Так где же, всё-таки, у образования качество? Новое качество образования: возможности и перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Собственная жизнь как проект Красноярск, 6 сентября 2014 года.
Advertisements

Новое качество образования: возможности и перспективы.
Основные направления деятельности ФИП: новое содержание образования.
Государственно-общественные механизмы управления развитием системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС.
Результаты реализации направлений МРСО, связанных с введением ФГОС ступеней общего образования, повышением квалификации и введением нового порядка аттестации.
Государственно-общественные механизмы управления развитием системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС.
Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей.
ООП как общественный договор о качестве образования г.Московский 14 октября 2014 года.
Сквозные цели/результаты образования III Байкальский образовательный форум.
Система оценки качества образования как механизм отражения общественного заказа системе образования Проблемный организационно- деятельностный семинар 2011.
Переход на новые образовательные стандарты ООП ОУ как дорожная карта реализации требований ФГОС.
Образовательный контент для консультирования УС ОУ по вопросам ОКО в условиях реализации ФГОС.
Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей В.К. Игнатович, эксперт ИПОП «Эврика»
Качество образования и гражданский заказ Иркутск, декабря 2010.
Сущность государственно-общественного управления образованием Школа как объект государственно-общественного управления.
Образовательный контент для консультирования управляющих советов школ по вопросам оценки качества образования в условиях реализации ФГОС В.К. Игнатович,
Современное качество образования Qui prodest? Quo vadis?
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ГРАЖДАНСКИЙ ЗАКАЗ. Конституция, глава 1 статья 7: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена.
Комплексная оценка эффективности региональных систем образования Как это возможно?
Ключевые идеи ПООП ООО Бацын В.К.. ПООП ООО: - описывает методологические, психологические, педагогические, финансово-экономические условия и основания,
Транксрипт:

Так где же, всё-таки, у образования качество? Новое качество образования: возможности и перспективы

Качество образования – в его социокультурной эффективности Образование – сокровище или капитал? Эффективность (качество) образования измеряется эффективностью людей, это образование получивших Если образование не может быть применено с пользой для своего обладателя, – его нетЕсли образование не может быть применено с пользой для своего обладателя, – его нет

Проблема субъектности в образовании

Субъекты образования Возможности и перспективы нации Возможности и перспективы народа Возможности и перспективы региона Возможности и перспективы муниципалитета Возможности и перспективы семьи Возможности и перспективы школы Возможности и перспективы учителя Возможности и перспективы ученика Что – цель, а что – средство? Кто (какой субъект) их ставит? Какова иерархия целей?

Основная цель (миссия) общего среднего образования -способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. (Из концепции модернизации российского образования)

Возможности и перспективы сквозь призму целеполагания Цель всегда субъектна (даже если она коллективная) Объективная цель образования – развитие человеческого потенциала (предмет педагогической деятельности) Субъективная цель образования – сознательное развитие человеком собственных способностей к эффективному применению этого потенциала (капитализация полученного образования – предмет ученической деятельности ) Задача ОП школы: соединить эти цели в совместной деятельности детей и взрослых (причем далеко не только учителей) (предмет деятельности школы)

Базовые элементы ОП как проекта Г-О механизмы создания, мониторинга и оценки результатов ОП ОУ (и других уровней управления образованием); Г-О механизмы привлечения «внесистемных ресурсов» (культура, спорт, экономика, структуры власти…) Г-О механизмы медийного участия

Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности 1. У ровень рамочных /«политических»/ задач: миссия, стратегическая перспектива, мобилизация возможностей; организация специальных сред и пространств для социализации (в том числе в «открытом социуме») превращение школы в средство социально-культурного развития «вмещающего пространства» (УС, родители, педагогически активная общественность; публичный годовой отчет ОУ, школьный сайт как «место встречи» и др.)

Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности 2. Уровень «внутренних» школьных задач: Уклад школы: каждый ученик как центральная фигура в пространстве внутришкольных «силовых полей» и отношений Учителя и ученики в общей системе учебно-предметных и социально- педагогических координат (социально-культурная рефлексия хода, результатов и эффектов образовательного процесса)

Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности 3. Уровень аттестации учителей: Чем аттестация отличается от конкурса «учитель года»? Возможна ли объективная аттестация вне контекста «родной» ОП?

– Учись, мой сын! Науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни!.. Борис Годунов (А.С.Пушкин) – Накапливай как можно больше собственного опыта, дитя! Это поможет тебе понять, какое образование тебе действительно нужно! – Я не могу допустить, чтобы школа помешала моему образованию! Гекльберри Финн

Насколько совпадает то, что нами оценивается, с тем, что мы действительно ценим в наших детях?

Ключевая роль детско-взрослых сообществ

Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции; Культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение к асоциальным и криминальным реалиям); Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.); Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.); Культура здоровья и здорового тела (физическая культура, танец, спорт)

Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например, учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.) Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы) Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования) Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях

Синтетическая культура обретения и развития своего «Я»: -социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности; - развитие критического мышления; - проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.; - критическое осознание собственных пределов; - представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве; «Частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; Культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в частном общении, в публичном выступлении и т.д.).

Не всеобщий минимум, а индивидуальный максимум

Универсальные компетентности – те, которые работают на «само-» осмысление в этом залоге роли учебных предметов и опыта социализации моя ценность – в моей уникальности, моя уникальность – в «наборе» моих качеств и компетентностей

«Шаг за горизонт» Складывание неформального референтного (экспертного) родительского сообщества на основе тщательного обсуждения пространства социализации и аккультурации детей, а также наличного и желательного для этих целей ресурса; Параллельно – начало строительства интегрированного детско-родительско- учительского (не только начальных классов) сообщества, объединенного общими целями и интересами; структуризация этого сообщества по задачам и направлениям

Возможная структура ОП ОУ (для начальной школы) 1. Миссия ОУ (в контексте вызовов среды) 2. Социокультурный прогресс младших школьников: -сохранение и укрепление здоровья; -овладение языками (родным, русским, иностранным) в контексте) освоение и популяризация родного и мирового культурно-исторического наследия и достояния; -общественно-полезная деятельность в ОУ и социуме (акции -укрепление дружбы (совместные праздники, дни рождения), развитие солидарности и взаимопомощи; -культуро- и природоохранная деятельность (акции); -индивидуальные достижения в конкретных направлениях деятельности (в т.ч. в личных увлечениях); -коллективная социокультурная деятельность (театр, оркестр, спортивная команда, сайт, газета, музей, конкурсы и др.)

Особо драматичный момент: диалог с «константами» собственной культурной традиции – роль образования в решении проблем «цивилизационной модернизации»

В качестве общего вывода ОП ОУ – это фиксация образовательных сред и пространств, в которых школьное сообщество предпринимает осознанные усилия по развитию человеческого капитала в самый критический период его развития – детства, отрочества и юности.

Спасибо за внимание!