Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из.
Advertisements

Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Технология продуктивного чтения. «Читать –это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное –вот в чём главное дело» К.Д. Ушинский.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Технология продуктивного чтения. Мастер-класс.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Министерство образования и науки РФ Обучение русской грамоте – проблемы и технологии 1 класс «Школа 2100» Разработала: учитель начальных классов МОУ Ярковская.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Отчёт по самообразованию Бойковой Н.А уч.год.
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС: -Технология проблемно- диалогического обучения; -Технология.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Составила: учитель начальных классов Фалько Ирина Владимировна.
1 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время.
Транксрипт:

Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл». К.Д.Ушинский.

2

Особенности литературного чтения: Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями работы с произведением и детской книгой; Одновременная работа над языком произведения и над речью детей; Сочетание знаний о тексте и умение различать художественные, научно-познавательные произведения; Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг; Освоение литературных произведений сочетается с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира; Аналитические и синтетические действия с произведением опираются на практические действия и, что вне формы, изобразительную деятельность, в которой отражается глубина и самостоятельность воспроизведения произведения. 3

Курс «Литературное чтение» направлен: На решение важных общепедагогических задач: развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, а также учебной деятельности, учет индивидуальных возможностей каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения. Характерной чертой курса является «нерасчлененность» обучения чтению, работе с текстом произведения и детской книгой, т.е. нет деления на чтение «классное» и «внеклассное»

5

Причины по которым дети неохотно и мало читают: Компьютеризация, развитие Интернета; Усиление влияния средств массовой информации; Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло; Установка родителей на то, чтобы они научили детей читать сами до школы; Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (Ты теперь большой, читай сам.) ; Несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. 6

Продленка Журавлева К

Кубик поделись

Традиционный урок 9 3) После чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданию учителя 2) Во время чтения Учитель сам читает вслух, дети слушают 1)До чтения текста Учитель готовит к восприятию текста

10

Технология продуктивного чтения (т ехнология формирования типа правильной читательской деятельности) 11 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2 ) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации Цель: формирование умения самостоятельно понимать текст.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание, предположение содержания текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов ). Специфические принципы проведения урока литературного чтения с использованием антиципации: Принцип предварительного осознания учащимися содержания и видов учебных действий на уроке литературного чтения состоит в том, что учащиеся привлекаются к планированию, организации и проведению учебного процесса; Принцип возрастающего объема антиципации в предвосхищении школьниками содержания и видов предстоящих учебных действий предполагает, что привлечение детей к планированию, организации и проведению урока литературного чтения осуществляется постепенно; Принцип триединого развивающего характера заданий для прогнозирования учащимися содержания и видов учебных действий: развитие учебной деятельности, интеллектуальное, речевое развитие. 12

Антиципация Восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой. Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и,...сеева,...ысоцкая. (Житков) Исключение иностранных букв: QАНRГSЛWИЧFАGНNИНL ПVАZВJЛЯ («Англичанин Павля») Цветные геометрические модели жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения: Графические модели различных эмоций и чувств: «Зашумление» словарного слова линиями, штрихами, пересекающими буквами, наложением одного слова на другое и т.д.; Словарная работа с применением символа, шифра, кода. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку. Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки (Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики) Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад 13

Работа с текстом до начала чтения Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов. Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения: Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором. 14

Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. Необходимо соблюдать последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение); научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме расстановка в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). 15

Работа с текстом после его прочтения. Цель этого этапа достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста «чтение между строк») Виды работ: Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк». Рассказ учителя о писателе. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д. Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.). 16

прктн –сслдвтльск дтльнст 17

18

19 5 П проектно-исследовательской деятельности Постановка проблемы Проектирование (планирование) продукта Получение информации Поиск информацииПрезентация

Фотографии с открытых уроков 20

Кубик Предложи

Кубик Какие