Материалы подготовлены Директором МОУ СОШ 197 имени В.Маркелова Окуневым А.О. ЗАТО Северск Томской области Ноябрь 2008 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
Advertisements

LOGO СЕМИНАР ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ДОКЛАДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Регламент Публичный доклад ОУ – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности, основных результатах и проблемах его функционирования.
Муниципальный совет по развитию муниципальной системы образования города Лангепаса Опыт подготовки и предоставления общественности публичного доклада ЛГ.
С ЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 11 декабря 2008г. Зудиловская сош.
Стратегическая Ресурсная Координирующая Информационная.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ШКОЛЫ Руководя- щие организа- ции Школы Родите- ли Вузы Бизнес- партне- ры Пресса Учрежде- ния доп. образова- ния.
Социальное партнерство – новые возможности оценки деятельности современной школы.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Технология публичных докладов Зоткин А.О. Томск 19 января 2006 г.
Государственное образовательное учреждение Лицей 1548 «Жизнь любого человека связана с жизнью общества, благополучие которого зависит от социальной активности.
Государственно-общественное управление школой Публичный отчет образовательного учреждения.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
Публичный доклад ОУ: разработка, обсуждение, утверждение Совещание руководителей ОУ г Управление образования администрации Богородского района.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Подготовка анализа работы управляющего совета школы Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Транксрипт:

Материалы подготовлены Директором МОУ СОШ 197 имени В.Маркелова Окуневым А.О. ЗАТО Северск Томской области Ноябрь 2008 г.

Публичный доклад – средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах ее функционирования. Публичность доклада выражается в обязательном его представлении общественности – родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем заинтересованным лицам – в виде отдельного издания, через СМИ, в сети Интернет.

Как система образования реализует свои основные функции? Все ли дети имеют равные возможности получить образование? Какой уровень и качество образования им обеспечивается? Как реализуется социально-воспитательная функция системы образования в школе? Каковы ресурсы системы и насколько эффективно они используются? Уровень профессиональной компетенции педагогов – ключевого звена системы образования в школе? Как выглядит система образования в школе по сравнению с другими школами соответствующего уровня по ключевым показателям? Какие меры предпринимаются для развития системы образования в школе – направления деятельности, результаты, перспективы? Публичный доклад призван ответить на следующие основные вопросы:

Виды публичных докладов. Публичная отчетность вводится на всех уровнях системы управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения. Специфика видов докладов масштаб системы, особенность целевой аудитории, характером прикладных задач Функции публичного доклада. Информационная открытость Построения диалога с общественностью

Система образования нуждается в инструментах построения диалога с общественностью, позволяющих продемонстрировать качество и результативность своей деятельности в двух основных аспектах: качество и результативность управления, проявляющиеся в эффективности использования различных ресурсов различного рода, улучшении условий организации образовательного процесса, обновлении содержания и технологий образования; качество образования (результаты обучения, воспитания, деятельности по сохранению и укреплению здоровья).

Удовлетворение информационных потребностей различных заинтересованных групп (органы власти, педагоги, родители, дети, работодатели, СМИ); повышение информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований; информационное обеспечение рынка образовательных услуг; проведение общественной экспертизы политико-управленческих решений, стратегий и программ развития образования; привлечение социального ресурса (ресурса "доверия и поддержки"), самостоятельно значимого, а также являющегося необходимым условием инвестиционной привлекательности. Публичные доклады в системе отношений образования и общественности решают актуальную задачу – обеспечения информационной открытости системы образования.

удовлетворение информационных потребностей различных заинтересованных групп (органы власти, педагоги, родители, дети, работодатели, СМИ); повышение информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований; информационное обеспечение рынка образовательных услуг; проведение общественной экспертизы политико- управленческих решений, стратегий и программ развития образования; привлечение социального ресурса (ресурса "доверия и поддержки"), самостоятельно значимого, а также являющегося необходимым условием инвестиционной привлекательности Функции публичного доклада.

Основные целевые группы публичного доклада родители социальные партнеры местная общественность учредитель обучающиеся информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, правилах и процедурах приема, условиях обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования внебюджетных средств. широкое представление о школе, чем то, которое формируется на основе традиционных форм отчетности, оценить не отдельные достижения или проблемы школы, а эффективность реализации стратегии развития. представление об активности школы в социуме, о достижениях школы и ее учащихся, приносящих "славу" району (поселку, городу), а также раскрывает проблемы, требующие активного участия общественности. позволит конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее важные потребности учреждения, осознать свой вклад в его развитие. предпринимательских кругов интерес как информация о качестве образования потенциальных работников предприятий района (города), а с другой стороны, служить основой для определения тех актуальных проблем образования, в решении которых они могли бы участвовать. позволяет осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни школы

Подготовка к публичному докладу способствует: актуализации имеющейся информации для управленцев; выявлению дефицита достоверной информации и принятии мер к его восполнению; организации коллективного управленческого анализа ситуации с использованием эмпирических данных; выявлению объективных тенденций развития системы; пониманию проблем развития системы и определению перспективных путей их решения.

Публичный доклад и иные формы отчетных, презентационных и аналитических документов в системе образования. Для большинства подобных публикаций характерны следующие черты: отсутствие или недостаточный объем аналитической части, разделов с интерпретацией представленных данных; представление преимущественно фактологических данных, в разной степени агрегированные, а не аналитических показателей характеризующих систему образования и тенденции ее развития; публикуемые данные часто несопоставимы и не позволяют проводить сравнительный анализ; недостаточно жесткая логика изложения, объединение в рамках одной публикации разномасштабного, взаимно не увязанного материала; трудности воспроизведения единой содержательной структуры из года в год.

Позиция сравненияПубличный докладАналитический отчет Кто авторы? Персонифицированный отчет руководителя (государственно общественного органа управления) Пакет материалов отчетных управленческо-административного персонала школы по всем направлениям работы Кто адресат? Общественность в основном родители, члены общественных советов, партнеры Учредитель - управление образования За какой промежуток времени производится отчет? За один учебный год, но с обязательным использованием сопоставительного анализа за 3–5 лет За один учебный год. Возможны сравнения с предшествующим годом Предмет анализа Рассматриваются механизмы и результаты реализации конкретных задач, поставленных на конкретный учебный год в соответствии с планом работы школы Анализируются особенности Развития учреждения с целью выявления проблем и определения основных тенденций и изменений в рамках программы развития Требования к информации Жесткиетребованияк достоверности и надежности используемой информации, ограниченный список легитимных источниковинформации, ограничения на проведение собственных исследований Допускается использование любых источников информации. Чаще всего – это собственные исследования. Не обязательно подтверждениеих легитимности Требования к уровню анализа Обязательное рассмотрение причинно-следственных связей, многофакторные и многосторонние. подтверждения выводов и прогнозов, использование сопоставительного и динамического анализа, методов математической статистики. Жесткие требования к анализу отсутствуют. Как правило не Используются методы математической статистики, осуществляется констатация фактов Без выявления причинно- следственных связей. Содержание отчета формализовано.

Позиция сравненияПубличный докладАналитический отчет Требования к структуре Структура имеет жестко заданный каркас, который можетбытьнаполнен вариативнымнабором позиций Структура регламентирована Требования к стилю и оформлению Публицистическийстиль изложения и адекватное оформление текста – яркое красочноеизданиес использованием технологий рекламных буклетов Стиль официального изложенияи отчета, строгое оформление без особых требований к нему Механизмы презентации Специально разрабатываются различныеформы PR- сопровождения, в том числе с использованием СМИ и Интернета,реализуется комплексная система презентационных мероприятий Зачитываетсяна Августовском педагогическом совете, представляетсяв вышестоящие органы в печатном и электронном виде. При желании руководителя может быть опубликован на сайте учреждения

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНЫХ ДОКЛАДОВ Процедура подготовки доклада Процедура подготовки доклада на основании « Положения о публичном докладе» Принятие решения о подготовке доклада. Формирование рабочей группы, утверждение координатора работ. Утверждение плана-графика работ. Разработка и согласование аннотированного макета публичного доклада Формирование базы данных доклада (сбор и обработка данных). Создание текста доклада. Согласование и утверждение текста доклада. Подготовка доклада к публикации и распространению.

ДОКЛАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1. Общая характеристика школы. 2. Образовательная политика и управление школой. 3. Условия осуществления образовательного процесса: организационные условия; материальные ресурсы; кадровое обеспечение образовательного процесса; финансовые ресурсы; информационные ресурсы; доступность образования. 4. Результаты образовательной деятельности. 5. Ближайшие перспективы развития школы. 6. Приложения.

Информационная база докладов МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНЫХ ДОКЛАДОВ Аналитические расчетные показатели Совокупность индикаторов должна обеспечить возможность: 1) описания состояния системы и спрогнозировать ее развитие; 2) общей оценки системы; 3) выявления проблем или возможности их появления.

включает: Исходная информация формы государственной статистической отчетности по образованию; формы государственной статистической отчетности, не относящиеся непосредственно к образованию; данные отчетности муниципальных финансовых органов об исполнении бюджета; данные о результатах ЕГЭ по каждому образовательному учреждению, результаты мониторинга качества образования; данные других регулярных и нерегулярных исследований в образовании (например, информатизация региональной системы образования, кадровое обеспечение, международные исследования TIMSS, PISA и др.). Вспомогательная информация программные продукты MS Excel, входящий в стандартный набор программ MS Office и Microsoft Visio и позволяющие работать с таблицами, схемами, моделями. Аналитические индикаторы индикаторы, характеризующие условия функционирования системы образования индикаторы, используемые для характеристики системы образования Довольно большой объем информации находится в открытом доступе на сайтах организаций, занимающихся статистикой. Вот некоторые из них: – – статистика Российского образования; –Федеральная служба государственнойстатистики; – – Федеральное казначейство; Информационная база докладов

Образовательное учреждение может обеспечить получение всей необходимой для доклада внутренней информации за счет: обработки имеющихся данных (например, доля детей, проживающих в других микрорайонах); организации специального мониторинга или социологического опроса (например, средняя нагрузка на ученика в неделю, включая занятия дома и в системе дополнительного образования); анализа существующих информационных источников (публикации в СМИ, Интернете и др.); организации сбора данных (например, число и структура репетиторских занятий). Информационная база докладов

Методы обработки и анализа информации Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются: динамический анализ – анализ изменений показателей во времени; выявление тенденций и определение их причин; на оценку результативности целенаправленного управленческого воздействия на те или иные характеристики системы. сопоставительный анализ – сравнение характеристик системы с характеристиками аналогичных образовательных систем.

Структура публичных докладов Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условий его функционирования (экономические, климатические, социальные, транспортные условия района нахождения); Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения; Обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся); Структура управления общеобразовательного учреждения; Ресурсное обеспечение образовательного процесса (материально- техническая база, кадровое обеспечение образовательного процесса);Ресурсное обеспечение образовательного процесса кадровое обеспечение образовательного процесса Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения (основные данные по получаемому бюджетному финансированию, привлеченным внебюджетным средствам, основным направлениям их расходования);Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения Режим обучения. Организация питания. Обеспечение безопасности.Режим обучения. Учебный план общеобразовательного учреждения. Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договорной основе), условия и порядок их предоставления.Учебный план общеобразовательного учреждения. Оформление доклада

Структура публичных докладов Приоритетные цели и задачи развития школы, деятельность по их решению в отчетный период. Основные учебные результаты обучающихся и выпускников последнего года (в том числе на ЕГЭ, в рамках внешней аттестации выпускников основной школы, в процессах аттестационного образовательного тестирования, на олимпиадах, в ученических конкурсах). Результаты воспитания учащихся, достижения в мероприятиях в сфере спорта, искусства, технического творчества и др. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья.Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья. Социальная активность и социальное партнерство общеобразовательного учреждения (сотрудничество с вузами, учреждениями среднего профобразования, предприятиями, некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и программы школы и др.). Публикации в СМИ о школе. Основные сохраняющиеся проблемы общеобразовательного учреждения (в том числе, не решенные в отчетном году). Основные направления развития общеобразовательного учреждения Оформление доклада

Публикация, презентация и распространение доклада проведение родительских собраний, встреч с учащимися и заинтересованными группами. проведение педагогического совета и заседания управляющего (попечительского) совета или иного органа общественного управления учреждением; направление электронного файла с текстом доклада в семьи обучающихся, имеющие домашние компьютеры; распространение в школьном микрорайоне информационных листков с кратким вариантом доклада и указанием адреса интернет-сайта; проведение дня открытых дверей,.

Получение обратной связи В первую очередь целесообразно 1. Указать координаты обратной связи (включая электронные) в тексте самого доклада: куда, кому и по каким адресам можно направлять вопросы; замечания и предложения по докладу и связанными с ним различными аспектами деятельности образовательной системы. 2. Организовать систему мероприятий по получению обратной связи от пользователей доклада.

Традиционные формы получения обратной связи Анкетирование. Интервьюирование. вопросы, касающиеся: 1) оценки самого доклада: доступность информации; ясность изложения; достоверность приведенных данных; важность обсуждаемых проблем; полнота информации с точки зрения читателя; логичность выводов и заключений и т.п. 2) оценки состояния презентируемой образовательной системы: какие еще есть проблемы; каковы пути их преодоления; какие перспективы могут рассматриваться дополнительно; каковы механизмы их реализации и др.

Управленческие решения могут касаться: корректировки плана работы образовательного учреждения на следующий учебный год; предложений для программы развития образовательного учреждения; формирования или корректировки программы повышения качества образования; заключения и развития договорных отношений между всеми участниками образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения; разработки конкретных узконаправленных программ для преодоления выявленных проблем; совершенствования системы внутришкольного мониторинга и статистического наблюдения и т.п.

ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ ФАКТОРЫ, СПОСОБНЫЕ ОКАЗАТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И ПУБЛИКАЦИИ ДОКЛАДОВ Бюрократическая машина документооборота и согласования документов и ключевых позиций по содержанию докладов. Сложность сбора необходимой статистической информации. Неудачный выбор сроков выполнения работ. Сложность создания связного аналитического текста на основе статистической информации. Противоречия между существующими у специалистов органов управления образованием стереотипами отношения к отчетным документам и предложенной моделью содержания доклада и характера его подготовки.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ Доклад плохо структурирован. очень крупные содержательные блоки – нет выделения подразделов; не выделены в самостоятельные разделы некоторые крупные темы, например "Социальные аспекты системы образования" и "Эффективность использования ресурсов", хотя отдельные аспекты этих разделов в тексте присутствуют; информация по некоторым разделам неполная и плохо структурирована или отсутствует вовсе. Особенно часто это проявляется по отношению к контекстной информации, например о демографической ситуации в муниципалитете, об особенностях организации и структуре городской и сельских сетей, о подвозе и т.д.; отсутствие логики построения текста, когда информация распределяется по разделам по некоторому принципу, никак не связанному с содержанием текста; повторения или пропуски значимой информации, когда одна и та же тема присутствует в нескольких разделах или отсутствует вовсе.

Заключение не является логическим завершением текста. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ Недостаточно раскрыты специфические особенности образовательного учреждения. Диаграммы, графики и рисунки даются без необходимых комментариев или вообще без ссылок в тексте. Используется официальная, а не реальная информация (желаемое выдается за действительное). Отсутствие выводов о причинно-следственных связях Неверная интерпретация данных по диаграммам или таблицам. Неправильное оформление таблиц. Нарушение единства стиля оформления Стилистические ошибки

Информация из Internet. Литература: ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ДОКЛАДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Под ред. Т.А. Мерцаловой, С.Г. Косарецкого