника / науч. ред. Р.С. Гиляревский, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, – С. 522 – Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., Профессия, – 560 с. – (Серия «Библиотека»). 7.Блюменау, Д. И. Информационный анализ/ синтез для формирования вторичного потока документов / Д. И. Блюменау. – СПб: Изд-во «Профессия», – 240 с. 8.Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, И. Л. Скипор. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, – 296 с.

Информационный взрыв и информационный кризис, как основные факторы, определяющие возрастание роли информационного анализа и синтеза в производстве информационных продуктов и услуг Информационные ресурсы – это продукт интеллектуальной деятельности общества; имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. Информационные ресурсы - это единственный вид ресурсов, который в отличие от всех других видов ресурсов (сырьевых, финансовых и др.) по мере потребления не исчезает, а лишь увеличивается.

Информационный взрыв и информационный кризис, как основные факторы, определяющие возрастание роли информационного анализа и синтеза в производстве информационных продуктов и услуг Информационный взрыв – резкое увеличение объема и скорости обращения информации в современном обществе, которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности. Общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. – каждые 10 лет, а к 1970 г. – каждые 5 лет. В настоящее время период удвоения - 2–3 года. В нач.ХIХ в. во всем мире выходило около 100 научных журналов, в 1850 г. – 1000, в 1900 – более 10 тыс., в настоящее время – свыше 100 тыс. Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет. Количество новостных сообщений, публикуемых в сети Internet во всем мире – более, в сутки Факторы, обусловившие информационный взрыв: научно-техническая революция, превратившая науку в производительную силу общества и поставившая получение и распространение научной и технической информации на промышленную основу; новые технологии в полиграфии, сделавшие возможными миллионные тиражи ежедневных газет и других видов периодической печати, а также радио, многоканальное телевидение, Интернет, средства массовой информации, массовое образование, поставляющее грамотных людей – производителей и потребителей как научной, так и массовой общественной информации.

Человек в условиях информационного взрыва

Информационный взрыв и информационный кризис, как основные факторы, определяющие возрастание роли информационного анализа и синтеза в производстве информационных продуктов и услуг Информационный кризис – противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека: скорость восприятия информации человеком (например, скорость чтения) сегодня такая же, как и тысячи лет назад и увеличить ее кардинально невозможно.

Основные термины и понятия Документ – это материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее хранения и передачи во времени и пространстве.

Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ) – Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ) – преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде, соответствующем запросу. Результатом АСПИ является вторичный документ. Свертывание информации – Свертывание информации – физическое сокращение объема первичного документа при сохранении его смысла. Результатом свертывания является вторичный документ. Основные термины и понятия

Библиографическое описание Аннотация Реферат

Первичный документ (ПД) – документ, являющийся непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов и т.д. Например, книга (монография), статья, патент, диссертация и т.д. Основные термины и понятия

Вторичный документ – документ, являющийся результатом аналитико-синтетической переработки содержания первичных документов. Например, библиографическое описание документа, аннотация, реферат, обзор. Основные термины и понятия

Анализ - Анализ - (от лат. - разложение, разделение, расчленение, обзор) – это логический прием состоящий в том что изучаемый текст мысленно разделяется на составные элементы (части) каждый из которых исследуется в отдельности как часть целого чтобы выделенные с помощью анализа элементы соединить с помощью логического элемента. Основные термины и понятия

Синтез - Синтез - (от греч. соединение, составление, сочетание) – это логический прием, смысл которого состоит в том, что соединяются части, разъединенные в ходе анализа. НН О Основные термины и понятия

Вид свертывания Результат свертывания Составление библиографического описания Библиографическое описание ИндексированиеИндексы, предметные рубрики, ключевые слова АннотированиеАннотация РеферированиеРеферат Составление обзоровОбзор

Составление библиографического описания Первичный документ Вторичный документ (библиографическое описание) Могилев, А. В. Информатика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н. И. Пак; под ред. А. В. Могилева. – М.: Изд. Центр «Академия», – 336 с. Библиографическое описание документа – это вторичный документ, представляющий собой совокупность самых важных сведений о первичном документе (автор, заглавие, место и год издания и др.), расположенных в строго определенном, унифицированном порядке, который задан специальным нормативным документом – государственным стандартом.

Индексирование Первичный документ Поисковый образ документа (классификационный индекс) 32.81я73 Индексирование – вид аналитико-синтетической переработки информации, заключающийся в переводе содержания документов и запросов с естественного на информационно-поисковый язык. Цель индексирования – обеспечить поиск необходимых сведений в больших массивах информации за счет формализованного представления смысла документов и запросов.

Индексирование Первичный документ Поисковый образ документа (Ключевые слова) Информатика, информационные системы, программирование, учебник Ключевое слово – это наиболее информативные слова, т.е. слова, несущие максимальную смысловую нагрузку в тексте.

Острейковский, В. А. Информатика: учеб. для вузов / В. А. Острейковский. – М.: Высш.школа, – 511 с. ББК 32.81я73 О76 Могилев, А. В. Информатика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н. И. Пак; под ред. А. В. Могилева. – М.: Изд. Центр «Академия», – 336 с. ББК 32.81я73 М74 Информатика: учебник / под ред. Н. В.Макаровой. – 3-е перераб. изд.. – М.: Финансы и статистика, – 768 с. ББК 32.81я73 И 74 Гладких, Б. А. Информатика от абака до интернета: введение в специальность: учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, – 484 с я73 Г52 Индексы систематического каталога

Аннотирование Первичный документ Вторичный документ (аннотация) Рассмотрены базовые понятия информатики.. Особое внимание уделено социальной информатике. Описаны средства информатизации. Приведены сведения о коммуникационных технологиях. Для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по психолого-педагогическим специальностям. Аннотация – это вторичный документ, представляющий собой краткую характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Реферирование Первичный документ Вторичный документ (реферат) Рассмотрены базовые понятия информатики, кодирование информации, алгоритм и его свойства. Особое внимание уделено социальной информатике. Описаны средства информатизации – вычислительная техника; программное обеспечение ЭВМ; информационные технологии (обработка текстов, табличной информации; создание мультимедийной презентации; печатных материалов; хранение и обработка данных). Приведены сведения о коммуникационных технологиях. Для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по психолого-педагогическим специальностям. Реферат – вторичный документ, представляющий собой краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы.

Острейковский В.А. Информатика: учеб.для вузов. – М.:Высш.школа, с. Гладких Б.А. Информатика от абака до интернета: Введение специальность:Учеб. пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, Могилев, А. В. Информатика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н. И. Пак; под ред. А. В. Могилева. – М.: Изд. Центр «Академия», – 336 с. Информатика: Учебник.-3-е перераб.изд./ Под ред. Н.В.Макаровой. – М. :Финансы и статистика, с. Раздел 1.«Теоретическая информатика» Основные понятия и определения информатики Информатика как наука Математические основы информатики Информационные ресурсы и информатизация общества Доэлектронная история ВТ ЭВМ Программное обеспечение компьютеров Компьютерные сети Основания информатики Социальная информатика Средства информатизации: вычислительная техника Программное обеспечение ЭВМ Информационные технологии Коммуникационные технологии Раздел 1. «Основы информационной культуры» Переход к информационному обществу Измерение и представление информации Информационные системы и технологии Вилы информационных технологий Раздел 2. «Прикладная информатика» Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информатики Технические средства реализации информационных процессов Алгоритмизация и программирование Раздел 2. «Техническая база информационной технологии» Архитектура ПК Состояние и тенденции развития ЭВМ Компьютерные сети Офисная техника Раздел 3 «Элементы информационных технологий» Базы и банки данных Пакеты прикладных программ Вычислительные сети Глобальная сеть Интернет Искусственный интеллект Экспертные системы Раздел 3. «Системное программное обеспечение компьютера» Состояние и тенденции развития программного обеспечения Операцияонная система MS DOS Norton comnander – инструментарий работы в MS DOS Раздел 4. «Прикладные программные продукты» Текстовый процессор Табличный процессор СУБД Интеллектуальные системы Инженерия знаний Раздел 5. «Инструментарий технологии программирования» Создание программного продукта Инструментальные средства пользователя в среде Microsoft Office

Составление обзора Первичные документы Вторичный документ (обзор) Информатика – молодая, динамично развивающаяся дисциплина, Сам термин «информатика» многозначен, он имеет, как и термин «информация», множество определений. С одной стороны, это отражает различные научные подходы и различные научные школы, занимающиеся изучением проблем поиска, сбора, хранения, преобразования и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности, преимущественно с использованием компьютеров. С другой стороны, такое положение приводит к тому, что ученые и специалисты не всегда понимают друг друга, называя термином «информатика» совершенно разные научные направления и дисциплины. Большие сложности это создает, прежде всего, для тех, кто лишь приступает к изучению информатики как специального предмета, в частности, для студентов вузов. В последние годы на книжном рынке появилось немало учебников по информатике для вузов, значительно отличающихся по содержательному наполнению. Цель данного обзора - дать сопоставительный анализ учебников по информатике для вузов, опубликованных на русском языке за гг. … Одним из критериев, позволяющих провести такое сопоставление является целевое и читательское назначение учебников информатики. Так, учебник Б. А Гладких (1), предназначен для студентов компьютерных специальностей. Он создан на основе лекций по курсу информатики для студентов факультета информатик Томского государственного университета. В отличие от учебных пособий, рассчитанных на начинающих, в нем не описывается устройство ЭВМ и основные понятия программирования, а также приемы работы на персональном компьютере. Этот учебник рассчитан на продвинутых пользователей. В учебном пособии А.В.Могилева (2) большее внимание уделяется не технико- технологическим аспектам информатики, а гуманитарным и социальным, т.к. оно рассчитано на студентов, обучающихся по психолого- педагогическим специальностям. Учебник В.А.Острековского (3) предназначен для студентов экономических и технических вузов… Обзор – это вторичный документ, представляющий собой результат аналитико- синтетической переработки совокупности документов по определенному вопросу, за определенный период времени, содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения.

Полнота отражения информации Точность отражения информации Лаконичность

Аннотации и рефераты: определение Аннотация – это вторичный документ, представляющий собой краткую характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Реферат – вторичный документ, представляющий собой краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы.

Аннотации и рефераты: сходство и различие, критерии различения Сходство рефератов и аннотаций состоит в следующем: 1. являются ВД, кратко характеризующими содержание ПД; 2. дают возможность определить, следует ли обращаться к ПД; 3. используются в автоматизированных информационных системах для поиска информации. Различие рефератов и аннотаций: Ведущее свойство реферата – информативность, т.е. способность кратко передать (изложить) смысл первичного документа. Ведущее свойство аннотации - индикативность (указательность), т.е. способность обобщенно представить информацию, содержащуюся в ПД, выделяя при этом самое главное, актуальное, особенное. Критерии различения аннотации и рефератов: 1. Формальный, с точки зрения объема этих ВД: реферат больше, аннотация- меньше. Объем реферата печатных знаков, аннотации – 500 печатных знаков ( ГОСТ Реферат и аннотация. Общие требования). 2. Интуитивный: аннотация отвечает на вопрос «О чем сообщается в ПД?», а реферат – «Что именно сообщается в ПД».

Понятия, родственные понятиям «реферат» и «аннотация» Реферативная аннотация – аннотация, которая включает элементы справочной аннотации (перечень рассматриваемых в первичном документе проблем с указанием степени подробности их освещения, сведений о структуре и жанре этого документа, его целевом назначении), а также элементы реферата: основные фактические сведения, изложение отдельных аспектов содержания первоисточника. Реферативная аннотация, это ВД, отвечающий как на вопрос «О чем сообщается в первичном документе», так и на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?». Резюме (от франц. Resume – «краткий вывод») - краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; заключительный итог чего-либо. Резюмировать – делать резюме чего-либо, кратко обобщать. Рецензия (от. лат. «лат. Recensio- рассмотрение, осмотр») - произведение, содержащее анализ и критическую оценку документа. Например, рецензия на монографию, статью, учебник, роман, сборник стихов и т.п. Обладает чертами сходства с рекомендательной аннотацией. Дайджест (от.лат.digest - краткое изложение) - это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты) подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Например, американский журнал «Риддерз дайджест», издаваемый миллионными тиражами на 20 языках, в т.ч. на русском, содержит информацию для семейного чтения, проблемные статьи, краткие заметки.

Многоаспектная классификация рефератов Аннотации Рефераты 1. По целевому назначению 1.1. Справочные аннотации- аннотации, которых приводятся сведения справочного характера без оценки аннотируемого документа и без рекомендаций по его использованию. Они в краткой форме уточняют неясное заглавие. Сообщают общие сведения о содержании и назначении ПД, приводят иные важные сведения, отсутствующие в библиографическом описании ПД; 1.2. Рекомендательные аннотации - аннотации, которые помимо сведений справочного характера дают оценку аннотируемого ПД и рекомендации по его использованию. Кроме краткой информации о ПД главная цель рекомендательной аннотации - заинтересовать читателя, показать значение и отличительные черты, особенности данного ПД. Рекомендательные аннотации используются для характеристики художественной, научно- популярной, детской литературы. Отличаются от справочной аннотации живым, эмоциональным стилем изложения. По объему превышают справочные аннотации. 1. По функциональному назначению 1.1.Общие рефераты или рефераты- конспекты, последовательно излагающие в общем виде содержание всего первичного документа; 1.2. Специализированные или проблемно- ориентированные рефераты, акцентирующие внимание читателя на отдельных темах или проблемах первичного документа.

Многоаспектная классификация рефератов АннотацииРефераты 2. По количеству источников аннотирования 2.1.Индивидуальные, т.е. составленные на один первичный документ; 2.2. Аналитические, составленные на отдельную часть первичного документа, его главу, раздел, параграф; 2.3. Групповые или сводные аннотации. 2. По количеству источников реферирования 2.1.Монографические, т.е. составленные на один первичный документ; 2.2. Рефераты-фрагменты, составленные на отдельную часть первичного документа, его главу, раздел, параграф 2.3. Обзорные (сводные, групповые) рефераты), составленные на несколько ПД по одной теме или проблеме; на документы одного автора; за определенный хронологический период и т.п. 3. По объему или глубине свертывания 3.1. Краткие аннотации, объем которых – 1 -2 предложения Расширенные аннотации, превышающие рекомендованный ГОСТ «Реферат и аннотация. Общие требования» средний объем в 500 п.з. 3. По объему или глубине свертывания 3.1. Краткие, объем которых ограничен ГОСТом и не должен превышать 850 печатных знаков; 3.2. Расширенные рефераты, объем которых не лимитируется ГОСТом и может составлять 10-15% от объема первичного документа, в зависимости от его ценности, новизны, и доступности. 4. По исполнителю или составителю аннотации 4.1. Авторские 4.2. Неавторские аннотации, составленные работником реферативной или иной информационно-библиографической службы; 4. По исполнителю или составителю реферата 41. Авторские иди авторефераты, т.е. составленные автором ПД; 4.2. Неавторские, составленные работником реферативной или иной информационно- библиографической службы, т.е. референтом; 4.3. Машинные (автоматические), составленные с помощью компьютера. Их называют «квази- рефераты» («как бы рефераты»).

Многоаспектная классификация рефератов АннотацииРефераты 5. По степени формализации аннотирования 5.1. Интеллектуальные аннотации, составленные человеком на основе его интуитивных представлений о значимости содержащейся в первичном документе информации 5.2. Формализованные аннотации, составленные на основе формализованных методик свертывания информации. 5. По степени формализации реферирования и структуры реферата 5.1. Интеллектуальные рефераты с неформализованной структурой, составленные человеком на основе его интуитивных представлений о значимости содержащейся в первичном документе информации; 5.2. Формализованные рефераты, составленные на базе формализованных методик Рефераты-экстракты, полученные путем извлечения (экстрагирования) наиболее важной информации из ПД. Это извлечение ведется с помощью специальной анкеты или перечня аспектов содержания, которые определяют, что именно в ПД следует считать наиболее важным Табличные рефераты 6. По способу подготовки 6.1. Интеллектуальные или ручные аннотации 6.2. Аннотации, полученные автоматизированным способом. 6. По способу подготовки 6.1. Интеллектуальный или ручной реферат 6.2. Машинный или автоматизированный реферат 7. По форме изложения 7.1.Текстовые; 7.2. Табличные; 7.3.Иллюстративные, включающие схемы, чертежи, фото и т.п.; 7.4.Смешанные рефераты, сочетающие текст, схемы, фото и т.п.

1.Какова связь между информационным кризисом и аналитико-синтетической переработкой информации (АСПИ)? 2.Каково назначение АСПИ? 3.Что является результатом любого вида АСПИ? 4.Чем отличается реферат от аннотации?

Материал для контроля и самопроверки знаний и умений В результате изучения темы «Аналитико-синтетическая переработка информации в структуре информационного анализа и синтеза» студент должен: Знать (давать определения понятиям) Уметь 1.Информационные ресурсыПриводить примеры различных видов информационных ресурсов 2.ДокументПриводить примеры документов на различных носителях информации 3.Анализ и синтезПриводить примеры анализа и синтеза 4.Первичный документ - вторичный документ Отличать первичный документ от вторичного документа 5.Информационный взрыв и информационный кризис Аргументировать наличие информационного взрыва и проявления информационного кризиса 6.АСПИ и свертывание информации Объяснять сущность и назначение АСПИ и свертывания информации 7.Библиографическое описание- составление библиографического описания Атрибутировать и выделять из других вторичных документов библиографическое описание 8.Ключевое словоВыделять из текста ключевые слова 9.Поисковый образ документа (запроса)- индексирование Атрибутировать и выделять из других вторичных документов поисковый образ документа: ключевые слова, индексы 10Аннотация - АннотированиеАтрибутировать и выделять из других вторичных документов аннотацию 11.Реферат - РеферированиеАтрибутировать и выделять из других вторичных документов реферат 12.Обзор - Составление обзоровАтрибутировать и выделять из других вторичных документов обзор 13.Знать принцип построения многоаспектной классификации рефератов и аннотаций Приводить примеры видов рефератов и аннотаций по заданному основанию деления классификации. Отличать реферат от аннотации