«Оценка реформы образования»: итоги опроса экспертов
Параметры опроса Цель Фиксирование мнений экспертов о ходе и перспективах реформы российского образования. Инструменты Глубинные интервью, экспресс-интервью Количество интервью 14 Профиль экспертов Представители академического сообщества, преподаватели, общественные деятели.
Эксперты отметили Россия тратит на нужды образования менее 5 % ВВП. Около 21% школьников не сдали ЕГЭ по математике, русскому языку и литературе в 2008 г.
Российское образование сегодня 1.Состояние образовательных институций названо «катастрофическим». 2.Образовательная реформа потерпела крах: не привела к ощутимым положительным результатам; ее отрицательные результаты существенны и легко поддаются систематизации; принципы реформы в их нынешнем виде не направлены на обеспечение научно-технологической и культурной конкурентоспособности России.
Образование и воспитание «Отделение школы от воспитания» привело к: резкому снижению учебной дисциплины и, как следствие, качества образования; к разрушению действенного инструмента идейно-нравственного воспитания; к дискредитации пафоса профессии учителя. 1.Необходимо возвращение воспитательного элемента в общеобразовательную школу. 2.Необходима государственная социально-экономическая программа по повышению престижа профессии учителя.
Состоявшиеся изменения в системе российского образования Стратегически ориентированные: 1.Состоялось движение в сторону прагматизации, которая стала поводом для фактического демонтажа старой советской «постгимназической» системы. Хотя полный возврат к советской системе в условиях рыночной экономики невозможен, спешное разрушение базовых элементов этой системы было неоправданным как с культурной, так и с экономической точки зрения 2.Оказалась разваленной системы воспроизводства квалифицированных кадров, в связи с чем в ближайшие десятилетия убытки социально-экономической сферы, а также государственного аппарата будут расти в геометрической прогрессии. 3.Вследствие разрушения 200-летнюю российской образовательной традиции нанесен удар по национальным мировоззренческим устоям. Тактически ориентированные: 1.Эксперимент с ЕГЭ привел к кризису рефлективных способностей учащихся и подмены понимания предмета механическим «натаскиванием». 2.Начато масштабное сокращение платформы фундаментальных знаний и их вытеснение прикладными, что приводит к опасному отрыву образования от науки.
Образование и проблема идентичности Крах общедоступного фундаментального образования несёт серьёзную опасность для гражданского самосознания россиян. Сокращается мыслящий слой общества, утрачивается национальная «интеллектуальная амортизация». Уменьшение доли гуманитарного образования в средней и высшей школе приводит к утрате идентичности. Перспектива проводимой реформы образования разрушение России как цивилизации.
Критика ЕГЭ 1.ЕГЭ уничтожает диалогическую форму экзаменов и подменяет оценку знаний оценкой возможностей оперативной памяти. 2.ЕГЭ не решил проблемы коррупции (такой аргумент в его поддержку был решающим), которая неотделима от рыночной логики образования. Согласно статистике, уровень коррупции в российском образовании рос пропорционально распространению ЕГЭ. Введение ЕГЭ как инструмента: отражает общую тенденцию бюрократизации системы образования; свидетельствует о недоверии власти к учителю; способствует схематизации, неконструктивному упрощению содержания школьных дисциплин и оценки знаний.
Информатизация образования Процесс информатизации образования оценен положительно, НО ! информатизация при одновременном ухудшении качества образования усиливает эффект «клипового сознания», разрушительный для психики учащихся; информатизация призвана служить инструментом для более успешного усвоения учащимися фундаментальных знаний.
Социальные риски образовательной реформы 1.Предусмотренный реформой переход к системе «бакалавр-магистр» угрожает потерей общедоступности высшего образования в России, а также невыполнении образованием функции социального лифта. 2.Из-за страха родителей перед ЕГЭ прогнозируется отток школьников из 11-х классов (этот процесс уже наблюдается, например, в Москве). 3.Понижение роли гуманитарного знания усугубляет тенденцию ухудшения общей грамотности россиян. О её плачевном состоянии свидетельствует опрос ВЦИОМ марта 2008 г.: лишь 4 % опрошенных показали результаты, соответствующие отличной оценке по шкале ЕГЭ. 4.Наряду с демографическим кризисом реформа образования служит причиной возрастающего «кадрового голода» практически во всех отраслях производства. Особое мнение: В текущем году был ликвидирован ряд вузов, обладавших традициями высокого качества образования, в том числе военных (КВАКУ и ОВЗРУ), в то время как большое количество новоявленных «университетов» и «академий» продолжают привлекать студентов отсрочкой от армии. Реформационная машина подозрительно «слепа» и тем самым опасна для государства.
Социальные акценты образовательной реформы 1.Утрата критерия общедоступности высшего образования противоречит представлениям большинства россиян о социальной справедливости. 2.Ориентированная на западные ценности, реформа демонстрирует ломку ментальности россиян, создаёт в их сознании комплекс противоречивых мотивов и целей. Тем самым она фрустрирует общество. 3.Цели и задачи реформы непонятны людям, поэтому её гражданское обсуждение затруднено. Реформа производит эффект «чиновного произвола», тем самым подрывая доверие населения к административному аппарату государства.
Политические и экономические аспекты реформы Политика Мнение 1. Политический курс российской власти противоречит направленности реформы образования. Мнение 2. Реформа образования - необходимый элемент национальной политики власти. Экономика 1.Реформа преследует цель оправдать ничтожные, по сравнению развитыми странами, расходы российского бюджета на образование. 2.Реформа решает задачу создания малобюджетного государственного образования.
Предложения экспертов по коррекции реформы образования 1.Увеличить финансирование образования (как среднего, так и высшего) до объёма не менее 8 % ВВП. 2.Остановить сокращение гуманитарных дисциплин и частично восстановить их в прежнем объёме. 3.Не допустить сокращения вузов, обладающих традициями высококлассной подготовки специалистов. 4.Сохранить степень специалиста в структуре высшего образования. 5.Сделать ЕГЭ добровольным, а не обязательным; 6.Сохранить общедоступность высшего образования. 7.Увеличить базовую заработную плату школьного учителя и преподавателя вуза до соответствия европейским стандартам.