Людмила Петрушевская СТРАНА Современная русская литература Урок внеклассного чтения в 10 классе Тема: «Жизнь «маленького человека» Учитель: Рыжкова В.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Всё не ладится в этой квартире » ( читательский семинар по рассказу Людмилы Петрушевской « Страна ») Всё не ладится в этой квартире, В этом городе, в.
Advertisements

Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Авторская позиция в рассказах Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» Элективный курс «Формирование исследовательской позиции.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК: Ги де Мопассан и его новелла «ОЖЕРЕЛЬЕ» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского.
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Повествование Композиция: Экспозиция; Завязка; Развитие действия; Кульминация; Развязка.
Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» Р – 7 класс.
Автор: Макеева А.В. МОУ «Благодаровская СОШ». «Уроки доброты». Главный герой рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского». «Я написал этот рассказ в надежде,
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы.
Уроки жизни в рассказе А.П. Платонова «Третий сын»
(урок литературы в 6 классе) Автор: Кочеткова К.И., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии 11.
Комедия «Ревизор». Цели урока: Проследить путь от замысла автора до современной интерпретации Проследить путь от замысла автора до современной интерпретации.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Что такое миниатюра ? В изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
ПОРТФОЛИО Учителя Учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ 593 Анашкиной Людмилы Владимировны.
Транксрипт:

Людмила Петрушевская СТРАНА Современная русская литература Урок внеклассного чтения в 10 классе Тема: «Жизнь «маленького человека» Учитель: Рыжкова В.П. ГОУ СШ 242 с углубленным изучением физики и математики

Всё не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне. Дмитрий Быков Страна Прямое значение Государство Территория – границы, суверенитет, единое пространство, независимость, самостоятельность. Земля Метафора (мой мир) Мир – название крестьянской общины в России XIII – начало XX века Мир искусства, прогресса, Божий, грез; Семья Школа Друзья

Всё не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне. Дмитрий Быков Всё не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне. Дмитрий Быков

1. Самая пронзительная точка рассказа? 2. Что не принимаете? Мрак Безысходность Жалость Противоречивое отношение Раздражение Отвращение Парадокс 3. Какими тремя словами можно выразить настроение после прочтения рассказа?

Парадокс (От греч. – неожиданный, странный) 1. Неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод 2. В логике – противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям

Какую проблему поднимает автор? Семья - Одиночество - Детство - Отцовство - Материнство - Родня

Работа в группах 1. Подобрать ассоциативный ряд Женщина Мать, детиКрасотаЛюбовь Семья

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА ОБРАЗ ГЕРОЯ Имя Портрет Речь Поведение Отношение к дочери Отношение к знакомым, родственникам КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Предисловие Экспозиция Завязка Развитие событий Кульминация Развязка Финал АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Рассказчик = Автор Каков он? ?

ОБРАЗ ГЕРОЯ НАСТОЯЩЕЕ НЕТ «осторожно звонит… тянет… мямлит…ждет» ЗАБОТА ЛЮБОВЬ ПРОШЛОЕ БЫЛО «со следами былой красоты…» ………. «…была тут своей…», прошлая жизнь, прошлые знакомые ИМЯ ПОРТРЕТ РЕЧЬ ПОВЕДЕНИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДОЧЕРИ Человеческое, что держит эту женщину, - МАТЕРИНСТВО

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ Развитие событий, кульминация и развязка – не фиксированы Финал возвращает к началу Предисловия нет Сильная экспозиция Завязка ЗАМКНУТОСТЬ, БЕЗЫСХОДНОСТЬ

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Рассказчик = Автор Каков он? ? Скрыт, отчужден от описываемых событий. ХАРАКТЕРНО ДЛЯ НОВЕЛЛЫ Пытается быть беспристрастным, но не может скрыть своей симпатии (!) к героине

Какой из афоризмов раскрывает главную мысль рассказа? «Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды» Сенека, римский писатель, философ «Равнодушие есть наивысшая жестокость» Митчелл Уилсон, американский писатель «Мечта могущественнее реальности» Анатоль Франс, французский писатель «Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана» Иван Вазов, болгарский писатель

ПОДВОДЯ ИТОГИ… 1. Произведение продолжает тему «маленького человека» в русской литературе

2. Кольцевая композиция заставляет задуматься о безысходности, о замкнутом круге, который становится границей страны, где живут герои. Страна – это сон. 3. Героиня – женщина без имени – асоциальна, но не погибает, так как любовь и забота о дочери – сильные человеческие качества. 4. Авторская позиция определяется парадоксальным выбором художественных средств при создании новеллы, побуждая читателей задуматься о себе, своей нравственности, человеческой деятельности.

Не приведи, Господь, чужой беды не слышать. Не дай-то Бог, услышав, не помочь. Рина Левинзон, сборник стихов «Строфы века»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Написать эссе «Как, по-вашему, сложилась жизнь матери и дочери дальше?» 2. Написать сочинение-рассуждение «Считаете ли вы удачным название рассказа?» 3. Нарисовать иллюстрации к рассказу. 4. Подготовить рассказ о творческой биографии Л. Петрушевской.

Контактная информация Рыжкова Валентина Павловна учитель русского языка и литературы школы 242 г. С.-Петербурга Работа выполнена на курсе «Информационные технологии в работе учителя- словесника» в Региональном центре оценки качества образования и информационных технологий (РЦОКОиИТ). Преподаватели: к. п. н., член-корр. Академии информатизации образования, почетный работник образования РФ, доцент, преподаватель РЦОКОиИТ Горлицкая С. И. к. п. н., член-корр. Академии информатизации образования, почетный работник образования РФ, доцент, преподаватель РЦОКОиИТ Горлицкая С. И. к. п. н., профессор кафедры истории педагогики СПбАППО Федоров С. В. к. п. н., профессор кафедры истории педагогики СПбАППО Федоров С. В. к. п. н., методист высшей категории РЦОКОиИТ Ээльмаа Ю. В. к. п. н., методист высшей категории РЦОКОиИТ Ээльмаа Ю. В.